Эмоционально-психологическая функция журналистики
Эта функция связана с реализацией способностей человека к чувственному познанию мира, результатом которого является сформированная им в своем сознании созерцательная картина мира. Что мы понимаем под чувственным познанием? Прежде всего, это получение информации об окружающем через органы чувств. Надо отметить, что такая способность у человека весьма ограничена, и он проигрывает в ее развитии многим другим живым существам: хуже видит, слышит и т.д. Совершенствование в этом плане столь несущественны, что они практически не помогают человеку лучше познать мир. Использование специальных приборов, которые позволяют видеть микромир, усиливают звуковые волны, конечно, продвигает человека на пути познания. Но данный способ уже нельзя назвать чувственным, поскольку используемые приборы – плод интеллектуальной деятельности человека, и их работу можно воспринимать как дополнительные, внешние данные, осмысляемые на рациональном уровне.
А вот то, что существенно расширяет сферу чувственного отражения действительности, так это практика – эмпирически добытый опыт. В процессе ежедневной практики хирург, например, начинает на глаз безошибочно отличать розовые и красноватые оттенки воспаленных тканей, повар безошибочно на глаз определяет объем и вес продуктов, на вкус – его качества. Практика дает множество различных чувственных ощущений, которые хорошо запоминаются человеком, и создают основу для его полнокровной духовной жизни. Философы утверждают, что «чувственная односторонность или даже поверхностность в информативном и эмоциональном отношениях граничит с бездуховностью, ведущей к потере человечности в человеке»[72].
Естественные, природные нравственные чувства человека: стыдливость, жалость и благоговение, которые выделяет В.Соловьев как природные качества человека, в процессе социальной практики преобразуются человеком в совокупность духовных ценностей. На основе ценностей формируются этические нормы, регулирующие отношения людей в обществе. Отсутствие такой практики или пренебрежение ею создает серьезные проблемы во взаимодействии людей, порождает конфликтные ситуации. Именно всестороннее представление эмпирического опыта людей и их эмоционально-психологической жизни на страницах СМИ как самой оперативной и доступной информационной системы позволяет существенно расширить границы индивидуального опыта и сделать этот личный опыт достоянием общественным. Неслучайно говорят, что можно, и лучше, учиться на чужих ошибках, а не на своих.
К. Маркс писал: «…чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т.д.), — одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, — возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории. Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом…»[73]
Но возможно ли восприятие человеком чужого чувственного опыта? Существует три формы чувственного отражения мира: ощущения, восприятие и представления. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предмета и могут существовать вне восприятия предмета (ощущение холода, например, можно испытывать, не выходя на улицу, где очень холодно, а лишь глядя на улицу через окно). Восприятие – это целостная система свойств предмета, усвоенная при непосредственном взаимодействии с предметом и переданная нам через ощущения. Представленияо предмете – это тоже целостный образ предмета, но получаемый без непосредственной связи с ним, это образ ранее воспринятого предмета (воспоминание о нем) или образ, созданный воображением. Именно благодаря наличию представлений и возможности их передачи другому человеку и происходит обмен чувственным опытом, формируется способность к прогнозированию на эмпирической основе. На этом свойстве человека и основаны миросозерцательные функции журналистики: эмоционально-психологическая и социально-бытовая.
Однако необходимо учитывать, что ощущения людей, а, значит, восприятия, и представления все же в определенной мере субъективны. Тюхтин В.С. пишет, что между ощущением и самим предметом есть несколько посредствующих звеньев, преломляющих воздействие, идущее от внешнего объекта. Внешние воздействия в рецепторах (органах чувств – авт.) превращаются из одного вида в другой, кодируются и посредством сигналов-импульсов передаются в соответствующие мозговые центры, где перекодируются на язык нейродинамических отношений, подвергаются дальнейшей переработке, взаимодействуя с прошлыми следами. Благодаря этим преобразованиям продукты деятельности органов чувств – ощущения – отличаются по качеству от отображенных свойств.[74] Именно поэтому чужой чувственный опыт может не полностью совпадать с личным, не полностью восприниматься или приниматься как свой. Поскольку полное совпадение или полное восприятие опыта происходит далеко не всегда по вполне объективным причинам, необходимо соблюдать требование толерантности и корректности при общении и журналисту как посреднику, организующему информационное взаимодействие, и аудитории, участвующей в нем. Кроме того, у журналиста не должно быть иллюзий в том, что восприятие предоставленной им информации будет идеально точным. При преобразовании потенциальной информации в активную, усвоенную определенные потери неизбежны. Но это не отменяет безусловной полезности передачи чувственного эмпирического опыта, поскольку информативность ощущений всё же позволяет человеку более-менее успешно ориентироваться в окружающем мире.
Чтобы наиболее адекватно передать чужой наблюдаемый опыт, необходимо как можно более подробно, в деталях, интересоваться, прежде всего, ощущениями человека от его взаимодействий с другими объектами в описываемых ситуациях. И тогда, сличая описываемое с собственными ощущениями, читатель сможет наиболее адекватно воспринять информацию. Соответствие чувственных планов взаимодействующих субъектов – необходимое условие усвоения информации. Отсюда очевидно, что для реализации эмоционально-психологической функции журналистики журналисту надо иметь представления о чувственном опыте его аудитории. А здесь важным оказывается то обстоятельство, что субъект-индивид является деятельностным, общественно-историческим существом и на его ощущения, восприятия предмета активно влияют интересы, потребности, установки не только его собственные, но и окружающих его людей и общества в целом. Именно поэтому предметы предстают перед человеком в их ценностном значении для жизни в данном общественном окружении, в данной ментальной среде. Учет особенностей ментальности читателя в связи с этим имеет весьма серьезное значение.
Для журналиста важно не только понимать механизм эмоционально-чувственного взаимодействия с миром при сборе и передаче информации, для него важно оценить и само эмоционально-психологическое содержание, которое он передает читателю. Это содержание формируется в зависимости от выбора объектов авторского внимания журналиста. Так, например, если газета, выходящая ежедневно, на первой полосе будет постоянно давать крупным планом кровавые сцены насилия, то у читателя сложится ощущение, что он живет в жестоком мире, где ежедневно, если не чаще, кого-то зверски убивают. Если же газета будет давать снимки умиротворяющих пейзажей, умилительные лица детей, трогательные фотографии животных и т.п., то мир покажется читателю исключительно спокойным и радостным.
Эмоции делятся на позитивные и отрицательные. И совсем не все равно, в каком пропорциональном отношении они предлагаются аудитории средствами массовой информации. Разумеется, эмоциональная картина мира рисуется не по субъективному выбору журналиста, она, прежде всего, — отражение реального предметного мира. Но и не только. Ведь мы стремимся гармонизировать свои взаимоотношения с внешним миром. Какова же чувственная гармония в таком случае? Ей существует даже количественное исчисление. Это пространственный принцип золотого сечения как основа природной гармонии. Его пропорции 38: 62 (в округленном виде) могут стать объективным ориентиром эмоциональной гармонизации. 62 процента позитивных эмоций вполне уравновесят 38 негативных и позволят личности спокойно функционировать. В то время как повальное очернение действительности способно сформировать лишь апатию и отчаяние. В связи с этим мы можем говорить об ответственности журналиста за эмоционально-психологическое состояние его аудитории. (Психологическое состояние – это внутреннее самочувствие человека, эмоциональное состояние – это внешнее проявление психологического состояния).
На основании вышесказанного можно предложить план анализа текста с точки зрения реализации им эмоционально-психологической функции журналистики.
1. Какое эмоционально-психологическое состояние (позитивное, негативное) может сформировать данный текст у читателя? В чем именно выражается это состояние?
2. С помощью каких средств передается эмоционально-психологическое состояние автора аудитории?
3. Возникает ли у читателя представление об описываемом предмете, ситуации? С помощью каких средств передаются ощущения?
Кроме того, можно предложить план анализа номера издания или целой подшивки номеров.
1. Определите процентное соотношение позитивно, негативно и нейтрально окрашенных публикаций.
2. Проанализируйте эмоциональную окраску первых полос издания.
Основная литература
1. Алексеев, П.В. Философия: Учебник для вузов /П.В. Алексеев, А.В. Панин. — М. : ТЕИС, 1996. – 504 с. — С. 196-209 (Гл. 10. Чувственное познание).
2. Маркс. К., Энгельс Ф., Соб. соч. 2-ое изд. Т.42 — С. 122.
3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие– М. : РИП-Холдинг, 2002. – С. 65-66 (Гл.3 Функции журналистики, п.3).
4. Тюхтин, В.С. Отражение, системы, кибернетика / В.С. Тюхтин. — М. : 1972. — С. 146.
Дополнительная литература
1. Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие / Е.В. Ахмадулин. — М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2006. – 272 с. — С. 204-231 (Функции журналистики).
Практическое задание
Проанализировать аналитический журналистский текст с точки зрения реализации им эмоционально-психологической функции журналистики по схеме, предложенной в данном разделе.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие миросозерцательные функции журналистики Вы знаете? Почему они так называются?
2. Как расширить сферу чувственного отражения действительности? Какую роль в этом могут сыграть СМИ?
3. Какие формы чувственного отражения мира Вы знаете?
4. Почему журналист должен быть толерантным?
5. Как обеспечить наиболее точное и полное восприятие аудиторией чужого опыта?
6. Каковы оптимальные пропорции позитивной и негативной информации в СМИ? Чем они обоснованы?
Терминология
Миросозерцательные функции журналистики, эмоционально-психологическая функция журналистики, рецепторы, формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), нравственные чувства человека (стыдливость, жалость, благоговение), толерантность.
Миросозерцательные функции:
Источник
4. Эмоциональное и реальное в журналистике
Эмоции от латинского emoveo – потрясаю, волную. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Простейшая форма эмоции, т.н. эмоциональный тип ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и т.д.).
Эмоции человека – это некие устойчивые чувства к предметам, явлениям. Сильное, доминирующее чувство, называемое страстью. Эмоции в творчестве выражают оценки явлениям, событиям.
Реальное то, что существует в действительности. Текст журналистского материала, написанный живо, эмоционально, убедительно затрагивает сердца и души читателей. Чтобы текст стал злободневным, тема должна затронуть сердце и душу автора. Когда сам волнуешься, болеешь душой, радуешься или злишься, текст получится эмоциональным, живым, убедительным.
Эмоциональный ряд присущ художественно-публицистическим жанрам, аналитическим и даже информационным. Трудно представить себе репортаж без эмоции. Методы репортажа – это эффект присутствия и эффект соучастия. И присутствие, и соучастие предполагает отношение автора, эмоции автора. Причем эмоции, основанные, опирающиеся на реальные факты, реальные обстоятельства. Эмоции в журналистике идут от реальности, от многообразия жизненных реалий.
ЭСТЕТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Истончается тонкий тлен –
К нам – на воды и на леса –
Эти вывела облака,
И печальный встречает взор
Отуманенный их узор.
Недоволен стою и тих
Я, создатель миров моих –
Где искусственны небеса
И хрустальная спит роса».
Это стихотворение принадлежит великому мастеру слова, поэту Осипу Мандельштаму. В поэзии Мандельштама, в его творчестве талантливо проявляется эстетическое начало. Эстетика его поэзии в образности, в филигранной отделке стиля, в тематике его поэзии.
1. Мобилизующая сила эстетических ценностей
Все виды и роды эстетической деятельности людей служили собственно мобилизации человеческих сил, человеческого духовного мира. Эстетическая деятельность объективно необходима человеку как инструмент саморегулирования в обществе.
Человек по натуре своей – художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Человек улавливает проявления всевозможных эстетических сигналов, идущих от объектов природы или от тех или других объектов самой творческой действительности человека. Он впитывает в себя эти сигналы и пронизывает ими продукты своего творчества.
Производство всевозможных эстетических и художественных ценностей всегда имело и имеет значение некоей движущей силы в обществе и отнюдь не выступает только как сопутствующее общественное явление.
Как красота в природе или жизни, будучи воспринята нами, мобилизует наши духовные силы, так и эстетическое начало в орнаменте, музыкальной ритмике или ритмике танца эстетически организует наш духовный мир.
Первоначально эстетические силы сосредоточивались для людей, во-первых, в некоторых природных свойствах различных ритмических явлений, созвучий и т.д. И, во-вторых, сосредоточивались они в ритмике создаваемого человеком орнамента, в ритмике танцев, в творимой людьми звуковой ритмике песен и мелодий.
«…в поэзии принцип ритма ощущается нами как художественный, и мы забываем его простейшие психофизические начала» 23 .
Но ритм только тогда эстетически и художественно действует на наше восприятие, когда он, изоморфно преобразуясь в соответствующие психологические импульсы, способен привести наш духовный мир в состояние, которое мы называем эстетическим настроением.
Люди всегда стремились силой слова, силой рисунка, силой выразительности повлиять на противостоящие им явления природы.
Живопись, литература, журналистика отражают социальные и моральные проблемы человеческого бытия. Поэтому живопись, литература, журналистика являются могущественным средством художественного познания жизни и передают жизненный опыт из поколения в поколение. Раскрывая человеческую жизнь в художественных образах, они становятся подлинным «человековедением». Художественно-познавательная и воспитательная роль живописи, литературы, журналистики очень велика. Познавательное раскрытие действительности, образность и сюжетность этих видов творчества стали рассматриваться в эстетике как главный признак художественности.
Основа творчества, его прочный фундамент – это образ. Но у творческого начала есть и другие средства воздействия. И одно образное воссоздание действительности, одно ее образное познание еще не есть творчество. Если бы творчество сводилось только к образно-познавательной деятельности, то вместо эстетических ценностей мы имели бы лишь образно-иллюстративный придаток к научному познанию мира.
У людей творческих, чутко воспринимающих проявления эстетического начала в природе, в жизни, вырабатывается путь эстетического освоения действительности.
«Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача» 24 , – писал В. Солоухин.
Недаром художники, писатели, журналисты понимают эстетическое начало, выражаясь словами Шиллера, как «тот вид активности, который сообщается человеческой душе прекрасными созданиями природы и искусства» 25 .
Воспринимая свое образное познание мира не только как познавательную ценность, человек творческий стремится к тому, чтобы структура его произведений становилась для читателей, зрителей и слушателей именно эстетически настраивающим началом.
Эстетическая настройка духовного мира человека является очень важным фактором, не менее важным, чем его познавательная и образно-познавательная деятельность. При таком подходе к творчеству становится понятным, что творчество родилось для удовлетворения сразу двух потребностей человеческого общества: познавательно-образной и эстетически настраивающей.
Источник