Структурная основа эмоций
С развитием когнитивной психологии многие современные теории фокусируют внимание на когнитивных (познавательных) процессах как основном механизме появления эмоций. Существенное влияние на развитие когнитивной теории эмоций оказали опыты С. Шехтера. В них впервые было продемонстрировано, что увеличение активации организма, хотя и является необходимым условием развития эмоции, определяет лишь интенсивность эмоции, тогда как ее специфика зависит от ситуации, осознания ее смысла и значения.
По мнению С. Шехтера, эмоциональные состояния — продукт взаимодействия двух факторов: активации и заключения субъекта о причинах его возбуждения. Для эмоции необходимы два компонента: активация организма (как неспецифическая эмоциональность) и осознание ее наличия и причин появления на основе анализа ситуации, в которой она проявилась.
Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются их опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.
В регуляции эмоций особую роль играет работа лобной и височной коры больших полушарий. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека, при этом могут развиваться эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений, а в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.
Исследования структур мозга, связанных с механизмами организации эмоций, показали, что эмоции нельзя строго приурочить к определенным мозговым структурам – они базируются на врожденных и приобретенных формах поведения. В связи с этим выделяют системы, связанные с изменением эмоционального состояния, и системы, осуществляющие запуск эмоциональных реакций. Под эмоциональным состоянием понимают субъективное переживание, отражающее отношение индивидуума к окружающему миру и самому себе. Эмоциональная реакция – это возникающее параллельно эмоциональному состоянию изменения в висцеральной и соматической сферах.
Раздельный анализ эмоционального состояния и реакций приводит к заключению о том, что эмоции как формы психического состояния не обязательно должны быть связаны с действием. Длительность проявления эмоционального состояния – одно из характерных свойств эмоций. Человек может внутренне переживать сильные эмоции, но при этом внешне казаться достаточно спокойным, сознательно (с помощью воли) подавляя проявление двигательных компонентов эмоционального состояния. При этом вегетативные компоненты, как правило, не подавляются, так как мало подвержены произвольной регуляции.
По теории, предложенной Дж. Греем, выделяют три модулирующие системы мозга, определяющие возникновение трех основных групп эмоций: тревожности, ужаса –гнева, радости – счастья.
Система мозга, связанная с появлением чувства тревоги, была названа системой поведенческого торможения. Эта система отвечает на сигналы наказания, отмены положительного подкрепления, стимулы, содержащие новизну. При общем поведенческом торможении отмечается повышение уровня кортизола, высвобождение эндорфинов.
Вторая система относится к организации поведения борьбы и бегства. Она связана с эмоциями ярости, гнева и ужаса. Её структуры реагируют на безусловные аверсивные (отвергаемые) стимулы. Эмоция гнева сопровождается увеличением уровня норадреналина и тестостерона.
Третья система мозга обеспечивает приближающееся поведение. Адекватными для ее элементов стимулами являются условные сигналы награды (пищи, воды и др.). Эмоции, возникающие при активации этой системы, связаны с приятным предвидением, надеждой, переживанием подъема, счастья.
Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека зависят от баланса трех систем мозга. Повышенная индивидуальная активность первой системы предопределяет склонность человека к тревожности. Доминирование функций системы борьбы и бегства отражает склонность человека к агрессии или активному защитному поведению. От вклада, который вносит система приближающего поведения, зависит степень выраженности положительных эмоций.
Таким образом, выделяют определенные модулирующие системы мозга и отдельные комплексы медиаторов, которые связаны с соответствующими эмоциональными состояниями и их классификацией.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Структурная основа эмоций
С развитием когнитивной психологии многие современные теории фокусируют внимание на когнитивных (познавательных) процессах как основном механизме появления эмоций. Существенное влияние на развитие когнитивной теории эмоций оказали опыты С. Шехтера. В них впервые было продемонстрировано, что увеличение активации организма, хотя и является необходимым условием развития эмоции, определяет лишь интенсивность эмоции, тогда как ее специфика зависит от ситуации, осознания ее смысла и значения.
По мнению С. Шехтера, эмоциональные состояния — продукт взаимодействия двух факторов: активации и заключения субъекта о причинах его возбуждения. Для эмоции необходимы два компонента: активация организма (как неспецифическая эмоциональность) и осознание ее наличия и причин появления на основе анализа ситуации, в которой она проявилась.
Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются их опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.
В регуляции эмоций особую роль играет работа лобной и височной коры больших полушарий. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека, при этом могут развиваться эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений, а в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.
Исследования структур мозга, связанных с механизмами организации эмоций, показали, что эмоции нельзя строго приурочить к определенным мозговым структурам – они базируются на врожденных и приобретенных формах поведения. В связи с этим выделяют системы, связанные с изменением эмоционального состояния, и системы, осуществляющие запуск эмоциональных реакций. Под эмоциональным состоянием понимают субъективное переживание, отражающее отношение индивидуума к окружающему миру и самому себе. Эмоциональная реакция – это возникающее параллельно эмоциональному состоянию изменения в висцеральной и соматической сферах.
Раздельный анализ эмоционального состояния и реакций приводит к заключению о том, что эмоции как формы психического состояния не обязательно должны быть связаны с действием. Длительность проявления эмоционального состояния – одно из характерных свойств эмоций. Человек может внутренне переживать сильные эмоции, но при этом внешне казаться достаточно спокойным, сознательно (с помощью воли) подавляя проявление двигательных компонентов эмоционального состояния. При этом вегетативные компоненты, как правило, не подавляются, так как мало подвержены произвольной регуляции.
По теории, предложенной Дж. Греем, выделяют три модулирующие системы мозга, определяющие возникновение трех основных групп эмоций: тревожности, ужаса –гнева, радости – счастья.
Система мозга, связанная с появлением чувства тревоги, была названа системой поведенческого торможения. Эта система отвечает на сигналы наказания, отмены положительного подкрепления, стимулы, содержащие новизну. При общем поведенческом торможении отмечается повышение уровня кортизола, высвобождение эндорфинов.
Вторая система относится к организации поведения борьбы и бегства. Она связана с эмоциями ярости, гнева и ужаса. Её структуры реагируют на безусловные аверсивные (отвергаемые) стимулы. Эмоция гнева сопровождается увеличением уровня норадреналина и тестостерона.
Третья система мозга обеспечивает приближающееся поведение. Адекватными для ее элементов стимулами являются условные сигналы награды (пищи, воды и др.). Эмоции, возникающие при активации этой системы, связаны с приятным предвидением, надеждой, переживанием подъема, счастья.
Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека зависят от баланса трех систем мозга. Повышенная индивидуальная активность первой системы предопределяет склонность человека к тревожности. Доминирование функций системы борьбы и бегства отражает склонность человека к агрессии или активному защитному поведению. От вклада, который вносит система приближающего поведения, зависит степень выраженности положительных эмоций.
Таким образом, выделяют определенные модулирующие системы мозга и отдельные комплексы медиаторов, которые связаны с соответствующими эмоциональными состояниями и их классификацией.
Источник
Структурная основа эмоций
ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И СОЗНАНИЯ.
Психофизиология потребностно — эмоциональной сферы
Функциональное состояние и, соответственно, осуществление психической деятельности и поведения определяется потребностно-эмоциональной сферой, включающей потребности, мотивации и эмоции. Эти три составляющие, тесно между собой связанные, играют различную роль в организации поведения.
Потребности являются внутренним источником активного взаимодействия организма с внешней средой и рассматриваются как основная детерминанта поведения, направленного на достижение определенной цели. И.П. Павлов ввел понятие «рефлекса цели» как выражения стремления живого организма к обладанию чем-либо — пищей, различными предметами. Сфера потребностей человека очень широка. Она включает как биологические, так социальные и духовные потребности.
Мотивации
Мотивация — это активное состояние, направленное на удовлетворение потребности путем организации определенного целенаправленного поведения. Для его осуществления необходимо как повышение уровня активации мозговых структур (неспецифический компонент), так и формирование адекватной удовлетворяемой потребности функциональной организации мозга. Мотивация выступает как пусковой механизм формирования функциональной системы, активизируя структуры, включающиеся в афферентный синтез, аппарат принятия решения, выработку программы и ее коррекцию на основе результатов действия.
Таким образом, мотивация определяет и поддерживает осуществление целостных поведенческих актов от начала действия до результата, удовлетворяющего актуализированную потребность.
В живом организме одновременно могут возникать разные потребности, которые для своего удовлетворения требуют организации разных, даже иногда взаимоисключающих типов поведения. Наиболее важная и значимая на данный момент актуализированная потребность приобретает свойства доминанты. По теории доминанты А. А. Ухтомского, она как бы подчиняет себе деятельность организма, обеспечивая приоритетность данного поведенческого акта и подавляя другие виды деятельности.
Эксперименты с созданием искусственной доминанты показали, что на ее фоне повышается чувствительность нейронных систем, скорость нервных процессов и конвергентные способности.
Мотивация реализуется при непосредственном участии гипоталамуса и других отделов лимбической системы, где наряду с основными центрами, связанными с биологическими потребностями, расположены структуры, участвующие в оценке и регуляции этапов поведения, направленных на удовлетворение потребности. В общую многоуровневую систему реализации мотивации вовлекается и кора больших полушарий, организующая активное поисковое целенаправленное поведение.
Эмоции
В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмоции. Эмоции рассматриваются как психический процесс, активно включающийся в модуляцию функционального состояния мозга и организацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. При этом эмоции отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, собственной деятельности и ее результату.
Выделяют два типа эмоциональных проявлений:
1. длительные состояния (общий эмоциональный фон);
2. кратковременное реагирование, связанное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).
По знаку различают положительные эмоции (чувство удовлетворения, радость) и отрицательные (неудовлетворенность, горе, гнев, страх). Организм стремится к поддержанию положительных и устранению отрицательных эмоций и эмоциональных состояний.
К числу эмоциональных состояний прежде всего относится настроение. Настроение возникает как результат комплексного воздействия целого ряда событий как реальных, так и воображаемых, и извлекаемых из памяти.
На настроение влияют также гормональные факторы. Настроение как осознаваемое, так и неосознаваемое, воздействует на когнитивные процессы и поведение в целом.
Эмоции, включающиеся в структуру поведения, выполняют связующую роль между актуализированной потребностью и поведением — побуждают к определенной деятельности и модулируют этапы ее протекания, определяя стратегию и тактику достижения цели и оценивая результат.
Для осуществления этой важной роли должно сформироваться адекватное представление о путях и способах достижения цели и их соотнесение с реальными возможностями организма, т.е. анализ необходимой информации, которая называется прагматической информацией. Закономерности возникновения и протекания эмоций в зависимости от внутренних факторов (потребности и субъективные характеристики личности) и внешних факторов (прагматическая информация) исследованы П.В. Симоновым и нашли отражение в его «информационной теории эмоций». Эта зависимость получила выражение в формуле:
где: Э — эмоция, П — потребность, а И — информация о средствах достижения цели, необходимая, по мнению субъекта, для удовлетворения возникшей потребности (н) и та, которая существует в данный момент (с). Соотношение этих двух видов информации отражает вероятность (возможность) удовлетворения потребности и является ключевым моментом, определяющим знак эмоции. Оценка такого соотношения требует достаточно высокой мозговой организации операций анализа информации и прежде всего функции прогнозирования. При наличии соответствующей прогнозу информации эмоциональное состояние получает позитивную окраску и активирует процессы формирования функциональной системы реагирования. При дефиците требующейся информации возникают отрицательные эмоции. Важно подчеркнуть, что осуществляющаяся оценка носит субъективный характер и может не совпадать с объективной реальностью. Выраженная зависимость от субъективного фактора обнаруживается и в том, какое поведение складывается при возникновении отрицательных эмоций. Активная/пассивная позиция субъекта, сформированные установки определяют два типа поведения. Одно направлено на поиск недостающей информации путем активного исследования среды и в случае успеха ведет к постепенному преобладанию положительных эмоций. Второе — отказ от поиска, который может привести либо к сохранению отрицательного эмоционального тона, либо к положительному эмоциональному состоянию (чувство облегчения).
Выявленные достаточно сложные закономерности вовлечения эмоций в поведение и их зависимость от характеристик информации указывают на связь эмоций с когнитивной сферой, а их возникновения — с особенностями когнитивных процессов.
Наряду с выполнением основной функции — модуляции процессов организации поведения, эмоции имеют разнообразные частные функции — побуждающую, оценочную, замещающую, подкрепляющую, переключательную.
Побуждающая функция, состоящая в инициации адаптивного целенаправленного поведения, включается при достижении мотивационным возбуждением определенного уровня, при котором оно приобретает эмоциональную окраску.
При неожиданных изменениях в окружающей среде, на которые организм реагирует, удовлетворяя потребность самосохранения или познавательную потребность, эмоции выполняют оценочную функцию, которая состоит в быстром общем определении полезности/вредности или значимости воздействия на неосознанном чувственном уровне.
На начальных этапах формирования целенаправленного поведения, когда еще нет исчерпывающего анализа информации, может возникать избыточная мобилизация ресурсов организма и генерализованное обобщенное реагирование на внешние воздействия. Таким образом, реализуется замещающая функция эмоций, компенсирующая дефицит информации в данный момент времени. Такой эффект часто наблюдается в споре, когда при нехватке аргументов прибегают к выраженным эмоциональным реакциям — интонационным, жестовым, мимическим.
Подкрепляющая функция эмоций проявляется в том, что значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее фиксируются в памяти. У животных при искусственном раздражении лимбических структур, вызывающем специфические безусловные реакции без эмоционального компонента и его подкрепляющей функции, не удавалось выработать условные рефлексы. Подкрепляющая функция эмоций определяет их важную роль в процессе обучения.
Переключательная функция эмоций выражается в способности на основе эмоционального переживания успеха/неуспеха включаться в определение выбора определенного мотива среди нескольких конкурирующих и соответствующего поведения. Непосредственный выбор, как правило, основывается на ощущении успеха. Однако в ситуации конфликта мотиваций человек может преодолеть это естественное стремление и переориентировать поведение на преодоление неуспеха или отрицательных переживаний ради достижения более значимых в социальном или идеальном плане целей. Этот момент имеет важное воспитательное значение. Одним из часто преодолеваемых конфликтов является конфликт между чувством страха и чувством долга, непосредственным предпочтением и чувством долга. Его разрешение зависит от личностных установок субъекта, определяемых структурой его потребностной сферы. Осуществление эмоционально окрашенного поведения придает эмоциям коммуникативную функцию передачи информации невербальными средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих переживаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Невербальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммированы, проявляются у всех живых организмов и, по-видимому, представляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций.
Структурная основа эмоций
Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раздражением различных подкорковых структур и в клинике локальных поражений мозга у человека. Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер гипоталамуса, вызывающем эмоциональные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипоталамуса приводила к стремлению животных (крыс) к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипоталамуса вызывало реакцию избегания. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и избеганию, получили название центров удовольствия и неудовольствия соответственно с позитивной и негативной эмоциональной окраской. Эмоциональные реакции разного знака были получены и в других отделах лимбической системы.
Как было сказано выше, лимбические структуры входят в состав модулирующей системы мозга и это определяет важную роль эмоций в регуляции активационных процессов — генерализованной и локальной активации, а, следовательно, и в организации поведенческих реакций.
Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Лимбическая система обладает связями с ассоциативными областями неокортекса.
В нейропсихологических исследованиях выявилась специфическая роль лобной и височной коры в проявлении эмоций. При разных типах поражения лобных долей отмечались глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие в основном высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, деятельностью, творчеством. Наблюдалось растормаживание влечений, колебания эмоционального фона от депрессии до эйфории.
При височных поражениях, особенно справа, нарушается опознание эмоциональной интонации речи.
Выявлена неодинаковая роль ассоциативных отделов в эмоциональном реагировании. Так, показано, что при правосторонних поражениях возникает состояние эйфории и беспечности. Левосторонние поражения приводят к преобладанию озабоченности и тревожности; Люди беспокойны и часто плачут.
Это привело к представлению о преимущественной связи правого полушария с отрицательным эмоциональным фоном, а левого с позитивным.
| | следующая лекция ==> | |
Временная организация памяти. Психофизиология памяти | | | Мозговая организация речи |
Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 1804 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник