Таблица чувств для ребенка

Вопрос-ответ. «Таблица чувств»: как помогать ребенку с аутизмом с эмоциональной саморегуляцией

Описание методики для профилактики нервных срывов у ребенка и того, как применять ее с учениками школьных классов

Взрослые могут остановить эскалацию негативных чувств у ребенка, при условии, что тот может им о них сообщить. Для этого можно поговорить с учеником о проблеме или предоставить ему возможность заняться чем-нибудь успокаивающим. Однако очень часто ученикам с РАС трудно выразить свои чувства, и окружающие ничего о них не знают до тех пор, пока не станет слишком поздно. «Таблица чувств» может стать эффективной визуальной подсказкой для выражения своих эмоций. Очень часто дети могут воспользоваться такой таблицей даже без слов.

Таблица чувств в вашем классе

Для того, чтобы таблица чувств стала эффективной стратегией, нужно объяснить ребенку, какое именно чувство представлено на каждом уровне. В чем разница между «все отлично» и «у меня проблема»?

Для того, чтобы связать каждый пункт таблицы с чувством, вам нужно прибегнуть к прямым объяснениям. Занятия с такими объяснениями можно проводить по-разному, в том числе, можно использовать различные предметы, фотографии самого ребенка и других людей.

В начале такого занятия вы можете описать определенное чувство или эмоцию с помощью изображений людей, сценариев каких-то конкретных ситуаций или видеороликов. Во время такого занятия ученики могут отвечать на вопросы или проигрывать различные сценарии.

Затем педагог может проверить, хорошо ли его поняли. Например, он может поставить пять корзинок с надписями из таблицы, а затем попросить ребенка бросать мячики или мешочки с крупой в нужную корзинку в ответ на изображение, описание ситуации или видео.

Как только ученики поймут смысл каждой графы, они смогут использовать таблицу наиболее эффективно.

Пример из личного опыта

Когда я пришла для консультации в незнакомый класс, учительница сказала, что один из детей часто и сильно расстраивается, но она не понимает, что с этим делать. Я никогда не встречала этого ученика, но я положилась на визуальную поддержку, чтобы оценить ситуацию и определить наилучшие шаги.

Я открыла свой компьютер и показала ученику таблицу чувств, кратко объяснив значение каждой графы. Потом я спросила его, какой уровень соответствует тому, что он сейчас чувствует. В шкале от 1 до 5, где 5 – это самые сильные негативные эмоции и близость к нервному срыву, он выбрал цифру 4. Дословно он сказал: «Я на цифре 4, и я понятия не имею, что делать».

Этот мальчик не кричал, никого не бил и не разбрасывал вещи. Но внутренне он был на четвертом уровне – очень высокой степени фрустрации.

На этом примере вы видите, что таблица чувств выполняет две цели:

1. Помогает ученику сообщить, что он сейчас чувствует, и, что еще важнее,

2. Помогает ученику определить, какую стратегию выбрать, чтобы успокоиться.

Даже в подобном взбудораженном состоянии этот мальчик смог перечислить несколько стратегий, которые помогают ему успокоиться. Мы записали эти действия с столбик рядом с колонкой чувств. Мальчик выбрал следующие стратегии:
почитать книгу о планетах, потеребить что-нибудь в руках, попить воды. Так таблица чувств превратилась не просто в способ коммуникации, но и в подсказку о том, что можно сделать с этими чувствами.

Образец таблицы чувств

Вы можете оформить таблицу чувств в любом текстовом редакторе. Образец таблицы в формате pptx можно скачать здесь.

Как использовать таблицу чувств в классе

Когда вы уже сделали индивидуальную таблицу чувств для аутичного ребенка, то нужно регулярно использовать ее для профилактики нервных срывов и проблемного поведения, а также для деэскалации поведенческих взрывов.

Как и в случае любой другой стратегии, важно обучать тому, как ею пользоваться, и регулярно возвращаться к ей. Причем важно делать это, когда ребенок спокоен, и у него нет проблем в данный момент.

Важно, чтобы ребенок привык работать с таблицей, когда его мозг в «хорошей форме», и он может рассуждать рационально. В противном случае таблица будет ассоциироваться с проблемными ситуациями, и она будет вызывать негативные чувства.

Читайте также:  Когнитивные эмоционально волевые расстройства

Обычно лучшее время для применения таблицы чувств – утром, до начала уроков. Если у ребенка не возникло проблем дома или по дороге, это обычно лучшее время для определения «отправной точки».

– В зависимости от возраста и навыков ребенка, можно оформить таблицу чувств как отдельную папку с описанием чувств, или же это может быть отдельный листок в рабочей тетради ребенка. Можно совместить эти два способа оформления.

– Можно ежедневно повторять с ребенком его стратегии для самоуспокоения, для закрепления их можно сопровождать проигрышем по ролям.

С помощью «таблицы чувств» учитель с утра может оценить, в каком состоянии находится ученик, и действовать соответственно.

В ответ на результат таблицы учитель может поощрять и акцентировать позитивные чувства или же оказать поддержку, если есть проблема. В последнем случае помогите ученику выбрать одно из успокаивающих занятий, которое лучше всего подходит для нынешней ситуации.

В течение дня находите возможности для использования таблицы чувств, чтобы предотвратить потенциальные проблемы.

По моему опыту работы со шкалой от 1 до 5 (где 1 – быть очень спокойным и счастливым), как только ученик доходит до 4 или 5, успокоиться ему уже будет очень сложно. Так что очень важно вмешиваться, как только ученик доходит до 3, когда вероятность, что он сможет успокоиться, еще очень высока.

Таблицу чувств также можно использовать для подведения итогов в конце дня. На основе таблицы можно обсуждать с учеником, что сработало, а что нет, и составлять улучшенные планы на следующий учебный день.

Помните, что важно обращаться к таблице чувств, кода ученик спокоен и доволен. Чем чаще мы отмечаем и акцентируем такие моменты, тем проще нам поддерживать более позитивный настрой.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Как научить ребёнка выражать свои эмоции

Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.

Полина Жданова

Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.

Для начала разберёмся с понятиями:

  • эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
  • чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
    Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.

Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.

Как ребёнок выражает свои эмоции

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Выслушайте

Читайте также:  Уровень сформированности нравственных потребностей чувств привычек служит критерием

Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.

Признайте важность эмоций

Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.

Создавайте словарик эмоций

Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».

Обозначайте свои чувства

Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».

Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств

Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.

Планируйте пути решения

Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.

Обсудите героев

Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.

Формируйте «я-позицию»

Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.

Запишите ребёнка на курсы

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.

А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник

Таблица чувств – инструмент для определения эмоций

Эмоции. Чувства. Психологи утверждают, что это индикаторы нашей жизни. То, что остается с нами всегда, выражает наше отношение к чему-либо и дает ощутить жизнь сполна, во всех её проявлениях!

Это также важные сигналы, не осознавая которые, мы просто совершаем преступление… Против самих себя.

Какое-то чувство не приняли, считайте – что-то украли у себя. Что-то отрицаете – возможно убиваете какую-то часть себя. Не позволяете чему-то быть выраженным – скрываете «врагов» внутри самих себя, которые однажды сыграют с вами злую шутку.

Но, возможно, вы возразите и скажете, что дабы быть преступником, нужно нарушать какие-то законы, уставы, правила или ещё что-то строго регламентированное и прописанное.

А вы таких законов не знаете, не встречали ни одну статью, в которой говорилось бы о необходимости осознавания эмоций и чувств в нашей жизни, о том, что это очень губительно их не выражать, а ещё губительнее их подавлять или отрицать…

Да, верно! К сожалению, «входя» в жизнь мы обучаемся всему: изучаем криминальный кодекс, административные предписания, чтобы быть законопослушными гражданами, осваиваем и запоминаем правила поведения в обществе, чтобы быть им принятыми. А потом ещё дополнительно осваиваем нюансы межличностного взаимодействия, включая моменты манипуляций и психологических игр.

Но, к сожалению, мало кого учат искренности с собой, элементарным психологическим законам, применяя которые есть шанс научится быть, а не казаться (как бы ни была заезжена эта фраза)! Спросите кого-то: «Что ты сейчас чувствуешь!». Большая часть скажет: «Все нормально!» или «Со мной всё хорошо!» и не слова о том, какое за этим переживание. Еще часть испугается и заметно занервничает от того, что вы застали их врасплох таким вопросом. И лишь малая доля ответит, что сейчас чувствует смущение от того, что ими заинтересовались или взволнованность от того, что важно ответить искренне.

Читайте также:  Для меня радость когда моя дочь улыбается

Чувства под запретом

Очень часто чувства находятся под запретом. С самого детства нам могут твердить: «Мальчики не плачут», и взрослые мужчины не позволяют себе грустить. Они подавляют печаль, ища утешение в работе, алкоголе или расплачиваясь психосоматическими заболеваниями. Мы можем слышать от родителей или значимых людей: «Не расстраивайся!», и, как следствие, во взрослой жизни подавляем разочарование, грусть, пытаясь быть сильными, выдерживая всё, что приносит нам дискомфорт. Со всех сторон общество транслирует: «Нельзя злиться! Гнев разрушителен!». В результате для многих он находится под запретом и, как правило, частое его подавление приводит к чувству беспомощности, отсутствию ощущения контроля над своей жизнью и происходящим в ней и возможности защитить свои границы.

Другие крайности и поиск золотой середины

Бывает и так, что чувства переполняют через край. Чрезмерный всплеск эмоциональных волн делают жизнь похожей на землетрясение. Они появляются и тут же находят выход. Без осознания, без понимания. Стимул – реакция! Что может причинять немалый дискомфорт и самому человеку, и окружающим.

Как всегда, норма где-то посередине. Когда мы принимаем эмоции и чувства, даем себе возможность прожить их, понимая, что именно с нами происходит, что их вызвало и как с ними быть. Мы понимаем, что чувства – это не то, что нас разрушит. Да, они могут быть сигналами боли, они могут быть непросты в проживании, выбивать нас из колеи, делать еще уязвимее, полностью перекраивать нашу жизнь. Но, в тот же момент, они – основа нас. То, что позволяет прожить определенную ситуацию, отпустить её и интегрировать полученный опыт в свою личность.

Важно знать свои эмоциональные переживания и экологично выражать их. Для этого для начала неплохо будет их хотя бы знать и дифференцировать.

В этом здорово могут помочь описания эмоциональных реакций, предложенных психологами – учеными, которые занимались данной тематикой.

Классификации чувств

К примеру, американский психолог К. Изард предлагает классификацию из десяти фундаментальных эмоций (радость, грусть, удивление, отвращение, гнев и другие), каждая из которых имеет широкую разновидность проявлений и может быть составляющей сложных чувственных переживаний.

Вот известно ли вам, что радость может быть очень даже многогранной и иметь различные вариации?

Как, например, закончив подготовку к важному мастер-классу, вы чувствуете радость – удовлетворение от того, что выполнена важная часть для его реализации, вы вложили в него душу и готовы представить вашим слушателям.

После удачного мастер-класса вас может переполнять уже радость – восторг от отзывов, которые вы получили и того, что всё удалось на все сто процентов.

Есть и другие классификации, как научные, так и бытийные. Например, Клод Штайнер, говоря об эмоциональной грамоте, выделяет 4 аутентичных чувства: радость, гнев, печаль и страх. Все остальные чувства считаются рекетными (то есть обусловленными жизненным сценарием) или производными от четырех базовых.

Но, можно ли весь спектр эмоциональных реакций «втиснуть» в какую-то классификацию? Кажется, что это практически нереально. Но, в тот же момент они могут помочь нам лучше понять себя, научиться называть свои переживания.

Изучаем чувства

Предлагаем вам ознакомиться с одним из инструментов, который может в этом помочь. Перед вами таблица чувств:

В самой верхней строке перечислены базовые чувства, которые являются производными для остальных (они размещены внизу, в столбике определенного базового). Это чувства радости, гнева, страха, грусти, любви. К примеру, тревога – это своего рода разновидность страха, но обусловлена она не моментом здесь и сейчас, а переживанием о будущем. Интерес – это радость от познания, стремление узнать что-то новое.

Ниже перечислены часть возможных мыслей или состояний человека, которые могут быть вызваны теми или иными чувствами.

Попробуйте поработать с этой таблицей каждый раз, когда вы испытываете трудность в определении своих эмоциональных переживаний. Обращайтесь к ней в той ситуации, когда вам сложно разобраться в своём чувстве, или вы испытываете общий дискомфорт и не знаете, что с ним сделать.

Со временем ваши знания о ваших эмоциях и чувствах станут богаче, а ваша жизнь – намного насыщеннее и ярче!

Источник

Оцените статью