Связь мотивацией с эмоцией

Эмоции и мотивы

Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют ее характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.

Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т.п. Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей. При отрицательном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается.

Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.

А.Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж.Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признают побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р.У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.

Полагая эмоцию в качестве компонента мотивации, Б.И. Додонов подчеркивает двойственность ее психологической сущности: эмоции есть одновременно и оценка других ценностей, и ценности сами по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека на те или иные объекты или отвращают от них. Как ценности они определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям и безразличие к другим. Эмоции играют роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими.

В работах В.К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности. Автор разделяет мнение Рубинштейна о том, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации).

Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.

Те процессы, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений, заслуживают отдельного внимания психологов — исследователей проблемы соотношения эмоций и мотивов.

Источник

Билет 17 Связь эмоций с мотивацией

А.Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж.Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признают побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р.У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.

Читайте также:  Скажи почему нам не выжить без этих чувств гуди

В работах В.К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности. Автор разделяет мнение Рубинштейна о том, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации).

Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.

Билет 18. Классификации эмоций (Рубинштейн, Леонтьев).

· Рубинштейн

Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Эмоции легче выявить тогда, когда потребности не удовлетворены.

Эмоциональные переживания полярны (всякое переживание имеет свою противоположность).

Объективная роль в жизни человека и основная функция: эмоции объективно связывают между собой события в жизни человека с его потребностно — мотивационной сферой. Эмоции всегда возникают в связи с определенными потребностями или мотивами и по отношению к каким-либо событиям.

Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности.

Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:

ü Чувства (эмоции) — переживания, передающие отношение человека к внешнему миру.

Выделяют 3 уровня чувств (в связи с мотивационно — потребностной сферой личности и по возможности осознания):

1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека.

2. Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека.

3. Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Пр.: чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического.

ü Аффекты – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

ü Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов.

ü Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние.

· Леонтьев

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции есть ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление.

Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни.

Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:

ü Аффект – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Не являются управляемыми.

ü Собственно эмоции– более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер — способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации — эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).

Читайте также:  Радость женщин что это

ü Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Связь между мотивами, потребностями и эмоциями

Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то вол-

нует, значит, это связано с мотивами. Известно, что одной из функций мотива является смыслообразование (т. е. то, ради чего действует субъект). Эмоции всегда являются психическим отражением этих смыслов, и именно поэтому эмоцииключ к разгадке и изучению неосознаваемых мотивов.

Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют ее характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий.

Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т. п. Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей. При отрицательном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается. Эмоция — это психическое отражение актуального состояния потребностей. Так, невозможность удовлетворить ту или иную потребность сопровождается фрустрацией — негативным эмоциональным состоянием. Потребность — объективная необходимость во внешнем благе — всегда представлена в психике субъекта в виде эмоций, желаний и влечений. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности. Эмоции могут играть роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими. Однако А. Н. Леонтьев считал, что

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 56

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru

сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж. Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Итак, мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.

Источник

Как эмоции влияют на мотивацию?

Эмоции и мотивация — это основные движущие силы нашего поведения. Желание испытывать или не испытывать определенные эмоции в значительной степени мотивирует наше поведение.

Эмоции являются основной мотивационной системой нашего организма, придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется, а эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решений и поведение человека.

Читайте также:  Эмоциональное беспокойство нервное состояние

Углубимся немного в исследования, связывающие негативные эмоции и мотивацию.

Злость (гнев), безусловно, была главной эмоцией, исследуемой в этой области. Злость неоднократно была связана с поощрением и побуждением к действию в рамках определенного порядка действий (Harmon-Jones, Price, Gable and Peterson, 2014).

Другие исследователи выдвинули идею «целостности», которая побуждает нас рассматривать трудные или негативные эмоции как часть общей картины общего счастья (Biswas-Diener and Kashdan, 2014). Они инструктируют нас, что изменение необходимо. И мы должны действовать в соответствии с негативным поведением, чтобы это изменение произошло, которое приведет нас к дальнейшему счастью. Эти исследователи советуют нам конструктивно направлять наши негативные эмоции для удовлетворения наших более глубоких потребностей и поиска положительных результатов.

Позитивная психология «второй волны» следует тому же принципу. Исследователи утверждают, что этот новый подход к позитивной психологии рассматривает наши невзгоды, дискомфорт и негативные эмоции как путь к повышению нашей сопротивляемости (Ivtzan, Hefferon, Worth, 2015). Они рассматривают негативные эмоции как важную часть духовной жизни. Принимая и соглашаясь с такими сложными эмоциями как вина или беспокойство, мы выстраиваем более глубокую связь с тем, кем мы хотим быть, как мы хотим жить в этом мире.

В области мотивации, есть некоторые интересные исследования о том, как негативные эмоции могут помочь нам достичь образовательных целей. До настоящего времени исследования были сосредоточены на тревожности в отношении предстоящего теста или экзамена, как это негативно влияет на результаты (Zeidner, 2014). Новые исследования показывают, что это сложнее, чем кажется. Например, взрослые студенты воспринимают негативные эмоции как вредные, но они действительно оказывают благотворное влияние в некоторых ситуациях (Rowe, Fitness, Wood, 2018). Исследователи пришли к выводу, что роль отрицательных эмоций является более сложной, чем предполагается.

Таким образом, именно наше понимание и понимание наших негативных эмоций может привести к тому, что можно получить максимальную пользу в любой конкретной ситуации. При более глубоком понимании мы можем в дальнейшем использовать наши негативные эмоции, чтобы помочь мотивировать нас на достижение целей и нахождение решений проблем, с которыми мы можем столкнуться.

Как мы можем лучше контролировать и справляться с нашими отрицательными эмоциями?

Один из лучших способов справиться с нашими негативными эмоциями — это принятие.

Принятие отрицательных эмоций в себе и других является частью человеческого существования. Это позволяет нам проявлять сострадание к тому, как они себя представляют и почему именно так.

Вместо того, чтобы зацикливаться на том, что нужно избегать негативных эмоций или что они какие-то «неправильные», мы должны признать, что они являются естественной частью того, кем мы являемся.

Как только мы это сделаем, мы действительно сможем изменить то, как мы можем реагировать на них. Развить поведение, которое будет осмысленным и принесет пользу тому, как мы выражаем себя и взаимодействуем с другими.

Harmon-Jones, E., Price, T. F., Gable, P. A., & Peterson, C. K. (2014). Approach motivation and its relationship to positive and negative emotions.

Biswas-Diener, R. & Kashdan, T. (2014). The Upside of Your Dark Side: Why Being Your Whole Self―Not Just Your “Good” Self―Drives Success and Fulfillment.

Itzvan, I., Lomas, T., Hefferon, K., & Worth, P. (2015). Second Wave Positive Psychology: Embracing the Dark Side of Life.

Zeidner M. (2014). Anxiety in education. In: Alexander P.A., Pekrun R., Linnenbrink-Garcia L., editors. International Handbook of Emotions in Education.

Rowe, A., Fitness, J., & Wood L. (2018). The role and functionality of emotions in feedback at university: A qualitative study.

Источник

Оцените статью