Структура способностей эмоционального интеллекта

Структура способностей эмоционального интеллекта

Особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта современного психолога

Донецкий национальный университет, Украина

В последние годы активно разрабатывается проблема личностных особенностей психолога, обеспечивающих успешность его научной и практической деятельности (Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов, Н.Н.Богомолова, Л.В. Темнова и др.)

В 1990 г. П. Сэловей и Дж.Мэйер предложили использовать в фпсихологии понятие “эмоциональный интеллект”, определив его как способность адекватно воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. На современном этапе в отечественной и зарубежной психологи и эмоциональный интеллект определяют как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000)

Эмоциональный интеллект на сегодняшний день рассматривается, как одна из основных детерминант успешной профессиональной деятельности в системе «человек- человек», к которой в том числе относится и деятельность психолога.

Объектом нашего исследования выступает эмоциональный интеллект как психологический феномен в структуре личности. А предметом – особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов.

Цель – изучить особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов, работающих в государственных учреждениях(на примере школьных психологов) и психологов практикуючих частным образом.

Гипотеза : существуют различия в степени выраженности структурных компонентов эмоционального интеллекта у психологов, работающих в государственных учреждениях и психологов, ведущих частную практику.

Теоретико-методологической основой нашего исследования выступили модели эмоционального интеллекта, разработанные отечественными и зарубежными авторами: И.Н. Андреева, М.А.Манойлова, П. Сэловей и Дж.Мэйер, Рувен Бар-Он.

Модель эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж.Мэйера включает 4 основных компонента. 1.Точность оценки и выражения эмоций. 2.Использование эмоций в мыслительной деятельности. 3.Понимание эмоций. 4.Управление эмоциями.

В модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она входят следующие сферы: 1)Внутриличностная сфера. 2)Межличностная сфера. 3)Сфера адаптивности. 4)Сфера управления стрессом. 5)Сфера общего настроения.

Манойлова М.А. в структуре эмоционального интеллекта выделяет два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).

В своей работе мы будем опираться на модель, построенную И.Н.Андреевой, поскольку данная модель в значительной степени проработана, адаптирована в нашем социальном пространстве, а также имеется психодиагностический инструментарий для исследования.

И.Н. Андреева выделяет следующие структурные компоненты эмоционального интеллекта и определяет их значение в процессе межличностного взаимодействия. 1.Распознавание собственных эмоций. 2.Саконконтроль. 3.Понимание эмоций, эмпатия. 4.Самомотивация.

Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

В нашем исследовании были использованы следующие психологические методы — анкетирование, беседа, тестирование.

В комплекс психодиагностических методик вошли: 1. Диагностика эмоционального интеллекта (М.Холла). 2. «Эмоциональный интеллект-2» (В.В.Одинцовой).

Описание выборки. Общее число испытуемых составило 105 человек, среди которых 75 чел. – психологи, работающие в государственных учреждениях (школьные психологи), 30 чел. – практикующие частным образом психологи, работающие с детско-родительской и семейной проблематикой.

Обсуждение результатов исследования. Сравнение средних показателей компонентов эмоционального интеллекта двух групп психологов, выполненное с помощью t -критерия Стьюдента, позволило выявить значимые различия почти во всех шкалах методик исследования эмоционального интеллекта (управление своими эмоциями, разпознавание эмоций других людей, эмпатия, социальная чуткость), причем можно констатировать, что по всем показателям, где есть значимые различия, выше значения у психологов, занимающихся индивидуальной практикой. Психологам, работающим в государственных организациях, свойственен средний уровень развития самоанализа и самозащиты. Это свидетельствует о том, что им на достаточном уровне удается распознавать и понимать свои эмоции, однако неудачи и неприятности способны на значительное время вывести их из равновесия. Для работающих частным образом психологов характерен высокий уровень развития самоанализа и самозащиты, они в значительной степени способны распознавать, понимать и контролировать свои эмоциональные проявления. Волевая саморегуляция школьных психологов находится также на среднем уровне – в большинстве ситуаций они контролируют свои эмоции, подчиняют себя намеченным планам, однако часто ждут помощи со стороны других людей. Психологи, ведущие частную практику, обладают высоким уровнем волевой саморегуляции. Они способны проявить упорство и добиться своего, не обращая внимания на мелкие неудачи на пути к цели. Психологам, работающим в школах, свойственен средний уровень эмоциональной открытости, они нередко имеют трудности в выражении своих эмоций, испытывают дискомфорт в ситуациях, где важно не сдержать, а проявить свои чувства, а также в ситуациях общения с эмоциональными людьми. Социальная чуткость и способность распознавать эмоции других людей у школьных психологов находится на среднем уровне. Они способны понять настроение и причины поступков окружающих, чувствительны к эмоциональным потребностям других людей. У частных психологов данные способности развиты на высоком уровне, что позволяет им определять источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, понимать сложные чувства, эффективно воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Понимание эмоций связано также с уровнем развития эмпатии – понимания эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир, вчувствования. Школьные психологи имеют средний уровень развития эмпатии, а практикующие частным образом психологи имеют высокий уровень.

Читайте также:  Девушка чувствует свою вину перед парнем

Изучив особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов, работающих в государственных учреждениях, и психологов, практикующих частным образом, мы можем сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект психологов, ведущих частную практику, имеет высокий уровень развития, а психологов, работающих в государственных организациях, — средний. В частности, 100% психологов, занимающихся частной практикой, получили оценки, относящиеся к высокому уровню эмоционального интеллекта, а среди школьных психологов лишь 8% имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта, 72% — средний уровень и 20% — низкий.

Выводы. Полученные результаты связаны в первую очередь со спецификой деятельности практикующих частным образом психологов и психологов, работающих в государственных структурах. Деятельность психолога в государственном учреждении четко алгоритмизирована, структурирована, регламентирована, технологизирована. Большую часть времени психолог посвящает задачам, определяемым руководством, что в свою очередь лишает психолога стремления самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, связанные с успешной профессиональной деятельностью. В то же время объектом работы частного практикующего психолога выступает личность. Психолог данной категории направлен на эффективную коммуникацию с личностью, его задачей является оказать качественную, адекватную помощь клиенту. Именно поэтому для практикующих психологов особую значимость составляет уровень развития эмоционального интеллекта: навыков адекватно воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. В то же время, мы можем предположить, что работу практикующего частным образом психолога изначально выбирают для себя люди, имеющие высокие показатели эмоционального интеллекта. Частная практика позволяет психологу постоянно заниматься саморазвитием, не ограничивает и не сковывает творческий потенциал.

1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект: история вопроса.// http://www.hr-portal.ru/article/emotsionalnyi-intellekt

2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта . //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я народная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч.1. – С.22-26 .

Источник

5 составляющих эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.

Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.

Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)

№ 1. Самосознание

Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.

Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
— Крис, тебе грустно? — сочувственно вздыхает Женя.
— Не зна-а-а-ю, — всхлипывает девочка.
— Может быть, у тебя что-то болит? — интересуется реалистка Маша.
— Нет, ничего у меня не болит! — огрызается сквозь слезы Кристина.
— Ну а что тогда.

Читайте также:  Тестостерон энантат не чувствую

Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят — она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так — залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.

Основные элементы самосознания:

  • Эмоциональное сознание. Ваша способность распознавать собственные эмоции и их проявления-эффекты. Например, если вам страшно — начинают потеть ладони, перед истерикой поднимается температура, если вы неуверенно себя чувствуете — постоянно мнете руки, а когда вы близки к тому, чтобы сорваться и накричать на кого-то — хмурите лоб и напрягаете скулы.
  • Уверенность в себе. Адекватная самооценка и понимание своих возможностей.

№ 2. Саморегулирование

Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство — составлением плана, грусть — тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.

Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из материалов) и предложить составить план. Вы наверняка замечали, что страх перед задачей постепенно отступает, если у вас перед глазами есть лист с четко прописанными пунктами действий. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» — начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.

Основные элементы саморегулирования:

  • Самоконтроль. Управлять разрушительными импульсами.
  • Достоверность. Поддерживать стандарты честности с самим собой
  • Добросовестность. Принимать на себя ответственность за собственную работу.
  • Адаптивность. Быстро «давать себе отчет» об эмоциональных изменениях и проявлять гибкость.
  • Инновации. Быть открытым для новых идей.

№ 3. Мотивация

Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности — более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.

— Мам, я не хочу учить весь этот бред! — Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
— Какой бред, сын? — поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
— Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты.
— Тогда не учи, — спокойно отвечает Елена Леонидовна, — если они тебе не нужны.
— Но они нужны. — протяжно выдыхает Николай.
— А для чего они нужны? — якобы непонимающе спрашивает мама.
— Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
— А зачем в вуз? — раскрывает идею мама.
— Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
— Получается, определения — начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, — улыбается Елена Леонидовна, — я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
— Да, хочу.

Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.

Основные элементы мотивации:

  • Достижение. Ваше постоянное стремление улучшить или соответствовать стандартам передового опыта.
  • Приверженность. Согласование с целями группы или организации.
  • Инициатива. Приготовьтесь действовать, исходя из своих возможностей.
  • Оптимизм. Преследуйте цель, несмотря на неудачи и сложности.
Читайте также:  Линн барбер воспитание чувств

№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)

Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, — крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.

Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:

Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»

Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?

Основные элементы

  • Ориентация вовне. Если мы говорим о взрослой жизни, то это способность понимать ожидания клиентов и отвечать на их потребности.
  • Помощь другим в развитии. Вы чувствуете, что и другие люди тоже должны двигаться и укреплять свои способности.
  • Разнообразие. Вы можете помочь разным людям открыть новые возможности. Пример: вы как учитель можете работать и с активными, и с пассивными детьми, предлагая им материал в разной форме и общаясь с ними, используя разные фразы и мотивацию.
  • Социальная осведомленность. Ее еще называют осведомленностью политической. Вы способны читать эмоциональные течения и считывать «силы» внутри группы.
  • Понимание других. Самый понятный пункт — умение отслеживать чувства, которые стоят за потребностями и желаниями других. Как в случае с Женей, которая разбила чашку и спряталась не из страха и желания «скрыться с места преступления», а из-за стыда, но не смогла это выразить.

№ 5. Социальные навыки

Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.

Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем — высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен — отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.

Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор — понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».

Наиболее важные социальные навыки

  • Влияние. Использование эффективной тактики убеждения («5 способов сделать свою речь более убедительной» — материал в наших социальных сетях)
  • Связь. Отправка четких сообщений. Умение дать четкое задание, понятное ученикам, коллегам, подчиненным — крайне важный навык. Если ваш класс или команда не понимают, чего вы от них хотите, эффективной работы не получится.
  • Лидерство. Умение вдохновлять и лидировать.
  • Управление изменениями. Умение стать катализатором в том или ином процессе.
  • Управление конфликтами. Понимание, ведение переговоров и разрешение разногласий.
  • Сотрудничество. Работа с другими людьми по достижению общих целей.

Педагогическая игра «Передай чувство»
Цель — развивать у детей умение сотрудничать и понимать эмоции других людей

Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов — одними только движениями пальцев — передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.

  • Командная работа. Создание групповой синергии в достижении коллективных целей.

Источник

Оцените статью