Свойства темперамента ригидность это

Свойства темперамента ригидность это

В современных исследованиях принято описывать свойства темперамента, которые называются также формально-динамическими свойствами личности. Выделим основные свойства темперамента.

Сензитивность, или чувствительность, — свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.

Реактивность — это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «заводятся с пол-оборота», а о других — «не понятно, обрадовался он или огорчился».

Активность — свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций — свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Пластичность / ригидность — свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.

Эстраверсия / интроверсия — свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).

Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержания личности, ее характерологических свойств, а служит формой проявления черт характера. Он является базой для формирования этих свойств и определяет динамику их проявления. Среди свойств личности, на которые влияет темперамент , выделяют впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

1. Впечатлительность — свойство личности, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, длительность сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

2. Эмоциональность — свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.

3. Импульсивность — свойство личности, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

4. Тревожность — свойство психики человека, проявляющееся в поведении как склонность испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и в ситуациях, не располагающих к этому.

Источник

Свойства темперамента: сенситивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакций, эмоциональная возбудимость.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Свойства: Сензитивность — чувствительность, Реактивность- непроизвольная реакция, Активность — энергичность в преодолении, Темп реакции- скорость протекания рекаций и процессов, Пластичность – приспособление, Регидность – противопол пласт, Экстраверсия-интроверсия –в данный момент – прошлое и будущее

В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие:

Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцания до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема.

Моторный или двигательный компонент. Тесно связан с предыдущим. Ведущую роль в нем играют качества, связанные с двигательным и речедвигательным аппаратами. Этот компонент очень нагляден, он проявляет себя в движениях, речи индивида, в частности, амплитуде его движений, темпе речи, силе, резвости движений и других моторных показателях. На их основании мы чаще всего и составляем свое первое впечатление о темпераменте человека.

Эмоциональность – следующее основное свойство темперамента, представляет собой своеобразный симптомокомплекс свойств и качеств, характеризующий особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффектов, чувств и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.

Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других людей такой почвы не существует. Она в значительной мере связана с чувствительностью как сенсорной, так и эмоциональной. Поэтому у одних людей « всю кожу с сердца сдирает», а другие – «толстокожие» очень слабо реагируют на окружающее.

Читайте также:  Такого настроения точно нет

Импульсивность характеризует быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их.

Под эмоциональной лабильностью обычно понимают скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно человек загорается и с какой быстротой он угасает.

Нередко к свойствам темперамента относят экстраверсию – интроверсию, которые связывают с силой – слабостью нервных процессов.

Реактивность. Под нею понимают уровень интенсивности реакций индивида в ответ на различные стимулы. Чем интенсивнее ответная реакция, тем выше реактивность. Индивиды с низкой реактивностью реагируют на раздражители согласно закону силы: возрастание силы раздражителя приводит к соответствующему росту интенсивности реакции. Поведение высокореактивных индивидов не подчиняется закону силы: даже при слабом раздражителе их реакция может быть значительно выше требуемой. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Установлена отрицательная связь между реактивностью и активностью индивида. Высокореактивные индивиды обычно характеризуются пониженной активностью, их деятельность мало интенсивна. Нискореактивным индивидам свойственна высокая активность.

66. Свойства и типы темперамента. Учет темперамента в учебно-воспитательном процессе.

Гиппократ à 4 типа: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик

Аристотель à 2 типа: болезненный и нормальный

Гейман à 7 типов:

Кречмер à 2 типа: циклотимики и шизотимики

Шелдон à 3 типа: висцеротоники, соматотоники и церебротоники

Эмоциональная возбудимость (воздействиеà эмоциональная реакция)

Активность (степень энергичности)

Соотношение активности и реактивности

Экстраверсия/интроверсия (направленность на других/на себя)

Сензитивность ( воздействие à психическая реакция)

67. Типы высшей нервной деятельности и темперамент

Научное решение вопроса основ темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы животных и человека. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении, которые проявляются прежде всего в скорости и точности движения условных реакций — положительных или тормозных, их интенсивности, способности адекватно реагировать на изменения раздражители, общей поведении в экспериментальных ситуациях. И. П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу о том, что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительные или кратковременные, но сильные возбуждения. Уравновешенность нервных процессов — это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность — скорость смены возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от пассивного состояния к активному, или наоборот. Противоположной подвижности качеством является инертность нервных процессов. Нервная система инертнее тогда, когда требуется больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.

Эти качества нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые и предопределяют тип нервной системы.

И. П. Павлов определил четыре основных типа нервной системы, близкие к традиционной типологии Гиппократа — Галена. Сравнивая свои типы нервной системы с типологии Гиппократа — Галена, великий русский физиолог описывает их так:

Сильный, уравновешенными, подвижный тип — сангвиник;

Сильный, уравновешенными, инертный тип — флегматик;

Сильный, неуравновешенный тип — холерик;

Слабый тип — меланхолики.

За И. П. Павловым, темперамент является главнейшей характеристикой нервной системы человека, которая так или иначе сказывается на всей деятельности каждого индивида. И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом.

На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей. Сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тем самым тип нервной системы предоставляет своеобразия поведению человека, накладывает характерный отпечаток на всю сущность человека — определяет подвижность психических процессов, их устойчивость. Однако он не является решающим фактором поведения, поступков, убеждений, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека и в процессе воспитания.

Типология И. П. Павлова стала источником многих исследований темперамента. Так, в конце 50-х годов XX ст. были проведены лабораторные исследования под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небилицина, В. С. Мерлина, которые дополнили типологии И. П. Павлова новыми элементами. Разработано много приемов исследований нервной системы человека, которые дали возможность глубже понять роль индивидуальных особенностей темперамента в деятельности человека. Б. М. Теплов и В. Д. Небилицин, изучая силу нервных процессов, пришли к выводу, что между силой нервной системы относительно возбуждения (трудоспособностью) и чувствительностью существует тесная связь. Они раскрыли такие понятия, как лабильность, динамичность, способность к концентрации и другие черты темперамента.

Читайте также:  Машина чувствует своего хозяина

Все типы темперамента можно охарактеризовать за такими основными качествами:

Лабильность — скорость возникновения и течения возбуждения и торможения;

Сенситивность — мера чувствительности к явлениям действительности;

Реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;

Активность — характеризуется тем, насколько человек деятельным во время преодоления препятствий;

Темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций;

Пластичность — гибкость, легкость приспособления к новым условиям;

Ригидность — инертность, нечувствительность к изменению условий;

Экстраверсия — направленность личности на окружающую среду, людей, предметы, события;

Интроверсия — фиксация личности на себе, на своих переживаниях и мыслях, склонность к самоанализа, замкнутость;

Эмоциональная возбудимость — характеризуется тем, какой силы нужен влияние, чтобы вызвать эмоциональную реакцию.

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 2037; Нарушение авторского права страницы

Источник

Основные свойства темперамента

Темперамент как динамическая характеристика психической деятельности личности имеет свои свойства, которые положительно или отрицательно сказываются на его проявлениях.

Различают такие основные свойства темперамента, как сенситивность, реактивность, пластичность, ригидность, резистентность, экстравертированность и интровертированность.

Сенситивность — мера чувствительности к явлениям действительности, к которой имеет отношение человек. Неудовлетворенные запросы, конфликты, социальные события у одних людей вызывают яркие реакции, страдания, а другие относятся к ним спокойно, безразлично.

Реактивность — это особенность реакции личности на разнообразные раздражители, которая проявляется в темпе, силе и форме ответа, и ярче всего — в эмоциональной впечатлительности, и отражается в отношении человека к окружающей действительности и к самому себе. Бурные реакции при успехах или неудачах в деятельности сказываются на разных особенностях темперамента.

Пластичность проявляется в быстром приспособлении к обстоятельствам, которые изменяются. Благодаря пластичности психической деятельности перестраиваются или компенсируются особенности высшей нервной деятельности. Слабость, неуравновешенность или недостаточная подвижность типа нервной системы при соответствующих условиях жизни и воспитания могут приобретать положительные качества.

Ригидность — особенность, противоположная пластичности, сложность или невозможность перестраиваться при выполнении заданий в зависимости от обстоятельств. В познавательной деятельности ригидность проявляется в медленном изменении представлений о жизни, деятельности. В эмоциональной жизни — в закоченелости, вялости, неподвижности чувств. В поведении — в негибкости, инертности мотивов поведения и морально-этических поступков при всей очевидности их нецелесообразности.

Резистентность — возможность оказывать сопротивление негативным или неблагоприятным обстоятельствам. Довольно ярко эта особенность проявляется в стрессовых ситуациях, при значительном напряжении в деятельности. Одни люди способны сопротивляться самым сложным условиям деятельности или обстоятельствам, которые неожиданно возникли (аварии, конфликты), а другие в чрезвычайных ситуациях теряются, легко сдают позиции, становятся неспособными продолжать работу, хотя при обычных условиях с ними этого не бывает, несмотря на усталость и тяжелые условия работы.

Экстраверсия и интроверсия — направленность реакций и деятельности личности наружу, на других (экстраверты) или на самого себя, на свои внутренние состояния, переживания, представления (интроверты). Считают, что экстраверсия и интроверсия как свойства темперамента — это проявление динамических, а не содержательных сторон личности.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где работа предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Характер – совокупность существенных стержневых свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном его отношении к окружающей действительности, а так же к самому себе.

Характер – это качество личности в целом, при этом все черты личности являются чертами характера.

Характер человека обусловлен социальными особенностями личности: убеждениями, отношением к труду, своим обязанностям, другим людям, самому себе.

Черта – это склонность вести себя определённым образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций.

Различают следующие черты характера:

черты, отражающие общее отношение человека к окружающему миру, общественным явлениям и событиям (принципиальность, инициативность, оптимизм и т.д.);

черты, выражающие отношение человека к общественно — трудовой деятельности (трудолюбие, энтузиазм, настойчивость);

Читайте также:  Хорошие нейролептики при депрессии

черты, выражающие отношение человека к другим людям (общительность, чуткость, доброта, откровенность);

черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, самокритичность).

Формирование характера происходит под влиянием социальной среды и воспитания. Характер формируется на всем протяжении жизни человека и в свою очередь, сам оказывает существенное влияние на развитие личности в целом. В зависимости от характерологических особенностей личности разрешаются внутренние противоречия в человеке и определяются его действия и поступки.

Акцентуация характераэто крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуированные черты личности сами по себе не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Эти черты являются как бы заострением некоторых индивидуальных свойств, крайним вариантом нормы.

Акцентуации развиваются во время становления характера и сглаживаются с взрослением.

Явная акцентуация – это крайний вариант нормы, который отмечается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера, не препятствует адаптации и компенсируется при взрослении.

Скрытая акцентуация – не крайние, а обычные варианты нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций.

К. Леонард выделяет 10 основных типов акцентуации:

1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению.

2. «Застревающие» личности, со склонностью к задержке, «застреванию» аффекта и (паранойяльным) реакциям.

3. Эмотивные, аффективно-лабильные личности.

4. Педантичные личности с преобладанием черт ригидности, малой подвижности нервных процессов, педантизма.

5. Тревожные личности, с преобладанием в характере черт тревожности.

6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным колебаниям настроения.

7. Демонстративные личности, с истерическими чертами характера.

8. Возбудимые личности, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

9. Дистимические личности, со склонностью к расстройствам настроения, субдепрессивные.

10. Экзальтированные личности, склонные к аффективной экзальтации.

Способности – это свойства личности овладевать знаниями, приобретать умения и навыки.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование их на практике. Способности облегчают усвоение знаний, овладение знаниями способствует развитию способностей.

Способности человека можно разделить на две группы:

Общие – т.е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности.

Специальные – которые проявляются только в отдельном специальном виде профессиональной деятельности.

Многие из природных (врожденных) задатков являются общими у человека и животных, например, элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. В их основе лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма.

В отличие от природных, социальные или культурные способности имеют историческое происхождение и никогда не развиваются без особым образом организованного обучения, и воспитания человека. К числу социальных или культурных способностей относятся: способности к различным видам специфической человеческой деятельности, высшие формы познавательных психических процессов, речь, коммуникативные способности.

Способности всегда связаны с конкретным видом деятельности. Они проявляются особенно ярко в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека. Способности человека не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Развиваясь в процессе деятельности, они оказывают влияние на саму деятельность, повышая ее качества. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

В отличие от способностей, задатки могут существовать и не теряться долгое время, причем независимо от того, обращается или не обращается к ним человек, использует или не использует их на практике. Например, врожденная предпосылка к развитию музыкальных способностей может существовать и сохраняться у человека независимо от того, занимается ли он музыкой.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Задатки — анатомо-физиологические основания способностей.

Условия превращения задатков в способности: деятельность, активное взаимодействие с действительностью, обучение и воспитание.

Способности: реализованные в деятельности потенциальные возможности личности.

Источник

Оцените статью