Структура познавательного процесса чувственное

Структура познавательного процесса чувственное

Структура познавательного процесса ‑ система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание характеризуется:

— непосредственным отражением (феномены);

— индивидуальной множественностью и конкретностью;

— внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.

Его основные элементы:

ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания;

восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды;

представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.

Рациональное познание отличается:

— постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

— отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей);

— опосредованностью языком и культурной традицией.

понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент понятия ‑ слово или словосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения;

суждение ‑ форма мышления, нечто утверждающая или отрицающая о предмете (да или нет, истинно или ложно и другие аналогичные оценки). Суждение ‑ соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом);

умозаключение ‑ форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения.

Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играет интуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии и т.п.).

Источник

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания

Структура познавательного процесса:

· чувственное познание («живое созерцание»);

· рациональное познание (абстрактное мышление).

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной, образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной дей­ствительности.

Рациональное познаниевоплощается в мышлении и представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

Эмпиризм — направление, признающее чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. Рациональная способность познания рассматривается только как механическое обобщение чувственных данных, не дающих содержательного прироста знаний. В рамках эмпиризма различают:

· идеалистический (британский) эмпиризм (Д. Юм, Дж. Беркли), представители которого рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех человеческих знаний;

· материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), интерпретировавший чувственные данные как отражение объектов и вещей материального мира.

Рационализм — направление, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчер­кивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант.

Среди философов-материалистов существовали критики эмпиризма и рационализма, пытавшиеся преодолеть эти две крайности. Одним из них был Ф.Бэкон. В познании, говорил он, надо избегать как узкого эмпиризма, для которого характерно собирание фактов и игнорирование теории, так и гибельного для науки догматизма, для которого свойственно пренебрежение фактами. Ученого-эмпирика он уподоблял муравью, а ученого-рационалиста — пауку, ткущему из себя паутину абстрактных схем. Настоящий ученый должен скорее походить на пчелу, которая, собирая нектар (факты опыта), перерабатывает их затем в мед науки (теорию).

Эмпирики и рационалисты не смогли объяснить диалектическую природу познания и остались в плену дихотомии чувственного и рационального.

В действительности чувственное знание и абстрактное мышление взаимосвязаны друг с другом, они укоренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм деятельности человека.

Читайте также:  Что чувствует человек при движении тромба

Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах:

Ощущение— это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений.

Представление— это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.

Центральной проблемой чувственного познания является вопрос о природе и механизмах формирования субъективного (идеального) образа.

Основные формы рационального познания:

Понятие — форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций).

Суждение— форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел.

Умозаключение— форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение.

Основной проблемой рационального познания является проблема формирования понятий и категориальной структуры мышления.

В структуре рационального познания выделяют такие уровни, как:

И. Кант считал рассудок такой формой категориального синтеза наглядных представлений, которая «подводит» их под понятия в соответствии с требованиями формальной логики по заданным в языке мыслительным схемам и алгоритмам. Разум характеризует человеческое познание как свободное, творческое, открывает человеку перспективу философского мышления. Рассудку свойственна сила суждения, он дает знание; разум умозрителен, поэтому ему доступно не только судить о вещах, но и понимать их. Покидая пределы опыта, разум неизбежно впадает в неразрешимые противоречия (антиномии).

Позитивная оценка разума содержится в философии Гегеля. Разум способен мыслить противоречие как сущностную характеристику бытия, и это делает его уникальной и высшей способностью человеческого мышления, в сравнении с которой догматический рассудок выглядит ограниченным в своих познавательных возможностях. Диалектический разум привносит в познание интуитивно-иррациональные компоненты, которые получают у Гегеля название спекулятивного мышления. Его возможности безграничны, поскольку позволяют выразить невыразимое и зафиксировать творчески-созидательную природу духа в теоретической форме понятия.

Целесообразность выделения в структуре рационального познания уровней рассудка и разума под­тверждается данными современной нейрофизиологии. Согласно этим данным, существует функциональная асимметрия мозга, ответственная за существование двух разных типов мыслительной деятельности. Левополушарная часть мозга программирует функции логически-дискурсивного рассудочного мышления, правополушарная его часть ответственна за образно-эмоциональные и креативные функции.

В общем виде процесс познания изображен на рисунке 1:

Рисунок 1 — Процесс познания

Источник

Структура познавательного процесса чувственное

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.

Рациональное познание , которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

Анализ проблем структуры и важнейших характеристик процесса познания в философии Нового времени обусловил возникновение дилеммы эмпиризма и рационализма.

1. Эмпиризм — направление в теории познания, которое, признаёт чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. При этом рациональная способность познания рассматривается только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения знаний. Эмпиризм: идеалистический и материалистический. ИД. :Д.Юм, Беркли, чувственный опыт – основа всех знаний. МАТ.: Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк, чувства – отражение объектов материального мира.

2. Рационализм — направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчёркивающее особую роль дедуктивной ( от общего к частному?) методологии познания и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант и др. В действительности, опыт теснейшим образом связан с мыслительной, рациональной деятельностью сознания.

Основные формы чувственного познания : ощущения, восприятия и представления. Ощущение — это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания, и представляющий собой синтез различных ощущений. Представление – это обобщённый чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.

Основные формырационального познания : понятия, суждения, умозаключения. Понятие — форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Важно различать два вида понятий: абстракции и идеализации. Абстракция – это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определённых свойств и признаков, характерных для реального предмета. Идеализация – понятие, в котором реальнын свойства предметов замещаются на мысленно сконструированные. Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, фиксируется истинная оценка события. Умозаключение – ф.м., посредством которой выводится новое суждение на основе нескольких принятых суждений. В рациональном познании важную роль играют воображение, эмоции, воля, а также интуиция (непосредственно усматрить истину без рассуждений и доказательств). Этапы интуитивного акта: аккумуляция и накопление образов, систематизация, уяснение задачи, прозрение.

Читайте также:  Пусть погода не испортит ваше настроение

Источник

Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание. Практика. Творчество.

Итак, познание– это процесс. Начинается процесс познания с чувственной ступени и переходит к рациональной ступени познания.Познание — деятельность сознания. Сознание включает в свою структуру психику и абстрактное мышление. Чувственное познание основывается на психике, а рациональное познание – на абстрактном мышлении. Рациональное познание характеризуется как понятийное, логическое познание.

Структура познания кроме чувственной и рациональной ступеней включает и другие элементы – интуиция, рефлексия, вера (как уверенность, доверие).

Чувственное познание и его формы

С помощью чувственного познания, связанного с органами чувств, психикой, субъект может познать лишь те свойства, связи, которые доступны непосредственному созерцанию. Т.е. оно ориентировано на познание единичных предметов, их внешних сторон, видит явления, но не сущность (хотя сущность и проявляется в явлении, но на этом уровне мы не можем их разделить), носит наглядно-образный характер.

Три основные формы чувственного познания:

1). Ощущения. Это субъективный образ объективного мира. Они дают знания отдельных сторон предметов и явлений (красное, твердое, кислое и т.п.).

2). Восприятия. Это целостный образ предмета, явления, получаемый при непосредственном контакте с ним. Это совокупность ощущений.

3). Представления. Это целостный образ предмета, воспроизведенный по памяти. При этом мы что-то забываем, т.е. появляется возможность абстрагирования от случайного, единичного. Чаще всего мы запоминаем то, что чаще повторяется – общее. Иначе говоря, появляется возможность обобщения. А это уже ступенька к абстрактному мышлению – созданию понятий, к рациональному познанию. Но и представление еще носит обобщенно-наглядный характер. Так, мы можем обобщенно-схематично изобразить человека по принципу «ручки, ножки, огуречик, вот и вышел человечек».В схеме уловлено общее, но внешне общее – абрис человеческой фигуры, а суть – не выявлена (социальное, сознательное, нравственное существо…).

Еще одна важная вещь. Обобщая,отвлекаясь от чего-то, мы на место забытого можем поставить другие образы, ведь образов в голове у нас много. Так появляется возможность комбинировать образы, возможность фантазии, воображения. Иначе говоря, уже на этом уровне проявляются творческие способности человека.

Человек вместе со своими органами чувств формируется не только в определенной природной, но и в социокультурной среде. Чувственное восприятие мира зависит не только от врожденных особенностей нервной системы, но формируется в определенной культуре и зависит также и от нее (особенно эмоциональная оценка, что прилично-неприлично, хорошо-плохо и др.). Чувственное отражение несет отпечаток личности, хотя и отражает черты объективного мира. Момент с субъективности здесь сильно выражен и играет большую роль.

Итак, появляется возможность перехода к следующей ступени познания.

Рациональное познание и его формы.

Оно стремится за явлениями увидеть их сущность, за единичными событиями – их общие черты, за случайностями – закономерность. Подобное «видение» носит уже не чувственно-конкретный, наглядный характер, а отвлеченный, абстрактный характер, наглядной образностью не обладает(например, видели грушу, вишню, но не плод; плод – это понятие), а потому нуждается в материальном носителе – слове. Язык – это система материальных знаков. Процессы познания доступны исследованию только в языковой форме.

Переход от чувственного к рациональному осуществляется с помощью таких методов как абстрагирование, обобщение, идеализация и др.

Три основные формы рационального познания:

1). Понятия. Это слово или словосочетание, фиксирующее общие, существенные черты предметов и явлений.

2). Суждения. Это предложения, в которых что-то утверждается или отрицается, это связь понятий.

3). Умозаключения. Это связь между суждениями, выводы. Умозаключения, выводы делаются на основе двух или нескольких суждений и представляют собой новое суждения-умозаключение (например: 1.Иванов студент; 2. все студенты сдают экзамены. Вывод: Иванов должен сдавать экзамены). В основном умозаключения делаются с использованием методов индукции и дедукции.

Читайте также:  Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через творчество

Системой умозаключений является мировоззрение. На уровне уже не обыденного, а научного познания умозаключения приобретают сложный системный характер проблем, гипотез, теорий и др.

Единство чувственного и рационального — закономерность познания.

Познание идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике». Иначе говоря, познание и на чувственном, и на рациональном уровне, всегда связано с практикой, которая выступает 1. источником познания, 2. целью познания и 3. критерием истинности наших знаний.

Чувственное и рациональное диалектические противоположности – они и отрицают, и дополняют друг друга, существуя в единстве и борьбе. Немецкий философ Риккерт (1863-1936) писал: «Познание – превращение индивидуальных восприятий и созерцаний в общезначимые суждения». Физиологи и психологи отмечают, что в коре головного мозга человека есть правое и левое полушария. Левое связано в основном с абстрактным, рациональным познанием, а правое – с чувственным, наглядно-образным. Они неразрывно связаны.

Однако были и есть философы, которые метафизически разрывают их, преувеличивая роль одной из сторон познания и недооценивая роль другой:

1. сенсуалисты (сенсорный, чувственный) – считают, что нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Разум всего лишь классифицирует чувства, не внося ничего нового (Локк, Гоббс и др.)

2. рационалисты (рацио – разум) – считают, что чувства могут приводить нас к заблуждениям им только разум способен дать истину (Декарт и др.).

Диалектикиотмечают, что мы идем от чувств к разуму, начинаем познание с ощущений, затем с помощью разума их анализируем, ощущения дают материал разуму. Но разум не просто классификатор, он творчески анализирует, абстрагирует, обобщает, делает то, что не могут чувства. С другой стороны, разум ставит задачу для наблюдения с помощью чувств, направляет их. Исследователи отмечают, что исторически развивались способности человека различать более тонко отдельные цвета, музыкальные звуки и т.д., развивались и умственные его способности.

Другие элементы структуры познавательного процесса:

1. Интуиция – непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без его видимого вывода и доказательства. Представляет собой единство процессов бессознательного и сознательного. Сознательно мы ставим задачи, пытаемся решить их. Затем переключаемся на что-то другое. А подсознание продолжает работу, и результат часто всплывает как бы «вдруг». Но кто не работает умственно, у того и интуиции нет. Интуиция играет большую роль в познании, в его творческом характере.

2. Вера – принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования. Мы верим какому-либо положению, если оно не противоречит нашим предыдущим знания или убеждениям. Вера играет большую роль в познании, позволяя не начинать каждый раз с нуля, опираться на предыдущие знания.

Интуиция и вераиррациональные формы познания, т.е. внеразумные. Они связанны с уровнем бессознательного в нашем сознании. Надо быть осторожным – вера и интуиция должны проверяться разумом, дополняться сомнением, критичностью.

3. Рефлексия – обращенность познания на самого себя, т.е. моменты в познании, когда субъект осмысливает протекание и черты познавательного процесса, ставит вопрос «Верно ли я рассуждаю?». Этот элемент познавательного процесса также важен для развития творческих способностей нашего познания. Французский философ Мишель Фуко (1926-1984) писал: «Философствовать – это значит пытаться изменить сами рамки и нормы мышления, которые мешают делать и быть по-другому, чем есть».

Итак, процесс познания – есть система взаимодействующих компонентов: чувственного и рационально-логического, рефлексии и интуиции, веры, как иррационального.

Познание и творчество.

Основой развития цивилизации является культура. Она всегда избыточна, т.е. в ней все время появляется что-то новое. Новое появляется и в природе — спонтанно, но в социальных системах новое всегда связано с сознательным творчеством, целенаправленным поиском нового. Творчество – это поиск такого нового, которое обеспечивало бы гармонизацию всего, что появляется спонтанно в социоприродных системах. Для этого надо уметь познавать, оценивать, предвидеть, прогнозировать, а затем проектировать будущее состояние системы.

Познание носит активно-творческий характер, который представляет возникшую в труде, в практической деятельности способность человека из доставляемого действительностью материала созидать на основе познания новые знания, а на их основе – изменять действительность. Большую роль в творчестве играют: комбинаторное и ассоциативное мышление, рефлексия, анализ, синтез, обобщение, интуиция, язык, игра, свобода, случай, труд и т.д.

Творчество – духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание новых ценностей, установление новых фактов, свойств и законов, методов исследования и преобразования мира.

Источник

Оцените статью