Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость старших дошкольников
статья по музыке (старшая группа) на тему
Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vliyanie_vospriyatiya_muzyki_razvitie_na_emotsionalnuyu_otzyvchivost_doshkolnikov.odt | 23.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 п.Переволокий.»
Детский сад №1 П.Переволоцкий
Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников
МБДОУ Детский сад №1
Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников
Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании.
В новых ФГОС развитие эмоциональной отзывчивости сформулирована как важнейшая задача дошкольного образования.
Развитию эмоциональной отзывчивости способствуют все виды деятельности ребенка. Но огромную роль в обогащении эмоциональной отзывчивости ребенка играет музыка.
Над проблемой влияния восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников работали известные ученые — педагоги такие как Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Р.М. Чумичева, Е.А. Дубровская, А.И. Катинене, О.П. Радынова, Н.Л. Школяр, Н.А. Метлов, Э.Б. Абдулин, Д.Б. Кабалевский, В.Г. Ражников и др.
Проблеме эмоциональной отзывчивости через восприятия музыки уделяли внимание отечественные и зарубежные психологи: С.Л. Рубинштейн, Г.Ш . Шингаров, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и другие.
Цель работы: обосновать и экспериментально проверить влияние восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника.
Объект: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Предмет: процесс развития эмоциональной отзывчивости дошкольника через восприятие музыки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки будет более успешным если:
— организовать работу «Музыкальной гостиной» для старших дошкольников;
— подобрать комплекс музыкального репертуара по слушанию музыки.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи:
1.Уточнить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста и раскрыть восприятие музыки как вид музыкальной деятельности дошкольника.
2. Изучить возможности развития эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки.
3.Определить уровень развития эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника.
4.Организовать работу «Музыкальной гостиной» для старших дошкольников.
Эмоциональная отзывчивость—это одна из главных музыкальных способностей. По определению Б.М. Теплова «эмоциональная отзывчивость на музыку — это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению».
Эмоциональная отзывчивость на музыку не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Как сказал Б.М. Теплов «она проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент музыкального слуха) и чувстве ритма (способность активно переживать музыку)»
Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является восприятие музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
Музыкальное восприятие, по мнению музыканта-психолога Е.В.Назайкинского, есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен.
Развитие эмоциональной отзывчивости посредством восприятия музыки возможно при следующих условиях:
— активное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя;
— оснащение развивающей среды группы, музыкального зала, соответствующим оборудованием и атрибутами;
— обязательное сохранение алгоритма слушания музыкальных произведений с детьми старшего дошкольного возраста.
С целью выяснения состояния исследуемый проблемы в практике дошкольного учреждения нами было проведено опытно-экспериментальное исследование процесса развития эмоциональной отзывчивости дошкольника через восприятие музыки на базе МБДОУ Детский сад №1 п. Переволоцкого Оренбургской области.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
В эксперименте приняли участие 20 детей, в возрасте 5-6 лет.
Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости использовались методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, И.В. Груздовой.
Анализируя результаты диагностических заданий можно сделать следующие выводы.
С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в одной из групп было выявлено двое детей (в контрольной группе), что составляет 20%. Эти ребята воспринимают и осознают выразительные средства музыки, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности.
Со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в экспериментальной группе было выявлено 6 человек, что составляет — 60%, в контрольной 5 человек, что составляет — 50% детей. Данные дети отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений. Дошкольники точно определяли настроение произведения, однако осмыслить его, раскрыть и обосновать средства выразительности затруднялись.
Несмотря на то, что музыка считается наиболее эмоциональным видом искусства, нами был зафиксирован низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости. В экспериментальной группе этому уровню соответствует 4 человека, что составляет- 40% детей, в контрольной 3 человека, что составляет — 30%. Данные дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые выразил композитор.
Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о недостаточном уровне развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Все это поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций.
На формирующем этапе эксперимента нами была проделана следующая работа: организована «Музыкальная гостиная» в которой принимали участие дети, педагоги; составлен план работы «Музыкальной гостиной»; подобран комплекс музыкального репертуара по слушанию музыки.
Длительность этапа- 3 месяца.
В работе на формирующем этапе эксперимента участвовали дети старшей группы — 10 человек.
Экспериментальная работа была включена по плану в педагогический процесс детского сада .
Самым важным этапом работы, связанным с проведением музыкальной гостиной, это подбор музыкальных произведений, поэтических произведений, произведений изобразительного искусства; видео, аудио материала, создание презентаций по темам музыкальной гостиной. Для знакомства с творчеством композиторов были собраны интересные факты детства, ведь именно с него и начинается путь в прекрасное.
Темой нашей «Музыкальной гостиной» была : «Сказка в музыке живёт». Данная тема на наш взгляд очень близка и любима дошкольниками, а это позволило ещё больше заинтересовать детей.
Темами наших встреч с детьми были: «В гости сказка к нам пришла», «Волшебство оживших рисунков», «Картинки с выставки», « В гостях у эльфов и троллей», «Волшебное превращение в новогоднюю ночь», Морское путешествие, «Три чуда», «Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов», Музыкальная сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк», «Лебединое озеро», «В гостях у Золушки», и др.
В ходе встреч детям предлагалось прослушать «интересные сказки, образы сказочных персонажей, образы природы в сказках, которые рассказывала музыка».
Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, произведения Э. Грига «В пещере горного короля», «Танец эльфов», «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Большой интерес детей вызвали фрагменты из балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»; С.С.Прокофьева «Золушка», фрагменты опер Римского- Корсаково «Сказка о царе Салтане» и М. И. Глинки «Руслан и Людмила», С.С. Прокофьева «Петя и волк». Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.
В своей работе по развитию у детей эмоциональной отзывчивости мы использовали различные формы организаций «Музыкальных гостиных»: вечера досугов; встречи; игры-фантазии; музыкальные игры «Слушаем и рисуем музыку», «Слушаем музыку и музицируем», «Угадай мелодию»; викторины, концерты и др.
В своей работе мы использовали разнообразные методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости; беседы с детьми о музыке, художественное слово, чтение отрывков из литературных произведений, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Использовали видео фрагменты, музыкально-дидактические игры. Активно использовали метод контрастного сопоставления произведений, например: образ Одетты и образ Одиллии, образ феи Карабос и образ феи Сирени; «Танец эльфов» и «В пещере горного короля». Метод сравнения музыкальных произведений по характеру: тема белочки и тема «Тридцать три богатыря»; «Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома» и «Баба-яга» А. Лядова; и т. д.)., по жанру . Использование различных методов уподобления: моторно-двигательное- «изобрази гнома, тролля», темброво-инструментальное- оркестровка музыкальных произведений: игра на погремушках и колокольчиках «Танец эльфов», игра на колокольчиках «Вальса снежных хлопьев», исполнение на музыкальных инструментах песню «Во саду ли, в огороде»; полихудожественного — изображаем бушующее море; цветовое- изобрази разными красками( «Гном» П.Мусоргского), в своей работе мы применяли инновационные методы и приёмы ТРИЗ – РТВ технологии (те ория решения изобретательских задач — развитие творческого воображения ): мозговой штурм, ассоциативная аналогия «Что с чем связано?» , всё это способствовало более глубокому проникновению детей в музыкальный образ.
Для проверки, проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проверить эффективность работы «Музыкальной гостиной».
Сравнивая результаты диагностики на контрольном и констатирующем этапах эксперимента, можно констатировать тот факт, что произошли значительные изменения. Появились ребята с высоким уровнем, это 2 ребёнка что составляет 20%, увеличилось детей со средним показателем до 70%. Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню, свободно высказывали свои суждения о музыке; давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры; делились своими эмоциональными переживаниями и возникшими ассоциациями. Они стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами музыкальной выразительности и эмоциональным настроением.
Дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню, были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего эксперимента эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме.
В экспериментальной группе остался один ребёнок с низким показателем эмоциональной отзывчивости, это можно объяснить тем, что ребенок очень болезненный и он пропустил много встреч.
Что же касается контрольной группы, то там показатели улучшились так как велись плановые занятия, но незначительно.
Организованная нами работа «Музыкальной гостиной» по восприятию музыки с применением разнообразных форм организаций и различных методов и приёмов оказала положительное влияние на повышение уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной отзывчивости ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.
Источник
Эмоциональная отзывчивость к музыке в процессе её восприятия у детей старшего дошкольного возраста
мария востокина
Эмоциональная отзывчивость к музыке в процессе её восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные произведения по разному влияют на здоровье человека. Так звуки скрипки способны извлечь плохое настроение, флейте помогает, когда у человека кашель и т. д. Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечить душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу.
Я считаю, что способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Моя задача правильно организовать музыкальное воспитание детей, учитывая их возрастные изменения. Музыкальное воспитание и развитие требует правильной организации и целенаправленного обучения. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с простейшими музыкальными понятиями, развиваю навыки в области слушания музыки, эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности. Содействую возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке. Работу по слушанию музыки веду по трем познавательным направлениям,каждый их которых имеет свои цели и задачи: Первое направление – Знакомство с жанрами, характером музыки: предлагаю детям слушать произведения контрастного характера, что помогает им понять чувства, выраженные в музыке. Второе направление –Знакомство с особенностями произведения: учу детей понимать, что музыка всегда передает и выражает чувства,настроение, переживания человека. Совместно с детьми рассказываю о смысле прослушанного произведения. При прослушивании того или иного произведения, стремлюсь, чтобы дети почувствовали отношения композитора к изображаемым событиям, поэтому характеризуя музыкальное произведения, детально анализирую его, т. е проигрываю и рассказываю содержание, рассматриваем иллюстрацию, подбираю четверостишье,Так, знакомя детей с пьесой Чайковского «Болезнь куклы» я напеваю такие слова «Как мне грустно я болею я гуляла под дождем а теперь лежу в постели и скучаю… или же при исполнении пьесы Чайковского «Марш деревянных солдатиков» использую целый ряд музыкально –образовательных действий: рассматривают иллюстрацию,маршируют под звучания и затем я пропеваю слова: «Вот идут солдаты раз, два, три дружно все шагаем сабли поднимаем в барабаны бьем».Исполняя ее я поясняю: музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянные – это игрушечный марш. При повторном прослушивании обращаю внимание на то, что когда солдатики подходит ближе, музыка звучит громче, а когда уходят звучание затихает. Позднее дети самостоятельно различают динамические оттенки, осмысливая их выразительное значение. На каждом занятии ставлю новые задания, активизирующие детское восприятие. В данном случае текст, с помощью которого осуществляю слушание музыки оказывает хороший педагогический прием. Музыка для детей становится не только средством познания окружающего мира, но и видом искусства, с помощью которого можно выразить свои эмоции. На занятиях знакомлю детей с музыкой разных жанров и стилей. Учу детей анализировать музыкальные произведения, использую для этого сравнения, способность высказывать свои суждения. Так у детей вырабатывается индивидуальность высказывания. При слушании музыки использую практический метод (сопровождение музыкального восприятия определенными действиями).Например, при прослушивании произведении Римского- Корсакова «Пляска птиц» даю детям творческое задание – изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края. Учитывая задачи, которые возникают в процессе работы я применяю форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется и не может ответить на вопросы после прослушивания музыки. В таком случае целесообразны индивидуальные занятия. Рассказываю, какую музыку я играю, кто написал это произведения и о чем говорится в этой музыке, рассматриваем иллюстрацию, задаю вопросы. Достаточно позаниматься с детьми 2-3 раза и они с большим интересом активно действуют в коллективе
«Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника». Консультация для родителей и педагогов ДОУ. Значение музыки в развитии ребенка – дошкольника. (консультация для родителей и педагогов) Современные научные исследования свидетельствуют.
Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника. Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника. Воспитание у детей нравственных качеств через развитие.
Источник