Структура эмоциональных функций лидера

Эмоциональная теория лидерства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие лидерства

Кто же такой лидер, почему такие люди появляются в обществе, в чем заключается их основная деятельность? Многие ученые работали над этим вопросом, почему один человека способен поработить большое количество людей, в чем его сила и убеждение. Идет это от природы или от личных качеств или это просто обусловлена другими факторами.

Но так или иначе, со временем все ученые пришли к единому мнению о том, что существует в целом всего четыре подхода к пониманию того, кто такой лидер, что это за человек и какими качествами он обладает. Причем все эти подходы обусловлены как с психологической, физиологической, исследовательской стороны.

Кто такой лидер, основные качества

Как распознать лидера среди других, почему этот человек имеет возможность управлять людьми.

Лидер – это человек, способный управлять целой группой людей, воодушевлять их и вести за собой.

Основные качества, присущие лидеру:

  • Четкое правильное ясное изложение своих мыслей и идей, эти люди способны делиться своими мыслями с другими и внушать их, так чтобы целая группа людей могла воодушевиться и идти за лидером.
  • Лидер способен взять всю ответственность за ситуацию или решение проблемы на себя, быстро перестроиться в меняющихся условиях труда, если это касается работы, то способен занять даже другую должность, к которой он не имеет никакого отношения.
  • Лидер – хороший руководитель, он способен управлять большим коллективом, не прибегая к тому, чтобы с кого — то снимать ответственность.
  • Человек, способный вести за собой целую группу, прежде всего – личный пример для всех, на личном примере он показывает и доказывает всю сущность своих теорий и мыслей.

Эмоциональная теория лидерства

Данную теорию разработал и обосновал Д. Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Он полагал, что лидер – это прежде всего человек, который способен управлять и влиять на эмоции людей, и с помощью эмоций управлять ими.

Готовые работы на аналогичную тему

Сам лидер должен быть высоко эмоциональным человеком, способным справиться со своими эмоциями, осознать их, а затем, осознать эмоции других людей.

Лидер, обладающий эмоциональным интеллектом (так ученый назвал, основную способность лидера) должен обладать следующими основными качествами:

  • Понимать, прежде всего, свои чувства, осознавать их, иметь возможность дифференцировать и интегрировать. Это очень важно для лидера, так как в нужный момент справиться с гневом или агрессией, направить эмоции в нужное русло, одно из самых сложных действий для обычного человека.
  • Понимать чужие чувства и эмоции, очень важно сочувствовать, сопереживать другим людям, понимать, что они чувствуют и как помочь им выйти из этого состояния.
  • Уметь управлять чувствами и эмоциями других людей, основное качество настоящего лидера. Подчинить эмоциональное состояние другого человека очень сложно, а управлять эмоциями целой группы еще сложнее, поэтому несомненный лидер управляет эмоциями целой команды людей, с помощью этого он решает всевозможные конфликтные ситуации, выстраивает систему подчинения и контроля, поддерживает целостность коллектива, лично взаимодействует с сотрудниками, развивает коллектив и ведет команду к развитию.

Таким образом, теории лидерства в целом говорят об одном и том же, но теория эмоционального интеллекта говорит о том, что лидер – это человек, способный не только руководить и управлять своими эмоциями, но и эмоциями других. Эмоциональный лидер для того чтобы развить в дальнейшем свои способности и возможности может озадачиться тем, что будет развивать в себе другие три способности, такой человек сможет много достичь в жизни и общественной деятельности. Надо отметить, что все научные исследования в рамках эмоционального лидерства подтверждены исследовательскими опытами и примерами.

Источник

Что такое эмоциональное лидерство и как его развивать?

Наряду с IQ многим известен еще один коэффициент – EQ. Он связан с человеческой эмоциональностью. Люди, у которых этот показатель высок, являются «магнитами». К ним тянутся, прислушиваются, за ними хочется следовать, куда бы они не вели. Им присуще эмоциональное лидерство. Узнать их легко, они неконфликтны, весь негатив они гасят мягко. При этом они обладают лидерской волей, манипулировать ими не удастся, да и не хочется. Существует 6 типов эмоционального лидерства.

История появления EQ.

В 1912 году появилось первое упоминание об IQ. Это понятие было введено Вильямом Штерном (психологом из Германии). Он решил ввести меру интеллекта. Прошло 83 года и его американский коллега Даниел Гоулман сделал сенсационное заявление – IQ не так важен, гораздо эффективнее измерять EQ, эмоциональный интеллект. Психолог мотивировал это тем, что для определения интеллектуальных способностей лучше оценивать способность управлять своими эмоциями и улавливать посторонние чувства.

Гоулман ввел еще одно понятие «эмоциональная компетентность». Оно означает способность осознания и признания своих ощущений и чувств прочих людей для мотивации, управления эмоциями с целью внутренней гармонии и построения нормальных взаимоотношений.

Мнение экспертов.

Проанализировав работу Гоулмана, эксперты в психологии определили, что эффективность ведения управленческой деятельности на 85% зависит от EQ и лишь на 15% от IQ. Развивая эмоциональную компетентность, лидер может рассматривать свою эмоциональность и своих подчиненных, как некий ресурс, за счет которого можно повысить производительность.

Необходимо понимать, что EQ в прямом смысле не связан с привычной всем эмоциональностью. При его определении словосочетание «эмоциональный интеллект» неразрывно. Так, например, чересчур темпераментный человек в состоянии обладать низким EQ, а у спокойных и внешне безэмоциональных людей этот показатель, как правило, высок.

Читайте также:  Радость моя про россию

При оценке эмоционального интеллекта учитываются:

  • способность погружения в собственные эмоции, их ощущение, проживание;
  • умение рационально анализировать свои чувства, принимать решения, опираясь на логику.

Человек с развитым EQ способен придерживаться баланса между чувствами и логикой. В критической ситуации они не поддаются гневу, отчаянию, унынию, раздражительности, а умеют собраться и принять решение или выдать результат.

По утверждению Саловея и Майера, интеллект и эмоции нельзя противопоставлять, как это привыкли делать многие, они тесно переплетаются, а от их правильного взаимодействия зависит успех человека не только в деловой, но и межличностной сфере.

Из чего состоит эмоциональная компетентность?

EQ строится на четырех компонентах:

  • Самосознание. Основной «ингредиент». Высокое самосознание позволяет человеку распознавать свои достоинства и недостатки, слабые и сильные черты, собственные потребности, цели, мотивы.
  • Самоконтроль. Вытекает из самосознания. Человек, изучивший себя, учится управлять своими эмоциями. Хотя изначально ими движут биологические механизмы, вполне возможно научиться перенимать контроль над ними. Способность саморегуляции позволяет освободиться от «пут чувств». Люди, способные к самоконтролю, всегда могут взять себя в руки, не поддаться унынию или чрезмерной эйфории.
  • Эмпатия. Эта способность уже нацелена на коммуникацию. Она означает способность понять чувства других, управлять взаимоотношениями, обладая знаниями об эмоциях другого человека.
  • Навыки отношений. Также это можно назвать коммуникабельностью. Некоторые путают эту черту с дружелюбием. От части это правильно, вот только речь идет о дружелюбии, которое преследует определенную цель. Оно связано с налаживанием взаимовыгодных отношений.

Значение EQ для руководителя.

Эмоциональное развитие крайне важно для руководителя. Управлять другими людьми без достаточно высокого EQ невозможно, ведь 90% деятельности управленца связано именно с общением, делегированием обязанностей, расставлением приоритетов.

Целесообразно не только развивать в себе когнитивные навыки и накапливать специализированные знания, но также повышать эмоциональный интеллект, ведь от него будет зависеть стрессоустойчивость, способность понимать своих подчиненных и их возможности, умение наладить общий язык с клиентами и партнерами.

По данным исследований, около 70% компетенции, необходимой руководителю, можно отнести именно к эмоциональной категории. Эмоциональное лидерство позволяет заряжать других, направлять их, вдохновлять, создавать правильную рабочую обстановку.

6 стилей эмоционального лидерства.

Рабочая обстановка – вопрос, на котором следует остановиться более подробно. Она зависит от того, какой стиль руководства выбирает лидер. Гоулман разделил их на 6 типов.

  1. Диктаторы. Им свойственно требовать от подчиненных немедленного исполнения приказов. Объясняя свои решения, они могут использовать фразу «потому что я так сказал». Они склонны достигать результата любым путем. Инициативны, обладают высоким самоконтролем. Такой лидер будет наиболее эффективен в критической ситуации, он быстро найдет антикризисное решение, способен на радикальные перемены и может взаимодействовать даже с «трудными» сотрудниками.
  2. Авторитеты. Такие руководители излагают свои и идеи и мобилизуют народ на их исполнение. Они способны вести за собой, вдохновляя окружающих. Самоуверенны, обладают хорошо развитой эмпатией, стремятся все изменить. Этот стиль руководства подходит, когда компании нужны свежие идеи, реновация, ребрендинг.
  3. Партнеры. Для них главное «оставаться человеком». Они будут пытаться дружить со всеми, похвалят фото собаки на рабочем столе, поинтересуются, как там дети. «Партнеры» являются эмпатами, умеющими наладить общение со всеми, у них широкий круг контактов и к каждому подчиненному найдется свой подход. Использовать такой стиль управления целесообразно, когда коллектив несплоченный, если есть проблемы, необходимость мотивировать сотрудников.
  4. Демократы. Это лидеры, вовлекающие сотрудников в рабочий процесс, они склонны к объединению коллектива и укреплению связей. Всегда интересуются мнением своих подчиненных при принятии решений. Они часто устраивают мозговой штурм, поддерживают общение и кооперацию. Наиболее подходит такой стиль, когда требуется взрастить в сотрудниках чувство сопричастности, достичь консенсуса, получить мнение ценных работников.
  5. Образцы для подражания. Лидеры показывают подчиненным, как необходимо работать и ждут от них целеустремленности и усердия в труде, не меньшего, нежели они сами проявляют. Они сознательны, нацелены на достижение результата, инициативны. Этот стиль управления подходит тем, кому нужно создать команду из компетентных сотрудников, мотивированных на результат.
  6. Наставники. Это лидеры, которые готовят сотрудников к достижению целей прямо сейчас. Он предлагают работникам внедрять изменения, поощряют развитие подчинённых, обладают задатками эмпата, часто занимаются самоанализом. Такое управление способствует развитию индивидуальности, увеличению производительности.

Можно ли развить EQ?

Ученые склонны считать, что IQ – коэффициент, который с годами практически не меняется. А вот эмоциональный интеллект поддается развитию и изменению. Но возникновение эмоций по-прежнему связано с физиологией, а вот управление ими – прерогатива психологического ресурса.

Эмоциональное развитие становится возможно через тренинги, чтение книг, посещение семинаров. Эмоциональная гибкость – это отличное качество для лидера, но оно не способно заменить профессионализм и умение логически взвешивать все «за» и «против».

Способы эмоционального развития.

Чтобы развивать свой эмоциональный интеллект, нужно для начала научиться распознавать свои эмоции. Порой человеку трудно описать, что он чувствует в данный момент. Это понятно, ведь у каждой эмоции существует несколько оттенков, отличающихся интенсивностью, тональностью. Например, удивление может выражаться в остолбенении, изумлении. Кроме того, человек бывает поражен, шокирован, потрясен или впечатлен. Чем точнее определение, тем легче будет управлять поведением.

Чтобы настроить свой эмоциональный радар, полезно вести дневник эмоций. Каждый лист нужно разделить на несколько частей – это будут интервалы времени в течение суток. В дневнике нужно описывать, что вы делали, с кем, и давать этому эмоциональную оценку. Нужно осознать, что нет плохих и хороших эмоций, потому не стоит бояться испытывать гнев, страх, злость. Эффективнее научиться их распознавать, чем пытаться подавить.

После того как эмоция раскрыта, необходимо задать себе несколько наводящих вопросов – почему она появилась, что вызвало именно эту реакцию, какие последствия могут быть у этого ощущения. Не важно положительная эмоция или отрицательная. Такой анализ дает возможность выявить источник позитива и негатива.

Читайте также:  Лекарства при чувстве страха

Если выявленная эмоция была негативной, то важно перейти хотя бы в нейтральное эмоциональное состояние. Необходимо вспомнить, что именно вызывает радость, умиротворение, эйфорию, мечтательность. Нужно понять, как работает этот механизм и попытаться войти в позитивное состояние. Для этого нужно проговорить либо написать, что может улучшить эмоциональный фон. Если сейчас сделать это не получается, хотя бы попытаться отвлечься.

Эмоциональное лидерство — это способность, которую полезно развивать любому человеку. Особенно важна она для руководителей. Развитие эмоциональной компетентности позволит выстраивать гармоничные и взаимовыгодные отношения с окружающими независимо от целей.

Источник

Вопрос №2 Понятие лидерства. Основные функции лидера.

Детерминизм в социологий

Детерминизм (от латинского determine — определяю) –общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме нацеливают научное исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерности.

С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались. Так концепция жесткого, или лапласовского детерминизма основана на представления о жесткости связей реального мира: любая выявляемая связь – независимо от ее природы или параметров – в равной мере необходима. Любые изменения в поведении объектов и систем целиком и полностью определяются внешними воздействиями, внешними причинами и условиями. Тела не имеют активного начала в самих себе, они лишь воспринимают внешние воздействия. Такой общий подход к пониманию детерминизма известен еще со времен античности. Концепция жесткого детерминизма выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые “породили” статические закономерности. В науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и знаний, которые можно назвать моделями вероятностей мира. В основе этих моделей лежат представления о статических системах, образованных из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что между элементами систем нет постоянно действующих устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через теорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна – она соотносится с их определенной внутренней устойчивостью. Последняя выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. В результате, согласно этой концепции (в отличие от концепции жесткой детерминации), внешние воздействия допускаю наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но не достаточное условие для образования статических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.

Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации – представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.

Во 2-й половине XX века в базовых моделях мироздания происходят дальнейшие преобразования. Эти изменения олицетворяет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации и становление синергетики. Основу новых методов составляет идея нелинейности. Нелинейными являются системы, свойства которых зависят от их состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль и значение внутренних факторов, внутренней активности. На первый план вышла проблема самодетерминации и вероятностные модели фактически рассматриваются как два предельных вида базовых моделей. Первые делают упор анализе внешних детерминантов, вторые уделяют особое внимание детерминантам внутренним. Абсолютизация первых ведет к утверждениям, что в эволюционных процессах все предопределено и ничего принципиально нового возникнуть не может. Абсолютизация вторых к представлению о хаотическом, акаузальном мире, где нет места предсказаниям. Модели самоорганизации выступают как своеобразный синтез первых двух классов базовых моделей. Новые базовые модели учитывают действие и внешних, и внутренних детерминантов (факторов), сочетают в анализе эволюционных процессов как действие необходимости, так и скрытость будущего. Современные версии детерминизма описывают многообразные формы взаимодействия явлений, их характера, то есть в центре внимания оказываются пространственные и временные корреляции, симметрии, асимметрии, взаимодействия системы и между системами, вероятностные отношения и т.д. Например, установки политического детерминизма позволяют объяснить коллективное поведение людей, связанные с ним потребности и интересы. Политическому детерминизму присуще как объективное, так и субъективное измерение. Объективные политические детерминанты – совокупные цели, интересные, потребности группы, партии, движения, к которым принадлежит индивид и которые реализуются в действиях этих политических объединений. Субъективные политические детерминанты – ценностные ориентации и побуждения, мотивы, заставляющие личность включаться в политику. Процесс перехода от объективной в субъективной политической детерминации включает психологические и социокультурные механизмы перехода от индивидуального поведения личности к коллективному поведению группы, придает новое качество феномену политического на уровне жизнедеятельности общества как сложной целостности.

Вопрос №2 Понятие лидерства. Основные функции лидера.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко­водить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе­тентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто­роны, человек может иметь данные качества, но не яв­ляться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, кото­рый при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходи­мые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от ха­рактера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-испол­нитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личност­ные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который явля­ется лидером в одной группе, совсем не обязательно ста­нет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Читайте также:  Приспособительная функция эмоций это

С точки зрения масштабности решаемых задач выделя­ют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф­союзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, об­щественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять зада­чи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора со­стоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высоких досто­инств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внут­реннее согласие с носителем авторитета, готовность дей­ствовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требу­ется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти струк­туры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обес­печить личностную поддержку членам группы.

Лидерство — это процесс социальной организации и управле­ния общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

Лидерство — это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев.

Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества — мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев — основа новой современной политики.

Итак, лидерство — одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет.

Обязательное условие лидерства — обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба — от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Функции лидера

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени экономичности, политической, культурной зрелости сфер его жизни, политического режима, индивидуальных качеств самого лидера.

Конструктивная функция — выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она — условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.

Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.

Координационная функция — согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

Интегративная функция — сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.

Вопрос №3 Понятие “социальной мобильности”. Каналы социальной мобильности.

Источник

Оцените статью