Основные свойства речи
Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.
Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.
Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.
Речь человека будет содержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мы часто описываем или объясняем определенные явления. Например, преподаватель физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют своим предметом, имеют большой запас специальных терминов, в которых выражается детальное знание методики данного вида спорта, а также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.
Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.
Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же — особое числовое значение.
Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Например, предложение «студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях» может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости от того, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речь будет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в другом — что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях, и т. д.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.
Одно и то же предложение — «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» — при полном сохранении его объективного содержания, т. е. того факта, который в нем передается, может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом — сожаление и даже уныние. Все это находит свое выражение прежде всего в интонации говорящего.
Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.
Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.
Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи прежде всего состоит в ее идейном содержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение — такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.
Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.
Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.
Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.
Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.
Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.
Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.
Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.
Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.
Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми — отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».
Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.
Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.
Источник
«Психологическая характеристика речи»
«Психологическая характеристика речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_kharakteristika_rechi.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая характеристика речи»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей опосредованная языком. Предметом психологии служат закономерности развития и функционирования психики, таких ее процессов, как мышление, познание, общение, эмоции, деятельность, отношения, воображение, творчество, память и запоминание. Все перечисленные здесь явления теснейшим образом связаны с речью, с ее порождением и восприятием, особенно мышление, которое неотделимо от речи и от языка. Естественно, поэтому лингвисты обращались к психологии, а психологи – к языку и речи. Так, А.А. Потебня, основатель психологического направления в языкознании, написал книгу «Мысль и язык» (1862 и 1999). Психолог Л.С. Выгоский исследовал разные аспекты речи, что и составило содержание его книги «Мышление и речь» (1934). Н.И. Жинкин исследовал становление речи ребенка, функционирование аппарата говорения и переходов с мыслительного на акустический код, в результате чего появился труд «Механизмы речи» (1958). Широкое признание получили книги психологов А.Р. Лурия «Язык и сознание» (1979), О.К. Тихомирова «Психология мышления» (1984).
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Широкий размах получила культура речи: диапазон ее интересов – от норм литературного языка до коммуникативной целесообразности выбора средств языка. [1] Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми. Правильная речь является показателем интеллектуального развития человека и необходимость знаний о психологическом функционировании речи определяет актуальность данной работы. Актуальность, в свою очередь, определяет цели и задачи работы:
Цель работы – рассмотрение психологической характеристики речи.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :
- Исследовать литературу, которая позволит разобраться в психологии речи и ее составляющих.
- Систематизировать полученные знания, включающие в себя основные понятия, развитие и патологии речи.
- Проанализировать данные и сделать заключение о значимости и необходимости развития речи.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части, заключения, словаря, списка использованной литературы и приложения. Название основной части определяет ее содержание.
Психологическая характеристика речи
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Язык – это одна из форм, в которых существует и передается из поколения в поколение сформированная в обществе программа развития внутреннего мира человека. [2] Язык это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенный смысл и значение. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением (Приложение А).
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков. Детеныш человека на ранних стадиях развития использует для общения ряд нестандартных, изобретенных им звуковых комплексов, в которых можно видеть эмоционально-образную связь, тождественную реликтовой перворечи. По мере роста и развития растет потребность в общении не только с родителями, что толкает ребенка к употреблению общепринятой для этой группы населения терминологии. Звуковое обшение выполняет комплексные функции:
- Эмоциональное выражение мысли (попытки повлиять на отношение оппонента к объекту разговора и, естественно, повлиять на отношение к себе).
- Звукоимитация в речи.
- Ассоциативное выражение мысли.
2 и 3 являются составными частями первого.
Ассоциация – это подсознательная аналогия с часто встречающимся явлением. Зависит от того к чему применяется эта аналогия-ассоциация. [3]
Звук имеет тот же смысл что и соответствующая им система письменных знаков. Знак – символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Речь является основным средством человеческого общения. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные потребности. Это и естественно, так как общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности… [4] Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств.
Речь выполняет определенные функции (Приложение Б):
- Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. Воздействие – это действие, оказываемое кем, чем-либо на кого, что-либо; влияние. [5]
- Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
- Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
- Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.
1)Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.
2)Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей:
обилие незаконченных синтаксических построений (например: Ну, вообще… созерцание… я могу и для друзей рисовать);
самоперебивы (В России еще много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);
повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);
конструкции с именительными темами (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);
подхваты (А – Мы тебя приглашаем… Б – завтра в театр).
Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше, не являются речевыми ошибками, так как не мешают пониманию содержания речи, а в некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развернутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов. [6]
3)Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи.
Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
4)Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.
Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.
5)Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.
6)Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека, она лишена звукового оформления и протекает с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность – характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.
Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность.
- Содержательность речи – это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
- Понятность речи – это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
- Выразительность речи – это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
- Действенность речи – это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точки зрения.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове, как в понятии, заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.
Речь представляет собой одну из высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).
Среди наук, изучающих речь в различных ее проявлениях, а также ее особенности, можно выделить лингвистику, психолингвистику, риторику, графологию. При этом под лингвистикой понимается языкознание, наука о языке, как объективной, исторически сложившейся системе кодов, а лингвистический – относящийся к языку. Психолингвистика – это наука, которая исследует (изучает) детерминанты процессы речи (вербалакты) и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей. Предметом этой науки называют процессы, механизмы кодирования и перекодирования; языковую способность человека; речевую деятельность и закономерности ее моделирования; наконец, соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком, как главной «образующей» образа мира человека, с другой. [7] Графология – учение о почерке; исследование почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально – психических особенностей пишущего. Риторика – наука об ораторском искусстве.
Основной единицей речи и языка считается слово . Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории, оно отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Важнейшая особенность слова состоит в том, что слово осмысленно, т.е. имеет значение. Значение слова – это содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди или принятое индивидом, носителем данной культуры, смысловое содержание того или иного знака. Хотя слово является основной значимой единицей языка, однако информативность и выразительность речи в наибольшей мере обеспечиваются целым высказыванием (текстом) или предложением. В пределах предложения или текста значение слова становится лишь одной из детерминант содержания.
Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного психического развития, так как речь – это средство общения, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций. Существуют определенные требования, предъявляющиеся к речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность, логика, точность, ясность и правильность речи. Для адекватной характеристики развития речи необходимо выделить главные формы речевого взаимодействия:
- восприятие текста;
- обмен устными текстами (диалоги, полилоги, ответы на вопросы);
- развернутая текстовая речь – таким образом,
основной формой речевого взаимодействия является осмысленное оперирование текстами. Текст характеризуется развернутостью, последовательностью, связанностью, законченностью.
Понимание рассматривается как наиболее важная сторона речевого процесса, так как эта функция обеспечивает осуществление коммуникации, которой присущи разные уровни: на уровне целого текста; на уровне отдельных предложений и слов.
Следующей важной стороной речевой функции является возможность программирования текста-пересказа. Программирование – способность кого-либо к построению программы высказывания и ее вербальной реализации. Она оценивается по умению воспроизводить тексты в соответствии с основным их смыслом.
При оценке речевого развития важно учитывать лексический состав речи – те средства, с помощью которых осуществляется программа пересказа. Лексический состав речи характеризуется признаками: использование собственной лексики адекватно или неадекватно смыслу текста; правильность употребления слов; образование морфологически правильной формы слов.
Под речевой активностью понимается способность индивида без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль, строить сюжетный рассказ.
Нарушения и патологии речи. Понятие патологии речи определимо только на основе трех взаимосвязанных критериев:
- Социально-психологический подход (отклонения от средней роли).
- Психофизиологический подход – с точки зрения функционального нарушения, в котором патологию следует понимать как некоторую результирующую определенного функционального нарушения и требований к функции со стороны общества.
- Психолингвистический подход – нарушение языковой способности.
Патологию речи следует противопоставлять остальным отклонениям от норм речевого употребления типа оговорок, перестановок элементов слов, смешений, ошибочных употреблений слов (парафазии).
Спектр различных форм речевой патологии достаточно разнообразен:
Во-первых, это патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций (Прогрессивный паралич, Корсаковский психоз, Болезнь Пика или Альцгеймера, Эпилепсия, Шизофрения, Маниакально-депрессивный психоз).
Во-вторых, это речевые нарушения, коренящиеся в локальных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями, составляющими предмет изучения психиатрии и патопсихологии.
В-третьих, это речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем – в основном это особенности речи (и ее восприятия) у глухих и глухонемых.
В-четвертых, это речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития.
В-пятых, это речевые нарушения, имеющие «исполнительский» характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы. Их часто называют фонационными расстройствами (Дисфония, Брадилалия, Тахилалия, Заикание, Дислалия, Ринолалия, Дизартрия, Парафазия).
Подводя итог, хочется заметить, что знания о психологических особенностях речи имеют важное значение, так как развитие речи неразрывно связано и напрямую зависит от развития познавательных психических процессов, таких как мышление, память, воображение, внимание. Речь является основным средством общения, а без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Речь необходима людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Умение общаться естественное качество человека, данное ему от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. Ведь как сказал Сенека: «Речь – это показатель ума». В процессе речевого общения передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга. В результате общения в целом, и речи в частности, достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие людей, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующих коллективную деятельность. Речь – это психологический процесс формирования и передачи мысли.
система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации
система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значения и смысл
система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли
Внутренняя речь (речь «про себя»)
речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции: внутреннее проговаривание
вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника
вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчание, жестами) двух и более субъектов
характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствие только слов, относящихся к предикту (сказуемому)
количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности
языкознание, наука о языке, как объективной, исторически сложившейся системе кодов
наука, которая исследует (изучает) детерминантные процессы речи (вербалакты) и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей
патологически замедленный темп речи
патологически ускоренный темп речи
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомно-физиологическими дефектами речевого аппарата
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата
нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи
Список использованной литературы
- Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикум для социального работника: Учебное пособие. – ИНФРА-М, 2006.
- Васильева И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге // Психологический журнал. – 2004. — №5;
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах // Психологический журнал. – 2006. — №3;
- Галунов В.И., Кородева И.В., Шургая Г.Г. Два возможных механизма восприятия речи // Психологический журнал. – 2005. — №5;
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. Пособие к курсу «Психология человека»: — М: Пед. общество России, 2005;
- Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005;
- Крысько О.Р. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М: Московский психолого-социальный институт, Издательство «Флинта», 2005;
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Психология». – М: Смысл, 2007;
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 2008;
10. Носенко Э.Л. Попытка системного подхода к анализу речи в состоянии эмоциональной напряженности // Психологический журнал. – 2004. — №6;
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для ВУЗов. – М: Издательский центр «Академия», 2007;
12. Самойленко Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуации общения // Психологический журнал. – 2005. — №4;
13. Словарь современного русского литературного языка. – М.: Прогресс, 2004;
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М: «Школа – пресс», 2005.
Источник