Связь мышления с эмоциями

Взаимосвязь эмоциональной сферы личности и типа мышления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность эмоций и эмоциональной сферы личности

Эмоции – это незапланированная реакция нервной системы и психики человека, на происходящие внешние и внутренние процессы, представляющая собой часть человеческой природы.

Эмоциональная сфера – это характеристика эмоционального реагирования человека на события, явления, поступки других людей и т.д.

Эмоциональная сфера человека определяет эмоциональность личности. По своей природе, испытываемые человеком эмоции могут быть различного спектра, «от положительных до отрицательных», «от моральных до аморальных», «от добрых до злых» и т.д. Спектр испытываемых человеком эмоций во многом зависит от окружающей конкретной ситуации, в результате которой они и были порождены.

Эмоции представляют собой следствие мышления. Позитивное мышление вызывает у человека позитивные эмоции, негативное мышление – негативные эмоции. Причины возникновения позитивного или негативного мышления во многом связаны с наличием у человека жизненного опыта.

Отношение у людей к эмоциям принято подразделять на два типа:

  1. Конструктивное отношение – это полное осознание собственных эмоций, что позволяет адекватно и понятно для окружающих выражать их внешне.
  2. Деструктивное отношение – человек понимает свои эмоции, но не способен ими управлять должным образом, в результате чего эмоции управляют его поведением и поступками.

Вне зависимости от отношения человека к эмоциям они имеют внешнее выражение, сознательно или бессознательно. Обусловлено это тем, что эмоции представляют собой «энергию», которой необходим выход.

Понятие и сущность мышления

Мышление – это процесс моделирования систематических отношений в окружающем человека мире, на основе его безусловных положений.

Готовые работы на аналогичную тему

Начало возникновения процесса мышления и его окончание представляет собой особый вид ориентировочной деятельности, целью которой является оказание помощи индивиду в понимании окружающего мира, обеспечении удовлетворения его потребностей и опознание ценностей, необходимых человеку.

В настоящее время существует множество концепций, которые по-своему классифицируют виды и типы мышления. Общепризнанной является следующая классификация, подразделяющая мышление на такие виды как:

  • теоретическое мышление;
  • понятийное мышление;
  • образное мышление;
  • практическое мышление;
  • наглядно-образное мышление;
  • наглядно-действенное мышление.

Основными формами мышления являются:

  1. Понятие – отображает в мышлении единство всех существенных связей, свойств и отношений между явлениями предметами.
  2. Суждение – высказывание, утверждение или отрицание определенных отношений между явлениями или предметами. Суждение может быть: существенное, истинное, ложное, ошибочное, предположительное и т.д.
  3. Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет индивиду сделать новый вывод из имеющихся суждений. Выделяют следующие виды умозаключений: индукция, дедукция, анализ и т.д.

Взаимосвязь эмоций и мышления

Исследованием взаимосвязи мышления и эмоций (эмоциональной сферы) занимались многие отечественные психологи (А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, И.А. Васильев, В.Е. Клочко и многие другие). При соотношении мышления и эмоций было выделено и описано два основных подхода:

Читайте также:  Посмотри какое диво радость встречи двух сердец

1.Функциональный подход – в соответствии с данным подходом человеком управляют либо его эмоции и эмоциональные состояния, либо разум, который берет над ними верх. Одним из наиболее ярких представителей данного похода является американский психолог Г. Гарднер, который описывал наличие у человека интераличностного интеллекта способного успешно решать вопросы самоуправления. Именно благодаря данному интеллекту человек управляет своими эмоциями и чувствами, осознает и анализирует их, а также использует в ходе своей жизнедеятельности.

  1. Системно-деятельностный подход – подразумевает, что регуляция эмоций осуществляется посредством мышления в рамках осуществления определенного вида деятельности. Важным является то, что возникновение деятельности должно происходить на основании внешней или внутренней мотивации.

В настоящее время актуальным является системно-деятельностный подход, в рамках которого сформировалась смысловая теория мышления.

В смысловой теории мышления возникли и успешно развиваются следующие исследовательские работы в области эмоциональной регуляции мышления:

Исследования направленные на выявление условий возникновения и функционирование эмоций в рамках мыслительной деятельности. Особое внимание уделяется интеллектуальным эмоциям. Обусловлено это тем, что по мнению ученых именно они выступают в качестве внутренних сигналов от актуализированной познавательной потребности индивида. В исследованиях показывается тесная взаимосвязь между интеллектуальными эмоциями и мыслительными процессами разного уровня.

Исследования, направленные на выявление роли эмоций в процесса целеобразования. Так, данные исследования показывают, что первая реакция человека на познавательное противоречие именно эмоциональная. На ее основании уже в дальнейшем выстраивается и развивается поисковая познавательная потребность, инициирующая целеобразование.

Исследования, направленные на изучение мотивационно-эмоциональной регуляции мышления. В частности, изучена эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации — внешней и внутренней. Показано, что существуют разные типы эмоциональной регуляции, характеризующиеся разным местом и ролью эмоций в системе регуляции мыслительной деятельности.

Таким образом, на пути к исследованиям проблем эмоций и мышления с самого начала встает принципиальной важности вопрос о том, какая фактическая ценность скрывается за признаваемой ценностью переживаний, за человеческим влечением к некоторым из них.

Источник

Общие вопросы соотношения мышления и эмоций

Психологические характеристики мыслительного процесса, мышления как деятельности, ориентировки в задаче будут существенно неполными без рассмотрения роли эмоциональных процессов в реальном поиске решения, в формировании психического отражения на уровне мышления. В исследованиях эмоциональной регуляции поиска и конкретизируется тезис о субъектности мышления. Важно учитывать мотивационную обусловленность мышления, но этого недостаточно, необходимо также дать характеристику эмоциям, которые «отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта». Своеобразие места проблематики, связанной с анализом взаимоотношений эмоций и мышления, заключается в том, что она часто оказывается на пересечении учений о мышлении и учений об эмоциях, занимая и тут и там периферийное положение.

Сам факт существования и важная роль эмоциональных процессов в познании были отмечены еще до выделения психологии в самостоятельную науку философами, называвшими такие интеллектуальные чувства, как сомнение, уверенность, догадку, удивление, удовольствие и др. Конкретно-психологические исследования интеллектуальных чувств сталкивались с большими трудностями. Интеллектуальные чувства сводились к познавательным процессам. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой подчеркивается лишь негативное влияние эмоций на познание, абсолютизировались факты искажения отражения реальности под влиянием эмоций: представление о логике чувств у Рибо, об аутистическом мышлении у Блейлера. В истории психологии существовала попытка ввести специальное понятие «эмоциональное мышление», она осуществлена в работе Г. Майера. Вместе с тем еще Н.Н.Лапшин отмечал, что «под заглавием «психология эмоционального мышления» скрывается целое метафизическое учение, носящее эклектический характер». «Эмоциональное мышление» Г. Майер отличал от «судящего мышления» и в качестве основного признака называл следующий: «На первом месте стоят потребности практические. «. Описывая специфику эмоционального мышления, Г. Майер также отмечал, что познавательный процесс здесь затенен, отодвинут на задний план, фокус внимания сосредоточен на практической цели, для которой познание является лишь побочным средством. Если обратиться к принятой сейчас в отечественной психологической литературе терминологии, то легко заметить, что понятие «эмоциональное мышление» Г. Майера очень близко понятию «практическое мышление» (ср. работу Б.М.Теплова «Ум полководца»), поэтому неправильно считать, что «эмоциональное мышление» (по Майеру) есть самостоятельный вид мышления.

Читайте также:  Перепады настроения мне 15 лет

«Эмоциональное мышление» классифицируется далее Майером на «аффективное» и «волевое». К первому автор относит эстетическое и религиозное мышление. Так, например, религиозные акты мысли, по Майеру, являются аффективными умозаключениями (а не познавательными процессами). Эти своеобразные умозаключения обладают следующими признаками: непосредственное оценивание известных фактов, вызванное желанием достигать известных благ и избегать известных зол, чувство зависимости по отношению к некоторому началу, импульс к осуществлению акта веры. Таким образом, аффективное мышление, хотя и выделяется в качестве самостоятельного, получает лишь общую характеристику, трактуется как вид умозаключения. В работе Г. Майера не только отсутствуют конкретно-психологические исследования эмоционального и аффективного мышления, но даже отсутствует их четкое выделение из всего многообразия умственных процессов человека.

В отечественной психологии, в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены методологические основы для преодоления традиционного разрыва между познавательными и эмоциональными процессами и, в частности, отрыва мышления от эмоциональной (и мотивационной) сферы. В этом контексте важны положение Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта и положение С. Л. Рубинштейна о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального. Значимым является также положение А.Н.Леонтьева о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. Важными также являются и положения об общих функциях эмоций. Теоретические положения В.К.Вилюнаса, Ф. В. Бассина, П.М.Якобсона, Б.И.Додонова, В. Л. Поплужного, А. В. Запорожца могут также быть использованы при изучении эмоциональной регуляции мышления. С мыслительной деятельностью связаны (в ней участвуют) все виды эмоциональных явлений — и аффекты, и собственно эмоции, и чувства (по классификации А.Н.Леонтьева). Можно также говорить об интеллектуальной агрессии, интеллектуальном стрессе, интеллектуальной фрустрации.

Экспериментально-психологические исследования эмоциональной регуляции мыслительной деятельности начались сравнительно недавно, но без них уже нельзя представлять себе современную психологию мышления. «Внутренние условия» мышления — это и возникновение, и сложная динамика эмоциональных оценок.

Читайте также:  Скрытые чувства у мужчин

Источник

Мышление и эмоции – подвиды интеллекта

Люди – сложно устроенные социально-биологические сущности, а потому наше мышление и эмоции находятся в тесной взаимосвязи.

С одной стороны эмоции порой мешают нам трезво рассуждать, объективно оценивать ситуацию, но с другой стороны – они являются прекрасным стимулом, катализатором нашего мыслительного процесса.

Даже ученые не пришли сегодня к единому мнению, что в человеке сильнее: разум или эмоции, поэтому существует множество разнообразных теорий, гипотез, описывающих человеческое мышление и эмоции, а также их соотношение, взаимосвязь.

Интересен в этом плане научный взгляд американского психолога Г. Гарднера, развившего идею множественности подвидов интеллекта. Он выделил так называемый «интраличностный интеллект», решающий задачи человеческого самоуправления.

Посредством этого интеллекта человек, по мнению Г. Гарднера, способен управлять собственными чувствами, эмоциями, осознавать, различать, анализировать их, использовать полученные таким образом сведения в своей практической деятельности.

Аналогичных взглядов придерживаются и Дж. Майера, П. Саловей. По их мнению, подобные функции выполняет присущий каждому человеку эмоциональный интеллект.

Они полагают, что эмоции, настроение оказывают разнообразное прямое воздействие на процесс решения задач.

Так, например, эмоция счастья способствует творческим, индуктивным решениям — переход от нескольких единичных элементов к общему объекту.

Грусть, напротив, способствует дедуктивным решениям — переход от целого, общего объекта к нескольким единичным, частным элементам, рассмотрению множества возможных альтернатив.

Кроме того, эмоции рассматриваются как системные внутренние составляющие продуктивного мышления человека, влияющие не только на ход, но и на конечный результат мыслительной деятельности.

Учеными выявлена одна особенная закономерность: первой реакцией человека на сложные, трудные, новые ситуации являются именно эмоции, а уже потом включается мыслительный процесс, по большому счету инициированный возникшими ранее эмоциями.

Эмоции являются одним из главнейших механизмов порождения наших решений, а также замыслов, целей, идей.

Поэтому мышление и эмоции находятся не просто в тесной взаимосвязи, а, можно сказать, что человечество приобрело гибкость, креативность, альтернативность мышления именно благодаря эмоциональному компоненту интеллекта.

Более того, именно эмоции помогают нам корректировать наши решения, которые еще не приняли окончательную форму, а только обдумываются и примеряются к заданной ситуации.

Благодаря систематически получаемым эмоциональным сигналам «одобрения» («неодобрения») разрабатываемого решения, мы можем отбрасывать в сторону те из них, которые нам не нравятся, и искать новые варианты или возвращаться к ранее рассматриваемым.

Заметьте, речь идет не о логическом суждении, а именно о чувствах, которые у нас вызывает определенный набросок решения.

Иными словами, наши эмоции активируют, ускоряют мыслительный процесс, задают нам определенные мыслительные направления, а также помогают найти оптимальное или нестандартное решение.

Все эти характеристики неоценимы для практической деятельности человека, а особенно для бизнеса, где гибкость мышления особенно важна.

Таким образом, мышление и эмоции настолько переплетены в человеческой психике (интеллекте), что они сегодня совершенно неотделимы друг от друга, поэтому полностью контролировать эмоции иногда даже вредно, потому что это мешает нормальному мыслительному процессу.

Источник

Оцените статью