Вопрос-ответ. «Таблица чувств»: как помогать ребенку с аутизмом с эмоциональной саморегуляцией
Описание методики для профилактики нервных срывов у ребенка и того, как применять ее с учениками школьных классов
Взрослые могут остановить эскалацию негативных чувств у ребенка, при условии, что тот может им о них сообщить. Для этого можно поговорить с учеником о проблеме или предоставить ему возможность заняться чем-нибудь успокаивающим. Однако очень часто ученикам с РАС трудно выразить свои чувства, и окружающие ничего о них не знают до тех пор, пока не станет слишком поздно. «Таблица чувств» может стать эффективной визуальной подсказкой для выражения своих эмоций. Очень часто дети могут воспользоваться такой таблицей даже без слов.
Таблица чувств в вашем классе
Для того, чтобы таблица чувств стала эффективной стратегией, нужно объяснить ребенку, какое именно чувство представлено на каждом уровне. В чем разница между «все отлично» и «у меня проблема»?
Для того, чтобы связать каждый пункт таблицы с чувством, вам нужно прибегнуть к прямым объяснениям. Занятия с такими объяснениями можно проводить по-разному, в том числе, можно использовать различные предметы, фотографии самого ребенка и других людей.
В начале такого занятия вы можете описать определенное чувство или эмоцию с помощью изображений людей, сценариев каких-то конкретных ситуаций или видеороликов. Во время такого занятия ученики могут отвечать на вопросы или проигрывать различные сценарии.
Затем педагог может проверить, хорошо ли его поняли. Например, он может поставить пять корзинок с надписями из таблицы, а затем попросить ребенка бросать мячики или мешочки с крупой в нужную корзинку в ответ на изображение, описание ситуации или видео.
Как только ученики поймут смысл каждой графы, они смогут использовать таблицу наиболее эффективно.
Пример из личного опыта
Когда я пришла для консультации в незнакомый класс, учительница сказала, что один из детей часто и сильно расстраивается, но она не понимает, что с этим делать. Я никогда не встречала этого ученика, но я положилась на визуальную поддержку, чтобы оценить ситуацию и определить наилучшие шаги.
Я открыла свой компьютер и показала ученику таблицу чувств, кратко объяснив значение каждой графы. Потом я спросила его, какой уровень соответствует тому, что он сейчас чувствует. В шкале от 1 до 5, где 5 – это самые сильные негативные эмоции и близость к нервному срыву, он выбрал цифру 4. Дословно он сказал: «Я на цифре 4, и я понятия не имею, что делать».
Этот мальчик не кричал, никого не бил и не разбрасывал вещи. Но внутренне он был на четвертом уровне – очень высокой степени фрустрации.
На этом примере вы видите, что таблица чувств выполняет две цели:
1. Помогает ученику сообщить, что он сейчас чувствует, и, что еще важнее,
2. Помогает ученику определить, какую стратегию выбрать, чтобы успокоиться.
Даже в подобном взбудораженном состоянии этот мальчик смог перечислить несколько стратегий, которые помогают ему успокоиться. Мы записали эти действия с столбик рядом с колонкой чувств. Мальчик выбрал следующие стратегии:
почитать книгу о планетах, потеребить что-нибудь в руках, попить воды. Так таблица чувств превратилась не просто в способ коммуникации, но и в подсказку о том, что можно сделать с этими чувствами.
Образец таблицы чувств
Вы можете оформить таблицу чувств в любом текстовом редакторе. Образец таблицы в формате pptx можно скачать здесь.
Как использовать таблицу чувств в классе
Когда вы уже сделали индивидуальную таблицу чувств для аутичного ребенка, то нужно регулярно использовать ее для профилактики нервных срывов и проблемного поведения, а также для деэскалации поведенческих взрывов.
Как и в случае любой другой стратегии, важно обучать тому, как ею пользоваться, и регулярно возвращаться к ей. Причем важно делать это, когда ребенок спокоен, и у него нет проблем в данный момент.
Важно, чтобы ребенок привык работать с таблицей, когда его мозг в «хорошей форме», и он может рассуждать рационально. В противном случае таблица будет ассоциироваться с проблемными ситуациями, и она будет вызывать негативные чувства.
– Обычно лучшее время для применения таблицы чувств – утром, до начала уроков. Если у ребенка не возникло проблем дома или по дороге, это обычно лучшее время для определения «отправной точки».
– В зависимости от возраста и навыков ребенка, можно оформить таблицу чувств как отдельную папку с описанием чувств, или же это может быть отдельный листок в рабочей тетради ребенка. Можно совместить эти два способа оформления.
– Можно ежедневно повторять с ребенком его стратегии для самоуспокоения, для закрепления их можно сопровождать проигрышем по ролям.
С помощью «таблицы чувств» учитель с утра может оценить, в каком состоянии находится ученик, и действовать соответственно.
В ответ на результат таблицы учитель может поощрять и акцентировать позитивные чувства или же оказать поддержку, если есть проблема. В последнем случае помогите ученику выбрать одно из успокаивающих занятий, которое лучше всего подходит для нынешней ситуации.
В течение дня находите возможности для использования таблицы чувств, чтобы предотвратить потенциальные проблемы.
По моему опыту работы со шкалой от 1 до 5 (где 1 – быть очень спокойным и счастливым), как только ученик доходит до 4 или 5, успокоиться ему уже будет очень сложно. Так что очень важно вмешиваться, как только ученик доходит до 3, когда вероятность, что он сможет успокоиться, еще очень высока.
Таблицу чувств также можно использовать для подведения итогов в конце дня. На основе таблицы можно обсуждать с учеником, что сработало, а что нет, и составлять улучшенные планы на следующий учебный день.
Помните, что важно обращаться к таблице чувств, кода ученик спокоен и доволен. Чем чаще мы отмечаем и акцентируем такие моменты, тем проще нам поддерживать более позитивный настрой.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник
Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика
Что такое расстройство аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.
В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».
Основные причины развития
Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.
К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.
Есть и другие причины РАС:
- Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
- Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
- Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.
Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.
Классификация расстройств аутистического спектра
В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:
- Аутизм. Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии.
- Синдром Аспергера. Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
- Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
- Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
- Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.
Проявления расстройств аутистического спектра
РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.
У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.
Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.
К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:
- Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
- Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
- Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
- Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).
- Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
- Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.
- Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.
Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.
Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.
Как правило, используются следующие средства диагностики:
- Тесты со специальными опросниками.
- Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
- Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
- Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.
Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.
В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:
- У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
- Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
- Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
- Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.
Источник