Структура процесса познания формы познания чувственное рациональное иррациональное

Вопрос Чувственное, рациональное и иррациональное в познании

Развитие философии, науки и др. форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство 2-х сторон – чувственного и рационального.

Чувственное познание осуществляется с помощью свойственных человеку органов чувств (6) – зрения, слуха, и др. и имеется непосредственный характер, т.к. оно происходит путем прямого контакта с познаваемыми объектами. Органы чувств при этом доставляют разуму соответствующие данные.

Чувственное познание (живое созерцание) осуществляется в 3-х основных формах – ощущение; восприятие; представление.

Ощущение – самая элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств, предметов, и явлений. (Зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные ощущения). Но при этом дается не весь предмет в целом.

Восприятие – дает предмет в целом, в совокупности всех его сторон, свойств и отношений. Это целостный образ предмета, синтез ощущений, связь ощущений. Из видов восприятий выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Представление – это воспроизведение в сознании субъекта образа, предмета и оперирование им в отсутствии самого объекта.

Это воссоздание предмета в условиях отсутствия непосредственного контакта (связи) с реальным объектом.

Сюда относят – образы памяти — образы воображения (связано с творчеством, фантазией).

Рациональное познание (лат. rаtiо – ум, разум, мышление ) осуществляется с помощью мышления.

Мышление в философии понимают как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе данных чувственного познания закономерных сущностных свойств предметов и явлений и их выражение в определенных формах (понятие, др.).

Т.е. рациональное познание имеет дело не с самими предметами, а с данными о них, которое поставляет нам чувственное познание (опосредованность). Разум обобщает факты, делает выводы, осмысливает их.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, выделяют 2 уровня мышления:

— рассудок и разум

Рассудок – исходный уровень, на котором мыслят в рамках неизменной схемы, шаблона, стандарта: это способность последовательно и ясно рассуждать,

Правильно строить мысли, систематизировать, классифицировать факты.

Разум – высший уровень, для него характерны творчество и саморефлексия, выявление причин, движущих сил предметов и явлений.

Характерен взаимопереход между ними.

Мышление осуществляется в разнообразных формах: наиболее простые, исходные: — понятие

— суждение

— умозаключение

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие, существенные, закономерные стороны, свойства предметов, которые закрепляются в определениях понятий (дефинициях).

Понятия выражаются в языке в виде слов или словосочетаний. Но слово и понятие – это не одно и то же.

Понятие означает значение и смысл слова, поэтому человек мыслит не словами, а понятиями = > мышление возможно только на языковой основе, тесно связано с речью. Количество понятий = > интеллект человека.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются любые ( а не только общие и существенные ) свойства и признаки предмета.

В суждении что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и их свойств.

Суждения образуются на основе понятий путем их связи.

В речи – повествовательное предложение (истинное либо ложное).

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее известных суждений выводится новое знание (тоже в виде суждения) по определенным правилам логики и диалектики.

Это: классический пример умозаключения (силлогизм).

Все люди смертны (1 посылка).

Сократ человек (2 посылка).

Следовательно, Сократ смертен (новое суждение – следствие).

На самом деле мы мыслим умозаключениями, а понятия и суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений.

Но реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными (иррациональными) его формами.

Читайте также:  Как выключить чувства у человека

Иррациональное – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с мышлением:

В современной философии и науке, в гносеологии уже не признается безусловный приоритет рационального перед иррациональным, и наряду с научным знанием признается существование религиозного, личностного, оккультного, художественного и др. видов иррационального знания.

Проблема иррационального в познании (в философии Шопенгауэра, Кверкегора, Ницше, Бергсона и др.)

Так, Шопенгауэр считал, что в таинственные глубины мира можно проникнуть с помощью не столько логики, сколько непосредственным путем – интуиции. С его точки зрения рациональными средствами познания может овладеть любой человек и стать ученым. Но в науке принципиально новое открывают не обычные ученые, а гении.

Гений – это не столько кропотливая деятельность логических размышлений, а сколько иррациональная интуиция. Так, многие открытия в науке сделаны благодаря научной интуиции (радиоактивности, к примеру). Роль интуиции очень велика в научном познании.

Интуиция – это прямое, непосредственное усмотрение истины, не связанное с цепью последовательных рассуждений и доказательств, внезапное озарение.Но, как правило, интуицию предваряет могучая и длительная работа логического мышления.

Главная черта интуиции – ее непосредственность.

Источник

Чувственное, рациональное, иррациональное в познании

Известно, что сущность познавательного процесса связана с практикой. Практика дает возможность осмыслить общественно-исторический характер познания, ступени его развития, субъект и объект познавательного процесса.

В процессе познания участвуют все познавательные способности человека, среди них важнейшие — чувства и разум. В этой связи в познании выделяют две ступени: чувственную и рациональную.

Для чувственной ступени в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, преимущественно внешних сторон и связей, наличие непосредственной связи человека и миром. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение — это отражение в сознании отдельных сторон, свойств предметов и явлений, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.Восприятие есть целостный образ предмета, синтез данных отдельных ощущений. Это качественно новая ступень чувственного познания, важнейшими особенностями которой являются предметность, структурность, целостность, константность. Восприятие зависит не только от предмета, но и от прошлого опыта субъекта, его культуры, мотивов его деятельности. Представление — образ ранее воспринятого, но не воспринимаемого в данный момент предмета. В представлении отсутствует непосредственная связь с реальным предметом. Это обычно расплывчатый усредненный образ предмета, но уже в нем происходит элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Рациональное познание представляет собой активное, обобщенное и опосредованное отражение действительности. На основе чувственныхданных оно раскрывает закономерные связи действительности. Рациональное познание неразрывно связано с речью, а его результаты фиксируются в языке. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. В мышлении выделяют рассудок как исходный его уровень. Это способность последовательного и ясно рассуждать. Главная функция рассудка — расчленение и исчисление. Высшим уровнем мышления является разум, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и исследование их собственной природы. Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума — объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

Исходными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы, такие, как проблема, гипотеза, теория и др.

Понятие— форма мышления, отражающая предмет в его существенных признаках. Понятие обобщает предметы в класс. В языке понятия выражаются в виде отдельных слов или их сочетаний. Суждение — форма мышления, представляющая связь понятий. В языке оно выражается повествовательным предложением.Умозаключение — форма мышления, в которой из исходных высказываний (суждений) выводится новое знание.

Читайте также:  Почему при отпускании сцепления чувствуется удар

Чувственное и рациональное в познании взаимосвязаны, как связаны явление и сущность.

В структуре познания выделяют также объяснение и понимание, как две взаимодополняющие процедуры. В процессе объяснения одни знания используются для объяснения других. Объяснением называют подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение. Различают структурные объяснения, отвечающие на вопрос, как устроен предмет; функциональные объяснения, отвечающие на вопрос, как действует предмет; причинные объяснения, отвечающие на вопрос, почему возникло данное явление. Объяснение устанавливает прочные и глубокие связи между системами знаний, позволяет предвидеть будущие ситуации.

Процедура понимания связана с понятием «смысл», с осмыслением. Понимание — это реальное движение в смыслах, практическое овладение смыслами. Понимание — поиск смысла.

В процессе познания наряду с рациональными операциями участвуют и нерациональные — творчество и интуиция. Творчество — процесс, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества человек принимает нестандартные, необычные решения. Творчество невозможно без рационального, но оно не охватывается только рациональностью. Творчество, протекая подсознательно или бессознательно, в конечном счете на уровне результатов может быть включено в рациональную деятельность. Важнейшая особенность творческого познания — умение создавать и решать проблемные ситуации.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Новые идеи возникают не только в результате логических рассуждений, но и неосознанно, внезапно, непосредственно. Интуиция — это непосредственно, несознательно полученное знание. Интуиция свободна от стереотипов, в ней очень много свободы ассоциативных связей.

Таким образом, познание и творчество неразрывно связаны между собой.

Целью познавательного процесса является получение истины.

Источник

Чувственное, рациональное и иррациональное познание.

Выделяют три основные способности познания человека: чувственное познание, рациональное познание и иррациональное познание.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств человека.

Оно осуществляется в трёх основных формах:

1. Ощущения – это отражение в сознании человека отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, температурные и вкусовые ощущения. На основании ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие.

2. Восприятие – это целостный образ предмета, содержащий в себе несколько ощущений.

3. Представление – это чувство, которое вспоминается или воображается. Современные исследователи полагают, что у человека, кроме физических органов чувств, существуют и их тонкие (астральные) аналоги: ясновидение, яснослышание, психометрия.

Направление в философии, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт называется эмпиризм или сенсуализм. Сторонники сенсуализма считали , что чувства нас никогда не обманывают, дают самую точную информацию. А в наших размышлениях кроется источник ошибки.

Знание чувственного познания велико, но его нельзя абсолютизировать. Во-первых, оно может быть ошибочным, чувства обманывают. Например, земля кажется плоской, карандаш в стакане с водой – кривым и т.п. Во-вторых, с помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности явлений, выяснения общих закономерностей их существования, чувственного опыта недостаточно. В-третьих, нет «чистой» чувственности свободной от мышления.

Задачу обобщения информации полученной чувственным путём, выполняет рациональное познание.

Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума). Оно осуществляется в трёх формах:

1. Понятие – есть главная мысль о чём-либо, обобщение позволяющее объяснить смысл данного класса вещей. Понятия выражаются в языке в виде отдельных слов или в словосочетаниях.

2. Суждение – совокупность связанных между собой понятий; например: птицы летают, все люди смертны и т.п. Суждение утверждает или отрицает что-либо.

Читайте также:  Что чувствуешь под амфетамином

3. Умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться законам логики. Например: все люди смертны, Сократ – человек, значит, он смертен.

Направление в философии, признающее разум основой познания и поведения людей называется рационализмом. Рационалисты считали, что чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое и будущее. Зато всё это доступно разуму. Лозунг рационалистов – чтобы видеть — надо знать. Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, я не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю заднюю стенку телевизора; если я не изучал электронику, я там ничего не увижу, кроме бессмысленного для меня набора проводов, схем и т.п.

Иррациональным называется познание, которое не поддаётся разумному объяснению. Существует множество разновидностей и наименований такого познания – инсайт, озарение, сатори и т.д. Однако все они так или иначе связаны с интуицией, т.е. непосредственным, прямым. Но не осознанным получением какого-либо знания. Интуиция играет важную роль в процессе познания. Её не всегда признают в качестве способа достижения научного знания, но известны многочисленные случаи научных открытий посредством интуиции. Философское направление, считающее, что основой человеческого познания является интуиция, называется интуитивизм.

Проблема истины в познании.

Целя всякого познания – нахождение истины о предмете, явлении или процессе. В философии нет единого мнения о сущности истины. Обычно выделяют три концепции истины.

Классическая концепция истины. Истина – это соответствие знаний действительности. Проверяется же соответствие наших знаний действительности практикой, которая и выступает главным критерием истины. Недостаток её в том, что многие ситуации и процессы слишком сложны, изменчивы и не поддаются прямому наблюдению для сопоставления утверждений с действительностью.

Когерентная концепция истины. В ней знание считается истинным, если оно логически непротиворечиво выведено из другого истинного знания.

Прагматическая концепция истины. Её ведущая идея – идея практической ценности истины. Истина – это то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху.

Все эти концепции не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

Будучи характеристикой человеческого знания, истина всегда субъективна. Так как вне сознания не существует. Но всякая истина, если это действительно истина, является объективной по содержанию. Она не должна быть связана не со специфическими особенностями личности, ни с методами познания.

Г. Гегель отмечал, что истина есть процесс, а не некое одноразовое постижение объекта сразу, целиком и полностью. Для характеристики истины как процесса используют категории абсолютной и относительной истины.

Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя, и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.

Абсолютная истина – это 1) полное исчерпывающее знание о предмете; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем.

Важным является понятие конкретности истины. Это значит, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Постоянный и необходимый спутник истины – заблуждения. Заблуждение – это неистинное знание, которое принимается за истинное или наоборот. Причины заблуждений разнообразны. Они могут быть психологическими, логическими, социокультурными (ориентация на идеологии или общественное мнение) и др. Заблуждения следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных целях – и связанной с этим передачей заведомо ложного знания. Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что ещё не доказано в данный момент; знание догматического характера о сверхъестественном – религиозном, принимаемом без доказательств.

Источник

Оцените статью