Структурная основа эмоций кратко

Структурная основа эмоций

С развитием когнитивной психологии многие современные теории фокусируют внимание на когнитивных (познавательных) процессах как основном механизме появления эмоций. Существенное влияние на развитие когнитивной теории эмоций оказали опыты С. Шехтера. В них впервые было продемонстрировано, что увеличение активации организма, хотя и является необходимым условием развития эмоции, определяет лишь интенсивность эмоции, тогда как ее специфика зависит от ситуации, осознания ее смысла и значения.

По мнению С. Шехтера, эмоциональные состояния — продукт взаимодействия двух факторов: активации и заключения субъекта о причинах его возбуждения. Для эмоции необходимы два компонента: активация организма (как неспецифическая эмоциональность) и осознание ее наличия и причин появления на основе анализа ситуации, в которой она проявилась.

Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются их опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.

В регуляции эмоций особую роль играет работа лобной и височной коры больших полушарий. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека, при этом могут развиваться эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений, а в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.

Исследования структур мозга, связанных с механизмами организации эмоций, показали, что эмоции нельзя строго приурочить к определенным мозговым структурам – они базируются на врожденных и приобретенных формах поведения. В связи с этим выделяют системы, связанные с изменением эмоционального состояния, и системы, осуществляющие запуск эмоциональных реакций. Под эмоциональным состоянием понимают субъективное переживание, отражающее отношение индивидуума к окружающему миру и самому себе. Эмоциональная реакция – это возникающее параллельно эмоциональному состоянию изменения в висцеральной и соматической сферах.

Раздельный анализ эмоционального состояния и реакций приводит к заключению о том, что эмоции как формы психического состояния не обязательно должны быть связаны с действием. Длительность проявления эмоционального состояния – одно из характерных свойств эмоций. Человек может внутренне переживать сильные эмоции, но при этом внешне казаться достаточно спокойным, сознательно (с помощью воли) подавляя проявление двигательных компонентов эмоционального состояния. При этом вегетативные компоненты, как правило, не подавляются, так как мало подвержены произвольной регуляции.

По теории, предложенной Дж. Греем, выделяют три модулирующие системы мозга, определяющие возникновение трех основных групп эмоций: тревожности, ужаса –гнева, радости – счастья.

Система мозга, связанная с появлением чувства тревоги, была названа системой поведенческого торможения. Эта система отвечает на сигналы наказания, отмены положительного подкрепления, стимулы, содержащие новизну. При общем поведенческом торможении отмечается повышение уровня кортизола, высвобождение эндорфинов.

Вторая система относится к организации поведения борьбы и бегства. Она связана с эмоциями ярости, гнева и ужаса. Её структуры реагируют на безусловные аверсивные (отвергаемые) стимулы. Эмоция гнева сопровождается увеличением уровня норадреналина и тестостерона.

Третья система мозга обеспечивает приближающееся поведение. Адекватными для ее элементов стимулами являются условные сигналы награды (пищи, воды и др.). Эмоции, возникающие при активации этой системы, связаны с приятным предвидением, надеждой, переживанием подъема, счастья.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека зависят от баланса трех систем мозга. Повышенная индивидуальная активность первой системы предопределяет склонность человека к тревожности. Доминирование функций системы борьбы и бегства отражает склонность человека к агрессии или активному защитному поведению. От вклада, который вносит система приближающего поведения, зависит степень выраженности положительных эмоций.

Таким образом, выделяют определенные модулирующие системы мозга и отдельные комплексы медиаторов, которые связаны с соответствующими эмоциональными состояниями и их классификацией.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Структурная основа эмоций

С развитием когнитивной психологии многие современные теории фокусируют внимание на когнитивных (познавательных) процессах как основном механизме появления эмоций. Существенное влияние на развитие когнитивной теории эмоций оказали опыты С. Шехтера. В них впервые было продемонстрировано, что увеличение активации организма, хотя и является необходимым условием развития эмоции, определяет лишь интенсивность эмоции, тогда как ее специфика зависит от ситуации, осознания ее смысла и значения.

Читайте также:  Как жить при тяжелой депрессии

По мнению С. Шехтера, эмоциональные состояния — продукт взаимодействия двух факторов: активации и заключения субъекта о причинах его возбуждения. Для эмоции необходимы два компонента: активация организма (как неспецифическая эмоциональность) и осознание ее наличия и причин появления на основе анализа ситуации, в которой она проявилась.

Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются их опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.

В регуляции эмоций особую роль играет работа лобной и височной коры больших полушарий. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека, при этом могут развиваться эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений, а в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.

Исследования структур мозга, связанных с механизмами организации эмоций, показали, что эмоции нельзя строго приурочить к определенным мозговым структурам – они базируются на врожденных и приобретенных формах поведения. В связи с этим выделяют системы, связанные с изменением эмоционального состояния, и системы, осуществляющие запуск эмоциональных реакций. Под эмоциональным состоянием понимают субъективное переживание, отражающее отношение индивидуума к окружающему миру и самому себе. Эмоциональная реакция – это возникающее параллельно эмоциональному состоянию изменения в висцеральной и соматической сферах.

Раздельный анализ эмоционального состояния и реакций приводит к заключению о том, что эмоции как формы психического состояния не обязательно должны быть связаны с действием. Длительность проявления эмоционального состояния – одно из характерных свойств эмоций. Человек может внутренне переживать сильные эмоции, но при этом внешне казаться достаточно спокойным, сознательно (с помощью воли) подавляя проявление двигательных компонентов эмоционального состояния. При этом вегетативные компоненты, как правило, не подавляются, так как мало подвержены произвольной регуляции.

По теории, предложенной Дж. Греем, выделяют три модулирующие системы мозга, определяющие возникновение трех основных групп эмоций: тревожности, ужаса –гнева, радости – счастья.

Система мозга, связанная с появлением чувства тревоги, была названа системой поведенческого торможения. Эта система отвечает на сигналы наказания, отмены положительного подкрепления, стимулы, содержащие новизну. При общем поведенческом торможении отмечается повышение уровня кортизола, высвобождение эндорфинов.

Вторая система относится к организации поведения борьбы и бегства. Она связана с эмоциями ярости, гнева и ужаса. Её структуры реагируют на безусловные аверсивные (отвергаемые) стимулы. Эмоция гнева сопровождается увеличением уровня норадреналина и тестостерона.

Третья система мозга обеспечивает приближающееся поведение. Адекватными для ее элементов стимулами являются условные сигналы награды (пищи, воды и др.). Эмоции, возникающие при активации этой системы, связаны с приятным предвидением, надеждой, переживанием подъема, счастья.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека зависят от баланса трех систем мозга. Повышенная индивидуальная активность первой системы предопределяет склонность человека к тревожности. Доминирование функций системы борьбы и бегства отражает склонность человека к агрессии или активному защитному поведению. От вклада, который вносит система приближающего поведения, зависит степень выраженности положительных эмоций.

Таким образом, выделяют определенные модулирующие системы мозга и отдельные комплексы медиаторов, которые связаны с соответствующими эмоциональными состояниями и их классификацией.

Источник

Структурная основа эмоций

ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И СОЗНАНИЯ.

Психофизиология потребностно — эмоциональной сферы

Функциональное состояние и, соот­ветственно, осуществление психичес­кой деятельности и поведения опреде­ляется потребностно-эмоциональной сферой, включающей потребности, мотивации и эмоции. Эти три состав­ляющие, тесно между собой связан­ные, играют различную роль в орга­низации поведения.

Потребности являются внутрен­ним источником активного взаимо­действия организма с внешней сре­дой и рассматриваются как основная детерминанта поведения, направ­ленного на достижение определен­ной цели. И.П. Павлов ввел понятие «рефлекса цели» как выражения стремления живого организма к обладанию чем-либо — пищей, раз­личными предметами. Сфера потреб­ностей человека очень широка. Она включает как биологические, так со­циальные и духовные потребности.

Мотивации

Мотивация — это активное состо­яние, направленное на удовлетворе­ние потребности путем организации определенного целенаправленного поведения. Для его осуществления необходимо как повышение уровня активации мозговых структур (не­специфический компонент), так и формирование адекватной удовлет­воряемой потребности функциональ­ной организации мозга. Мотивация выступает как пусковой механизм формирования функциональной сис­темы, активизируя структуры, вклю­чающиеся в афферентный синтез, аппарат принятия решения, выработ­ку программы и ее коррекцию на ос­нове результатов действия.

Читайте также:  Что такое душевная радость

Таким образом, мотивация опре­деляет и поддерживает осуществле­ние целостных поведенческих актов от начала действия до результата, удовлетворяющего актуализирован­ную потребность.

В живом организме одновременно могут возникать разные потребнос­ти, которые для своего удовлетворе­ния требуют организации разных, даже иногда взаимоисключающих типов поведения. Наиболее важная и значимая на данный момент акту­ализированная потребность приобре­тает свойства доминанты. По теории доминанты А. А. Ухтомского, она как бы подчиняет себе деятельность орга­низма, обеспечивая приоритетность данного поведенческого акта и подав­ляя другие виды деятельности.

Эксперименты с созданием искус­ственной доминанты показали, что на ее фоне повышается чувствитель­ность нейронных систем, скорость нервных процессов и конвергентные способности.

Мотивация реализуется при непос­редственном участии гипоталамуса и других отделов лимбической системы, где наряду с основными центрами, связанными с биологическими по­требностями, расположены структу­ры, участвующие в оценке и регуля­ции этапов поведения, направленных на удовлетворение потребности. В об­щую многоуровневую систему реа­лизации мотивации вовлекается и кора больших полушарий, организу­ющая активное поисковое целенап­равленное поведение.

Эмоции

В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмо­ции. Эмоции рассматриваются как психический процесс, активно вклю­чающийся в модуляцию функцио­нального состояния мозга и органи­зацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потреб­ностей. При этом эмоции отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, собственной деятельности и ее результату.

Выделяют два типа эмоциональ­ных проявлений:

1. длительные состо­яния (общий эмоциональный фон);

2. кратковременное реагирование, свя­занное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

По знаку различают положитель­ные эмоции (чувство удовлетворения, радость) и отрицательные (неудовлет­воренность, горе, гнев, страх). Орга­низм стремится к поддержанию по­ложительных и устранению отрица­тельных эмоций и эмоциональных состояний.

К числу эмоциональных состоя­ний прежде всего относится настро­ение. Настроение возникает как ре­зультат комплексного воздействия целого ряда событий как реальных, так и воображаемых, и извлекаемых из памяти.

На настроение влияют также гормональные факторы. Настроение как осознаваемое, так и неосознава­емое, воздействует на когнитивные процессы и поведение в целом.

Эмоции, включающиеся в струк­туру поведения, выполняют связую­щую роль между актуализированной потребностью и поведением — побуж­дают к определенной деятельности и модулируют этапы ее протекания, определяя стратегию и тактику дос­тижения цели и оценивая результат.

Для осуществления этой важной роли должно сформироваться адек­ватное представление о путях и спо­собах достижения цели и их соотне­сение с реальными возможностями организма, т.е. анализ необходи­мой информации, которая называет­ся прагматической информацией. За­кономерности возникновения и про­текания эмоций в зависимости от внутренних факторов (потребности и субъективные характеристики лич­ности) и внешних факторов (прагма­тическая информация) исследованы П.В. Симоновым и нашли отражение в его «информационной теории эмо­ций». Эта зависимость получила вы­ражение в формуле:

где: Э — эмоция, П — потребность, а И — информация о средствах дости­жения цели, необходимая, по мне­нию субъекта, для удовлетворения возникшей потребности (н) и та, кото­рая существует в данный момент (с). Соотношение этих двух видов инфор­мации отражает вероятность (воз­можность) удовлетворения потребно­сти и является ключевым моментом, определяющим знак эмоции. Оценка такого соотношения требует доста­точно высокой мозговой организа­ции операций анализа информации и прежде всего функции прогнози­рования. При наличии соответст­вующей прогнозу информации эмо­циональное состояние получает позитивную окраску и активирует процессы формирования функцио­нальной системы реагирования. При дефиците требующейся информации возникают отрицательные эмоции. Важно подчеркнуть, что осуществ­ляющаяся оценка носит субъектив­ный характер и может не совпадать с объективной реальностью. Выра­женная зависимость от субъективно­го фактора обнаруживается и в том, какое поведение складывается при возникновении отрицательных эмо­ций. Активная/пассивная позиция субъекта, сформированные установ­ки определяют два типа поведения. Одно направлено на поиск недостающей информации путем активного исследования среды и в случае успе­ха ведет к постепенному преобла­данию положительных эмоций. Вто­рое — отказ от поиска, который может привести либо к сохранению отрица­тельного эмоционального тона, либо к положительному эмоциональному состоянию (чувство облегчения).

Выявленные достаточно сложные закономерности вовлечения эмоций в поведение и их зависимость от ха­рактеристик информации указыва­ют на связь эмоций с когнитивной сферой, а их возникновения — с осо­бенностями когнитивных процессов.

Читайте также:  Банк россии стресс тестирование банков

Наряду с выполнением основной функции — модуляции процессов орга­низации поведения, эмоции имеют разнообразные частные функции — побуждающую, оценочную, замеща­ющую, подкрепляющую, переклю­чательную.

Побуждающая функция, состоя­щая в инициации адаптивного целе­направленного поведения, включает­ся при достижении мотивационным возбуждением определенного уровня, при котором оно приобретает эмоци­ональную окраску.

При неожиданных изменениях в окружающей среде, на которые организм реагирует, удовлетворяя потребность самосохранения или по­знавательную потребность, эмоции выполняют оценочную функцию, ко­торая состоит в быстром общем опре­делении полезности/вредности или значимости воздействия на неосоз­нанном чувственном уровне.

На начальных этапах формирова­ния целенаправленного поведения, когда еще нет исчерпывающего ана­лиза информации, может возникать избыточная мобилизация ресурсов организма и генерализованное обоб­щенное реагирование на внешние воздействия. Таким образом, реализу­ется замещающая функция эмоций, компенсирующая дефицит информа­ции в данный момент времени. Такой эффект часто наблюдается в споре, когда при нехватке аргументов при­бегают к выраженным эмоциональ­ным реакциям — интонационным, жестовым, мимическим.

Подкрепляющая функция эмоций проявляется в том, что значимые со­бытия, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее фиксируются в па­мяти. У животных при искусственном раздражении лимбических структур, вызывающем специфические безус­ловные реакции без эмоционального компонента и его подкрепляющей функции, не удавалось выработать условные рефлексы. Подкрепляю­щая функция эмоций определяет их важную роль в процессе обучения.

Переключательная функция эмо­ций выражается в способности на основе эмоционального пережива­ния успеха/неуспеха включаться в определение выбора определенного мотива среди нескольких конкури­рующих и соответствующего поведе­ния. Непосредственный выбор, как правило, основывается на ощущении успеха. Однако в ситуации конфлик­та мотиваций человек может преодо­леть это естественное стремление и переориентировать поведение на преодоление неуспеха или отрица­тельных переживаний ради дости­жения более значимых в социальном или идеальном плане целей. Этот момент имеет важное воспитатель­ное значение. Одним из часто прео­долеваемых конфликтов является конфликт между чувством страха и чувством долга, непосредственным предпочтением и чувством долга. Его разрешение зависит от личностных установок субъекта, определяемых структурой его потребностной сферы. Осуществление эмоционально ок­рашенного поведения придает эмо­циям коммуникативную функцию передачи информации невербальны­ми средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих пере­живаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Невер­бальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммиро­ваны, проявляются у всех живых организмов и, по-видимому, представ­ляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций.

Структурная основа эмоций

Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раз­дражением различных подкорковых структур и в клинике локальных по­ражений мозга у человека. Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер ги­поталамуса, вызывающем эмоцио­нальные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипо­таламуса приводила к стремлению животных (крыс) к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипота­ламуса вызывало реакцию избега­ния. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и из­беганию, получили название цент­ров удовольствия и неудовольствия соответственно с позитивной и негативной эмоциональной окраской. Эмоциональные реакции разного зна­ка были получены и в других отде­лах лимбической системы.

Как было сказано выше, лимбические структуры входят в состав модулирующей системы мозга и это определяет важную роль эмоций в регуляции активационных процес­сов — генерализованной и локальной активации, а, следовательно, и в орга­низации поведенческих реакций.

Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Лимбическая сис­тема обладает связями с ассоциатив­ными областями неокортекса.

В нейропсихологических иссле­дованиях выявилась специфическая роль лобной и височной коры в про­явлении эмоций. При разных типах поражения лобных долей отмеча­лись глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие в ос­новном высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, дея­тельностью, творчеством. Наблюда­лось растормаживание влечений, ко­лебания эмоционального фона от депрессии до эйфории.

При височных поражениях, осо­бенно справа, нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Выявлена неодинаковая роль ас­социативных отделов в эмоциональ­ном реагировании. Так, показано, что при правосторонних поражени­ях возникает состояние эйфории и беспечности. Левосторонние пораже­ния приводят к преобладанию озабо­ченности и тревожности; Люди беспокойны и часто плачут.

Это привело к представлению о пре­имущественной связи правого полу­шария с отрицательным эмоциональ­ным фоном, а левого с позитивным.

| следующая лекция ==>
Временная организация памяти. Психофизиология памяти | Мозговая организация речи

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 1804 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью