К вопросу о влиянии эмоций на процесс познания
Краткий обзор влияния эмоций на процесс познания
Эмоциональная палитра человека настолько велика, что для каждого её оттенка невозможно придумать название. Страх, гнев, радость, волнение, тревога, огорчение, смущение – лишь малая толика того, что мы можем назвать эмоциями. Эмоций великое множество, и все они являются неотъемлемой частью существа, которое носит название «человек».
Все люди обладают эмоциями. Не существует абсолютно безэмоционального человека, даже пассивность и спокойствие – своего рода эмоции. С самого рождения эмоции влияют на нашу жизнь, на все без исключения её сферы. Одни эмоции помогают, другие приносят дискомфорт и причиняют дополнительные трудности. Влияние эмоций на каждого человека различно, но без сомнения можно заявить, что эмоции составляют важную и неотъемлемую часть человеческой личности.
Каждый человек обладает своей собственной степенью эмоциональности, на которую оказывают влияние множество факторов: темперамент, характер, воспитание, среда обитания, конкретная жизненная ситуация и даже физиология. Решающую роль здесь, конечно, играет темперамент. Являясь врождённым качеством, именно темперамент определяет степень эмоциональности человека. Существует четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик, но в реальности ни один из них не существует в чистом виде. Самым эмоционально устойчивым среди них является флегматик; холерик, сангвиник и меланхолик достаточно остро реагируют на внешние факторы, но каждый по-своему: первый раздражителен и гневлив, второй жизнерадостен и подвижен, третий склонен к депрессии и рефлексии.
Характер так же оказывает большую роль на степень эмоциональности человека. Характер формируется в процессе развития, воспитания и социализации человека, на него, в свою очередь, влияет так же множество различных факторов. Воспитание человека в первую очередь определяет степень открытости эмоций, то есть, в зависимости от воспитания, человек может проявлять свои эмоции более или менее открыто, причём, даже очень эмоциональный, но воспитанный человек может казаться сдержанным в сравнении с невоспитанным, но менее эмоциональным.
Среда обитания, то есть то окружающее общество, в котором живёт человек, играет далеко немаловажную роль в становлении эмоциональности. Например, англичане славятся на весь мир своей чопорностью, безэмоциональностью, тогда как, например, итальянцы считаются темпераментными, «горячими» людьми, эмоционально реагирующими на все проявления внешнего мира.
Эмоции влияют на все сферы нашей жизни, в частности, на процесс познания, и научившись контролировать свои чувства, использовать их во благо, можно существенно упростить процесс интеллектуального преобразования действительности. Давайте попробуем разобраться, каким образом это может происходить.
Для начала давайте определим, каким же образом эмоции могут влиять на познание. Положительные и отрицательные эмоции оказывают здесь различное влияние. Чаще всего положительные эмоции, связанные с познающей деятельностью, выступают своего рода катализатором, то есть, повышают эффективность и продуктивность познавательной деятельности. Когда мы действительно заинтересованы в теме нашего исследования, когда она нравится нам, мы стремимся как можно более точно изучить её саму и все вопросы, связанные с ней. При этом мы делаем это гораздо быстрее, чем, если бы тема не нравилась нам или была бы безразлична. Кроме того, мы делаем это с удовольствием и без личного напряжения, то есть, не создаём почвы для формирования как и просто плохого настроения, так и различных стрессов и психических расстройств. Кроме того, общее эмоциональное состояние, настроение, возможно даже никак не связанное с предметом познания, если оно как минимум ровное, а тем более, если приподнятое, если нет страхов и тревог, злость и раздражение не оскверняют человеческое сознание – в этом состоянии продуктивность познавательной деятельности человека в разы больше чем если он устал, зол, тревожится по какому-либо поводу или испытывает другие негативные эмоции.
Положительные эмоции являются скорее стимулирующим фактором, а негативные – затормаживающим. Чем лучше наше настроение, тем выше работоспособность, меньше утомляемость, успешнее результат, что в свою очередь, так же приводит к положительным эмоциям. Но бывает, что хорошее настроение вредит нашей деятельности. Например, находясь в т.н. «мечтательном» состоянии человек, даже счастливый и довольный, просто не может сосредоточиться на своём занятии. Его влекут дальние дали и другие, более приятные дела. Весной студенты и школьники часто говорят: «Я не могу учиться, когда на улице такая хорошая погода. Я хочу свободно гулять, наслаждаться теплом и Солнцем!» — казалось бы, погода хорошая, настроение прекрасное, но работоспособности нет совсем, а всё потому что внимание рассредоточено, концентрация нарушена, мозг отказывается воспринимать действительность, ему становится просто лень. В то же время, негативные эмоции иногда могут быть «полезными», ведь творческие люди создают свои шедевры находясь в расстроенных чувствах, часто граничащих с нервными срывами, что, безусловно, очень плохо для их психического и физического здоровья, но весьма плодотворно для их деятельности.
И плохие, и хорошие, эмоции часто бывают вредными для человеческой деятельности, поэтому нужно научиться их контролировать. Что же собой представляет контроль над эмоциями, и каким образом он осуществляется?
Стоит, прежде всего, понять, что контроль над эмоциями – это осознанное подавление части своего я, осуществляемое на благо самого себя и окружающих. Здесь два главных слова – это осознанное и подавление.Человек может взять эмоции под сознательный контроль, но ни один человек не может держать себя в руках постоянно, всегда наступает т.н. эмоциональная разрядка. Эмоции – это естественная ответная реакция психики на внешние раздражители, и поэтому к их контролю нужно подходить разумно.
Каждый должен найти собственный путь контроля над эмоциями. Можно, например, «натренировать» себя не реагировать так или иначе в определённой ситуации или наоборот, не реагировать на те или иные проявления внешнего мира вообще. Но не стоит при этом думать, будто эмоции в этом случае действительно изменятся или исчезнут совсем. Здесь речь идёт лишь о внешнем проявлении эмоций, в «глубине души» они останутся прежними и однажды наступит вышеупомянутая эмоциональная разрядка.
Контроль эмоций, как и любое подавление, чревато некоторыми последствиями. Во-первых, окружающие могут неправильно воспринять новую нетипичную реакцию на ту или иную ситуацию. Например, пятнадцатилетний сын решил не целовать мать в присутствии своих друзей из-за стеснения, на что та попросту обиделась, восприняв это как проявление нелюбви. Во-вторых, подавление одних эмоций может вызвать появление других, негативных и более разрушительных. Например, когда человек долгое время не имеет возможности «выплеснуть» наружу свои чувства, переживания, чувствует себя незащищённым, тревожится о чём-либо, его мозг, в конечном итоге, не выдержит нагрузки и наступит пик эмоциональной разрядки – нервный срыв. В таком состоянии человек не может контролировать свои чувства и действия, он способен причинить вред не только себе, но и окружающим. В-третьих, подавление эмоций может быть чревато более серьёзными психологическими последствиями, например — расстройством личности.
Как мы выяснили, эмоции – важная часть человеческой личности, активно оказывающая влияние на процесс познания. В различных ситуациях разного рода эмоции то выступают катализаторами для познавательной деятельности, то подавляют её. Этот процесс можно регулировать с помощью сознательного контроля над эмоциями, которым не стоит злоупотреблять, ведь излишнее подавление эмоций – верный путь к различным психическим расстройствам.
Написать ответную статью
Источник
Эмоции и познание. Факторы возникновения эмоций
В отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли «ведомого» процесса. Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Для интеллекта и эмоций характерны отношения взаимодополнения (В. К. Вилюнас).
Я. Рейковский на основе экспериментальных исследований формулирует следующие выводы относительно эмоций и познавательных процессов:
– Влияние эмоций на познавательные процессы в целом незначительно.
– Влияние эмоций состоит в избирательном акцентировании или подавлении определенных процессов.
– Степень влияния эмоций зависит от их интенсивности, структурированности познавательных процессов, а также от устойчивых особенностей субъекта.
– Л. М. Веккер и П. В. Симонов считают, что эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели.
На возникновение эмоций влияют следующие факторы:
– индивидуальные (типологические) особенности субъекта;
– уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т. д.
П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис)….], где Э – эмоция, ее степень, качество и риск; П – сила и качество актуальной потребности; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения, по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин), возникают положительные эмоции.
Элементы эмоции: тело
Эмоция – это субъективное отражение комплексных переживаний человека, включающих в себя физиологические изменения, когнитивные процессы, культурные нормы и правила.
Некоторые основные выражения лица – гнев, страх, печаль, счастье, отвращение, удивление, презрение – узнаются повсеместно, они универсальны для представителей всех рас и культур. Характерные выражения лица можно наблюдать у младенцев, которые, в свою очередь, способны распознавать выражения страха, гнева и счастья у взрослых. На то, когда и как эмоции выражаются, оказывает влияние культура. Кроме того, интерпретация любого выражения эмоции зависит от обстоятельств, в которых оно проявляется.
Исследования обратных связей мышц лица свидетельствуют о том, что этот механизм помогает нам понимать наши собственные эмоциональные состояния. Однако, поскольку люди способны скрывать свои эмоции, выражение лица не всегда точно отражает переживания человека.
Многие аспекты эмоций связаны с работой определенных отделов мозга. Область правого полушария обеспечивает распознавание выражений лица и проявление эмоций. Правое полушарие, по-видимому, ответственно преимущественно за негативные переживания, а левое – за позитивные эмоции. В миндалине происходит первичная оценка эмоциональной значимости сенсорной информации. Познавательные способности, связанные с работой коры больших полушарий, углубляют и уточняют эту первоначальную оценку.
Во время переживания любой эмоции эпинефрин и норэпинефрин вызывают состояние физиологического возбуждения, связанное с энергетическими затратами в организме. Различные эмоции связаны с разными биохимическими реакциями и моделями активности вегетативной нервной системы.
Предпринималось множество попыток обнаружить ложь путем измерения изменений физиологического возбуждения, в том числе мозговой активности. Наиболее известен метод использования прибора – полиграфа («детектора лжи»). Однако его применение не всегда достаточно надежно, а получаемые результаты далеко не бесспорны.
Элементы эмоции: мышление и культура
В двухфакторной теории эмоции рассматриваются как результат возбуждения с последующим отнесением его к определенной категории (интерпретации данного возбуждения). Исследования, проведенные в рамках этой теории, направлены на изучение когнитивных процессов, входящих в состав эмоций, например атрибуции, проявляемой нами в отношении поведения других людей, способов интерпретации и оценивания событий. Так, стыд и вина могут различаться по тому, какие ощущения и убеждения их порождают.
Эмоции и мышление не являются совершенно независимыми процессами. Некоторые примитивные эмоции могут слабо зависеть от когнитивной сферы, но многие переживания, такие как стыд и вина, в значительной степени подвержены влиянию когнитивных процессов. И мысли, и эмоции могут быть рациональными и иррациональными. Именно в процессе их взаимодействия человек строит жизненные планы и принимает свои решения.
Другие исследователи подвергают сомнению эту точку зрения относительно универсальности первичных эмоций. В перечень базовых эмоций они добавляют такие чувства, как эмпатия, стыд, вина, смущение, гордость, которые не всегда можно оценить по выражению лица и активности мозга. Противники разделения эмоций на первичные и вторичные доказывают, что культура оказывает влияние на все без исключения аспекты эмоционального опыта, в том числе и на эмоции, считающиеся первичными.
Влияние культуры предопределяет, что люди переживают эмоционально, а что нет; что они делают, испытывая ту или иную эмоцию, какой язык тела и слова используют для выражения своих чувств. Способность синхронизировать чувства посредством языка тела важна для обеспечения взаимопонимания, но может породить и эмоциональную заразительность. Существуют правила проявления эмоций, принятые в той или иной культуре, регулирующие то, как, когда и где человек должен выразить или подавить в себе определенные чувства. Эмоциональная работа – это попытка человека проявить эмоцию, которую он не испытывает, но считает себя обязанным продемонстрировать.
Эмоции и пол
Женщины и мужчины одинаково часто испытывают множество эмоций – от любви до гнева. Однако у представителей мужского пола при реакции на конфликт физиологическая составляющая зачастую выражена в большей степени, чем у женщин. Оба пола могут различаться по восприятию ситуаций, которые порождают эмоции и влияют на их интенсивность. Считается, что женщины лучше понимают эмоциональное состояние другого человека. Однако существуют факторы, которые зачастую влияют на эмоциональное состояние в большей степени, чем пол. Нужно учитывать следующее: одного ли пола взаимодействующие индивиды; насколько хорошо они знают друг друга; кто в данной ситуации обладает большими полномочиями и т. д.
Различия между мужчинами и женщинами заключаются прежде всего в правилах, которым они следуют при выражении своих эмоций (как вербальном, так и невербальном). В Европе и Америке женщины склонны в большей степени, чем мужчины, проявлять страх, печаль, вину и одиночество. Мужчинам свойственно сдерживать, маскировать или отрицать эти чувства. Такие гендерные различия, в свою очередь, определяются гендерными ролями, культурными нормами и особенностями ситуаций. Ролевые требования часто придают различный характер эмоциональной работе у мужчин и женщин. Люди свободнее выражают свои чувства, если не играют традиционные мужские и женские роли.
На примере взаимосвязи пола и эмоций доказано, что для понимания переживаний и их проявлений требуется учет психофизиологических факторов, когнитивных особенностей атрибуции и восприятия, а также культурной среды. При исследовании только одного из этих компонентов нельзя получить полную и объективную картину переживаний человека.
Чувствительность к эмоциям другого человека зависит от ряда конкретных обстоятельств: пола передающего и воспринимающего (люди лучше истолковывают эмоциональные сигналы собеседника своего пола); степени близости людей; экспрессии передающего; отношений власти и подчиненности (невербальные сигналы лучше воспринимают те, кто не наделен властью).
Источник