- 4.2. Чувственное познание
- Читайте также
- Чувственное и рациональное познание
- 4.4. Чувственное и логическое
- 2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
- Чувственное как процесс. Рассудочное и разумное в чувственном отношении человека
- 1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
- 3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое
- Глава третья Чувственное восприятие
- Знание – это не чувственное восприятие
- 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
- IV. Чувственное восприятие и мистические переживания у примитивных людей
- 4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира
- Чувственное восприятие, ведущее к наблюдению
- 51. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.
- Структура знания. Чувственное и рациональное познание
- Разделение познания на чувственное и рациональное
- Формы чувственного и рационального познания
- Сенсуалисты
- Готовые работы на аналогичную тему
- Рационалисты
- Оптимизм и пессимизм
- Скептицизм
4.2. Чувственное познание
4.2. Чувственное познание
Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. Каждый орган чувств биологически приспособлен для реагирования на определенные внешние воздействия.
Исходная форма чувственного познания – ощущение. Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения. Биологическая природа человеческих органов чувств, их число и соответственно число различных опущений сформировалась в ходе эволюции наших предков. В результате этой эволюции не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств (например, мы не ощущаем магнитное поле Земли). Но отсюда не следует, что существуют в принципе непознаваемые объекты. Если тот или иной объект по своей природе таков, то наши органы чувств не приспособлены к его чувственному познанию, то и принципе имеется возможность найти другой объект, действие на которого первого объекта проявляется ощутимым образом. С помощью таких объектов («приборов») неограниченно расширяются возможности чувственного познания явлений.
Вторая форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта. Этот образ формируется на основе синтеза отдельных ощущений. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность (объект отражается как единое целое), избирательность (объект выделяется из ряда других), константность (относительная устойчивость образа), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность (воздействие на восприятие предыдущих знаний).
Третья, высшая форма чувственного познания – представление. Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Представление, с одной стороны, являясь синтезом чувственных предыдущих образов, богаче их по содержанию. Но с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов.
Чувственные образы являются результатом воздействия материальных объектов на наши органы чувств. Энергия внешнего раздражителя порождает в нервной системе физиологический процесс, результатом чего является чувственный, наглядный образ. Как происходит процесс превращения энергии и структуры внешнего раздражителя в факт сознания – еще не изучено во всех деталях. Этого мало. Здесь нужно отметить, что чувственные образы – не просто результат воздействия объекта на органы чувств. В процессе отражения органы чувств активны. Это выражается в ощупывающем движении рук, в движении глаз, прослеживающих видимый контур предмета, в процессе вслушивания и т. д. Чувственный образ не возникнет без активности органов чувств: неподвижный глаз слеп, неподвижная рука не осязает.
Чувственное познание является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Что касается мышления, логических образов, понятий, то они относятся к весеннему миру опосредованно. Для своего формирования они нуждаются в общем случае в чувственных обрядах.
Чувственные образы, отображающие материальные объекты, являются не знаками, сигналами, символами объектов, а их копиями.
Воздействие объекта на орган чувств порождает образ этого объект. Именно потому, что чувственные образы являются не знаками, а отображениями, копиями объектов, человек приспосабливается к окружающей среде.
Чувственные образы имеют и объективную и субъективную стороны. Как копии объектов они объективны по своему содержанию. Субъективность их заключается в том, что они существуют в сознании субъекта, зависят от состояния органов чувств и всей физической организации человека, от условия восприятия.
Чувственное познание имеет свои границы. Выход за них осуществляется с помощью мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Чувственное и рациональное познание
Чувственное и рациональное познание Начиная со времён древней Греции, чувственный и рациональный методы познания — были противопоставлены друг другу. Возникло два направления в гносеологической мысли (в теории познания), связанных с этим: сенсуализм — отводил главную
4.4. Чувственное и логическое
4.4. Чувственное и логическое В философии Нового времени сложилась оппозиция сенсуализма и рационализма. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) решающую роль в познании отводил чувственному познанию. Рационализм (от лат. ratio – разум) решающую роль в познании отводил разуму.
2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Знание как системаВажнейшим для теории познания вопросом является вопрос, что такое знание, каково его строение, как оно возникает. Недаром Гёте писал: Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас
Чувственное как процесс. Рассудочное и разумное в чувственном отношении человека
Чувственное как процесс. Рассудочное и разумное в чувственном отношении человека Как уже отмечалось, в теоретическом подходе к чувственному процессу весьма часто наблюдается следующая ошибка. Мысль о социальности чувственности и ее предмета нередко толкает
1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем
3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое
3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не
Глава третья Чувственное восприятие
Глава третья Чувственное восприятие До сих пор, занимаясь доказательством транссубъективности чувственных качеств, мы рассматривали главным образом такие процессы как видение цвета, слышание звука и т. п., называя иногда даже и эти акты словом «чувственное восприятие»
Знание – это не чувственное восприятие
Знание – это не чувственное восприятие Сократ, интересовавшийся, подобно софистам, человеческим поведением, не верил в то, что истина относительна, что не существует стабильных моральных норм и постоянного объекта познания. Он был убежден, что основой нравственного
9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание Чувственное и эмпирическое познание — не одно и то же. Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что
IV. Чувственное восприятие и мистические переживания у примитивных людей
IV. Чувственное восприятие и мистические переживания у примитивных людей Вступительные примечания В обществах, все еще находящихся на этнографической стадии, мистические переживания являются, в основном, прерогативой класса индивидуумов, которые, независимо оттого,
4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира
4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира Познание, начинаясь с ощущений и восприятий и продолжаясь отвлеченным мышлением в понятиях, представляет собой единый процесс. Поскольку ощущение и понятие существенно отличаются друг от друга, есть все
Чувственное восприятие, ведущее к наблюдению
Чувственное восприятие, ведущее к наблюдению Если электрон посылает нам сигналы, тогда в наблюдаемом мире все заигрывает со всем, и мир становится сетью взаимодействий, равно как и местом, полным людей и частей.В то время как сознание зависит от осознания сигналов в ОР,
Источник
51. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.
Знание — отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Понятие «знание» и «информация» часто отождествляются. Знание — это всегда информация, но не всякая информация — знание. В превращении информации в знание участвуют целый ряд закономерностей, регулируемых деятельность мозга. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Большинство философских систем выделяли 2 основных этапа познания: — чувственное познание ( эмпирическое знание); — рациональное познание ( теоретическое знание). Сторонниками рационального познания являются Декарт, Спиноза, Конт, Гегель. Сторонники эмпиризма признали, напротив, чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. (Гоббс, Локк). Если вне знания, размышляли рационалисты, формируется лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и до сих пор не утратил своей остроты. Он приобрел особое значение с развитием исследований по созданию «искусственного интеллекта». Структуру знания (диал. материал. философии) можно представить так: 1) Субъект познания — мыслящий человек. 2) Язык — система символов (словарь) и правил их комбинируя в форме предложений (грамматика, синтаксис). 3) Система правил деятельности с определенными объектами. 4) Правила соотнесения языковых выражений (понятий и предложений) с различными объектами или видами действий. 5) Действия (операция и процедуры), соответствующие правилам пункта 3. 6) Система соответствующих объектов, обозначаемых определенными языковыми символами. Именно социально-историческая ограниченность, различные предрассудки и предубеждения мешали мыслителям прошлого осознать решающую роль практической деятельности человека в образовании и развитии знания. Опалектический материализм понимает под практикой совокупность всех видов социально-значимой преобразующей деятельности людей, основой которой является предметно-оруд. производственная деятельность. Поскольку деятельность в этом смысле исторически меняется и зависит от форм общественной организации, развития орудий труда, производственных отношений и культуры в целом, поскольку и характер и содержание соответствующих знаний также изменяется и развивается, подчиняясь всем законам диалектики и принципам развития. Из этого следует, что общественно- производственная практика — источник и основа всех наших знаний. Важнейший тезис марксистско-ленинской гносеологии, который, однако, не должен быть абсолютизирован, состоит в утверждении следующего факта: для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятия материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Ленин рассматривал ощущение как простейший исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Вообще чувственное познание делится на: — ощущение, — восприятие, — представление. Ощущение — это непосредственное реагирование. Ленин говорил, что ощущение дает субъективный образ объективного мира. Восприятие — образ отражающий целостный облик предмета. Представление — целостный образ предмета, который не действует сейчас на нас, а подействовал на нас когда-то, и мы можем представить этот образ. Процесс восприятия — процесс активный и по-своему творческий. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать части, которые в данный момент непосредственно не ощущаются. Благодаря многократной работе механизма восприятия мы в нашем сознании можем удерживать целостный образ предмета и тогда когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания — представление. К чувственному познанию можно отнести и эмоции (гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия). Чувственное познание во многом формирует и организует язык: через язык осуществляется подключение отдельных фактов чувственно- эмпирического опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того реального мира, в котором живет и действует человек. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Само понятие является результатом исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Реально значимыми понятия являются тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования для реальных потребностей, для изменения, преобразования предметов и т.д. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляется с реальной практикой, проверяется, уточняется. Рациональное познание (абстрактно) — понятие, суждение, умозаключение. Суждение — всякое высказывание, мнение об определенном предмете, явлении. По своей форме суждение обычно представляет собой связь 2-х понятий. Именно в форме суждений ставятся научные проблемы. Соединяя одно суждение с другим, т.е. рассуждая, человек приходит к тем или иным выводам, получает новое знание. Умозаключение представляет собой такой логический процесс, в ходе которого из 1-го или нескольких суждений, называемых посылками, выводится на основании определенных правил логики новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключение есть основной метод получения нового знания. Чувственное познание это познание которое дает знание о мире с помощью наблюдения, опыта, научного эксперимента. Рациональное познание дает знание о мире с помощью абстрактного мыс- ленного эксперимента который основывается на эмпирических фактах и по- рождает гипотезу которая объясняет эти факты. Правильность гипотезы проверяется экспериментом, практикой.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Оставленные комментарии видны всем.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
Структура знания. Чувственное и рациональное познание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Разделение познания на чувственное и рациональное
Чувственное познание работает с образами, которые возникают в сознании человека на основе пяти фундаментальных чувств:
Формы чувственного и рационального познания
Формами чувственного познания являются:
- Ощущение – это простой чувственный образ, который отображает какое-либо отдельное, единичное свойство вещи: форма, вкус, цвет, запах и так далее.
- Восприятие – отображает систему свойств, к примеру, воспринимая дверь, человек видит не цвет, форму, фактуру в отдельности, а всю совокупность свойств данного предмета. Это совместная работа основных чувств.
- Представление – является чувственным образом предмета, который может возникнуть в сознании человека в момент отсутствия перед глазами этого предмета, при условии, что ранее этот предмет имел место быть в опыте человека, через память либо в процессе воображения. Это восприятие объекта в момент его отсутствия.
Рациональное познание основывается на абстрактном мышлении, которое даёт возможность человеку найти выход из ограниченных чувственных рамок.
Понятие – мысль, отражающая объекты, явления и их взаимосвязь в широком смысле. К примеру понятие Земля не будет аналогом чувственному образу отдельно взятого человека, но носит обобщенный характер. Это схватывание не отдельных признаков, а сущности предмета, какие-либо функции, направление деятельности. Суждение – процесс отрицания или утверждения чего-либо с помощью понятий. В суждении происходит установление связи между понятиями.
Теория познания не имеет какого-либо конкретного мнения касаемо того, какое из познаний имеет ключевую роль в этом процессе – чувственное или рациональное.
Сенсуалисты
Сенсуалисты придерживаются мнения, что качественно иное и первозданное знание возможно получить только с помощью чувств, на их основании. Разум же заключается в области известного и те выводы и умозаключения на основе разума и логики не предоставляют прироста знаний по сравнению с чувственным опытом. Чувства первичны и располагаются в начале любых рациональных суждений.
Готовые работы на аналогичную тему
Рационалисты
Рационалисты – придерживаются рационального опытного начала, указывая, что все знания, которые основываются на чувственном опыте ошибочны и не имеют достоверности. Для всяких доказательств требуется разум и расчеты. Чувственный опыт способен ввести человека в заблуждение. Без особой помощи разума чувства не смогут получить нового развития. Поэтому ученые, опирающиеся исключительно на чувственное познание получит разносторонние знания того, что ощущает, но эти данные будут разрознены и бессвязны и будут являться чем угодно, но не наукой. Опыт имеет теоретическую нагрузку: любое научное доказательство, наблюдение имеет под собой теорию, целенаправленность, иначе все теряет свой смысл.
Оптимизм и пессимизм
Но вместе с тем, сенсуализм и рационализм способны в совокупности дать полную картину познавательной деятельности, взаимодополняя друг друга. Из этого положения выходит оптимистический подход. Пессимистическая картина мира утверждает обратное, что мир в принципе не познаваем.
Скептицизм
Скептицизм отражает пессимистический подход к познанию мира, но при этом и не отрицает возможности его познания, сомневаясь лишь в средствах познания
Сегодня наука тяготеет к оптимистической концепции познания мира. Мир имеет возможность познаваться, полагают ученые, вместе с тем принимая во внимание то, что абсолютная истина не постижима, но имеется качественно позитивное стремление к ней.
Источник