26. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания).
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.
В истории философии сложилось несколько основных направлений в ответе на вопрос об источниках знания, в оценке роли органов чувств и мышления в процессе познания.
Сенсуализм (от лат sensus – чувство) – гносеологическое направление, представители которого считали чувственное восприятие единственным источником познания. Сенсуалистическая концепция начала складываться еще в древнегреческой философии (Демокрит, Эпикур, стоики) и приобрел свою классическую форму в учениях философов Нового времени Дж.Локка, французских материалистов, Л.Фейербаха. Основное положение сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах». Этот тезис верно определяет первоначальный источник человеческих знаний, непосредственно связывающий человека с окружающим миром, однако сенсуалисты абсолютизировали роль чувственного восприятия в познавательном процессе.
Сенсуалисты (Дж.Локк «Опыт о человеческом разуме») выдвинули идею о разделении качеств вещей, постигаемых ощущениями, на первичные (форма, протяженность, плотность, объем) и вторичные (цвет, вкус, запах, звук). Первичные качества объективны, наши ощущения отражают их такими, какими они существуют в действительности. Вторичные качества субъективны – они отражают не сам предмет, а отношение к нему субъекта (*вода может вызывать ощущение холода или тепла в зависимости от состояния руки). Такое деление метафизично и может привести к агностицизму.
Эмпиризм (Ф.Бэкон) – направление в гносеологии, представители которого утверждают, что и по происхождению, и по содержанию знание носит опытный характер. Абсолютизируя роль опыта, эксперимента, эмпиризм недооценивал роль теоретического мышления в познавательном процессе.
Рационализм (лат. racio – разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) – направление в гносеологии, представители которого, наоборот, абсолютизировали роль разума в процессе познания и рассматривает мышление изолированно от опыта. Рационалисты определяли познание как интеллектуальную интуицию, благодаря которой мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. Критерий истинности они видели в отчетливости и ясности знаний. Принижая роль чувственного восприятия, рационалисты не могли объяснить первоначальную основу познания и сформулировали положение о существовании в сознании человека врожденных идей, которые они объявили абсолютными истинами.
Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.
Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств — это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна. [Известно, что органы чувств многих животных превосходят по своим возможностям человеческие. Однако, как писал Л.Фейербах, «. у нас нет никакого основания воображать, что, если бы человек имел больше чувств или органов, он познавал бы также больше свойств или вещей природы. У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности».] Органы чувств человека сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления к условиям окружающей среды и диапазон их отражательных возможностей оптимален для свободной ориентации в окружающем мире. Кроме того, человек совершенствует познавательные возможности своих органов чувств: 1) в процессе практики (*сталевар может различать десятки оттенков красного цвета, *дегустатор и т.д.); 2) с помощью приборов; 3) с помощью абстрактного мышления.
Чувственное познание происходит в трех основных формах.
1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).
2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.
3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую ролб выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации.
На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.
Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (*понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ).
Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними. Суждения обычно выражаются в высказываниях типа «А суть Б», «А не есть Б», «А принадлежит Б» и т.п. (*клен – растение).
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.
Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания:
1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),
2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),
3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),
4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,
5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),
6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).
Особенности чувственного и рационального познания.
1. способность к отражению общего в предметах;
1. общие и единичные признаки не различаются;
2. способность к отражению существенного в предметах;
2. существенное не отграничивается от несущественного.
Источник
Чувственная и рациональная ступени познания
Основным познавательным отношением является отношение «образ – предмет». В широком смысле слова, образом можно назвать то состояние сознания, которое в процессе познания тем или иным способом связано с объектом. Как именно связан образ с объектом? В истории философии известны три основных варианта решения: 1) мы познаем (описываем, упорядочиваем) наши ощущения (субъективный идеализм); 2) образы есть результат постижения с помощью разума объективно существующих идей, идеальных сущностей, структур, которые стоят за материальными чувственными явлениями (объективный идеализм); 3) образы отражают объективную реальность, природу, вещи, процессы и т.д.
По отношению к ступени познания образы делятся на чувственные: ощущения,восприятия, представления; рациональные (ratio – разум): понятия, теории и др. По отношению к объекту можно выделить три типа образов: 1) образы-знания, отражающие объективную реальность; 2) образы-проекты, представляющие собой мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике; 3) образы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта. Что же такое созерцание (чувственное познание) и абстрактное (рациональное) мышление?
Чувственное познание содержит в себе образы, которые нам дают наши органы чувств. Основные формы чувственной ступени познания — ощущения, восприятия и представления. В ощущениях каждый из органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса) специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость и т.д.). Восприятия — отражение свойств предмета, взятых как целое. Представления — наглядный целостный образ вещи, возникавшей на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно.
Чувственные органы человека, в отличие от образов, которые дают органы чувств животных, опосредствованы социальным опытом и обладают внутренней активностью (представляют собой именно живое созерцание). Базовой формой чувственного познания служат ощущения. С гносеологической точки зрения они представляют особый интерес. Ощущения обеспечивают непосредственную связь сознания с объективной реальностью, являются единственным внешним каналом, по которому мы можем получать информацию о мире. Исходная посылка материализма включает в себя утверждение: в ощущениях нам дана объективная реальность. Именно вопрос о природе ощущений стал ареной непримиримой конфронтации между материализмом, с одной стороны, субъективным идеализмом и агностицизмом — с другой.
Роль форм чувственной ступени в познании определяется следующим: во-первых, они более богаты по своим познавательным возможностям (по сравнению с ощущениями); во-вторых, они включают в себя не только отображение, но и воображение (на основе воспринятого в нашем сознании способны рождаться новые образы — элементы фантазии, мечты художественного творчества); в-третьих, развитые формы чувственного познания служат предпосылкой для перехода к рациональной ступени познания.
Современные исследования по психологии показали, что отражение человеком окружающего мира предполагает не только восприятие поступающей извне информации, но и активное преобразование ее в осмысленные впечатления и концептуальные структуры.
Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов, и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка (И.П. Павлов назвал это первой и второй сигнальными системами). Развитие и совершенствование языка тесно связано с развитием рациональной ступени познания. Язык — важнейший информационный посредник между субъектом и обществом. Во многих случаях человек может передать другому свои знания, мысли, образы только посредством языка. Без него невозможно и само оперирование готовыми знаниями.
Абстрактное (рациональное) мышление — это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредство чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарные формы рационального мышления – понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает существенные признаки вещей, т.е. такие, которые необходимы и достаточны для их отличения в определенном отношении. В понятии как бы концентрируются, подытоживаются наши, знания (вспомните понятия материи, сознания и др.). В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей. Суждение фиксирует любые признаки предмета: «роза красная», «метафизика отрицает противоречие как источник развития» и т.д. Умозаключение представляет собой связывание суждений, дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Например, уже в древности был сделан вывод о том, что Земля имеет форму шара, с помощью следующего умозаключения: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска, следовательно, она круглая.
Человеческое познание в целом есть единство чувственного и рационального. Чувственное познание, независимое от логического, существует только на ранних ступенях становления человечества и у ребенка, еще не овладевшего языком. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположение (гипотезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковывает увиденное в свете определенных понятий и теорий.
Связь чувственного и рационального проявляется также в том, что, проникнув на недоступные органам чувств уровни реальности, абстрактное мышление снова обеспечивает переход к практике, т.е. создает образы-проекты, которые могут быть реализованы в практической деятельности.
По вопросу соотношения чувственного и рационального в теории познания существуют течения придерживающиеся иного взгляда на источник знания. К таким течениям относятся эмпиризм, рационализм, априоризм и интивитуизм.
Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания — может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Рациональное познание сводится в эмпиризме к разного рода комбинациям того материала, который даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющее к содержанию знания. Современной формой эмпиризма выступает логический эмпиризм (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждающий, что первые могут быть сведены посредством ряда логических процедур и регистрации показаний чувствительного опыта, и считающий вторые бессодержательными.
Рационалистическая философская традиция признаёт разум основой познания и поведения людей и утверждает, что научное знание, обладающее логическими свойствами объективности, всеобщности и необходимости, достижимо посредствам разума, который выступает его источником и в месте с тем критерием истинности.
Обращение к разуму как к единственному научному источнику знания привело рационализм к заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт) или предрасположений и задатков мышления, не зависимых от чувственности (Г.В. Лейбниц). Принижение рационализмом роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от реального объекта познания.
В современной западной философии вера в неограниченные возможности разума была утрачена, преобладающей становится критика рационализма как с позиций иррационализма (фрейдизм, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм), так и в духе умеренного, ограниченного рационализма, связанного с поиском социально – культурных оснований и границ рационализма (М. Вебер, К. Манхейм). Так Манхейм (1893-1947) полагал, что взгляды различных социальных слоёв и групп продиктованы лишь их непосредственными интересами. Исходя из этого он отвергал какой – либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений.
Априоризм (от лат. a priori – из предшествующего), получивший развитие в классическом рационализме (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Б. Спиноза), исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (от лат. a posteriori – из последующего) (опытным) путём.
Основу безусловной всеобщности и необходимости теоретических истин (т.е. положений математики и математического естествознания) рационалистический априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности.
В западной философии на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась функциональная (или прагматическая) концепция априорности, согласно которой априорные положения – это основоположения, исходные постулаты науки, причём их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность утрачивает своё первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе научного знания.
Своеобразный подход в понимании соотношения рационального и чувственного в познании наблюдается в интуитивизме (от лат. intuitio – пристально смотрю), течении в философии, возникшем на рубеже XIX-XX в. Для него характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Так, А. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логическому мышлению, рациональному знанию, истолковывая её как непосредственное слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологических вариантах философии жизни интуиция сближается с инстинктом, дающим непосредственное знание предмета. Мотивы интуитивизма свойственны также представителям экзистенциализма (Марсель Г.В. 1889-1973), которые стремятся выйти за пределы непосредственного чувственного опыта и предлагает опираться на опыт особого рода – духовный (религиозный, мистический) «опыт».
Источник