- Свой путь эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
Свой путь эмоциональный интеллект
Свой путь: как эмоциональный интеллект сделает из тебя бренд
Главная проблема нашего поколения – действовать решительно при отсутствии определенности.
Импровизировать – значит относиться к ситуации без ожиданий и предубеждений. Ключом импровизации является движение – вы продолжаете двигаться вперед, со страхом или без, живете от момента к моменту. Все, как в жизни.
RISK/REWARD: WHY INTELLIGENT LEAPS AND DARING CHOICES ARE THE BEST CAREER MOVES YOU CAN MAKE
© Copyright © 2015 by Bedoozled, Inc.
© All rights throughout the World are reserved to Bedoozled, Inc.
© Тиликанова Д., перевод на русский язык, 2019
© ООО «Издательство «Эксмо», 2019
Введение. Зачем рисковать?
Эта книга о риске. Не о том риске, из-за которого адреналин стучит в висках, не о прыжках с парашютом, не о покере с высокими ставками, где выигрываешь все или ничего, но о том риске, на который все мы идем – или не идем – в своей трудовой жизни: в работе, карьере и профессиональных амбициях, о которых мы знаем, а может, даже и не подозреваем. В этой книге утверждается, что в неопределенном и жестоком мире Америки XXI века личный успех и удовлетворенность карьерой зависит от развития у человека привычки оценивать и принимать малые, а иногда и большие риски.
Риск часто воспринимается как нечто негативное, нечто безрассудное, как то, чего всегда следует избегать. Это происходит из-за того, что мы, люди, эмоционально настроены на выживание и всегда предполагаем худшее, если сталкиваемся с чем-то непонятным или неизвестным. Может быть, это ядовитая ягода? Может быть, вон там крадется лев? Выживание наших предков зависело от способности мозга за долю секунды распознать угрозу и мгновенно решить, бороться с ней или убегать.
При этом в нас заложена осторожность, мы предрасположены придерживаться известного, проверенного даже в случаях, когда сталкиваемся с менее выраженной опасностью. Наши предки из Восточной Африки жили в лесах, на деревьях. Но постепенно засуха стала разрушать их среду обитания и сокращать количество лесов. Без сомнения, много веков наши предки раздумывали над тем, чтобы оставить свое комфортное существование на деревьях и начать жить на земле… И много веков они отвергали этот вариант из-за опасностей. Задумайтесь: львы были гораздо более близкими и страшными врагами, чем медленное разрушение их древнейшего места обитания. Но взвесив различные факторы опасности на протяжении поколений, наши предки в конце концов решили пойти на риск быть съеденными хищниками, спустились вниз, населили землю, и в итоге стали людьми.
В наши дни в большинстве случаев нам не приходится справляться с такими видами внешних опасностей, с которыми приходилось бороться нашим предкам в африканских саваннах или даже на древних землях Америки. Но нынешние кардинальные изменения экономической и социальной ситуации, а также способов, которыми мы привыкли зарабатывать себе на существование, определенно являются угрозой.
Когда я окончила университет и устроилась на полноценную работу в 1970-х, большинство представителей моего поколения считали, что выбрали свою карьеру и будут придерживаться ее всю жизнь, работать десятилетиями на одну организацию, – и тогда это был привычный и вероятный сценарий. Был ли человек адвокатом, работником мануфактурного производства, учителем, продавцом или репортером – всегда существовала ясная, предсказуемая профессиональная траектория. Люди знали, что будут исполнять определенные обязанности, подниматься по карьерной лестнице и уходить на покой с фиксированной пенсией. Конечно, и тогда существовали риски, но эти риски обычно были краткосрочными и определенными – больше похожими на льва, затаившегося в траве, чем на многовековую засуху.
Теперь все по-другому. Нынешние кошмары, связанные с работой, гораздо более разнообразны: должности устаревают, стремительно исчезают целые индустрии, за один день появляются абсолютно новые виды бизнеса, пропадают пенсии, постоянно меняются правительственные социальные льготы и выплаты для пенсионеров, увеличивается необходимость в технологических навыках, все больше и больше увеличиваются требования как на рабочем месте, так и вне его – внезапно все эти волнения становятся универсальными, хроническими и вызывают ужасный стресс. Даже если надежды работать в одной области всю свою жизнь вполне оправданны, необходимость отвечать требованиям и адаптироваться к технологическим и организационным переворотам означает, что область и составляющие вашей деятельности трансформируются со скоростью, сходной со скоростью тех, кто прыгает туда-сюда по карьерной лестнице.
Нашу профессиональную деятельность, ожидания от нее и долгосрочные планы как в лучшую, так и в худшую сторону, а иногда и в обе сразу, быстро изменяют обстоятельства, которые мы не можем контролировать: продажа компании, неудачный стартап, звонок от хэдхантера, сокращение пенсии, случайная встреча по поводу планов с потенциальным инвестором, уведомление об увольнении. Поджать хвост, просто выполнять свою работу, абстрагировавшись от нестабильности ситуации и большей части других сотрудников, ничего не предпринимать уже сейчас – самый большой риск из всех возможных. Скорость изменений беспощадна. Сейчас целые категории должностей разрушаются и создаются всего в течение нескольких лет, а не десятилетий, и те, кто не пробует себя в новых областях деятельности или не пытается работать сам на себя, начинают путаться и беспокоиться о том, как не потерять ту должность, которая у него есть.
Все чаще и чаще, добровольно или нет, мы совершаем рискованные профессиональные маневры, окунаемся в неизвестность нового рабочего пейзажа, не имея представления о предсказуемых результатах или гарантиях в обозримом будущем. Категория людей, которые принимают решения на ходу, работают на себя или на фрилансе и не знают, какой следующий шаг предпринять, растет очень быстро. Согласно недавнему докладу Массачусетского технологического института, примерно половина должностей, которые будут создаваться по мере восстановления экономики после Великой рецессии, будут основаны на фрилансе, и, по данным Intuit.com, 40 % – около 60 млн американцев – будут в определенной степени работать на себя уже к концу этого десятилетия. Это огромные цифры. За один день мы генерируем новые виды бизнеса и новые профессии, о которых и помыслить не могли еще десятилетие назад. Существует даже специальный термин «солопренеры» – люди, работающие на себя. Эта категория включает людей, создающих мобильные приложения и виртуальные магазины, зарабатывающих в социальных сетях, обучающих других людей навыкам жизни и работы.
Нынешнее профессиональное пространство предполагает, что молодой человек, начавший свою карьеру в 2015 году, сможет оставаться на одной и той же должности в среднем четыре года и что он может проработать в десятке различных компаний на протяжении своей рабочей жизни, которая постоянно увеличивается. И даже тем людям, профессиональный путь которых гораздо длиннее, стоит задуматься – возможно, им было бы лучше работать совсем в другой компании или на другой должности лет через десять.
Американская экономика уже перестроилась и будет перестраиваться дальше, и современные угрозы в профессиональной деятельности не имеют простых решений. Безопасность и стабильность работы практически для кого угодно, на любом уровне и в любом виде деятельности – это пережиток ХХ столетия. В наши дни для большинства людей заниматься только одним видом деятельности и уж тем более работать на одну компанию – это уверенный путь к разочарованию, если не к полному провалу карьеры. Каждый из нас живет в новой реальности постоянной неопределенности, что может привести к беспокойству и тревоге.
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник