Сценарий к юбилею Клавдии Шульженко «Незабываемый концерт»
Клавдии Ивановне Шульженко посвящается
Звучит мелодия песни «Синий платочек» (Слова: Я. Галицкий, М. Максимов, Музыка: Г. Гольц, Е. Штерсбургский)
Чтец: Вы сотканы из музыки и пенья,
Другой такой во всей Вселенной нет.
В неповторимый, ясный день весенний
С благословеньем родились на свет.
Вы — женщина особого полёта,
Природа Вам талантище дала.
Держали жизнь на высочайшей ноте,
В ней столько было шарма и тепла.
А эти руки, женственные руки
Взлетали ввысь, как два больших крыла —
И в сердце места не было для скуки,
Душа полётом юности жила.
И льются песни с лёгкостью, как прежде,
И покоряют зрителя до слёз,
Даруя залу трепетную нежность,
Они полны романтики и грёз.
Да, Клавдия Шульженко — это имя.
Вы харьковская гордость — не секрет,
Остался миру след неизгладимый,
Другой такой во всей Вселенной нет!
Вы харьковская новость — не секрет!
Ведущий 1: Клавдию Шульженко без преувеличения можно назвать национальным достоянием нашего народа. Ни одна наша эстрадная певица ни до, ни после нее не смогла достигнуть таких высот. Она была невероятно популярна, ее фанатически любили миллионы поклонников. В марте мы отмечаем 110-летний юбилей народной певицы.
Клавдия Шульженко родилась 24 марта 1906, на Украине, в Харькове, в семье бухгалтера управления железной дороги. О своей юности Шульженко рассказывала: «С детства мечтала стать актрисой драматического театра. Эта мечта зародилась во мне еще до того, как я впервые побывала в настоящем театре. Мы жили в Харькове, на Владимирской улице. Район наш назывался Москалевкой. Наша семья — отец, мать, брат Коля и я — занимала флигель, в котором жила еще и соседка. Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению.
Ведущий 2: В юности Клавдия Шульженко принимала участие в художественной самодеятельности. Спектакли, в которых она принимала участие, шли на сцене, сделанной посреди двора, и вызывали большой интерес у жителей соседних домой, приходивших на показ со своими стульями, табуретами и скамейками. При «входе» в театр на маленькой тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали деньги. Табличка, лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов по постановке спектакля. В каждом спектакле были песни и танцы, и Клавдия обязательно пела либо во время постановки, либо в концертном отделении. В то время Шульженко планировала стать драматической актрисой, и не собиралась быть певицей.
Проецируется портрет Шульженко, на сцене исполнительница в её образе.
«Родители, заметив мои музыкальные способности, определили меня к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову, удивительному педагогу и добрейшему человеку. Он занимался со мной нотной грамотой и исподволь обучал пению. «Ты счастливая, — говорил он, — у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». Петь я любила, но не считала пение своим призванием. Все мои мечты были о сцене драматического театра.
Звучит песня «Распрягайте, хлопцы, коней». Танцевально-песенный номер.
Ведущий 1: Шульженко пришла в театр со своей подругой Милой Каминской. Шла репетиция спектакля, но режиссер решил уделить девушкам несколько минут. Он попросил спеть что-нибудь на русском языке, и девушки спели песни «Шелковый шнурок» и «По старой Калужской дороге». Режиссёру исполнение понравилось, он попросил Клавдию вместе с подругой сыграть этюд: девушка, пришедшая на бал, ревнует юношу к своей подруге. Девушки сыграли, и режиссер сказал, что Шульженко принята в театральную труппу, а подруга — нет. Первым спектаклем, в котором Шульженко приняла участие, была оперетта Жака Оффенбаха «Перикола». В нем она пела в хоре среди уличной толпы и среди гостей на губернаторском балу. Второй спектакль с ее участием был «Идиот» по Достоевскому, и Шульженко играла в нем Настасью Филипповну. Она появилась в этой роли в четвертом акте, когда Настасью Филипповну уже убили, и она лежала на кровати. Побывавший на этом спектакле отец Клавдии позже сказал, что делала она это очень убедительно. Позже в книге своих воспоминаний Клавдия Шульженко рассказывала:
«Я выходила на небольшую площадку, напоминавшую эстраду, в сопровождении двух гитаристов и начинала петь:
Снился мне сад
в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоём…
Мой взгляд падал на героиню спектакля. Я видела, как хорошо знакомые слова романса вдруг привели её в смятение, и, угадав, распознав её состояние, пела уже только для неё, стремясь ей, именно ей, поведать прекрасную мечту, сказочный сон о большой, но несбывшейся любви».
Ведущий 2: Пение Шульженко понравилось зрителям, зал зааплодировал, а исполнительница главной роли неожиданно подошла к Клавдии, и расцеловала её.
Настоящий большой успех подарил ей Ленинград – впервые Шульженко выступила там в 1929-м. Не где-нибудь – в Мариинском оперном! На бис певицу вызывали неоднократно. А после посыпались предложения, одно другого заманчивее. Не было дома, где бы не звучал голос Клавдии Шульженко. Правда, первый печатный отзыв в столице был неласковым. «Растерянно и глупо звучат «песенки» Шульженко, – признавал журнал «Рабочий и театр». – Появление этих убогих шансонеток, безвкусно подаваемых к тому же, – бесспорный срыв программы».
На цене 2 ведущих, по очереди зачитывают:
Весна 1923 года — становится артисткой Харьковского драматического театра под руководством Н.Н.Синельникова.
Лето 1925 года — служба в Краснозаводском драматическом театре, г.Харьков.
5 мая 1928 года — певческий дебют на сцене Мариинского театра в Ленинграде (концерт, посвященный Дню печати).
Январь 1929 года — дебют в Московском мюзик-холле.
1930 год — брак с Владимиром Филипповичем Коралли.
Май 1932 года — появление на свет сына Игоря.
2 октября 1931 года — премьера пьесы «Увроде убитый» в Ленинградском мюзик-холле (образ Машеньки Фунтиковой).
1934 год — съемки в кинофильме М.Авербаха «Кто твой приятель?» («Белгоскино», образ Веры).
1936 год — сделаны первые граммофонные записи (аккомпаниатор — Михаил Корик).
1937 год — становится солисткой Джаз-оркестра под управлением Якова Скоморовского (до января 1940 года).
Декабрь 1939 года — становится лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, Колонный зал Дома Союзов).
Январь 1940 года — создание в Ленинграде Джаз-оркестра (под управлением К.Шульженко и В.Коралли, мелодический глава А.Семенов). Расформирован летом 1945 года.
22 июня 1941 года — Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем.
Звучит вступление песни «Вставай, страна огромная»
Ведущий 1: С первых же дней войны Клавдия Шульженко стала рядовой Красной Армии, а коллектив ее получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Ее сценической площадкой становились прифронтовая землянка, форты Кронштадта, больничная палата, деревянный сарай, поле аэродрома, лесная опушка. Но в любых условиях она появлялась на публике в концертном платье и туфлях на каблуках.
Ведущий 2: Однажды Шульженко пришлось выступать в кузове грузовика с откинутыми бортами. Концертное платье пришлось надевать в кабине, а когда артистка залезала на «сцену», сломала каблук. Концерт давала под баян, стоя на цыпочках. Во время выступления произошел налет. Ударили зенитки, раздались взрывы. Певицу буквально столкнули вниз, и кто-то прижал шинелью к земле. Когда дали отбой, Шульженко поднялась, отряхнулась и допела концерт. Но уже без туфель…
Ведущий 1: Февраль 1942 года — участие в съемках фильма «Концерт-фронту» (режиссер М.Слуцкий, сценарий А.Каплер).
Ведущий 2: Март 1942 года — появление «Синего платочка».
Чтец: Песни твои, что так трогали душу,
Звали на подвиг усталых бойцов,
«Синий платочек», «Три вальса», «Катюша»,-
Юность тревожная наших отцов.
Сколько тех самых, платочков любимых,
В холод согрели, в бою сберегли,
Веру хранили в суровых годинах,
Просто иначе они не могли….
Снова возьмёт кто-то в руки гитару,
Тихо, с грустинкой споёт про большак,
Кто-то закурит с товарищем старым,
Крепкий, по- русски, солдатский табак.
А в день Победы друзья соберутся
Выпьют за павших и снова нальют,
И сквозь слезу всем живым улыбнутся
И про любимый платочек споют.
Звучит песня «Синий платочек». Затем звучат куплеты из военных песен, сопровождающиеся кадрами тех лет. (Подборку можно взять отсюда: http://mp3davalka.com/files/клавдия%20шульженко%20военные%20песни/, видео «концерт — фронту» — http://melody24.net/artist/videos/Военные+Песни.+Шульженко)
Ведущие:
12 июля 1942 года — 500-й концерт К.И.Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля (на сцене Ленинградского Дома Красной Армии. Вручение певице медали «За оборону Ленинграда».
С 1943 года — переезжает в Москву.
21 февраля 1943 года — премьера программы «Города-герои», посвященной 25-летию Красной Армии.
Июнь 1943 года — участвует в совещании Союза композиторов, посвященном песням Великой Отечественной войны.
9 мая 1945 года — вручение певице ордена Красной Звезды.
29 сентября 1945 года — солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.
Ведущий 1: В конце 40-х годов певица продолжает быть фантастически популярна. Голос Шульженко становится символом эпохи Великой Отечественной войны, его часто используют, чтобы обозначить время в художественных и документальных фильмах. Клавдия участвовала в съемках фильма «Концерт фронту», в 1943 представила программу «Города-герои». В 1945 Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки республики.
Ведущий 2: В 60-х годах Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. Клавдия Ивановна осталась без репертуара. Но она не сдавалась.
Шульженко была женщиной с сильным характером. Поэтому отношения с «сильными мира сего» складывались очень сложно. В 1953 г. она отказывается выступать перед Василием Сталиным в новогоднем капустнике, сказав, что «по Конституции я тоже имею право на отдых». И только смерть самого Сталина спасла ее от неизбежных оргвыводов. Не заладились её отношения с Фурцевой…Только в 1962 году Шульженко стала народной артисткой РСФСР. Не все знают, что Шульженко была «невыездной», т. е. ей запрещены были заграничные поездки. Главные награды на неё посыпались во времена правления обожавшего её Брежнева: она стала народной артисткой СССР (1971), получила орден Ленина и новую квартиру в центре Москвы.
Ведущий 1: Под конец жизни Клавдия Ивановна полюбила слушать свои записи и каждый день ставила пластинку то с «Синим платочком», то с песней «Давай закурим». Ей, привыкшей к достатку, конечно же, не хватало мизерной пенсии. Выживать Шульженко помогали молодые артисты. Денег от них, разумеется, она не принимала, но подаркам была рада. Перехитрить же ее и оставить-таки деньги удавалось лишь Алле Пугачевой. Перед уходом, воспользовавшись тем, что хозяйка шла провожать гостей, Алла Борисовна оставляла приличную сумму под салфеткой на кухонном столе. А в следующий свой визит сочувственно поддакивала Шульженко, которая сетовала на плохую память: вот, мол, уже стала забывать, куда прячет деньги…
Ведущий 2: В последние годы жизни, когда Клавдия Ивановна сильно болела и уже не могла работать, главным ее утешением стал рояль. За ним Шульженко забывала о своих невзгодах. Врачи рассказывали, что, когда она лежала в больнице и жизнь отсчитывала последние часы, певица, как только сознание к ней возвращалось, шептала: «К роялю! К роялю!».
17 июня 1984 года — день последнего удара ее сердца, полного любви к людям и к музыке.Умерла Клавдия Ивановна в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостакович проиграл когда–то ей в преферанс. Среди личных вещей — концертное платье от Вячеслава Зайцева, который тогда, в отличие от самой Шульженко, был малоизвестным.
Народная артистка СССР (1971)
Народная артистка РСФСР (1962)
Заслуженная артистка РСФСР (1945)
Кавалер ордена Ленина (1976)
Кавалер ордена Красной Звезды (1945)
Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1942)
Источник
Музыкальная гостиная
«Пока живу — пою»
(Музыкальная гостиная, посвящённая творчеству К.И. Шульженко,
проведена 6октября 2013 года на базе музея с. Солоновка в 14.00).
1 ведущий- Половникова Зоя Сергеевна
2 ведущий — Лаптева Нина Владимировна
3 ведущий- Сабанцева Надежда Александровна
Слайды и фонограммы песен оформлены Кеслер Татьяной Константиновной.
Столики накрыты белыми скатертями, цветы, патефон с пластинками, слайды с фотографиями К.И. Шульженко, записи песен (прилагаются) в её исполнении. Приглашённые сидят за стоиками (список прилагается).
За столиками сидят ведущие.
Звучит фонограмма песни «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко.
Слайд: фото Шульженко К.И.со знаменитым платочком в руках.
1. Добрый день, дорогие друзья, сегодня в нашей гостиной необычная встреча – мы будем говорить о замечательной певице прошлого века, певице на все времена – Клавдии Ивановне Шульженко.
2. Мы рады видеть вас, любители прекрасного, почитатели творчества Шульженко, гранд-дамы советской эстрады. Мы приветствуем вас и предоставляем слово поклоннице её таланта Сабацевой Надежде Александровне.
3. Я с юности увлекаюсь творчеством Клавдии Ивановны. Каждая её песня-это отдельная страница большой биографии страны. По ним можно определить, чем жил человек, о чём думал, чем страдал и мучился, кого любил и ненавидел. Всё это присуще песенному творчеству Шульженко. Её песни «Синий платочек», «Давай закурим», «Три вальса», «Руки», «Давай закурим», -до сих по на слуху. И моё поколение выросло на её песнях.
Звучит фонограмма песни «_________» в исполнении Клавдии Шульженко.
Слайд: фото Шульженко К.И.
1. Мы начинаем нашу встречу с рассказа о детстве Клавдии Ивановны, о первом музыкальном опыте.
2. Родилась Клавдия Ивановна 11 (24) марта 1906 года в Харькове (по другим источникам — в с. Гущевка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне село Витово Чигиринского района Черкасской области Украины [1] ) в семье бухгалтера Главного управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко. Мама была белошвейкой. Отец с удовольствием играл на гитаре, хорошо пел. От него девочка впервые услышала украинские народные песни. А потом и сама самозабвенно распевала их, сидя у окна, неизменно собирая толпы народа на улице. Первые свои аплодисменты она получила от простых прохожих. Но маленькая Клава мечтала стать артисткой. Эта мечта зародилась в ней, когда она со своими сверстниками ставила во дворе детские спектакли. Почти в каждом спектакле Клаве давали роли, в которых нужно было петь.
Исполнять народные песни Клавдия начала с конца 1920-х годов . Училась пению у Н. Л. Чемезова.
3. Любители творчества Шульженко знают, что она очень любила театр, но выбрала всё-таки песню. Как же это произошло?
1. Действительно Шульженко начинала как драматическая актриса. В 1923 году поступила в Харьковский театр драмы к Н.Н. Синельникову. Он предлагал ей роли, где она могла бы ещё и петь. Молодая актриса пела везде, имела большой успех и быстро завоевала популярность. Во время концертов очень волновалась. Сцена для неё была всегда святой. Каждую песню она готовила основательно. Перед концертом прокатывала всю программу от начала до конца, причём с теми же эмоциями, что и на сцене! Хотя и с другими интонациями – она всегда пела по разному.
2. В том же 1923 году Клавдия Шульженко дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь». Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.В 1928 году состоялся певческий дебют Клавдии на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.
3.В 1929 — 1942 гг. — артистка Ленгосэстрады , работала солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского. В январе 1929 года — дебют в Московском мюзик-холле .
1.В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович , а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский .
2. В 1934 году К. Шульженко снялась в кинофильме режиссёра М. А. Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры. В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи. *(По граммофону звучит песня в исполнении Шульженко __________________________)
3. В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Клавдия Ивановна Шульжеко часто принимала участие в разных конкурсах, фестивалях и всегда ответственно относилась к репертуару
1. Действительно, жизнь артиста часто устраивает ему экзамены в виде конкурсов. Объявлен Всесоюзный конкурс артистов и эстрады и Шульженко принимает решение участвовать в нём. В то время организаторы не очень-то жаловали певцов лирического жанра. Свой первый номер певица определила быстро – «Записка». Вторым номером взяла спетую ранее «Челиту», которая в то в то время вошла в моду. И третью песню на стихи Михаила Исаковского «Девушка прощай».
Звучат песни: «Записка», сл. и муз. Фернандеса; «Челита», муз. П. Германа, сл. Н. Бродского, «Девушка прощай», муз. С. Тартаковского, сл. М. Исаковского
Слайд: фото Шульженко К.И.
2. Прекрасные песни. Но конкурс преподнёс Шульженко сюрприз: ожидая своей очереди, она с ужасом обнаруживает, что уже дюжина участниц конкурса одна за другой поют «Челиту». Но Шульженко не растерялась, а только обрадовалась тому, что её песня так быстро и широко распространилась. Из 160 вокалистов Клавдия Ивановна стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
3. Говорят, у песен, как и у людей, свои судьбы, своя жизнь. И это святая правда. Когда я слушаю чудесную песню «Синий платочек», то проникаюсь ею, всегда волнуюсь. На фронте эта песня была боевым другом и соратником. Фронтовики вспоминают: «Долгий и трудный 42 год, Северный флот, Мурманск, разведотряд. Высадки и выходы в тыл врага. Радость побед и горечь неудач. Гибель близких и дорогих друзей. Как в один из домов Мурманска приходили разведчики. Обычно они делали такие визиты перед тем, как уйти в очередную боевую операцию. За столом шутили, поднимали чарочку «на посошок», что-то обещали друг другу. Но главным здесь было перед уходом в тыл врага послушать песню «Синий платочек», спеть её вместе с друзьями. Этот дом так называли — «Синий платочек».
1. Да, это действительно так, После страшного боя на Курской дуге командир долго не мог разбудить солдат, чтобы они встали. Бойцы очень устали, отдав все силы бою, но кончилась передышка, и нужно было вновь идти в атаку. А они не слышат и команды, ни грохота взрывов. Тогда их командир крикнул: «Вперёд, за синий платочек! За мной!». И все поднялись как один, словно их живой водой окропили.
Звучит песня «Синий платочек», муз. И. Петербугского, сл.М. Максимова.
Слайд: фото Шульженко К.И.со знаменитым платочком в руках (повторно).
2.В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управленим Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года . С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек» , «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание. 12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда» .
С джаз-ансамблем Клавдия Ивановна гастролировала в действующий войсках на протяжении всей войны.
3.За первый год войны бригадой артистов, в которую входила Клавдия Ивановна, было проведено 500 концертов на передовой фронта, в блокадном Ленинграде. Клавдия Ивановна Шульженко вспоминает о концерте, который они давали на оборонном заводе: «Люди работали круглосуточно, отходили от станков только чтобы тут же поесть или поспать. Мы выступали в пролёте цеха. Зрители мостились на ящиках. После первой песни я увидела, что мне аплодируют, но не услыхала звука аплодисментов: у людей не было сил на это. Я сделала жест рукой, прося прекратить аплодисменты. И пела сколько могла. А потом нас пригласили в завкомовскую комнату. Здесь нас ждал ужин – от каждого кусочка хлеба была отрезана долька, а от каждой шпротины обломан кусочек – рабочие поделились своим пайком участниками концерта. За всю свою жизнь я не получала ничего дороже этого вознаграждения».
1. Какие же песни исполняла Шульженко для фронтовиков? Грозное время породило новые песни, но бойцам очень нравились и довоенные: «Мама», «Андрюша», «Записка» — они были как мостики в ту, довоенную жизнь. Любили слушать и петь песни: «Вечер на рейде», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Давай закурим» и другие.
Звучат песни В. Соловьёва – Седого «Вечер на рейде» и М. Табачникова «Давай закурим».
2. А как у Клавдии Ивановны складывалась личная жизнь?
Слайд: фото Шульженко К.И. в 30-е годы в шляпке и букетом цветов.,
3. В 1930 году Клавдия Шульженко вышла замуж за Владимира Коралли (настоящая фамилия — Кемпер) [2] , Замужем Клавдия Ивановна была один раз. Её муж – Владимир Коралли был её личным продюсером, как мы сейчас их называем. Брак их по началу складывался достаточно счастливо. В мае 1932 года у них родился сын Игорь. Потом Шульженко узнаёт о неверности мужа и сама увлекается молодым композитором Ильёй Жаком, написавшим для неё песню «Руки». Это была её самая большая любовь в жизни. Но будущего их роман не имел, так как оба были людьми несвободными. Да и муж Шульженко ни за что не позволил бы ей уйти к другому мужчине. Устраивал ей сцены ревности. И всё-таки через 25 лет совместной жизни они расстались. Желание радоваться жизни у неё появилось только через год, когда она познакомилась с Георгием Епифановым. Он хоть и был моложе её на 11 лет, любил её давно, но не смел признаться в своих чувствах, долгое время посылал ей открытки, подписывая инициалами «Г.Е.». Их роман продлился 8 лет. А разлучила их всё та же банальная ревность одного и глупая гордость другого. Уходу любимого мужчины Клавдия Ивановна даже обрадовалась. Говорила, что её старость останется лишь с ней. В итоге она осталась одна.
Звучит песня «Руки», муз. _______________, сл.___________________.
1. Клавдия Ивановна Шульженко была женщиной с сильным характером. Она работала во времена Сталина, Хрущева, Брежнева. Очень интересно, а какие у неё были отношения с сильными мира сего? В 1953 году Клавдия Ивановна отказалась выступать перед Василием Сталиным в новогоднем капустнике. Она сказала: «По конституции я тоже имею право отдыхать». И только смерть самого Сталина спасла её от неизбежных оргвыводов. А вот Леонид Брежнев неизменно при встрече приветствовал её словами «О, здравствуй, хохлушка». Одним из недругов этой легендарной женщины была министр культуры Екатерина Фурцева. Их отношения испортились после того, как Клавдия Ивановна, просидев в приёмной больше часа, всё-таки вошла в кабинет, бросив министру в лицо: «Мадам, вы плохо воспитаны», и хлопнула дверью. Фурцева этих слов не забыла и на одном концерте, когда на сцене появилась Шульженко, демонстративно встала и вышла из зала. А когда Клавдия Ивановна пришла к ней на приём и попросила квартиру, Фурцева ответила: «Скромнее надо быть. Таких, как вы, у нас много». Наша героиня была начисто лишена подхалимства и поэтому квартиру, звания и прочие привилегии, положенные известным людям, получала позже других, да и то по настоянию фронтовиков.
2. Когда речь идет о народной артистке СССР Клавдии Шульженко, самые взыскательные критики не могут удержаться от восторженных оценок, нескрываемого восхищения ее мастерством, от преклонения перед вечной молодостью ее таланта.
Так было всегда. Дунаевский — свидетель первых ее шагов на эстраде, долгие годы внимательно следивший за выступлениями Клавдии Шульженко, в одной из статей 1950 года назвал певицу «выдающимся эстрадным мастером с ярко выраженным исполнительским дарованием». А те, кто знал Исаака Дунаевского, помнят, как скуп он был на похвалу и как редко употреблял превосходную степень. Прошли годы, но талант Шульженко не меркнет, напротив, обогащается все новыми и новыми красками и, как бывает только у подлинных художников, становится все более глубоким, светлым и добрым.
3. «Редким искусством владеет Клавдия Шульженко: быть нужной людям независимо от их возраста,— писала в недавней статье «Обаяние неповторимости» народная артистка СССР Мария Максакова. — Шульженко занимает на эстраде особое место. Есть различные категории эстрадных певцов, жанровые виды и подвиды. И есть она — безошибочно узнаваемая среди любого множества голосов, манер, стилей. Такою она утвердила себя в искусстве много лет назад, такою живет в нем и поныне.
Сила таких талантов, как Шульженко, — в особом, только им присущем обаянии, в блеске индивидуальности».
1.Последние годы певица прожила очень скромно. Пенсии в 270 рублей, женщине, привыкшей к достатку, конечно не хватало. Она любила свежую клубнику и покупала продукты только на рынке. Приходилось расставаться с драгоценностями и антиквариатом, который она собирала всю жизнь. Когда в 1984 году она в последний раз уезжала в больницу, в квартире остались всего две особо ценные вещи: диван из красного дерева, купленный у Лидии Руслановой, и рояль Дмитрия Шестоковича. Выживать помогали молодые артисты. Дарили дорогие подарки, от них она не отказывалась. Денег же не брала. Только Алле Пугачёвой удавалось обманом оставлять деньги в доме у Шульженко. А в следующий приход она слушала сетование певицы на плохую память: вот, мол, уже стала забывать, куда деньги прячу. Под конец жизни она вдруг полюбила слушать свои записи и каждый день ставила пластинку со своими песнями, Клавдия Ивановна вздыхала: «Боже, как мне надоела эта Шульженко! .
Источник