Связь интонации с эмоциями
Ссылка на первоисточник: http://www.philol.msu.ru/rus/gorn/arso/dolot.htm
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ: ПРОБЛЕМА КОНТЕКСТУАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ПРИЗНАКОВ
Поскольку эмоции в речи затрагивают просодическую структуру всех ее единиц, то уместно поставить вопрос об оценке корреляции относительных просодических параметров мелодики слова, синтагмы, фразы в текстовом контексте при выражении в нем той или иной интеллектуальной эмоции.
Давно существует мнение, что эмоциональная интонация «наслаивается» на просодическую структуру фразы с тем или иным типом коммуникативной интонации, но до сих пор остается загадкой вопрос о динамике соотношений величин параметров различных просодических структур текста, которая возникает при порождении эмоциональной речи.
Нами экспериментально установлено, что на просодический компонент эмоциональной речи может сильно влиять синтаксическая структура высказывания. Например, было обнаружено, что в коротких звучащих фразах эмоциональные речевые реакции (страх, укор, радость, удивление и др.) могут отражаться на величине частотных и темпоральных соотношений в мелодическом контуре фразы как на участках ударных гласных, так и на участках отдельных ритмических структур фразы. Также экспериментально подтверждено, что сложные интеллектуальные эмоциональные переживания могут иметь свое развитие только на продолжительных по времени участках речи, например, — тексте из нескольких фраз (Э.А.Нушикян, 1986). Как показал предварительный статистический анализ просодических параметров эмоционально окрашенной речи, можно предполагать, что для распознавания интеллектуальных эмоций диктора (например, одобрения-неодобрения, успеха-неуспеха, сомнения-уверенности, предвосхищения успеха, догадки и др.), наряду с другими параметрами, значимой может быть статистика речевых пауз в тексте.
Таким образом, можно предположить, что различные виды интеллектуальной эмоциональной интонации в звучащей речи выражаются корреляционной зависимостью параметров фразовой мелодики от величины межфразовых пауз в тексте. При этом возникает вопрос о границах доверительных интервалов переменных регрессионной зависимости среднестатистической величины параметров фразовой мелодики (частотных, временных и амплитудных отношений) от величины межсинтагменных и межфразовых пауз в тексте с заданной коммуникативной установкой. Как указывает М.К.Румянцев (1999г.), сложность признаковой стратификации заключается в том, что все иерархически связанные между собой наборы физических признаков структурируются и воплощаются в звучании тех исходных сегментов, которые образуют каждую данную языковую единицу. К сказанному можно добавить, что поиск интонационных стереотипов эмоционально окрашенной речи сопряжен с трудностью однозначной оценки аудиторами той или иной интеллектуальной эмоции после прослушивания магнитофонных записей и со сложностью учета при параметрическом анализе взаимовлияния признаков эмоциональной интонации, свойственных разным уровням просодической организации текста. .
Источник
Как интонации напрямую влияют на наше восприятие и настроение
Мы можем сколько угодно вкладывать смысл в слова, которые произносим. Но не менее важными являются интонации. Они транслируют наше настроение и отношение к собеседнику, партнеру. Самая незначительная фраза может заключать или безграничную нежность или смертельное оскорбление.
Периодически обижаюсь на мужа. Вернее, не на него самого и значение его слов, а на то, как эти чертовы слова были произнесены. На тон, жесткую, как арматура, интонацию и нотки, напоминающие тяжелые дротики. На неподвижный, будто гипсовый, подбородок, внешнее равнодушие, холод в конце предложений и безапелляционные выводы.
Любить голосом – настоящее искусство
В этот момент мне хочется дать сдачи. Испепелить взглядом. Залепить пощечину. Собрать все произнесенное ранее и кляпом вставить в рот. В этот момент я чувствую себя нелюбимой. Ненужной. Нежеланной.
Думаю, что даже с грузчиком, явившимся на работу пьяным и уронившим целый ящик шампанского «Дом Периньон», таким тоном не разговаривают. Даже с вратарем, пропустившем за игру 146 мячей. Даже с блондинками, не отличающими Иран от Ирака. Вот как для меня важны интонации! Ровные, доброжелательные, чуть игривые и любящие, пусть даже мы обсуждаем инвестиции, пререкаемся на счет длительности отпуска или не можем определиться кто сегодня сядет за руль.
Помню историю о том, как юная леди уехала на море и у нее неожиданно быстро закончились деньги. Она прислала телеграмму с короткой фразой: «Папа, вышли денег». Отец обиделся, затаился и промолчал. Когда его спросили о причине такой реакции – охотно объяснил:
– Вот если бы она написала: «Папочка, вышли денег», – даже не раздумывал. А так – пусть сама выкручивается.
Два года назад я познакомилась с очень милой и очень громкой девушкой. Она призналась, что в ее семье было принято общаться на повышенных тонах всегда и везде: за ужином, на пляжах Бердянска, в холле кинотеатра перед просмотром индийского фильма и возле кибитки мороженщика. Все члены семьи активно жестикулировали, притопывали правой ногой, выпучивали глаза и чуть что – переходили на поросячий визг. Она это воспринимала, как норму, и выйдя замуж стала таким же макаром общаться с мужем. Это чуть не послужило причиной для развода. Ее избранник, интеллигентный и уравновешенный парень, спортсмен, член Союза архитекторов Эстонии, первое время пребывал в жутком стрессе, носил беруши, а потом поставил вопрос ребром.
Так что интонации напрямую влияют на наше восприятие и настроение. Если мы решаем бытовые вопросы, но в голосе застряла занозой агрессия или злость, рядовой разговор имеет все шансы трансформироваться в ссору. Если мы планируем покупку дубового кухонного гарнитура, но у кого-то в душе расплескалось раздражение – кухня «Адель» пропишется на складе, а в доме не останется ни одной целой тарелки. Потому что любить голосом – настоящее искусство, а не брать чужие эмоции на свой счет – искусство вдвойне.опубликовано econet.ru
Автор Говоруха Ирина
Изображения: Eric Bowman
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
§11. Связь эмоции и интонации.
В данном параграфе освещается характеристика регулярных интонационно выявляемых в речи субъективно-модальных значений (эмоции и субъективная оценка). Типы эмоций:
1) неконтролируемые эмоциональные явления, свойственные человеку как биологическому существу;
2) чувства и волеизъявления, являющиеся элементами социального поведения человека.
Предназначенность интонации выражать эмоциональную сторону речи А.М. Пешковский называет «основной», «исконной» функцией интонации, а Н.Д. Светозарова, определяет функцию выражения эмоциональных значений и оттенков как самую специфичную для интонации, хотя и малоизученную в лингвистике.
Представляя мотивационную сферу психической деятельности индивида, эмоции участвуют в формировании смыслов, структурируя их и обеспечивая выбор средств для их репрезентации. Выступая обязательным элементом смыслообразования, эмоции, тем самым, закрепляются в смысловой структуре речевого произведения, образуя эмоциональный компонент личностного смысла автора. Эмоциональность — не лингвистическая категория.
Эмоции имеют когнитивную базу, так как вызваны определенными мыслями и связаны с ними, познание сопровождается эмоциями и эмоции мотивируют познание. Они включены в структуру сознания: регулируют принятие решений и поведение человека в различных сферах его деятельности. Эмоции, входя в структуру мыслительной деятельности, могут воспроизводиться равно как и мысли. Наука признает существование эмоциональной памяти и эмоционального следа в памяти человека.
Выявление эмоциональной окрашенности в речи осуществляется по эмоциональной модальности речевого высказывания, на основе анализа использования единиц речи и характера связей между ними. Такая трактовка эмоциональной окрашенности позволяет исследовать значимость эмоциональной регуляции в речемыслительных процессах, а также неосознаваемый и осознаваемый планы ее проявления. Эмоциональная регуляция может осуществляться сверху (то есть самим субъектом). Тогда она обусловливается отношением человека к окружающим объектам, ситуациям и эмоциональным состояниям самого субъекта.
В исследовании управления человеком окраской своего голоса В.И. Галунов рассматривает два уровня обеспечения эмотивной функции:
1- й уровень — системно-коммуникационные или осознаваемые, поддающиеся контролю преднамеренные изменения речевых параметров в соответствии с требованиями ситуации общения (прием актерского перевоплощения и др.) (практически все могут преднамеренно передавать возбуждение, спокойствие, жалобу. Определенные ситуации могут требовать определенного стиля оформления речи: мольба и приказ);
2- й уровень — реализация указанных функций в неконтролируемых изменениях речевых характеристик.
Н.И. Жинкин впервые рассмотрел вопрос о произвольной и непроизвольной регуляции выразительности речевой интонации.
Он обнаружил, что слоговые перестройки зависят от эмоционально окрашенного контекста (удивление, сожаление, обида, возмущение и др.). Существует соответствие «интонационная структура — эмоциогенная ситуация» и важна роль последней в эмоциональной регуляции речемыслительных процессов. Исследования Н.И. Жинкина и других ученых показали, что объективное изучение интонации звучащей речи позволяет рассматривать ее как индикатор состояния говорящего.
Ряд авторов установили изменения в характеристиках речи, связанные с особенностями нейрофизиологических механизмов эмоциональных состояний, которые можно классифицировать следующим образом:
2. Изменения в характеристиках речи, являющиеся отражением специфики протекания сенсорных и мыслительных процессов в состоянии эмоциональной напряженности;
3. Изменения в характеристиках речи, связанные с особенностями протекания некоторых моторных реакций в состоянии эмоциональной напряженности;
Типичными для состояния эмоциональной напряженности являются изменения ритма дыхания, которые сказываются на темпоральных
характеристиках речи: увеличивается количество пауз в речевом потоке, их длительность, изменяется характер локализации пауз.
В качестве объективных индикаторов при распознавании состояний по характеристикам речи могут быть использованы:
1. Колебания частоты основного тона голоса;
2. Колебания уровня громкости речи (в сторону увеличения или уменьшения по сравнению с речью в обычном состоянии);
3. Изменения темпа артикулирования (абсолютного темпа речи);
4. Колебания общего темпа речи от максимального к минимальному (диапазон перепада темпа речи, скорость изменения темпа речи);
5. Изменение средней длины отрезка речи, произносимого без пауз нерешительности (в сторону уменьшения по сравнению с речью в обычном состоянии).
Исследования Н.И. Витт позволили выявить выражение отдельных видов эмоциональных состояний — настроений, аффектов и эмоций — в значениях акустических параметров звучащей речи. В качестве ведущих акустических параметров были приняты значения основного тона и интенсивности говорения. Изменения интенсивности произнесения (в сторону увеличения или уменьшения) — явления весьма субъективные. Спектральный анализ отношения «интенсивность — частота» тоже указывает на ограниченность роли интенсивности.
Было выделено 11 зон эмоционального состояния: радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев (ненависть), печаль, презрение, уважение, стыд, обида.
Зона «печали» — ровное направление, узкая полоса частот, диапазон около 9-ти полутонов со средней длительностью и малым отклонением амплитуды колебания в течение всего времени произнесения.
Близкой к ней является зона «безразличия» и «нежности». Отличие в первом случае состоит в меньшей длительности и постепенном уменьшении амплитуды, во 2-м в тенденции направления тона к нисходящему и в большем отклонении амплитуды в начале реализации.
Зона «уважения» — ровное направление тона средней или значительной амплитуд колебания в течение всей реализации при средней длительности.
Зона «гнев» характеризуется восходяще-нисходящим направлением, широкой полосой частот, диапазон от 12 до 20 полутонов, интервал от октавы до большой секты через октаву, с большей длительностью и наибольшими отклонениями амплитуд.
Зона «презрения» — та же структура, что и у зоны «гнева», но с плато в центральном участке, меньшая амплитуда и большая длительность.
Зона «радости» имеет ровно-нисходящее направление, широкая полоса частот и близкие к предыдущим диапазоны и интервалы со значительной длительностью и отклонениями амплитуды.
Зона «обиды» характеризуется ровным-нисходящим-ровным направлением основного тона, сдвигом полосы частот вверх, средней длительностью и самым большим числом вариаций по значениям амплитуды колебаний.
Зона «удивления» — сочетание ровно-нисходящего направления со спадом в конце, диапазон равный примерно 14 полутонам, интервал около октавы и более со значительной длительностью и довольно большим отклонением амплитуд.
Вся структура близка к коммуникативному типу структуры интонации, соответствующей вопросу. Но короткий спад, являющийся частью данной зоны удлиняется в отдельных реализациях, выражающих, например, «изумление», что приближает структуру к завершающему типу интонации.
Зона «испуга» — сочетание типа структуры (представленной двумя вариантами: ровно-нисходящей и ровно-восходящей), диапазон 5-10 полутонов и интервал, равный малой секте или увеличенной кварте, с наименьшими значениями по длительности и значительной амплитудой колебаний. Характерной чертой является малая длительность при 2-х формах — завершенной и незавершенной интонации; обе характеризуются хорошим опознаванием, что заставляет считать длительность в данной комбинации признаков решающим фактором.
Если все группы эмоционального состояния расположить на одной прямой, то на ее отрезках в центральной части окажутся наиболее точно опознаваемые группы, а в областях между каждыми двумя перпендикулярами к это прямой — зоны инвариантного выражения и опознавания в речевой интонации. Отклонения кривой, соединяющей верхние границы зон, показывают, каким группам эмоционального состояния соответствует большая или меньшая устойчивость физических характеристик интонационных форм и их воспринимаемых качеств в опознавании.
Это схематическое распределение групп по одной шкале свидетельствует о том, что группам «удивления» и «радости» соответствуют наиболее ярко выраженные зоны.
Наиболее устойчивые интонационные структуры соответствуют выражению эмоционального состояния общего характера. Эти же эмоциональные состояния имеют высокий процент опознавания при слуховом анализе соответствующих интонационных форм.
Из-за многообразия эмоциональных состояний зоны могут быть широкими и частично перекрывающимися. Выявление отдельной зоны возможно путем ее сужения при усреднении данных исследуемых акустических параметров, где сочетание определенных значений характеризует зону.
Выражение эмоционального состояния в интонации звучащей речи может иметь кодовый характер. Сложность кода обусловлена тем, что если чувства и эмоции как переживания субъективной оценки действительности имеют общечеловеческий характер, то выражение их в речи при обращении ограничено системой языка.
Любую эмоцию можно выразить, используя свойства человеческого голоса. Признак эмоции в голосе связан с физиологическим признаком состояния. Причем связи эти не случайны, а детерминированы рядом чисто физических зависимостей характера звука от состояния организма в целом и органов звукообразования, в частности.
Фонетически эмоциональность проявляется на сегментном и сверхсегментном уровне. Удлинение ударных гласных, а также некоторых согласных, изменение качества звука, перенос ударения, использование эмфатического ударения вместо логического и многие другие изменения сегментного состава высказывания происходят под влиянием эмоций. А.М. Пешковский писал по этому поводу: «Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией».
В.А. Артемов разграничивает интонацию как языковое явление, выполняющее логико-грамматические функции, и как звуковое выражение эмоций в речи. Основанием для такого подхода является тот факт, что эмоциональная интонация не имеет собственного языкового статуса, то есть она не различает значения языковых единиц. Невыявлено изменение логики мыслей, обусловленных эмоциональной окраской речевого высказывания. Подобный взгляд на эмоциональную интонацию позволяет рассматривать это явление изолированно.
Утверждая самостоятельность эмоциональной интонации, В.А. Артемов обращается к историческим корням этого явления в контексте языка и речи. Звуковое выражение эмоций — основное средство коммуникации в животном мире. В различных ситуациях животные издают звуки, выражающие определенные эмоциональные состояния, что носит непроизвольный, неуправляемый характер. Между звуковыми сигналами животных и выражением эмоций посредством интонации у человека есть генетическая связь. Ее подтверждением является экспериментально установленная способность человека опознавать состояние животных при слуховом восприятии их сигналов. Встречаются упоминания о способностях животных чувствовать состояние человека. При этом слова не имеют значения. Степень понимания зависит от эмоциональности.
Характеризуя современный язык человека, В.А. Артемов указывает на его трехслойность. «Генетически первичным, дочленораздельным является язык
просодический, переходным — интонационный и наиболее совершенным — язык слов (фонем). При этом просодический слой проникает в интонационный, порождая его, и остается в качестве рудимента в слое языка слов».
Ученые насчитывают свыше 20-ти интонаций, выражающих различные чувства: угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы, удивления, страха, сомнения и т. д. Говорящий должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О веселом надо говорить радостным голосом, о грустном — печальным и т. д.
Психофизиологическое состояние человека, отражающееся определенным образом в организации его речи, является фактором, обеспечивающем единство, целостность семантического аспекта интонационных единиц, которые несмотря на наличие огромного разнообразия передаваемых ими оттенков значения, имеют общую первооснову.
Интересные особенности эмоциональной речи выделяет Э.А. Носенко, оговаривая при этом, что «вокальный канал» — голос, дыхание — играет особую роль в передаче эмоциональной информации.
1) Более ярко выраженные колебания частоты основного тона и интенсивности речевого сигнала.
2) Резкие перепады общего тона речи. При этом темп возрастает при произнесении привычных речевых единиц.
3) Возрастание темпа артикуляции (абсолютного темпа речи).
4) Изменение длительности реакции на реплику собеседника.
Содержание эмоционального высказывания часто подчеркивается лексическим составом предложения, например, в вопросительном предложении частица разве усиливает удивление (Разве ты не видишь?); неужели — удивление и недоверие (Неужели ты не знаешь?); а что если, вдруг — опасение (А вдруг денег не хватит?); ли — сомнение (Захочет ли он ее видеть?); союз и — сожаление, раздумье (И зачем все это?); частица же — усиливает основную мысль высказывания с определенной эмоциональной окраской (Я же объяснила, /неужели не понятно?).
1. Перечислите основные типы эмоций. Какова их функциональная значимость?
2. Назовите и охарактеризуйте 11 зон эмоционального состояния.
Источник