Структура познания чувственное познание рациональное познание

Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание. Практика. Творчество.

Итак, познание– это процесс. Начинается процесс познания с чувственной ступени и переходит к рациональной ступени познания.Познание — деятельность сознания. Сознание включает в свою структуру психику и абстрактное мышление. Чувственное познание основывается на психике, а рациональное познание – на абстрактном мышлении. Рациональное познание характеризуется как понятийное, логическое познание.

Структура познания кроме чувственной и рациональной ступеней включает и другие элементы – интуиция, рефлексия, вера (как уверенность, доверие).

Чувственное познание и его формы

С помощью чувственного познания, связанного с органами чувств, психикой, субъект может познать лишь те свойства, связи, которые доступны непосредственному созерцанию. Т.е. оно ориентировано на познание единичных предметов, их внешних сторон, видит явления, но не сущность (хотя сущность и проявляется в явлении, но на этом уровне мы не можем их разделить), носит наглядно-образный характер.

Три основные формы чувственного познания:

1). Ощущения. Это субъективный образ объективного мира. Они дают знания отдельных сторон предметов и явлений (красное, твердое, кислое и т.п.).

2). Восприятия. Это целостный образ предмета, явления, получаемый при непосредственном контакте с ним. Это совокупность ощущений.

3). Представления. Это целостный образ предмета, воспроизведенный по памяти. При этом мы что-то забываем, т.е. появляется возможность абстрагирования от случайного, единичного. Чаще всего мы запоминаем то, что чаще повторяется – общее. Иначе говоря, появляется возможность обобщения. А это уже ступенька к абстрактному мышлению – созданию понятий, к рациональному познанию. Но и представление еще носит обобщенно-наглядный характер. Так, мы можем обобщенно-схематично изобразить человека по принципу «ручки, ножки, огуречик, вот и вышел человечек».В схеме уловлено общее, но внешне общее – абрис человеческой фигуры, а суть – не выявлена (социальное, сознательное, нравственное существо…).

Еще одна важная вещь. Обобщая,отвлекаясь от чего-то, мы на место забытого можем поставить другие образы, ведь образов в голове у нас много. Так появляется возможность комбинировать образы, возможность фантазии, воображения. Иначе говоря, уже на этом уровне проявляются творческие способности человека.

Человек вместе со своими органами чувств формируется не только в определенной природной, но и в социокультурной среде. Чувственное восприятие мира зависит не только от врожденных особенностей нервной системы, но формируется в определенной культуре и зависит также и от нее (особенно эмоциональная оценка, что прилично-неприлично, хорошо-плохо и др.). Чувственное отражение несет отпечаток личности, хотя и отражает черты объективного мира. Момент с субъективности здесь сильно выражен и играет большую роль.

Итак, появляется возможность перехода к следующей ступени познания.

Рациональное познание и его формы.

Оно стремится за явлениями увидеть их сущность, за единичными событиями – их общие черты, за случайностями – закономерность. Подобное «видение» носит уже не чувственно-конкретный, наглядный характер, а отвлеченный, абстрактный характер, наглядной образностью не обладает(например, видели грушу, вишню, но не плод; плод – это понятие), а потому нуждается в материальном носителе – слове. Язык – это система материальных знаков. Процессы познания доступны исследованию только в языковой форме.

Переход от чувственного к рациональному осуществляется с помощью таких методов как абстрагирование, обобщение, идеализация и др.

Три основные формы рационального познания:

1). Понятия. Это слово или словосочетание, фиксирующее общие, существенные черты предметов и явлений.

2). Суждения. Это предложения, в которых что-то утверждается или отрицается, это связь понятий.

3). Умозаключения. Это связь между суждениями, выводы. Умозаключения, выводы делаются на основе двух или нескольких суждений и представляют собой новое суждения-умозаключение (например: 1.Иванов студент; 2. все студенты сдают экзамены. Вывод: Иванов должен сдавать экзамены). В основном умозаключения делаются с использованием методов индукции и дедукции.

Системой умозаключений является мировоззрение. На уровне уже не обыденного, а научного познания умозаключения приобретают сложный системный характер проблем, гипотез, теорий и др.

Единство чувственного и рационального — закономерность познания.

Познание идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике». Иначе говоря, познание и на чувственном, и на рациональном уровне, всегда связано с практикой, которая выступает 1. источником познания, 2. целью познания и 3. критерием истинности наших знаний.

Чувственное и рациональное диалектические противоположности – они и отрицают, и дополняют друг друга, существуя в единстве и борьбе. Немецкий философ Риккерт (1863-1936) писал: «Познание – превращение индивидуальных восприятий и созерцаний в общезначимые суждения». Физиологи и психологи отмечают, что в коре головного мозга человека есть правое и левое полушария. Левое связано в основном с абстрактным, рациональным познанием, а правое – с чувственным, наглядно-образным. Они неразрывно связаны.

Однако были и есть философы, которые метафизически разрывают их, преувеличивая роль одной из сторон познания и недооценивая роль другой:

1. сенсуалисты (сенсорный, чувственный) – считают, что нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Разум всего лишь классифицирует чувства, не внося ничего нового (Локк, Гоббс и др.)

2. рационалисты (рацио – разум) – считают, что чувства могут приводить нас к заблуждениям им только разум способен дать истину (Декарт и др.).

Диалектикиотмечают, что мы идем от чувств к разуму, начинаем познание с ощущений, затем с помощью разума их анализируем, ощущения дают материал разуму. Но разум не просто классификатор, он творчески анализирует, абстрагирует, обобщает, делает то, что не могут чувства. С другой стороны, разум ставит задачу для наблюдения с помощью чувств, направляет их. Исследователи отмечают, что исторически развивались способности человека различать более тонко отдельные цвета, музыкальные звуки и т.д., развивались и умственные его способности.

Другие элементы структуры познавательного процесса:

1. Интуиция – непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без его видимого вывода и доказательства. Представляет собой единство процессов бессознательного и сознательного. Сознательно мы ставим задачи, пытаемся решить их. Затем переключаемся на что-то другое. А подсознание продолжает работу, и результат часто всплывает как бы «вдруг». Но кто не работает умственно, у того и интуиции нет. Интуиция играет большую роль в познании, в его творческом характере.

Читайте также:  Депрессия которая не лечится антидепрессантами

2. Вера – принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования. Мы верим какому-либо положению, если оно не противоречит нашим предыдущим знания или убеждениям. Вера играет большую роль в познании, позволяя не начинать каждый раз с нуля, опираться на предыдущие знания.

Интуиция и вераиррациональные формы познания, т.е. внеразумные. Они связанны с уровнем бессознательного в нашем сознании. Надо быть осторожным – вера и интуиция должны проверяться разумом, дополняться сомнением, критичностью.

3. Рефлексия – обращенность познания на самого себя, т.е. моменты в познании, когда субъект осмысливает протекание и черты познавательного процесса, ставит вопрос «Верно ли я рассуждаю?». Этот элемент познавательного процесса также важен для развития творческих способностей нашего познания. Французский философ Мишель Фуко (1926-1984) писал: «Философствовать – это значит пытаться изменить сами рамки и нормы мышления, которые мешают делать и быть по-другому, чем есть».

Итак, процесс познания – есть система взаимодействующих компонентов: чувственного и рационально-логического, рефлексии и интуиции, веры, как иррационального.

Познание и творчество.

Основой развития цивилизации является культура. Она всегда избыточна, т.е. в ней все время появляется что-то новое. Новое появляется и в природе — спонтанно, но в социальных системах новое всегда связано с сознательным творчеством, целенаправленным поиском нового. Творчество – это поиск такого нового, которое обеспечивало бы гармонизацию всего, что появляется спонтанно в социоприродных системах. Для этого надо уметь познавать, оценивать, предвидеть, прогнозировать, а затем проектировать будущее состояние системы.

Познание носит активно-творческий характер, который представляет возникшую в труде, в практической деятельности способность человека из доставляемого действительностью материала созидать на основе познания новые знания, а на их основе – изменять действительность. Большую роль в творчестве играют: комбинаторное и ассоциативное мышление, рефлексия, анализ, синтез, обобщение, интуиция, язык, игра, свобода, случай, труд и т.д.

Творчество – духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание новых ценностей, установление новых фактов, свойств и законов, методов исследования и преобразования мира.

Источник

Структура знания. Чувственное и рациональное познание

Важнейшим для гносеологии является вопрос, что такое знание, каково его строение, какова причина и источник его возникновения. Подобные вопросы – главные вопросы современной цивилизации. В образной форме они выражены в вопрошании Фауста у Гете:

Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как вам известно с самых давних дней.

Исследуя специфику знаний, мы приходим к выводу, что существуют различные типы знаний. Источником знаний является независимая от сознания человека объективная реальность. Познание окружающей реальности, представляет собой ее творческое отражение в сознании человека. Процесс познания представляет собой динамическую систему. По своей интенсивности ее рост опережает развитие какой-либо другой системы. Использование знаний на практике содержит в себе особую группу правил, показывающим, каким образом может появиться то или иное знание. Например, знания о математических функциях, или знания о расположении небесных светил, могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила использования логарифмической функции, знаем законы движения планет. Правила на основе, которых можно осуществить ту или иную деятельность, называются правилами деятельности. Знание, таким образом выступают в качестве особых форм, благодаря которым осуществляется деятельность.

Знание как таковое — результат отражения связей объективного мира с помощью языка. Термин «знание» содержит три значения:

1) необходимость осуществит какую-либо деятельность;

2) содержит значимую информацию;

3) как познавательная форма отношения человека к действительности, существующая вместе с практической деятельностью.

Процесс познания представляет собой системное образование, составляющими которого являются:

1) субъект познания — тот, кто познает, влияет на объект. Человек не является сам по себе субъектом познания. Он становится субъектом познания в процессе предметной деятельности. Субъект — носитель предметной деятельности и познания. Субъектом может быть не только индивид, но и социальная группа. Субъект представляет собой источник активности, направленный на объект. Субъектом является индивид, который обладает познавательными способностями. Таким субъектом может стать так же социальная группа, класс, общество. Субъектом так же можно назвать и мышление конкретного индивида. Мышление направлено на действия человека, на его переживания, ощущения. Здесь на первое место выходит самосознание человека, а объектом будет являться то, на что направлено мышление индивида. Общество как субъект включает научные знания, убеждения.

2) Объект познания— часть объективной реальности, представляющий собой элемент человеческой деятельности и познания. Объект — то, что противоположно, то что противостоит субъекту в предметно-практической и познавательной деятельности. Объект – часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с человеком. Объектом может так же и прибор с помощью которого ведется познание. Объектом может быть и человек, его самосознание.

Понятие «объект» отличается от объективной реальности. Объективная реальность существует независимо от человека, независимо от субъекта. Тем не менее в качестве объекта , объективная реальность находится во взаимосвязи с познающим человеком. Объектом познания являются не только явления природы, но так же и отношения между людьми, сознание, воля, духовная деятельность. Сделаем вывод: объект познания — это то , что субъект берет из объективной реальности; это то, на что направлена человеческая деятельность.

Важным элементом познания являются посредники познания. Посредники познания — средства познания материального и идеального характера. Ими являются: орудия труда, приборы и инструменты, понятия, категории, нравственные нормы, теории, концепции, гипотезы.

На какой основе развивается знание? В процессе переработки информации она принимает знаковую форму, получает смысл и значение. В превращении информации в знание принимает участие ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, а так же правила, включающие знание в систему общественных норм и связей, в культурно-исторический контекст той или иной эпохи. Знание становится достоянием всего общество, а не отдельного индивида или группы.

Читайте также:  Дельфины чувствуют как люди

Приемы и методы познания. Процесс познания – процесс, целью которого является получение истинных знаний о действительности. Познание осуществляется с помощью уже имеющихся знаний. Приемами познания являются: рефлексия, интерпретация, объяснение и понимание.

Рефлексия(от лат. reflexio- обращение назад) – принцип мышления, направленный на осмысление собственных форм. Это – критический анализ содержания знания и методов познания. Рефлексия — это деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение духовного мира человека. С помощью рефлексии сознание человека получает структуру, устойчивость и познаваемость. Благодаря рефлексии внутренний, духовный мир человека становиться предметом познания. Рефлексия в качестве темы философского рассмотрения зарождается в философии Сократа. Сократ первый из философов выдвигает на первый план вопрос о духовной деятельности человека и его самосознании. По мнению Платона и Аристотеля — рефлексия — свойство божественного разума. В Новое время рефлексия становится одной из главных тем философского анализа. Согласно Р. Декарту, рефлексия позволяет изучить достоверные основания познания. Согласно И. Канту, рефлексия исследовать познавательные способности человека и их отношение к получению знания. Для Гегеля рефлексия представляет собой основной свойство мирового духа и источник его развития. Концепции современной философии абсолютизируют рефлексию, с другой стороны считают рефлексию негативным фактор человеческого развития, отрицательно влияющим на его свободу (экзистенциализм).

Рефлексия как форма познания выступает источником получения нового знания. Она осознание неосознанное, она рассматривает в качестве своего предмета само знание о нем. В науке рефлексия представляет собой форму научного самосознания, направленную на анализ знания. Она способствует поиску предпосылок научного познания, развитию научных концепций. Таким образом понятие рефлексии — основополагающее понятие теории познания (гносеологии). Оно — критерий развития человека в процессе исследования внешнего мира. Применяя рефлексию в процессе познания человек становится подлинным субъектом культурной деятельности, субъектом истории, подлинным субъектом познания.

Интерпретация (от лат. interpretatio – толкование, разъяснение)прием познания, которыйиграет важную роль в теории познания. Интерпретация представляет собой процедуру установления значения того или иного понятия. Интерпретация в качестве приема познания является одной из фундаментальных проблем теории познания (гносеологии). В естественных науках, интерпретация представляет собой попытку соотнесения теории с окружающей реальностью. Одна теория может иметь несколько интерпретаций. Так же теории могут интерпретировать друг друга. В гуманитарных науках можно выделить несколько этапов развития интерпретации:

1) как познавательная процедура в античной философии. Неоплатоники использовали интерпретацию в качестве приема исследования различных текстов.

2) Как базовый прием, используемый в христианской культуре средних веков в толковании символов Священного писания.

3) как ключевой метод в философской герменевтике. Концепция Шлейермахера становится первым шагом на пути развития философской герменевтики.

Согласно В. Дильтею интерпретация трактуется как постижение смысла текста. Смысл выступает как объективный и тесно связан с личностью автора.

Понимание — процедура постижения смысла. Потребность в понимании ведет к познанию. Гносеологический смысл пониманию дал Шлейермахер. Философ трактовка понимание как процедуру обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации. Согласно Шлейермахеру, понимание — способ извлечения того, что уже заложено в тексте. Шлейермахер заложил основы классической концепции понимания как способа преодоления культурной дистанции. Г. Риккерт и В. Вильденбандрассматривали понимание в качестве процедуры схватывающей индивидуальные особенности исторических фактов. Риккерт и Виндельбанд противопоставляли метод понимания в качестве метода гуманитарных наук, методу объяснения как основному методу естественных наук. Понимание можно осуществить только опираясь на ценности культуры. Именно в ценностях заложено все своеобразие, вся индивидуальность истории и культуры. Риккерт и Виндельбанд сформировали самостоятельную тему в гносеологии — тему противопоставления методов гуманитарных и естественных наук. Риккерт и Виндельбанд сделали процедуру понимания универсальной процедурой, используемой в теории познания.

В дальнейшем процедура понимания из гуманитарного знания была перенесена в социальные науки. В социальных науках пониманием как приемом познания занимались М. Вебер и А. Шютц.

Объяснение —функция познания, осуществляемая благодаря особой логической процедуры. Она включает анализ сущности одного предмета, явления через другое. Второй предмет обладает статусом достоверного и очевидного. Объяснение противостоит пониманию. Анализ сферы познания, интенсивно проводившийся во второй половине CIC века и на протяжении CC века обнаружил существенные различия между пониманием и объяснением. Представители неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт, утверждали, что познание природных процессов в корне отличаетсяот познания культуры, общества, человека. Процессы происходящие в природе подчиняются объективным закономерностям. Явления жизни человека, культуры и общества — индивидуальным закономерностям, которые обладают неповторимостью и уникальностью. Задачей естествознания является подведение событий, фактов, явлений под общие закономерности. Для наук о человеке и обществе, главным является установление внутренних мотивов, скрытых смыслов деятельности.

В. Дильтей утверждал, что методом познания в естественных науках должно стать объяснение, в науках об обществе и культуре — понимание. Объяснение является составной частью методов многих естественных наук. Объяснение, используемое в науке должно соответствовать двум требованиям:

а) адекватности. Аргументы, составляющие содержание объяснения должны иметь непосредственное отношение к тем предметам, которые они объясняют.

б) обладать проверяемостью.

Метод объяснения используется и в теории и в практике. В естествознании объяснение направлено на раскрытие причинно-следственных связей и отношений. Наибольшей известностью пользуется номологическое объяснение. Номологический ( от греч. nomos – закон) — законосообразный, обобщенный, универсальный. К.Поппер утверждал, что объяснить событие, значит найти доказательство, которое это событие описывает. Такое доказательство должно включать в себя универсальные законы. Согласно Р. Карнапу объяснение должно включать в себя хотя бы один научный закон.

Таким образом, суть объяснения состоит в том, что подвести под тот или иной закон объясняемое явление. К методу объяснения так же относится любой вывод, в котором содержаться логические утверждения.

Читайте также:  Если мужчина скрывает от любимой свои чувства

Чувственное и рациональное познание.Человек познает окружающий мир используя свои органы чувств, а так же применяя абстрактное, понятийное мышление. Человек обладает внешними органами чувств ( зрение, слух, осязание) и внутренними (боль, страх, тревога, голод). Внутренние органы чувств предоставляют человеку информацию о его физическом состоянии. В философской науке были выработаны следующие формы чувственного познания:

§ ощущения – отражение свойств предметов;

§ восприятие – отражение предметов в виде совокупности их свойств («вкус», «вид»);

§ представление – воспроизведение ранее воспринятого.

В сознании человека всегда присутствует конкретный образ предмета. Благодаря воображению человек восстанавливает образ ранее воспринятого предмета. С помощью представления, человек способен оторваться от конкретной ситуации, обобщить выделенные признаки. Человек способен к высшей форме чувственного познания, к высшей форме познавательной способности — рациональной. Рациональное познание существенным образом отличается от чувственного познания. Рациональное познание отражает общие связи и отношения вещей, предметов, явлений. Рациональное познание направлено на формирование мысленного образа. Мысленный образ — обобщенный образ, обладающий сверхчувственными свойствами, тесно связанный с чувственным отражением.

Рациональное познание выдвигает в качестве своей основной задачи признание объективного знания, а так же постижение окружающей реальности с помощью рациональных методов. Рационалистическое постижение действительности характерно уже для философии Парменида. Парменид отождествил постижение реальности с мыслью, мышлением. Мышление и бытие, с точки зрения Парменида – одно и то же. Однако, для учение Парменида еще не характерно разработка непосредственно рационалистического метода познания. Истоки формирования рационалистического метода следует искать в философии Пифагора. Пифагорейцы попытались сформулировать метод познания, который позже получит названия аксиоматического метода.

Рационалистический метод познания как таковой формируется в философии Нового времени. Исходя из принципа Р. Декарта « мыслю, следовательно существую», основным источником познания выступает разум. Для Декарта рационалистический метод — единственный и универсальный метод познания. Б. Спиноза и Г. Лейбниц продолжили развитие декартовского рационализма. Спиноза наделяет рационалистическими свойствами не только познание, но субстанцию. Под объективной реальностью Спиноза понимает единую субстанцию (природу или бога). У Лейбница субстанцией становится монада, которая наделяется способностью мыслить.

Благодаря учениям Декарта, Спинозы и Лейбница рационалистический метод получает распространение в научном познании CUIII-CIC вв. Рационалистическая методология используется не только в математическом знании, но и в биологии (Дж. Вуджер), экономике (К. Робертус), социологии (Дж.Вико). В конце CUIII века, немецкая классическая философия рассматривает новую форму рационализма. Новой форме рационализма присуща спекулятивность и диалектичность. Спекулятивный (от лат. speculativus – наблюдаю, созерцаю) — особый тип теоретического знания, которое не нуждается в обращении к опыту. Такое знание направлено на осмысление сущности науки и культуры. Диалектика — …… Основные представители спеулятивного рационализма: И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Согласно им, рациональное мышление представляет собой систему понятий, которые по своему содержанию являются противоречивыми.

В рациональном познании выделяются следующие основные форм:

Понятие— основная форма рационального познания. Это — отражение в обобщенной форме предметов и явлений действительности, а так же существенных связей между ними. Понятие фиксирует общие и специфические признаки того или иного предмета или явления. Человек при помощи мысли отделяет, обособляет от целостных, конкретных предметов, такие отношения, которые существуют объективно и в качестве конкретных предметов не существуют. Но они являются важным условием для познания, становятся специальными объектами познавательной деятельности.

Объективный мир в понятии получает обобщенную характеристику. Такая характеристика достигается благодаря использованию в процессе познания так умственных операций как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение. Абстракция – отвлечение, формирование образов реальности с помощи отвлечения от реальных свойств предметов. Идеализация — мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности. Такие объекты имеют прообразы в реальном мире. Обобщение — создание общего понимания, общего понятия о том или ином предмете. Сравнение — познавательная операция, которая включает суждения о сходстве или различии предметов. Определение — прием, позволяющий создавать отличия одного объекта от другого.

Суждение —умственная операция, которая выражает содержание смысла и значения, а так же отражает связи и отношения между предметами. Суждение носит оценочный характер.

Умозаключение —умственное действие, которая связывает элементы мысли в единое целое. Умозаключение помогает человеку в понимании окружающего мира и своего места в нем. Все то, что для человека является непонятным, с помощью суждения и умозаключения становится осмысленным и познанным.

Перечисленные виды мысленного отражения окружающей реальности в отличии от чувственного представляют собой:

1) опосредованное отражение. Здесь мысленное отражение использует чувства как посредника в познании окружающего мира;

2) обобщенное отражение. Любое понятие отражает обобщенный образ того или иного предмета;

3) сущностное отражение окружающего мира. С помощью мысли человек фиксирует устойчивые, необходимые связи действительности.

4) практическую направленность познания. Процесс познания включает знания, направленные на практическое преобразование действительности.

Сенсуализм — философское направление, которое считает отправной точкой познания чувства. Основной тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Представители сенсуализма: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Кондильяк, Фейербах. Противоположностью сенсуализма является рационализм. Попытка преодолеть противоположности сенсуализма и рационализма принадлежит Канту.

Человеческое познание представляет собой единство чувственного и рационального познания. С единством познания тесно связана практика. Практика — чувственно-предметная целенаправленная деятельность человека, направленная на преобразование природной и социальной среды. Практика так же включает в себя культурно-исторической опыт цивилизации, общества в целом.

Виды практической деятельности:

1) материально-производственная. Такая практика связана с созданием жизненно необходимых благ;

2) общественно-политическая практика. Включает государство и его органы, общественные организации, учреждения, средства массовой информации;

3) научно-экспериментальная деятельность. Применение экспериментов, а так же современной техники: реактивов, информационных стендов, различных ЭВМ.

Источник

Оцените статью