- Стресс перед экзаменами: как распознать и победить
- Как понять, что у меня стресс?
- Почему я стрессую?
- Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?
- Как вести себя перед экзаменом?
- Планирование
- Режим сна
- Режим питания
- Физическая активность
- Репетиция экзаменов
- Выражение эмоций
- Как помочь ребенку избежать стресса перед ЕГЭ
- Помогите организовать расписание
- Не отвлекайте, когда ребёнок занимается
- Хвалите ребёнка
- Говорите про экзамены, только если ребёнку комфортно
- Предложите поработать с психотерапевтом
- Напоминайте про отдых
- Обсудите все возможные варианты
- Стрессы у школьников егэ
- Инструментарий
- Программы обучения
- Скоро
- Экзаменационный стресс подростков: проблема и преодоление
- Рекомендации родителям
Стресс перед экзаменами: как распознать и победить
Рекомендации по мотивам вебинара с психологом Домашней школы «Фоксфорда». Девяти- и одиннадцатиклассникам читать обязательно!
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.
Как понять, что у меня стресс?
Стресс — это состояние нервной системы в периоды, когда с человеком происходит что-то необычное. Он бывает положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).
С эустрессом ничего делать не надо, потому что обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. Дистресс связан с негативными эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье.
Распознать дистресс можно по реакции организма.
- Учащённому сердцебиению.
- Частым головным болям.
- Неконтролируемому голоду или беспричинному отсутствию аппетита.
- Проблемам со сном.
Особо опасным проявлением дистресса являются панические атаки. Это приступы сильного беспричинного страха, внешне выражающийся в треморе рук, затруднённом дыхании и других симптомах.
Первый шаг в борьбе с дистрессом — распознать врага. Проанализируйте своё физическое состояние. Есть вы здоровы, а организм ведёт себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах.
Почему я стрессую?
Дистресс возникает, когда школьник понимает, что приближается затруднительная ситуация. Например:
- Первый экзамен в жизни. Подросток не знает, что его ждёт, как себя вести, достаточно ли у него знаний.
- Второй и последующие экзамены. В первый раз школьник чувствовал себя дискомфортно и не хочет, чтобы это повторилось.
Шаг номер два — осознать природу стресса.
Если вы никогда раньше не сдавали экзамен, то знайте — делать что-либо в первый раз страшно всегда и всем. Даже тем, кто внешне — скала. Неандертальцу было страшно впервые сражаться с мамонтом, Колумбу ступать на неизвестный материк, а Гагарину лететь в космос. Но они справились, и вы тоже справитесь. Если же вы не хотите повторения неприятного опыта, то вспомните о том, что любой опыт уникален. Вряд ли в этот раз вы будете чувствовать то же самое, что в предыдущий.
Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?
Отыщите свою мотивирующую силу. Это как идти по ледяному лабиринту: чем ниже температура, тем меньше ориентируешься в пространстве и проще заблудиться. Ваша задача — постоянно разжигать костёр в том месте, куда вы движетесь, чтобы иметь ориентир и не «замёрзнуть» в пути.
Затем сформулируйте конкретные задачи, которые вам предстоит решить. Посмотреть такой-то курс, поучаствовать в такой-то олимпиаде, прорешать столько-то заданий на ФИПИ. Это не только элемент планирования, но и усмирение панических атак, которые поглощают концентрацию внимания и рациональность мышления.
Разбив глобальную задачу — сдать экзамен — на более мелкие подзадачи, усмирите своего внутреннего критика. В предэкзаменационный период внутри нас просыпается супер, мега, гиперкритик. Он говорит голосами родителей, учителей, друзей, своим собственным: «Если не справишься, это будет провал! Ты превратишься в ничтожество!».
Самокритика, как лекарство, требует точной дозировки. Подкрепите мотивацию реальной оценкой своих достижений. Что у вас получается? Внимание! Ответ «Ничего» программирует вас на тот самый провал. Необходимо усмирить своего испуганного критика и объективно взвесить достижения.
Шаг третий — ищем мотивацию и боремся с самокритиком.
В каждой тетради по экзаменационным дисциплинам напишите для чего вы изучаете этот предмет. Не для кого, не потому что, а для чего это лично вам. Выпишите достижения, имеющиеся у вас на данный момент. Периодически перечитывайте это.
Как вести себя перед экзаменом?
Примерно за два с половиной месяца до ОГЭ, ЕГЭ или любого другого испытания вам предстоит изменить свою жизнь, чтобы в день Х продемонстрировать максимум своих возможностей.
Планирование
У вас есть цель и вы уже умеете формулировать конкретные небольшие задачи. Теперь возьмите в привычку каждый вечер буквально по минутам расписывать свой день: в 11:00 — урок по алгебре, в 12:25 — чай с печенюшками, в 12:45 — урок по русскому, в 14:00 — созвон с другом, и так далее.
Да, да, отдых тоже нужно планировать, пренебрегать им нельзя. Можно даже заводить себе будильник, чтобы напоминать, когда нужно оторваться от учебников, а когда пора вернуться к работе.
Чем меньше времени остаётся до дня Х, тем больше тревоги. Кажется, что ничего не успеваешь. Сосредотачиваться помогают физические упражнения. Приседайте, отжимайтесь, подтягивайтесь, держите планку, прыгайте через скакалку или танцуйте. Перезагружая таким образом мозг, вам будет проще возвращаться к учёбе и методично решать стоящие перед вами задачи.
Режим сна
Как уже говорилось, бессонница или, напротив, постоянное желание спать — ничто иное, как физические проявления дистресса.
Плохая новость: придётся отказаться от полуночных марафонов и последующих «отсыпных». Во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин, который способствует переносу информации из кратковременной в долговременную память. При нарушении выработки мелатонина, нарушается и процесс запоминания. Человек недополучает этот важный гормон, если спит недостаточно или некачественно.
Хорошая новость: стоит только пересмотреть график, как продуктивность тут же пойдёт в гору.
Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам отрегулировать режим сна и бодрствования.
- Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Большинство исследований подтверждает, что оптимальная продолжительность сна молодого человека — 8 часов. За этот промежуток успевают пройти все необходимые циклы сна.
- Если в какой-то день режим сорвался, и пришлось отправиться в постель позже обычного, то чтобы восстановить силы, на следующий день устройте себе короткий дневной сон. 15–20 минут подзарядят вас и помогут закончить все запланированные дела.
- Не читайте и не смотрите занятия в постели. Кровать для сна, встали, заправили и пошли за стол заниматься. Иначе мозг перестанет понимать, что ему делать в горизонтальном положении — работать или отдыхать.
- Откажитесь от гаджетов минимум за полчаса до отбоя. Синий свет от экранов затормаживает выработку мелатонина, а информационный поток с сайтов и соцсетей запускает карусель «внутреннего диалога», который обычно мешает расслабиться и заснуть.
Режим питания
В период дистресса крайне важно правильно сбалансировано питаться.
В рационе подростка, готовящегося к экзаменам, обязательно должны быть фрукты, овощи и белок, желательно животного происхождения, то есть мясо. Необходимо следить за потреблением сахара. Долька тёмного шоколада в день или несколько грамм сухофруктов дадут заряд энергии.
Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром, днём и вечером — 4-5 стаканов в день. Клетки мозга нуждаются в кислороде, а в воде его довольно много.
И главное правило: есть нужно регулярно, даже в отсутствии аппетита. Нет еды — нет сил для концентрации внимания и запоминания информации. Без подпитки извне организм начинает «пожирать» внутренние запасы, а это лишь усиливает стресс.
Физическая активность
Дополнительная физическая нагрузка, необходима если:
- вы не занимаетесь спортом на постоянной основе, не ходите в бассейн или какую-нибудь секцию;
- вы мало передвигаетесь по городу, большую часть дня проводите дома.
В этих случаях хорошо бы выходить минимум на пятнадцатиминутную прогулку. Каждый день. Даже если на улице мороз, снег, дождь, ветер. Стоять на балконе — не считается. Сходите в магазин за продуктами, встретьте кого-то из родителей с работы, просто пройдитесь вокруг дома. Что угодно, лишь бы была дополнительная физическая нагрузка и свежий воздух.
Репетиция экзаменов
Хотите знать, что вас ждёт на ОГЭ и ЕГЭ? Изучите процедуру экзаменов. Это поможет побороть волнение и страх. Ведь предупреждён — значит, вооружён.
Но можно пойти ещё дальше и приучить себя к экзаменационной обстановке. Итоговая аттестация будет проходить в специальных пунктах проведения экзаменов. Вам придётся решать задачки несколько часов подряд в присутствии десятка других людей. Вероятно, вы наденете брюки и рубашку и уложить волосы.
Потренируйтесь уже сейчас — выйдите из зоны комфорта! Оденьтесь так, как оделись бы на ОГЭ или ЕГЭ, и отправляйтесь в библиотеку или коворкинг-центр решать тренировочные варианты.
Это позволит вам лучше понять себя. Быть может, в незнакомом месте вы не знаете, куда деть ноги, и постоянно отвлекаетесь на это? Возможно, вы боитесь видеонаблюдения и всё время смотрите на камеры?
Обратите внимание, фуд-корт в торговом центре для имитации экзамена не подойдёт — там слишком шумно. По этой же причине не рекомендуется заниматься под музыку. Мозг может привыкнуть работать с определённым фоном и впасть в ступор в тишине реального экзамена. Наушники и гаджеты на это мероприятие брать нельзя.
Выражение эмоций
Не зажимайтесь — выговаривайте свои эмоции! Договоритесь с родными или друзьями, что время от времени будете приходить к ним (когда «всё достало» или «что-то бесит») и просто выплёскивать свои чувства. Предупредите близких, что им необязательно вас утешать, достаточно просто выслушать и обнять.
Источник
Как помочь ребенку избежать стресса перед ЕГЭ
Простые и полезные правила для родителей
Школьники часто испытывают стресс во время подготовки к ЕГЭ. Рассказываем, как родители могут помочь детям справиться с тревожностью перед экзаменами, когда до финала осталось 2 месяца.
Кроме того, запускаем майские интенсивы (со скидкой 50%), на которых преподаватели будут сопровождать ребёнка вплоть до дня экзамена, проводить консультации-практикумы, разбирать интересующие учеников задачи и настраивать на нужную волну.
Помогите организовать расписание
Как показывают исследования, тайм-менеджмент не только способствует академическим успехам, но и снижает уровень стресса. Составьте вместе с ребёнком реалистичное расписание, учитывающее занятия в школе, подготовку к ЕГЭ и отдых, и помогайте соблюдать его. Вы можете напоминать ребёнку о планах на день, главное — делать это спокойно, без давления.
Не отвлекайте, когда ребёнок занимается
Если вы видите, что ребёнок решает пробные варианты, постарайтесь не дёргать его лишний раз с делами по дому или желанием пообщаться. Тогда подросток не будет отвлекаться и беспокоиться о том, что не успевает выполнить запланированный объём заданий.
Хвалите ребёнка
Во время подготовки к экзаменам поддержка близких особенно важна. Регулярная похвала гораздо эффективнее критики: восхищайтесь достижениями ребёнка, помогайте ему в каждом этапе на пути к сдаче экзаменов. Претензии лишают детей мотивации, а одобрение помогает им обратить внимание на свои сильные стороны и начать получать удовольствие от процесса.
Говорите про экзамены, только если ребёнку комфортно
Школьники часто с ужасом вспоминают, как дальние родственники, не зная, о чём можно поговорить, пристают с вопросами «Ну как экзамены? Готов? Боишься?». Чтобы обсуждение темы не вызывало тревожность у ребёнка, старайтесь не начинать разговор, пока выпускник сам того не захочет. Уточните, что вы хотите сделать диалог максимально комфортным, а потому не будете начинать тему, пока ребёнок сам не проявит инициативу. Однако не забудьте напомнить, что как только школьнику захочется поговорить об экзаменах, вы всегда поддержите его.
Предложите поработать с психотерапевтом
Если вы видите, что ребёнок не справляется со стрессом, обсудите с ним помощь специалиста. Вам необходимо аккуратно выразить беспокойство, не заставив подростка подумать, что с ним что-то не так. Объясните, что многие взрослые справляются со стрессом благодаря приёмам у психотерапевта и это абсолютно нормально.
Напоминайте про отдых
Обеспокоенные ЕГЭ родители иногда забывают о том, что для успешной подготовки детям необходимо соблюдать баланс между занятиями и отдыхом. Круглосуточная учёба способствует недосыпу и стрессу. Если вы замечаете, что ребёнок регулярно не выделяет время на отдых, аккуратно напоминайте ему об этом.
Обсудите все возможные варианты
Хорошо, когда ученики ставят себе высокие цели относительно экзаменов, однако вашему ребёнку будет гораздо спокойнее, если вы проведёте с ним разговор на тему будущего. Объясните, что даже если выпускник сдаст экзамены на более низкие баллы, всегда найдутся альтернативные варианты. Напомните, что вы в любом случае поддержите его.
Изображения: Viktoria / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Стрессы у школьников егэ
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Авторский метод работы с психотравмой. Реконструкция жизненных историй
ВЕБИНАР: Основы гештальт-терапии в практике психологического консультирования
ВЕБИНАР: «Судьба или свобода?» Введение в скриптодраму — метод осознания и управления жизненным сценарием
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Экзаменационный стресс подростков: проблема и преодоление
Автор
Каждый ученик по завершению обучения в школе обязательно сдаёт Единый государственный экзамен. Кто-то выбирает несколько дополнительных предметов и стремится набрать максимум баллов для поступления в вуз, а кто-то мечтает сдать только обязательные предметы для получения аттестата. В любом случае, и для тех, и для других ситуация подготовки к экзаменам является стрессовой. В подтверждение приведу свой опыт общения с выпускниками школ на тему профориентации.
В первую очередь, подросткам ЕГЭ преподносится как нечто решающее и определяющее практически всю будущую жизнь. Речь об этом начинает вестись еще задолго до самого экзамена — многие учителя ссылаются на ЕГЭ, стараясь заинтересовать детей изучаемой на уроке темой. Таким образом, школьники оказываются очень о нём наслышаны, но саму суть узнают лишь в выпускном классе. Вызвано это еще и тем, что процедура Единого государственного экзамена ежегодно претерпевает изменения. Как известно, ситуация неизвестности заставляет практически каждого человека испытывать дискомфорт. Подросток, до конца не понимая как проходит ЕГЭ, начинает бояться ситуации экзамена. Так ставится «якорь» «ЕГЭ — это страшно», а дальше подсознание подростка делает своё дело путём ассоциации: всё, что связано с ЕГЭ, автоматически становится страшным и невозможным. Таким образом, школьник не знает, как будет проходить экзамен, не совсем понимает систему оценивания, слышит от учителей о том, что изучаемая тема сложна, но она будет на ЕГЭ. Находясь в ситуации неизвестности, подросток ощущает себя беспомощным, что ударяет по самооценке, которая в данном возрасте и так является неустойчивой. Поэтому учителям и родителям следует не запугивать учеников тем, что они не смогут сдать ЕГЭ, если будут отвлекаться от занятий, а помочь им разобраться в том, что представляет из себя этот экзамен.
Вторая проблема — страх выглядеть неудачником. В подростковом возрасте происходит активное становление личности, появляется склонность к рефлексии, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании. Подросток подвержен влиянию референтной группы. Он часто сравнивает себя с одноклассниками и зачастую считает себя слабее в области знаний. И, хотя подобные мысли возникают у большинства подростков, мало кто из них не задумывается о том, что он сам может быть для кого-то примером для подражания. По этой причине у них появляется страх набрать на экзамене меньше баллов, чем значимые фигуры. Эта ситуация очень тревожит выпускников и формирует страх оказаться хуже остальных и стать посмешищем.
Третья проблема кроется в выбираемой профессии. Проведённое мною исследование свидетельствует, что большинство выпускников делают выбор самостоятельно. Около 35% подростков прислушиваются к предложениям родителей и учителей; 15% поступают вместе с друзьями; 7% признаются, что затрудняются сделать выбор.
Как известно, разные специальности требуют разный набор сданных предметов. У тех, кто выбрал профессию самостоятельно, руководствуясь мотивом делового отношения (по С.С. Гриншпун), не возникает проблем с подготовкой, поскольку выбираемые предметы вызывают интерес. Остальные испытывают затруднения по той причине, что они оказываются вынуждены сдавать те предметы, которые не особо интересны или не очень понятны. К тому же они нередко ощущают давление со стороны взрослых, которые утверждают, что готовиться нужно усердно, чтобы поступить. Этим ребятам приходится тратить больше сил на подготовку, что приводит к переутомлению, снижению эмоционального фона, повышению тревожности.
Четвёртой проблемой является страх не оправдать ожидания родителей. Зачастую родители, сами того не осознавая, пытаются воплотить свои мечты с помощью ребёнка, забывая о том, что дочь или сын является отдельной личностью со своими целями, стремлениями и мечтами. Нередко можно услышать фразу: «Я не смог, так пусть хоть у моего ребёнка получится!» Хорошо, если речь идёт об общих целях. Если же родитель мечтал стать медиком, а ребёнок видит себя дизайнером, то здесь мы видим несхожесть интересов. Разумеется, родитель считает профессию врача более благородной и нужной. В силу того что его цель не была достигнута, он найдёт массу причин в пользу того, почему именно эта цель важнее цели его ребёнка. В данном случае ярко проявляется эффект Зейгарник: родитель не завершил своё стремление и не смирился с этим. Эта цель запомнилась, но всё же немного трансформировалась. Родитель понимает, что ему уже не быть медиком, а вот ребёнок вполне мог бы им стать. Таким образом, цель родителя смещается на ребёнка. К тому же от родителей можно услышать подобные фразы: «Ты сначала нормальную профессию получи, а потом делай, что хочешь!»; «Ты еще не совсем понимаешь, чего хочешь. Твоё рисование / пение / танцы — это увлечение. Ну выучишься ты на певицу, где потом работать будешь? Я лучше знаю, какие профессии сейчас нужны». Здесь мы наблюдаем обесценивание интересов подростка.
Конечно, ребёнок мнение родителя считает самым правильным, поэтому зачастую выпускники следуют советам родителей по поводу выбора профессии. А с выбором профессии, как уже было описано выше, связано то, какие экзамены предстоит сдавать. Здесь подросток и сталкивается со страхом не оправдать надежд родителей. Если ему не удастся успешно сдать экзамены и поступить на выбранный родителями факультет, подросток столкнётся с чувством вины, комплексами и неуверенностью в себе.
Подобная ситуация возникает и тогда, когда в семье существует некая традиция или профессиональная династия. Например, все близкие родственники — педагоги. Ребёнок с ранних лет оказывается окружен темой педагогики, он знает, что в будущем тоже станет преподавателем. Уже в старших классах он начинает ощущать на себе груз ответственности. Ведь ему кажется, что выбора у него, по сути, нет: его единственный путь — в пединститут. Конечно, появляется страх провала на экзамене. Это также может привести к появлению чувства вины, пассивности, неуверенности в себе.
Конечно, родители тоже нередко переживают, что их ребёнок не оправдает их ожиданий. Однако не стоит перекладывать свои мечты на плечи ребёнка в стиле «ты должен». Всё, что должен сделать подросток в ситуации выбора жизненного пути, — это понять себя. Помогите ему разобраться в том, чем бы он хотел заниматься, что ему интересно в жизни. Беседуйте, задавайте вопросы, мягко направляйте, подсказывайте, но избавьтесь от директивного стиля. Предложите пройти тест на профориентацию. Очень хорошо подойдёт дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, который позволит выявить склонность к определённому типу профессий. Исходя из результатов можно будет узнать необходимые навыки и особенности личности специалиста и перебрать ряд подходящих специальностей. Это также поможет определиться с экзаменационными предметами, ведь тогда выпускнику будет более понятно, для каких целей ему нужны те или иные знания.
Пятая проблема вытекает из предыдущих. Согласно результатам моего исследования, около 70% выпускников планируют готовиться к ЕГЭ с репетитором или на подготовительных курсах. 5% демонстрируют неуверенность в своих силах, скрывая ее под маской безразличия, и утверждают, что готовиться не будут, так как планируют поступать на платное отделение. Из этого можно сделать вывод, что около 75% выпускников сталкиваются с материальными затратами. Данная проблема больше тревожит родителей, хотя многие выпускники сознательно подходят к этому вопросу и стремятся материально помогать родителям.
Таким образом, ситуация экзамена оказывается стрессовой как для детей, так и для родителей. В связи с этим считаю необходимым дать следующие рекомендации.
Рекомендации родителям
1. Повышайте самооценку ребёнка. Лучше начать заранее. Чаще подбадривайте, вселяйте уверенность в своих силах, акцентируйте внимание на успехах. Тогда выпускнику будет проще пережить ситуацию оценивания.
2. Не нужно ругать за оценки. Побеседуйте о том, что экзамены нужны для проверки знаний и того, как усвоен материал. Старайтесь вместе понять причину плохой оценки, размышляйте о том, как можно её исправить. Это поможет сформировать ответственную взрослую позицию и устойчивую самооценку.
3. Договоритесь о соблюдении режима дня. Очень важно хорошо высыпаться, регулярно питаться, отдыхать и учить уроки в отведенное время, пока мозг готов воспринимать информацию. Тогда выпускник будет чувствовать себя хорошо и не накопит ненужную ему усталость.
4. Стимулируйте физическую активность. Как известно, лучший отдых — это смена деятельности. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребёнок прерывал занятия не только на валяние на диване или просмотр фильма. Предложите ему прогуляться по улице, покататься на велосипеде, выйти на пробежку. Когда человек занимается умственной деятельностью, ему порой бывает трудно «отключиться» от неё во время отдыха. Физические нагрузки смещают фокусировку с умственного напряжения на физическое. Таким образом мозг получает возможность отдохнуть от активной работы мышления. К тому же физическая активность способствует выработке эндорфинов, которые поднимают настроение, а также улучшает насыщение организма кислородом и ускоряет обменные процессы, в том числе и в мозге.
5. Поинтересуйтесь у преподавателей, на официальном сайте ЕГЭ, какие задания могут быть на экзамене. Потренируйтесь вместе с выпускником в их решении. Тогда он будет готов к этим типам задач, что поможет снизить его тревожность.
6. Дыхательные упражнения помогают снять напряжение и будут очень полезны на экзамене. Научите выпускника любому дыхательному упражнению, хотя бы обычной концентрации на дыхании. Оно позволяет улучшить как эмоциональное, так и физическое состояние.
7. Расскажите выпускнику о том, как будет проходить экзамен. Как себя следует вести, кто из взрослых будет находиться в кабинете. Ссылайтесь на личный опыт или на опыт знакомых, родственников. Дайте понять подростку, что он не первый, кто сдаёт экзамен, и что раз все эти люди смогли пройти через это, то и он сможет. Говорите о ситуации экзамена и о присутствующих людях в позитивном ключе. Вашему выпускнику будет труднее справиться с тревогой, если он будет ощущать неопределённость или негативное отношение к экзамену других людей. Поэтому настройте его на хорошее.
8. В ночь перед экзаменом необходимо хорошо выспаться, утром — хорошо позавтракать. По возможности можно сделать зарядку, чтобы убрать лишнее физическое напряжение, которое возникает из-за излишней тревоги.
9. Не пренебрегайте традициями. Не препятствуйте, если выпускник хочет взять с собой счастливый брелок или браслет, положить под пятку «пятак». Не обесценивайте его веру в талисманы. Подобные традиции хоть и не добавляют знаний, но позволяют чувствовать себя немного увереннее.
Источник