Потребности и чувства как мотив деятельности
Полное равенство в обществе установить сложно. Во-первых, все люди разные по своим потребностям и возможностям. Во-вторых, сами люди зачастую не хотят быть равными.
Они стремятся получить признание со стороны общества, выделиться, получить превосходство, увеличить свои доходы, благосостояние и обеспечить будущее своё и своих детей.
Существует экономическое (имущественное) и юридическое равенство членов того или иного общества. Последнее означает равные права и свободы, равенство перед законом, равенство стартовых условий к социальным лифтам для перемещения из одного слоя общественной иерархии в другой и т. п.
Но имущественное состояние будет разное и будет зависеть от квалификации, активности в работе и жизни, от сообразительности, предприимчивости, удачи и др. факторов. Здесь не надо искусственно уравнивать доходы. Другое дело – установление повышенных налогов на высокие и очень высокие доходы. Такая мера позволит оказывать материальную и социальную помощь инвалидам, многодетным, больным и иным нуждающимся. Необходимо тщательно изучать факторы и закономерности
развития человека и общества.
Жизнь в живой природе, в том числе животных, регулируется законами борьбы за существование, за выживание. Действительно, их инстинктивное стремление сводится к сохранению собственной жизни и обеспечению безопасности и благополучия, а также к её продолжению и выживанию потомства.
Если мы рассмотрим жизнь человеческого общества на протяжении длительной истории, то увидим те же самые стремления.
Так, человеку и сообществам людей (от семьи, артели, бригады до коллектива организации, корпорации, государства и союза государств) свойственно стремление потреблять, лидировать, доминировать, преобладать и т. д. Это реализуется в поступках (действие или бездействие) отдельных физических и юридических лиц (субъектов), возглавляемых также людьми. Поступки обусловлены сочетанием и развитием потребностей, функций чувств, разума, воли и т д. Сами функции определяются как особенностями каждого человека, так и воздействием извне
(среда, потоки информации и т. п.)
Потребности людей проявляются через чувства. Чувства отражают отношение человека к реальным или абстрактным объектам, оценку объектов. Они отличаются от аффектов, эмоций, настроений. Чувства обусловлены внутренней регуляцией деятельности человека и выражают смысл, значение для процесса собственной жизнедеятельности. Они осознаются как субъективное переживание, бессознательная оценка объекта и формируются при общении, взаимодействии с объектом. Общение может иметь как положительные, так и отрицательные элементы. Поэтому чувства имеют противоречивый или амбивалентный характер. Кроме того, они имеют различный уровень
конкретности: от непосредственного отношения к данному объекту до отношений к социальным ценностям и идеалам вообще.
В своей основе они имеют биологическую природу, но очень зависят от социальных институтов, обрядов и традиций социальных актов. Они – результат общения и воспитания, жизни в социуме вообще. Чувства тесно связаны с эмоциями, переживаниями, ощущениями, настроениями, аффектами. Например, «я боюсь его» – чувство, а «мне страшно» – эмоция.
Чувство включает две или более эмоций и связь между ними, так называемый алгоритм. Так, чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а в итоге сводится к сравниванию себя с человеком, который достиг больших успехов в
чем-то, и выражается в желании быть на его месте. Но чувства могут проявляться по-разному в зависимости от эмоционального состояния человека. Так, чувство дружбы в одном случае может выражаться радостью, удовлетворением, в другом – досадой, стыдом, раздражением. У каждого человека чувства проявляются по-разному в зависимости от индивидуальных свойств личности и черт характера. Они могут быть разные по силе и интенсивности и соответствующим образом влиять на поведение человека. Чувства могут быть положительными и отрицательными, а также мобилизовать на активную деятельность (любовь или ненависть) или расслаблять человека (страх, презрение). Высшие чувства присущи только людям. В целом
чувства подразделяются на нравственные, интеллектуальные, социальные, эстетические.
Главным источником чувств и активной деятельности человека являются потребности. Потребность – это внутреннее (субъективное) ощущение, чувство нужды человека в определенных условиях и средствах существования (потребность в еде проявляется через чувство голода, в воде – чувстве жажды и т. п.), а именно в комфортных условиях и нормальной жизнедеятельности. Для удовлетворения потребности используется механизм человеческой активности, направленный на определение цели и
ее достижение.
По объекту потребности подразделяются на биологические, материальные, духовные и социальные. Наиболее древнюю их классификацию дал ещё в Древней Греции Эпикур (IV–III вв. до н. э.). Он подразделял их на:
– естественные желания и необходимые (без них нельзя прожить);
– естественные желания, но не необходимые (отсутствие возможности их удовлетворить не приведёт к смерти человека).
Наиболее удачную и современную классификацию потребностей дал А. Маслоу. В основу классификации положена схожесть потребностей в иерархической последовательности от высших к низшим. Он расположил их в виде таблицы, получившей впоследствии название пирамиды потребностей. А. Маслоу подчеркивал, что не могут появиться высшие потребности (познавательные, эстетические, в саморазвитии и т. п.), пока не удовлетворены базовые (органические). Можно с уверенностью предполагать, что в древнейшие времена, в древнекаменном веке, даже элементарные потребности людей в пище удовлетворялись в значительной мере частично. То есть древние люди вели
зачастую полуголодное существование. Излишки могли появляться только от случая к случаю. Следовательно, избыточного продукта, как правило, не было. В этих условиях распределение могло быть только уравнительное или равнодостаточное. Стало быть, уравнительность и равенство существовали не потому, что это правильно, справедливо, а потому что иначе быть не могло. Люди, община, род не могли вообще жить и выживать при любом другом распределении. Достоверно известно, что еще в IХ–Х веках нашей эры, то есть во времена викингов, на севере Европы существовал инфантоцид и геронтоцид: общины и род не могли всех прокормить и таким жестоким образом избавлялись от лишних ртов.
С появлением производящей экономики (в неолите) население, стало расти колоссальными темпами, что в первую очередь можно объяснить резким ростом объемов пищи. С увеличением добываемой пищи и появлением регулярного избыточного продукта нарождающаяся производительная экономика получила название дарообменной или престижной экономики.
Организацией накоплением и хранением излишков продуктов занимался старейшина или глава рода, а также его помощники. За свой труд все они получали вознаграждение, размер которого со временем увеличивался. Так постепенно появлялись состоятельные люди. Кроме того, имелись в родах и общинах старшие по возрасту мужчины. У них было по несколько жён, которые на них работали. Это тоже создавало возможности им
богатеть. Самоцели разбогатеть тогда, как правило, не было. Если у члена общины появлялось богатство, он обязан был им делиться. Собственность первоначально была коллективная и личная. В коллективной собственности находились земля –
промысловая территория, охотничьи загоны, запруды, а также жилища и огонь. Личная собственность включала топоры, ножи, скребки, одежду, украшения, бытовую утварь и т. п.; в случае смерти она погребалась вместе с умершим или наследовалась близкими родственниками.
Источник
Билет 17 Связь эмоций с мотивацией
А.Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж.Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признают побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р.У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.
В работах В.К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности. Автор разделяет мнение Рубинштейна о том, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации).
Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.
Билет 18. Классификации эмоций (Рубинштейн, Леонтьев).
· Рубинштейн
Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Эмоции легче выявить тогда, когда потребности не удовлетворены.
Эмоциональные переживания полярны (всякое переживание имеет свою противоположность).
Объективная роль в жизни человека и основная функция: эмоции объективно связывают между собой события в жизни человека с его потребностно — мотивационной сферой. Эмоции всегда возникают в связи с определенными потребностями или мотивами и по отношению к каким-либо событиям.
Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности.
Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:
ü Чувства (эмоции) — переживания, передающие отношение человека к внешнему миру.
Выделяют 3 уровня чувств (в связи с мотивационно — потребностной сферой личности и по возможности осознания):
1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека.
2. Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека.
3. Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Пр.: чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического.
ü Аффекты – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.
ü Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов.
ü Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние.
· Леонтьев
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции есть ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление.
Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни.
Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:
ü Аффект – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Не являются управляемыми.
ü Собственно эмоции– более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер — способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации — эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).
ü Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями
Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то вол-
нует, значит, это связано с мотивами. Известно, что одной из функций мотива является смыслообразование (т. е. то, ради чего действует субъект). Эмоции всегда являются психическим отражением этих смыслов, и именно поэтому эмоции — ключ к разгадке и изучению неосознаваемых мотивов.
Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют ее характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий.
Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т. п. Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей. При отрицательном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается. Эмоция — это психическое отражение актуального состояния потребностей. Так, невозможность удовлетворить ту или иную потребность сопровождается фрустрацией — негативным эмоциональным состоянием. Потребность — объективная необходимость во внешнем благе — всегда представлена в психике субъекта в виде эмоций, желаний и влечений. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности. Эмоции могут играть роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими. Однако А. Н. Леонтьев считал, что
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 56
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж. Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Итак, мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.
Источник