Створка складня богоматерь всех скорбящих радость

Воскресение — Сошествие во ад. Богоматерь «Всех скорбящих Радость»

Створки складня

Изображения с более высоким разрешением:
  • 1937 x 1073 пикс. [332 кб]

126. Федор Зубов
ВОСКРЕСЕНИЕ — СОШЕСТВИЕ ВО АД. БОГОМАТЕРЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ (створки складня)

1688 год
Москва, иконописная мастерская Оружейной палаты
6,6 × 6,2 см (центральная створка), 6,5 × 5,9 (левая створка)
Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье
[Собрание В. Н. Ларионова]

Происхождение: Неизвестно.

Сохранность: Створки входили в состав трехчастного складня, правая створка утрачена, крепление створок распалось. На створке «Воскресение — Сошествие во ад» вертикальная трещина левкаса по центру, утраты левкаса внизу правее трещины, по левому и верхнему краям. На створке «Богоматерь Всех скорбящих Радость» утраты левкаса по левому краю вверху, по правому краю и в верхнем правом углу. На обеих мелкие утраты красочного слоя, потертости красочного слоя и золота, старое покрытие.

Реставрация: Сведения отсутствуют.

На створке «Богоматерь Всех скорбящих Радость» на нижнем поле надпись черной краской: [196] . Федо(р) Евтихїевъ

Судя по остаткам крепления створок, можно уверенно говорить о том, что композиций «Воскресение — Сошествие во ад» являлась центром складня, «Богоматерь Всех скорбящих радость» левой частью 140 .
¦

140 Сюжет утраченной правой створки не поддается реконструкции.

Иконография сюжета центральной створки дана в развернутом двухчастном варианте, соединяющим историческое и символическое изображения события. Схема, где Христос в обеих сценах представлен на центральной оси, появилась в иконописи Москвы в середине XVII века. Помимо основных сцен мастер изобразил также дополнительные — «Распятие» и «Жены-мироносицы у гроба Господня». Включение дополнительных сюжетов в данную иконографическую схему характерно для больших храмовых образов, в миниатюре встречается редко. В створке «Богоматерь Всех скорбящих Радость» использован извод, отличающийся от иконографии образа из храма Преображения на Ордынке, который прославился в год написания складня. Богородица изображена с характерным жестом скрещенных рук, восходящим к образу из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. Этот извод под именем «Богоматери Снежной» был широко распространен в XVI–XVII веках в западнорусских землях, откуда в конце XVII столетия пришел в Москву вследствие распространения западнорусской печатной графики. Федор Евтихиев Зубов — известный мастер Оружейной палаты, подписные произведения которого встречаются очень редко 141 . Автограф мастера лежит в авторском слое. Манера миниатюрного письма соответствует стилю иконописной мастерской Оружейной палаты, живопись отличается мастерством, композиция — грамотным построением. Некоторая неточность линии объясняется, по-видимому, старостью и плохим зрением мастера на момент написания складня (ум. 1689).

141 См. о нем: Словарь русских иконописцев XIII–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 250–259.

Публикации:

  • Комашко Н. И. Подписные иконы изографов Оружейной палаты и их последователей // Антиквариат и предметы коллекционирования. 2003. № 11. С. 86.

  • Иконы из частных собраний 2004. [1056] Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV — начала XX века: Каталог выставки. — М.: Тетру, 2004. — Кат. № 126, стр. 234-235, илл. с. 170.

Источник

Читайте также:  Стресс тестирование кредитного риска это
Оцените статью