ЕГЭ. Познание
Тема 1. Познание и его формы
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – (от греч. знание, учение) -это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение —познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление– создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение– это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Роль рационального познания.
- Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
- Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.
Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.
Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Основные особенности интуиции:
- непосредственность,
- неожиданность,
- неосознанность путей получения нового знания.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Познание: его ступени и виды
ПОЗНАНИЕ — это интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.
Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.
Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представляет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познавательную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, отличающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:
— познание не может быть объяснено посредством его сведения к некоторым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как является идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;
— познание как отражение действительности не носит зеркального характера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосредственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспринимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.
Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведения познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.
К основным форма чувственного познания относятся ощущения, восприятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.
ОЩУЩЕНИЕ — это отражение отдельных свойств предмета, возникающее при его воздействии на органы чувств человека.
Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свойства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он обладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каждый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах воспринимаемого предмета.
ВОСПРИЯТИЕ — это форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вместе или отдельных групп ощущений.
Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не только то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс отражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «дорисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспринимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., формируем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это форма отражения, формирующая наглядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.
Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня организации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.
Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального познания присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умозаключения.
ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупности свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повторяющегося в целом ряде предметов данного класса.
Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством понятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, дистанцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характеристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.
Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее существенное свойство или признак данного класса предметов, абстрагируется от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.
СУЖДЕНИЕ — форма рационального познания, посредством которой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.
Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают понятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утверждающих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение представляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.
Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает себя в умозаключении.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это процедура непосредственного выведения из двух или нескольких суждений нового суждения.
Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводится новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познавательный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представленная в них непосредственно.
Например:
«Иван есть человек» — первая посылка.
«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.
«Иван обладает сознанием» —заключение.
На этом примере видно, что информация, полученная в результате умозаключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.
Названные две ступени познания : чувственная и рациональная представляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодостаточной, без искажения сущности и содержания процесса познания.
В теории познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм признает единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допущением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.
Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности человеческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное содержание, способы и формы проявления.
Интуиция. Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — пристально смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения установленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.
Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного познания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание предстает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозрения и постижения глубинной сути вещей.
К характерным чертам интуиции принято относить:
— неожиданность решения познавательной задачи;
— неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяснения алгоритма движения к истине;
— непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;
— безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процесса, ведущего к данному знанию;
— однократность, невозможность повторного проникновения в «лабораторию» производства полученного знания;
— субъективность, означающую исключительную индивидуальность сопрягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.
Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каждой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вносит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.
В научном познании интуитивное и рациональное мышление взаимно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобретения им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущенная последовательность этапов познания и система аргументации.
Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания является обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков исследовательской работы.
ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий своей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обеспечения жизни.
Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыденный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и многозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контексте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-этическими значениями.
Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического использования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины мира. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, восполняющего в доступных формах целостность мироощущения.
Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизированы и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.
Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс познания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.
САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от других явлений действительности.
Начало самопознания связано с первичными этапами социализации человека и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сложившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На основе самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оценок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».
Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекватных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.
Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмоционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особенностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных художественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстетических взглядов созерцателя.
Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные привязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.
Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чистым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетическое познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.
Источник