- Структурно чувство обиды включает следующие элементы
- Обида как эмоциональное состояние
- курсовая.doc
- Содержание.
- Введение.
- 1. Понятие «эмоции» в современной психологии.
- Структурно чувство обиды включает следующие элементы
- Анатомия обиды
- Процесс из трех этапов
- Этап № 1. Осознавание и выражение своих чувств
- Этап № 2. Осознавание и удовлетворение своих потребностей
- Этап № 3. Осмысление происходящего
- Выходы из обиды
- Прощать или нет?
- Выход № 1. Разрыв связи, отчуждение, горевание
- Выход № 2. Активное решение проблемы
- Выход № 3. Урегулирование
- Упражнение для тех, кто хочет простить
Структурно чувство обиды включает следующие элементы
Каждый из нас испытывал чувство обиды. Как правило, обида сопровождает большинство ссор и конфликтов . Каков же психологический механизм этого негативного чувства? Чем оно вызывается?
Ю.М. Орлов выделяет 3 элемента в психологической структуре обиды:
а) мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня, как он должен себя вести, если он является моим другом; представления о них складываются в опыте общения;
б) поведение этого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону; например, я ожидаю, что мой сын должен быть заботливым и вовремя сходить за хлебом, а он уткнулся в книгу и забыл сделать это;
в) моя эмоциональная реакция, вызванная несоответствием моих ожиданий и поведения другого.
Эти три элемента всегда присутствуют в ситуации обиды.
Психологический механизм обиды:
Чаще мы обижаемся на близких нам людей. Это происходит когда они ведут себя иначе, чем мы ожидаем.
Таким образом данная негативная эмоция возникает из столкновения некой модели поведения другого человека, которую мы сами создали и его реального поведения. При этом, как правило, этот другой должен быть для меня значим, а может быть любим (жена, любимая(ый), друг и т.д.).
Каждая из этих категорий людей вызывает во мне некоторые ожидания: как они должны вести себя в соответствии со своими ролями по отношению ко мне.
Таким образом мы обижаемся потому, что считаем, будто другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, отрицаем его право на самостоятельное действие.
Однако, как только мы подумаем, почему он не сделал то, что мы от него ожидали, как станет ясно, что у него были весьма веские причины, которые исключали возможность поведения, соответствующего нашим ожиданиям.
Источник
Обида как эмоциональное состояние
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Краткое описание
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение обиды как эмоционального состояния.
Оглавление
1. Понятие «эмоции» в современной психологии………………………………..5
3. Понятие «обида» в отечественной и зарубежной психологии……………….14
4. Условия возникновения обиды…………………………………………………19
Файлы: 1 файл
курсовая.doc
Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уссурийский Государственный Педагогический Институт»
Факультет биологии, химии и психологии
Кафедра практической психологии
ОБИДА КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Курсовая работа по психологии
2 курса 522 группы
Содержание.
1. Понятие «эмоции» в современной психологии………………………………..5
3. Понятие «обида» в отечественной и зарубежной психологии……………….14
4. Условия возникновения обиды…………………………………………………19
Введение.
Среди многообразных, негативных переживаний особое место занимает обида. С одной стороны, сигнализируя о нарушении социального контакта, она стимулирует человека на его восстановление, являясь позитивным регулятором при социальном взаимодействии. С другой стороны, частые обиды могут способствовать уходу в себя, в свои переживания, закрепляясь, перерастать в обидчивость как свойство личности и черту характера вплоть до патологических ее проявлений, приводящие не только конфликту с окружающими, но и к открытой агрессии по отношению к ним.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что проблема обиды, в той или иной мере, рассматривается в различных психологических школах и направлениях, затрагивающих проблемы развития эмоционально — личностной сферы и ее коррекции. Но и в тоже время обида не стала предметом специальных исследований. В психологии нет четкого определения обиды, ее структуры, ее функций, видов, типологии, взаимосвязи с другими личностными характеристиками. Известно, что сама по себе обида — нормальная реакция, сигнализирующая о нарушении социального контакта. В тоже время имеется немало людей, которые нуждаются в специальной помощи в преодолении данного эмоционального переживания.
Кроме того, существенные изменения, которые в последние десятилетия произошли в жизни российского общества, привели к обострению имеющихся и возникновению новых социальных проблем, особое место среди которых занимает конфликт. Последствия конфликта это не только нарушения меж- личностных отношений в обществе, но и эмоциональный стресс для организма человека, который может привести к психическим патологиям. Чтобы предотвратить конфликт, необходимо знать причины его породившие. И чаще всего одной из причин является обида на другого человека. Поэтому в настоящее время важно не только само исследование обиды как эмоционального состояния человека, но и важны разработки новых методов, конкретных способов работы по преодолению обиды.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение обиды как эмоционального состояния.
Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:
1. Рассмотреть понятие и классификацию эмоций в современной психологи;
2. Рассмотреть понятие «обида» в отечественной и зарубежной психологии;
3. Выявить условия возникновения обиды;
4. Выделить структурные элементы обиды;
5. Определить путь преодоления обиды.
1. Понятие «эмоции» в современной психологии.
Эмоция (от фр. emotion — чувство) — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях.
Анохин П.К пишет что «..именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие» [1, с. 11].
Эмоции двувалентны — они или положительны, или отрицательны — объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции — механизм непосредственной экстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.
«Эмоции, — считает Э. Шостром, — это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом. В стрессовой ситуации, в процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности эмоции проявляются в виде гнева, страха, обиды — когда процесс адаптации встречает сопротивление. Адаптированная личность чаще выражает свои чувства в виде доверия и любви» [18, стр. 89].
Эмоции принято определять как реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей. Очень точно подобрал ключевое слово для определения эмоций А. Н. Леонтьев: «Эмоции исполняют роль внутренних сигналов, в том смысле, что несут информацию о событиях нашей жизни. Эмоции есть производное от характера (степени, глубины, модальности) взаимодействия (контакта) человека с другими людьми в процессе общения. В результате контакта возникают пять основных эмоций: гнев, страх, обида, доверие, любовь» [9, с. 24].
Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов.
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков — оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностное направленное, деятельностно-ориентированное.
Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.
Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Еникеев М.И. писал о том, что «…познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения» [6, с. 176]
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства — чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств — чувство возмущения, негодования и ненависти.
В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности — эстетических чувств.
Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.
В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида — происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.
Вилюнас В.К. [4] выделяет во множестве эмоциональных проявлений четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.
Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого — гнев.
Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.
Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях — субъективно значимостью его стороны. Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.
Эмоции — это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект -значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.
В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции – «…механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях» [6, c. 168].
Эмоции — это очень сложные психические явления. Маклаков А. Г выделял следующие типы эмоциональных переживаний:
2. собственно эмоции,
5. эмоциональный стресс
1. Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
2. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
Источник
Структурно чувство обиды включает следующие элементы
Как устроена обида? Есть ли в ней что-то полезное? И как можно выйти из этого состояния (спойлер: прощение — не единственный вариант)? Об этом говорили на недавнем вебинаре Марии Даниной, кандидата психологических наук, основателя проекта Psychodemia.
Вебинар Марии — с понятной теорией и полезными советами — можно посмотреть на онлайн-курсе «Между нами. Базовый модуль» (он уже идет, но можно выбрать тариф без обратной связи или подписаться на уведомление о следующем потоке). А пока делимся небольшой частью выступления эксперта.
Анатомия обиды
Обида — это реакция на несоответствие других людей нашим ожиданиям и на собственную уязвимость в этот момент. Важны оба элемента. Если просто что-то идет не по плану, подобных ощущений не возникнет. Но когда несоответствие ожиданиям создает внутри ощущение уязвимости — «я слаб, что-то происходит не так, меня не ценят, меня не любят, меня отвергают» — возникает переживание обиды.
Чувство обиды закрепилось в нас эволюционно. Представьте ситуацию: между двумя членами племени возник конфликт, но в их сообществе нет места обиде. Что произойдет? Либо агрессивное выяснение отношений, либо разрыв. Ни тот, ни другой вариант не позволит сохранить отношения и отсрочить конфликт, чтобы потом его решить. Обида же дает такую возможность: она словно ставит общение на паузу, в течение которой стороны могут сблизиться, лучше понять друг друга, установить новые правила взаимодействия.
Когда мы обижены, нам хочется дистанцироваться от того, кто вызвал чувство уязвимости. А еще продемонстрировать свою неудовлетворенность. Это нужно, чтобы партнер мог проникнуться эмпатией, попросить прощения, компенсировать причиненный ущерб или сделать что-то для налаживания отношений.
Процесс из трех этапов
Обида — это процесс, который состоит из нескольких этапов. У него есть начало и конец. Но иногда что-то идет не так — тогда он либо удлиняется до бесконечности, либо делает невероятную петлю.
Этап № 1. Осознавание и выражение своих чувств
Это первая часть процесса переживания обиды. Что будет, если человек почувствовал ту самую горькую смесь эмоций и не понял, что с ним происходит? Обида копится, он может начать обвинять другого, может замкнуться в себе, потому что не в состоянии выразить свои чувства.
Этап № 2. Осознавание и удовлетворение своих потребностей
Мы остро реагируем не только на несоответствие другого человека нашим ожиданиям, но и на собственную уязвимость. Из-за чужих действий мы чего-то лишились, пострадали, какие-то наши потребности остались неудовлетворенными. Когда мы осознаем эти потребности и понимаем, чего конкретно хотим от ситуации, у нас появляется шанс с этим что-то с ней сделать. А если мы обиделись, осознали и выразили свои чувства, но не поняли, какие потребности не удовлетворены? Ситуация может стать источником конфликта, мы можем чувствовать горечь и разочарование, отношения могут ухудшиться.
Этап № 3. Осмысление происходящего
После того, как мы поговорили о чувствах и потребностях, включается наш рациональный ум. Он пытается понять, что произошло, объяснить ситуацию, встроить ее в свою картину мира. Что происходит, если анализ не выполняется? Ситуация кажется безвыходной. Мы не понимаем, что делать.
Выходы из обиды
Часто прощение считается единственным вариантом завершения обеды. Но это большой миф.
Прощать или нет?
Прощение — это подарок, который мы делаем человеку, причинившему нам страдания. Мы решаем больше не воспринимать его как зло, увидеть в нем человечность и страдание, забыть о случившемся (не обесценить, а пойти дальше). Это духовный акт, который помогает вырасти над собой.
Нет стопроцентной необходимости прощать. Ведь считая прощение единственным выходом, можно не заметить, что находишься в разрушающих отношениях. Грубо говоря, если с вами обращались плохо, проявляли агрессию, это причинило вам серьезный ущерб и вы не хотели бы повторения подобного, нужен другой выход. Кроме того, прощение требует много ресурсов и большой зрелости.
Вот что еще можно сделать.
Выход № 1. Разрыв связи, отчуждение, горевание
Вы разорвали отношения, дистанцировались от человека не только физически, но и ментально, отгоревали по тому, что с вами произошло. На этом моменте появляется чувство облегчения, возможность двигаться дальше.
Выход № 2. Активное решение проблемы
Вы фокусируетесь прежде всего на себе и своих потребностях, пытаетесь понять, что вас уязвило, что было нарушено, какой ущерб был причинен. А потом думаете, что можете сделать, чтобы восстановиться. Вы активно решаете проблему, которая была создана другим человеком.
Выход № 3. Урегулирование
Это попытка договориться, понять и услышать друг друга, получение извинений. То есть признание другим человеком того, что он причинил вам страдания, и создание крючка на будущее: что делать, чтобы в дальнейшем подобные ситуации не повторялись.
Упражнение для тех, кто хочет простить
Вернемся к прощению. Это процесс, происходящий благодаря проявлению эмпатии. Прежде чем начинать его, важно, чтобы все три стадии переживания обиды были пройдены. Если вы хотите даровать прощение, выполните следующее упражнение.
- Вспомните человека, который был вашим обидчиком. Представьте его себе: как он выглядел, двигался, сколько ему было лет.
- Задайте себе вопрос: «Если бы я вырос(выросла) в семье этого человека, имел(имела) его физические и ментальные данные, жизненный опыт, знания, материальное положение и окружение, был(была) в его ситуации и обстоятельствах, мог(могла) бы я поступить иначе?»
- Сохраняя мысленный образ этого человека, погрузитесь в его жизненный контекст. Подумайте, могли бы вы поступить в этой ситуации иначе?
- Найдите внутри себя уязвимую часть вашего обидчика. Что было болезненным в его условиях?
- Попробуйте проявить сострадание к уязвимости обидчика. Как бы вы хотели ему помочь? Что можно было бы сделать, чтобы не допустить его обидных действий?
Это лишь часть вебинара Марии Даниной «Хорошая/плохая обида: как обратить разрушительное чувство во благо». В нем эксперт рассказывает об убеждениях, которые превращают обиду в проблему и обиде как оружии слабого. Вы сможете посмотреть видео, если запишетесь на онлайн-курс «Между нами. Базовый модуль».
Обложка поста — freepik.com
Источник