- Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека.
- СОЗНАНИЕ.
- Характеристика особенностей сознания:
- Функции сознания:
- БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
- Бессознательные психические процессы:
- Отличие сознания от психики животных.
- Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык
- Сознание. Воля. Эмоции и чувства
Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека.
Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.
СОЗНАНИЕ.
Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире
Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.
Характеристика особенностей сознания:
- содержит совокупность знаний об окружающем нас мире, позволяет отчетливо различать субъект и объект, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». обеспечивает формирование целей деятельности,
- позволяет предварительно мысленно построить действия,
- способствует предвидению результатов действий,
- способствует разумному регулированию поведения и деятельности человека,
- позволяет давать эмоциональные оценки в межличностных отношениях.
Функции сознания:
- отражательная (познавательные процессы и память);
- креативная (воображение, творчество);
- преобразующая (определение целей и их достижение),
- оценочная (формирование эмоций);
- рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.).
- регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).
Структура сознания
Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.
К интеллектуальным способностям относятся:
- свойства мышления (быстрота, системность, гибкость);
- свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);
- свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость);
- свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).
Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:
- сильной — слабой,
- устойчивой, неустойчивой.
Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.
В эмоциональную сферу входят:
- чувства,
- настроения,
- аффекты,
- переживания,
- эмоциональные стрессы.
Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.
Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).
Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.
Бессознательные психические процессы:
- бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
- неосознаваемые зрительные ощущения,
- бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач,
- бессознательная речь — это внутренняя речь.
- бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.
Отличие сознания от психики животных.
- наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением воспроизводить характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
- целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
- самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
- наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.
Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.
В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление в целом образуют ядро сознания. Оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях, они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания.
Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул определенным образом организует наши мысли и действия для достижения конкретной цели.
Сознание не ограничивается познавательными процессами и эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.
В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в характере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознании потребность. Но потребность — это не конечная, а производная причина человеческих поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.
Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.
Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных звуках, художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, математика — в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как он делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.
Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.
Источник
Сознание. Воля. Эмоции и чувства
Психика есть не только у человека, но и у животных. В чем нее тогда состоит качественное отличие психики человека от психики животных? Принято считать, что их принципиальное отличие состоит в том, что у человека есть сознание.
Существует три подхода к объяснению природы человеческого сознания:
— сознание человека является модификацией некоего универсального сознания вообще (планетарного, космического или божественного);
— сознание есть неотъемлемый атрибут материи. Способность ощущения и мышления приписывается всем её формам;
— сознание человека — это продукт эволюции материи, развития такого ее свойства, как отражения, т. е. реакции объекта на внешнее воздействие, несущее в себе информацию об этом воздействии. Оно представляет собой высшую форму отражения посредством идеальных образов.
Психолог Л. С. Выготский разработал учение о высших психических функциях, единство которых, по его мнению, и образует сознание человека. Основные положения учения Л. С. Выготского сводятся к следующему:
— при переходе от животных к человеку произошла революция взаимоотношений с природой: если на животных природа действует и изменяет их, то человек начал влиять на природу и преобразовывать её;
— людям удается воздействовать на природу, благодаря использованию орудий и их совершенствованию;
— человек научился овладевать не только природой, но и собственной психикой. Управление природой и своим поведением — это параллельно идущие и взаимосвязанные процессы;
— человек управляет поведением с помощью психических орудий — знаков. Их появление порождает новую структуру запоминания;
— в ходе культурного развития из внешних отношений «приказ — подчинение» у человека родилась возможность приказывать себе.
Биологические предпосылки формирования сознания человека:
• переход к жизни с деревьев на землю;
• увеличение объема коры и извилин головного мозга. Социальные факторы формирования сознания человека:
• коллективный образ жизни;
Современная философия с учетом последних достижений науки рассматривает сознание как свойственную лишь человеку форму отражения объективной действительности.
СОЗНАНИЕ — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира, а также собственного бытия.
К наиболее существенным свойствам сознания следует отнести:
— субъектность: сознание не может быть ничьим — у него всегда есть носитель;
— предметность (содержательность): оно не может быть пустым, бессодержательным ;
— активность, которая обусловлена, прежде всего, спецификой внутреннего состояния человека в момент деятельности, наличием цели, устойчивостью по ее достижению;
— идеальность: сознание не зеркально отражает, а творчески выражает мир;
— интенциональность (от лат. intentio — стремление): сознание всегда направлено на какие-то объекты; более того, в своей направленности оно избирательно, проявляет активную устремленность к одним объектам и оставляет вне поля внимания другие;
— способностью к рефлексии (лат. reflectio — обращение назад), к наблюдению человеком своих внутренних психических актов и состояний;
— объективируемость: содержание человеческого сознания закрыто для других и не может быть непосредственно воспринято ими; узнать о его содержании мы можем лишь посредством внешних индикаторов, доступных для постороннего наблюдения, например речи.
Сознание неотделимо от рассудка и разума. У немецкого философа И.Канта (1724-1804) рассудок —это способность сознания образовывать понятия, суждения, правила на основе непосредственного опыта, т. е. отражения в сознании людей предметов и процессов окружающего их мира; разум — это способность сознания творить идеи —самые общие понятия (душа, природа, Бог) на основе обобщений за пределами наблюдаемых явлений. Рассудочная деятельность аналитична, разумная — синтетична.
Самосознание. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку:
• выделять себя в объективной действительности;
• познавать свой внутренний мир, переживать его;
• определенным образом относиться к себе.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, какой он есть на самом деле, оценить себя (если оценка окажется неудовлетворительной, то он может либо заняться самосовершенствованием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения.
Для самосознания наиболее значимо сформировать себя как личность (стать самим собой), таковой и остаться (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных психологических состояниях.
Сознание и подсознание. Однако не все, что содержится в душе человека, осознается им. В душе существует не только сознательное, но и бессознательное, подсознательное, несознаваемое, неявное, которое было подвергнуто систематическому исследованию в работах австрийского ученого З.Фрейда (1856-1939).
Согласно Фрейду, структура души человека трехслойна: она состоит из трех относительно самостоятельных областей — «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Фрейд сравнивал душу человека с айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. «Оно» — хранилище бессознательных сил: с одной стороны, инстинктов первобытной орды, наследуемых человеком (влечения сексуального и агрессивного характера), а с другой — нереализованных запретных желаний. «Я» —это сознание реальности, а «Сверх-Я» —совесть человека или совокупность нравственных предписаний общества, образующих «Я-идеал», которому человек бессознательно поклоняется. Неофрейдисты считают, что с развитием общества происходит нарастание конфликта между «Оно» и всё усложняющимся «Сверх-Я». В результате в социуме происходит нарастание неврозов, психозов и отклонений от общепринятых моделей поведения (девиаций) .
Для исключения таких последствий необходимо произвести поиск ущемляющего очага (воспаление), осуществить переоценку (изменение системы установЪк, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, разрядить возбуждение и нормализовать психическое состояние личности. Так можно устранить травмирующее влияние «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга 3. Фрейда состоит в том, что он сформулировал указанную зависимость и положил ее в основу своей терапевтической практики, которую назвал «психоанализом». Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре головного мозга, возникающих при вытеснении «неприемлемых» желаний, и осторожную помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. 3
Воля. Большое значение в жизни человека имеет волевая регуляция. Для нее важны определенные условия (наличие препятствий). Воля тогда и проявляется, когда имеются трудности на пути к цели: внешние — время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др., и внутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и др. Все эти преграды, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей.
ВОЛЯ — способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
Воля проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Воля проявляется как уверенность индивида в себе, решимость совершить тот поступок, который сам он считает продуктивным в конкретной обстановке.
К особенностям волевых действий относятся:
— сознательная устремленность (прежде чем что-то совершить, нужно поставить цель и мобилизовать себя на ее осуществление);
— связь с процессами мышления (достичь чего-то можно в том случае, если все хорошо обдумано и спланировано);
— связь с процессами движения (для реализации намеченного человек всегда двигается, изменяет формы активности).
Выполняя какую-либо деятельность, преодолевая внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает волевые качества:
— силу воли — степень должного усилия для достижения цели;
— настойчивость — мобилизация возможностей для преодоления трудностей;
— выдержку — торможение действий, чувств, мыслей, мешающих выполнению важного дела;
— решительность — принятие и претворение в жизнь быстрых, обоснованных и твердых решений;
— смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия;
— самообладание — контроль чувственной стороны психики и подчинение поведения реализации сознательно поставленных задач;
Более обстоятельно взгляды 3. Фрейда и его последователей изложены во 2-м томе учебно-методического комплекса (Раздел 1, глава 4, § 7 «Фрейдизм»).
— уверенность в себе;
— ответственность — показатель выполнения моральных требований;
— дисциплинированность — сознательное подчинение поведения общепринятым нормам;
— обязательность — добровольное возложение на себя обязанностей и их реализация;
— деловитость — умение работать творчески;
— организованность — разумное планирование своей деятельности;
— исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.
Эмоции и чувства. Эмоции и чувства непосредственно включаются в процесс сознания. Их основной функцией является формирование субъективного отношения к предметам, явлениям, людям. Человек пристрастен, он всегда как-то относится к предметам и явлениям окружающей действительности, самому себе и выражает это отношение.
ЭМОЦИЯ— это душевное переживание потребности и возможности ее удовлетворения, а ЧУВСТВО— это переживание индивидом отношения к действительности, к тому, что он познает и делает.
К основным эмоциям относятся:
— настроения — сравнительно устойчивое состояние, отличающееся определенной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих;
— аффекты — сильное, бурное и кратковременное переживание, возникает в связи с резким и неожиданным нарушением значимых для субъекта жизненных обстоятельств. Оно характеризуется изменениями в сознании и в волевом контроле;
— страсти — глубокое и стойкое состояние с выраженной концентрацией на предмете устремлений личности.
— интеллектуальными, которые связаны с познавательной деятельностью индивида. Они возникают в процессе творческой, научной и учебной работы;
— нравственными, в которых проявляется отношение человека к требованиям и нормам общественной морали. Они обусловлены его мировоззрением, мыслями, идеями, традициями, принципами;
— эстетическими, посредством которых переживается прекрасное или неприглядное, возвышенное или низменное и т. п.
Источник