Связь эмоций с характером

Эмоции и личность

Эмоции неотделимы от личности. С.JI. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

Экспериментально установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение — пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий.

Связь эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека). С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.

Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве (в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов).

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Много интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. «Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и. относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого. ».

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому. »

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом. »

«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то. он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь. »

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его. »

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод. то он со своей стороны будет любить его. »

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью. »

Читайте также:  Как стать меньше чувствовать боль

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала. »

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, — это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал В. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.

Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Эмоции и характер — личность человека

Эмоции и характер.

Темперамент.
Некоторые люди, бывает, часто раздражаются, «психуют», а другого человека – невозможно вывести из себя. Одни легко переносят невзгоды и неудачи, а другие – расстраиваются из-за каждой маленькой мелочи: просыпалась случайно соль – «ой! По приметам, быть ссоре, ой-ёй-ёй!».
Особенно заметно проявление темперамента человека во время принятия решений или исполнения важного дела.

Сидя за письменным столом мне вспоминаются дни моего студенчества. Во время сдачи экзаменов-зачетов профессорам по разным предметам видно было, среди моих товарищей, — кто из них флегматик, покорно несущий «свой крест», терпеливо и не торгуясь с профессорами. «Торговались» и ходили на пересдачу зачетов к профессорам даже на дом только сангвиники: натуры широкие, которым неудача на экзаменах портит аппетит и мешает посещать дискотеки испортив настроение. К флегматикам профессора относились благосклоннее, а сангвиников гоняли на пересдачу не раз и не два до конца года.

Кстати. Все эти названия дали темпераментам по учению Гиппократа, ещё 2 тысячи лет назад он объяснял эти особенности поведения человека преобладанием в организме одного из «жизненных соков».
По Гиппократу – преобладание желтой желчи, «холе», делает человека импульсивным, «горячим». А человек становится спокойным и медлительным из-за наличия большого количества в его организме лимфы – «флегмы». Если же в организме преобладает кровь – по-гречески «сангвис», человек бывает подвижен и весел. Грусть и страх в человеке порождает черная желчь – «мелайна холе».
Вот, по названию четырех «жизненных соков» Гиппократа впоследствии были названы четыре типа темперамента человека: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

И так различали многие врачи и философы, вплоть до начала 20-го века поддерживая и разделяя выдвинутую Гиппократом «жидкостную» теорию темперамента.
Принципиально новый взгляд на темперамент высказал Павлов И. П., который с собаками экспериментировал. Он пришел к выводу, что тип темперамента зависит от особенностей функционирования нервной системы, а также от скорости, от силы. Уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Согласно теории Павлова: у холерика – сильный тип нервной системы, но основные нервные процессы неуравновешены, возбуждение преобладает над торможением; у флегматика – сильные, уравновешенные, но малоподвижные нервные процессы; сангвиник – сильный, уравновешенный, но в отличие от флегматика подвижный тип; слабый тип нервной системы, со слабыми процессами возбуждения и торможения соответствует – меланхолику.

Темперамент считают из числа личностных качеств, а личность формируется в процессе становления человека, и темперамент можно сформировать. Однако, строго говоря, это и врожденное и неизменное свойство человеческой психики. Темперамент дается с рождения и можно его только чуть подправить воспитанием в ребенке. Темперамент проявляется вскоре после рождения и сохраняется на всю жизнь: если уж медленный человек, таким он и будет, если порывистый, резкий таким «горячим» он и вырастет.
«Хорошего» или «плохого» темперамента не существует, у каждого типа есть свои достоинства и недостатки.

Может кто-то мало знаком с характеристиками:

Холерики – это вспыльчивые люди, раздражительные, невыдержанные, зато они могут страстно отдаваться какому-нибудь делу. Быстро мобилизоваться для решения проблемы и работу свою они стараются выполнить быстро. Им не занимать смелости и решимости.

Читайте также:  Чувство вины перед старшим ребенком после рождения младшего

Флегматики – невозмутимые люди. Медлительные, и им трудно быстро принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют. Они терпеть не могут делать что-либо впопыхах. Зато – люди с этим типом темперамента обладают большой работоспособностью, умеют они рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях.

Сангвиники – это весельчаки, шутники, «легкие» люди. Они активно начинают противостоять трудностям, но не всегда выдерживают все до конца. Им свойственно приспосабливаться к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой длительной работе – они быстро увлекаются и быстро теряют интерес.

Меланхоликам свойственно глубоко переживать неприятности, всякую смену обстановки. Они легко впадают в уныние, и испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и панике. Но высокая чувствительность, как раз позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность, предсказывать даже беды и события. Среди меланхоликов бывает много творческих людей – поэтов, художников, музыкантов.

Люди все – неоднозначны настолько, чтобы представлять один и тот же вид психотипа. В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко. Большинство людей в разных ситуациях обнаруживают черты разных типов темперамента.
А примеры «чистых» темпераментов можно встретить в литературе: как Пьеро в известной сказке – это типичный меланхолик, Буратино – сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла – флегматик. И Дюма в своем романе «Три мушкетера» описал все четыре типа темперамента на примере главных героев. У него – вспыльчивый Д’Артаньян – холерик, спокойный Арамис – флегматик, весёлый Портос – сангвиник, а неулыбчивый Атос – меланхолик.
Эмоции и характер.
Утром готовит завтрак: пару яиц с колбасой решает пожарить на сковородке, краснощекий, красноносый, в полосатой пижаме, торопливый холерик. Он проспал, как обычно, и спешит и нервничает, что медленно жарится, — уже и посолил лишний раз, надеясь, что от этого будет быстрее. В нетерпении и метании: он ещё зубы чистит, в беготне из ванной на кухню, он хватает сковородку с нагретой железной ручкой без тряпки, голой рукой и сковородка выпадает у него из руки на пол. Холерик психует и убегает на работу так и не позавтракав, оставив на полу полужареную яичницу с колбасой и так и не убравшись. Для него есть Макдональдс и прочие похожие пункты быстрой еды.
Флегматичный спокойный человек спокойно пошёл в ванную чистить зубы и умываться, пока его завтрак, та же яичница с колбасой на сковородке не пригорела. Но ему – ничего, будто так уж случится должно было: что ж поделать. Он вывалил подгоревший завтрак в мусорное ведро и поставив сковороду обратно на плиту, начал готовить вновь, разбивая яички прямо над сковородкой. Спокойно пожарив. Спокойно позавтракав. Спокойно поехал он на работу.
Сангвиник никуда не спешил, он весело переворачивал яичницу, не отходя от плиты и с улыбкой поел в хорошем расположении духа. С юморком простившись с женой, вставшей позже него, и напевая песенку бегом сбежал по лестницам на улицу минуя лифт: пешком надо больше ходить – здоровый образ жизни вести.
Наш меланхолик пока возился в ванной и найдя затем на кухне подгоревший завтрак, сильно расстроился, чуть не заплакал. У него заболела голова, а померив давление, которое поднялось, он тут же слег в постель и уже собирался вызывать скорую помощь.

Темперамент дан человеку от природы. Эмоции и выражения – общие для всех людей также заложены в нашей внутренней природе организма.
Эмоции – это субъективные реакции, это переживания. Отражающие приятые и неприятные ощущения. Это реакции выражающие отношения человека к явлениям, процессу и результату своей деятельности, и реакция отношения к людям. Вот тут, одна из основных функций эмоций – дать нам возможность понимать друг друга, даже не пользуясь речью.
Люди на всех континентах одинаково выражают радость и горе. Европейцы, открывавшие новые земли, не знали языка туземцев, местных племён, но находили общий язык с дикарями благодаря одинаковому способу выражения эмоций: видно было, как рады туземцы цветным бусам и яркой тряпочке-платочку, и туземцы видели, что европейцы рады меховым шкуркам животных и золотым изделиям, — происходил обмен.
Более того, эмоции животных нам тоже бывают легко понятны. Про обезьян и говорить не стоит, все знают, что они подражают человеку. Также злятся, также радуются. Но мы понимаем и эмоциональный язык домашних животных: рычание собаки выражает агрессию; поджатый хвост – вину, страх; виляние хвостом – радость.
Как нам служат эмоции? Они призваны снимать избыток эмоционального перевозбуждения, превращая его в слёзы (в горе), в покраснение или побледнение кожи (в гневе) и так далее. Вот в этом состоит регулирующая функция эмоций. Одновременно эмоции исполняют сигнальную функцию, оповещая о состоянии человека: так, например, выспавшийся отдохнувший человек весел и бодр, а недоспавший бывает раздражителен.
Эмоции бывают возбуждающими, то есть повышающими жизнедеятельность организма: это и радость, и гнев, в том числе. Но бывают эмоции угнетающие – подавляющие жизненные процессы: это печаль, страх.
Положительные эмоции побуждают человека к бурной деятельности. Отрицательные – вызывают действия, направленные на устранение вредного влияния окружающей среды. Из эмоций складывается настроение и чувства человека.
Считается, что фундаментальных эмоций всего 10:
Радость, удивление, интерес-волнение, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, и вина.
Фундаментальные эмоции – как музыкальные ноты, из которых рождаются мелодии производные длительного состояния человека.
Так, например – тревожность – это производная эмоция, сочетающая из фундаментальных: страха, гнева, вины, интереса-волнения.
Различают несколько типов эмоциональных состояний, потому что сами эмоции – радость, гнев, удивление, — кратковременны и возникают под воздействием обстоятельств. А Настроение – это длительное состояние общего эмоционального фона, и оно влияет на поведение и переживания человека.
Вот и Чувство – это тоже устойчивое эмоциональное отношение человека к другим людям и к явлениям окружающего мира. Чувства более связаны с сознанием и могут развиваться и совершенствоваться, но чувства рождаются из эмоций, включают в себя эмоции. Например, всем известное и первейшее чувство любви может быть представлено и радостью и гневом, отчаянием и ревностью, страданием и волнением.
С чувствами немного сложнее: различают чувства нравственные – чувство долга, честь; эстетические – чувство прекрасного, вкус; и интеллектуальные чувства – жажда познания, любознательность.
Эмоции проявляются по-разному и приводят к различным состояниям человека. Иногда в результате какого-то действия или в неожиданных обстоятельствах человек впадает в особое эмоциональное состояние – Аффект. К аффектам относятся бесконтрольные вспышки ярости, сильное отчаяние или оцепенение. Сила эмоций может быть так велика. Что человек теряет сознание и даже впадает в кому.
Нужно сказать и о Страсти, которая тоже производная эмоций.
Страсть – это сложное эмоциональное состояние. Направляющее все действия человека в сторону объекта его страсти. Страсть заставляет человека любыми средствами достигать поставленной цели. Страсть может носить созидательный характер – тогда она ведет к новым открытиям, к созданию великих произведений искусства. Разрушительный характер носит страсть к деньгам или неразделенная страсть к другому человеку – тогда она подавляет её носителя и разрушает его личность.
Характер.
А что такое личность(?), тут же зададимся вопросом. Личность человека видна из его характера. На бытовом уровне каждый хорошо понимает значение слова «характер». Однако психологический термин характер имеет свою специфику. Прежде всего нужно отделить понятие «характер» от понятия «темперамент».
Темперамент – качество врожденное, а характер формируется, начиная с раннего детства. Темперамент определяет реакции человека на других людей и обстоятельства; характер же определяет поступки человека относительно других людей. Так, например, холерический темперамент вызывает бурную реакцию на действия обидчика, сдержанный характер не дает выплеснуться эмоциям и довести дело до драки. Характер связан с сознанием, и все личностные черты характера не являются случайными. В этом примере задействованы эмоции, темперамент и характер. И все эти свойства присущи Личности человека.
Личность, тем самым, кроме характера включает в себя ещё и волевые качества, способности человека, его мотивацию и эмоции, а также жизненные установки, которые к характеру почти не имеют отношения.
Характер не всегда отражает личность. Выдающиеся люди часто обладали «дурным» характером, что не мешало им достичь высоких результатов в своей области деятельности. Для истории характер человека значения не имеет, важен масштаб его личности. А вот для окружающих в первую очередь имеет значение характер близкого им человека. Черты характера, связанные с упорством в достижении цели, сближаются с волевыми качествами личности. Есть свойства характера, отвечающие за способы эмоционального реагирования, сближающего характер с эмоциями. Накопление жизненного опыта, формирование убеждений, взглядов также оказывает влияние на становление характера и на его изменение. Характер может меняться.
И всё же, характер – это сочетание устойчивых черт, проявляющихся в отношениях человека к самому себе, к окружающим людям, к выполняемой работе и к жизненным обстоятельствам.
Существует в психологии, в науке, понятие многообразия характеров.
Несамостоятельных людей, подверженных чужому влиянию, людей безвольных, не умеющих ставить перед собой и достигать конкретных целей, часто называют бесхарактерными. Однако характер есть у каждого человека, и «бесхарактерность» — это тоже характер.
Психологи не раз пытались разделить человеческие характеры на основные типы, систематизировать их. Наиболее известна теория характера немецкого психолога Э. Кречмера.
Обобщив наблюдения ученых антропологов и психологов, Кречмер выявил связь между характером и конституцией (телосложением) человека. Он описал 3 типа телосложения и соответствующие им 3 типа характера.
1) Худых, тонкокостных людей с длинными руками и ногами, с плоской грудной клеткой, слабой мускулатурой и удлиненным лицом Кречмер назвал – астениками (от греческого – слабый). Тип характера, соответствующий астенику, — шизотимический.
Шизотимики – это люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. Они высокого мнения о себе, стараются ни в чём не походить на остальных, поэтому обычно сдержанны. И тут Кречмер разделил шизотимиков ещё на 6 подтипов, дав им характерные названия: 1эгоисты; 2холодные властные натуры; 3 идеалисты мечтатели; 4 тонко чувствующие натуры; 5 «сухари» и 6 безвольные.
2) Второй тип характеров – атлетики, к которым относятся люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой.
Женщины-атлетики несколько мужеподобны и в отличие от мужчин склонны к ожирению. Атлетикам соответствует «иксотимический» тип характера. Иксотимики – спокойны, невпечатлительны, практичны, властны, сдержаны в жестах и мимике, обладают не очень гибким мышлением.
3) Люди среднего роста, полноватые или склонные к полноте, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами – относятся к «пикникам» (от греческого пикнос – плотный, толстый). Пикникам присущ циклотимический тип характера. Циклотимики – общительны, контактны. Они слишком веселы и радостны, либо печальны – но всегда эмоциональны.
Очень сложная классификация характеров служит медицинской науке для лечения болезней: шизофрении, эпилепсии и прочих. На самом деле и характеры людей смешаны, нет однозначно-типичных характеров.

Читайте также:  Зуб чувствует только холодное

По уровню проявления черт характера – они делятся на средние, выраженные, и на характеры, выходящие за рамки нормы – психопатические. У людей с выраженными характерами те или иные черты характера усилены, утрированы. Например, бережливость превращается в паталогическую скупость, упорство – в ослиное упрямство, смелость – в безрассудство. У некоторых акцентированные черты скрыты и почти не видны окружающим, от их проявлений страдает сам их носитель. У других эти черты характера ярко выражаются, и тогда характер граничит с психопатией.
Вывод: Человек настолько сложно устроенное существо, что всего понять не удастся и не удается пока никакой науке.
Личность – это и характер, в который входят и темперамент, и эмоции.

Но продолжаем изучать себя. Ибо по присказке древних: познай себя и ты познаешь мир, Вселенную!
Конец.

Источник

Оцените статью