Воскресение — Сошествие во ад. Богоматерь «Всех скорбящих Радость»
Створки складня
Изображения с более высоким разрешением:
|
126. Федор Зубов 1688 год Происхождение: Неизвестно. Сохранность: Створки входили в состав трехчастного складня, правая створка утрачена, крепление створок распалось. На створке «Воскресение — Сошествие во ад» вертикальная трещина левкаса по центру, утраты левкаса внизу правее трещины, по левому и верхнему краям. На створке «Богоматерь Всех скорбящих Радость» утраты левкаса по левому краю вверху, по правому краю и в верхнем правом углу. На обеих мелкие утраты красочного слоя, потертости красочного слоя и золота, старое покрытие. Реставрация: Сведения отсутствуют. На створке «Богоматерь Всех скорбящих Радость» на нижнем поле надпись черной краской: [196] . Федо(р) Евтихїевъ Судя по остаткам крепления створок, можно уверенно говорить о том, что композиций «Воскресение — Сошествие во ад» являлась центром складня, «Богоматерь Всех скорбящих радость» левой частью 140 . 140 Сюжет утраченной правой створки не поддается реконструкции. Иконография сюжета центральной створки дана в развернутом двухчастном варианте, соединяющим историческое и символическое изображения события. Схема, где Христос в обеих сценах представлен на центральной оси, появилась в иконописи Москвы в середине XVII века. Помимо основных сцен мастер изобразил также дополнительные — «Распятие» и «Жены-мироносицы у гроба Господня». Включение дополнительных сюжетов в данную иконографическую схему характерно для больших храмовых образов, в миниатюре встречается редко. В створке «Богоматерь Всех скорбящих Радость» использован извод, отличающийся от иконографии образа из храма Преображения на Ордынке, который прославился в год написания складня. Богородица изображена с характерным жестом скрещенных рук, восходящим к образу из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. Этот извод под именем «Богоматери Снежной» был широко распространен в XVI–XVII веках в западнорусских землях, откуда в конце XVII столетия пришел в Москву вследствие распространения западнорусской печатной графики. Федор Евтихиев Зубов — известный мастер Оружейной палаты, подписные произведения которого встречаются очень редко 141 . Автограф мастера лежит в авторском слое. Манера миниатюрного письма соответствует стилю иконописной мастерской Оружейной палаты, живопись отличается мастерством, композиция — грамотным построением. Некоторая неточность линии объясняется, по-видимому, старостью и плохим зрением мастера на момент написания складня (ум. 1689). 141 См. о нем: Словарь русских иконописцев XIII–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 250–259. Публикации:
Источник |