- Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника
- Библиографическое описание:
- 20 способов уменьшить офисный стресс
- Несколько слов о значимости интерьера
- Светлая идея
- Улыбайтесь!
- Не пренебрегайте мелочами
- Слушайте и реагируйте
- Принципы эффективного тайм-менеджмента
- Минимизируйте издержки
- Обеспечьте достойный отпуск
- Проанализируйте результаты
- Веселитесь!
Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника
Дата публикации: 26.04.2021 2021-04-26
Статья просмотрена: 205 раз
Библиографическое описание:
Путинцева, А. В. Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника / А. В. Путинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80268/ (дата обращения: 12.10.2021).
Данная статья посвящена вопросам стресса на рабочем месте и его влияния на сотрудника. Рассмотрены факторы возникновения стресса на рабочем месте и появление профессионального выгорания у современных сотрудников, а также их последствия.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, синдром выгорания, сотрудник, предпосылки и последствия, управление стрессом.
Введение. В 21 веке, в веке высокопрогрессивных и быстроразвивающихся технологий, стремительного и насыщенного темпа жизни, стресс — стал ежедневным «спутником» большинства работников.
Термин «Стресс» произошел от англ. «Stress», что в переводе означает давление, напряжение, нагрузка. Впервые стресс описал Ганс Гуго Бруно Селье — канадский патолог и эндокринолог, в 1936 г., определив его как неспецифическую реакцию организма на внешнее воздействие. [3]
Стресс просыпается с человеком по утрам, вместе с ранним будильником, пока варится кофе, и в общественном транспорте, стресс рядом, когда человек за рулем, по пути в офис, пока бежит по лестнице в кабинет или едет в плотно набитом лифте, стресс окружает в современном мире повсюду.
Где обычный человек проводит большую часть своей жизни? Конечно же, на работе. Безусловно, есть люди, которые абсолютно счастливы в своей работе, они не жалуются на большое количество рабочих обязанностей и им не приходится оставаться сверхурочно. Но к большому сожалению, на самом деле таких счастливчиков очень мало. По исследованиям ученых в мире всего около 13 % людей, кто абсолютно доволен своей работой и счастлив на ней. [1]
На 2020 год население Земли составляет 7 817 410 000 человек, и всего около 13 % из них счастливы на своей работе, это 1 016 263 300 человек.
Причины, по которым возникает стрессовое состояние на работе, разнообразны. Неудовлетворенность сотрудника своей профессиональной деятельностью, конфликты в рабочем коллективе, высокие рабочие нагрузки, стиль руководства, недовольство зарплатой, отсутствие перспектив карьерного роста — все это может стать причиной профессионального стресса. [2]
«The American Institute of Stress», опросив американских соискателей работы, пришел к выводу, что чаще всего — в 46 % случаев — стресс на рабочем месте вызывают высокая нагрузка, длительные рабочие часы и нехватка полноценного отдыха, а именно диссонанс между выдвинутыми по отношению к работнику требованиями и его внутренними ресурсами; в 28 % случаев — отношения в коллективе, т. е. психоэмоциональные или психосоциальные факторы, а в 20 % случаев — дисбаланс между работой и личной жизнью. [6]
Стоит отметить, что актуальность данной темы отражена и в свете последних событий в стране и в мире, весь 2020 год — это сплошной стресс. Пандемия внесла свои коррективы в работу миллионов людей по всему миру. Многие впервые освоили «удалёнку», новые форматы взаимодействия с коллегами и руководством, новые гаджеты, а многие и вовсе были уволены и в дальнейшем вынуждены освоить новые сферы и направления для работы.
Для тех, кто все-таки остался на своем рабочем месте, и перешел в «удаленный формат» работы это определенный стресс. Возможно, вначале это и было интересно и отчасти комфортно — работать дома, где удобно, можно пить кофе когда угодно, ходить в комфортной одежде и сидеть за ноутбуком с любимым котом на коленях, но по прошествии времени для многих сотрудников весь комфорт начали затмевать такие моменты как постоянно отвлекающие факторы (члены семьи, питомцы и домашние обязанности, и самое распространенное «полежать пару минут на удобном диване или в кровати»), отсутствие живого общения с коллегами, со своим боссом, да и зачастую офис более технически оснащен для работы.
Поэтому работаете вы в офисе, дома, из личного автомобиля или из любой точки мира, то Вы так или иначе будете испытывать стресс. Всегда будут те, или иные факторы, которые будут вызывать напряжение и провоцировать стрессовое состояние.
Развитие стрессового состояния у сотрудника проходит поэтапно и в несколько стадий.
Первая стадия — это стадия тревоги или волнения, когда сотрудник сталкивается с факторами, которые доставляют дискомфорт и вызывают возмущения. При этом организм вынужден задействовать все свои возможные защитные механизмы и ресурсы, и поведение человека начинает меняться.
Стрессовые факторы и явления могут привести к тому, что состояние и поведение сотрудника кардинально меняется, например, спокойный и сдержанный человек начинает вести себя агрессивно, вспыльчиво, раздраженно и грубо отвечать. А сотрудник, который всегда был общительным и активным — наоборот закрывается в себе, переживает все происходящее «внутри», перестает общаться с коллегами. На первой стадии прослеживается потеря самоконтроля и деформация общения, состояние волнения и тревоги приводит к тому, что работник не может сознательно контролировать собственное поведение. Продолжительность первой стадии профессионального стресса достаточно индивидуальна для каждого человека и во многом зависит от его личных качеств. Так, например, спокойные и терпеливые люди могут долго накапливать внутреннее напряжение, а некоторые будут отвечать на стресс-фактор мгновенно.
Вторая стадия — это приспособление к стрессовым условиям. Сотрудник пытается противостоять стрессу и адаптироваться к нему. Данный этап считается особенно напряженным: работник может потерять контроль над собственными действиями, т. к. стресс разрушительно влияет на его психику, в более тяжелых случаях отмечается даже помутнение сознания. Именно поэтому в стрессовой ситуации люди часто совершают несвойственные для себя поступки — могут грубо ответить на вопросы и просьбы коллег и руководителя, подают заявление об увольнении и т. д. Многие впоследствии признаются, что они сами не понимают, как могли совершить подобные действия, и жалеют об этом. Данное состояние называется «аффектом».
Если стрессовая ситуация продолжается довольно длительное время, то наступает уже третья стадия — это истощение резервов организма. При ситуации, когда влияние стресс-фактора не устранено, а психологические и физические ресурсы организма уже исчерпаны — сотрудник больше не в силах противостоять ситуации и приспосабливаться к ней. Дальнейшее воздействие неблагоприятных обстоятельств и факторов может привести к хроническому стрессовому состоянию. Долго длящаяся стадия истощения часто приводит к различного вида болезням. Также, результатом непрекращающегося стресса может стать профессиональное «выгорание» сотрудника. [4]
Сегодня, набор причин, которые провоцируют стресс у современных сотрудников компании, довольно широк. Таким образом, можно констатировать тот факт, что у каждого современного индивида в той или иной степени на рабочем месте происходят стрессовые ситуации, от мелких до серьезных, которые в результате приводят к ряду дальнейших проявлений.
В этой связи растет не только важность разработки и регулярного проведения мероприятий по устранению стресса у сотрудников, его профилактики в организации, но и оценке уровня стрессоустойчивости кандидатов на собеседовании.
Стрессоустойчивость — это умение индивида сохранять самообладание, умение быстро адаптироваться к ситуации, внешним проявлениям и самоликвидировать проявление стресса. Стрессоустойчивость у кандидата на должность в компании можно оценить по целому спектру методик: это и непосредственное наблюдение со стороны эксперта за кандидатом, и беседа с высококвалифицированным психологом, и самооценка кандидата своего уровня стрессоустойчивости, и ряд психологических тестовых методик с дальнейшей интерпретацией специалиста и др. [5]
Стресс-интервью — занимает особое место в выявлении стрессоустойчивости. Стресс-интервью (или стрессовое интервью) — это беседа с кандидатом с использованием набора стрессовых вопросов, а также психологического давлении с целью вывести индивида из его собственной «зоны комфорта» и других провоцирующих стресс во время беседы инструментов.
К инструментам стрессового интервью можно отнести:
— нестандартные и некомфортные условия, в которых находиться кандидат во время беседы (неудобное место, душная или, наоборот, слишком холодная комната, посторонние шумы, и др.);
— опоздание интервьюера на длительное время — долгое ожидание начала собеседования;
— присутствие в ходе интервью посторонних людей;
— нетактичные и провокационные вопросы и др.
Становится понятно, что даже самые уверенные в себе люди, не предупрежденные о проведении подобного рода интервью, могут испытывать некий дискомфорт, который в результате приведет к стрессу. Однако, есть мнения, что стрессоустойчивый человек будет в любой нестандартной ситуации сохранять самообладание, вести себя спокойно и достойно сложившейся ситуации, а также оставаться доброжелательным к интервьюеру.
Но тем не менее, прибегая к использованию стресс-интервью важно профессионально обучать менеджеров по персоналу — технологии стрессового интервью; применять стресс-интервью только в определенные моменты собеседования с кандидатом; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство кандидата; отходить от использования стрессового интервью для высшего менеджмента компании и пр.
Методики устранения организационного стресса разнообразны в современных компаниях. Среди них стоит выделить: работа штатного или внешнего корпоративного психолога, повышение корпоративного духа в коллективе с целью уменьшения уровня конфликтности и при помощи корпоративных мероприятий, создание комфортных условий труда, пропаганда в компании занятий спортом и активного, здорового образа жизни, правильного питания, постоянная обратная связь с руководителем, регулярный мониторинг методом устного или письменного (в том числе анонимного) опроса сотрудников о наличии у них тревоги и стресса, и причин, вызывающих их и много другое.
Таким образом, профессиональный стресс — это проблема уже не только сотрудника, находящегося под влиянием стресс-факторов, но и всей организации в целом.
Становится ясно, что «носители» стресса не в силах полностью отдаваться работе. Как следствие — это снижение производительности труда, качества выполняемой работы, или предоставляемых услуг и увеличение текучести кадров в компании.
О влиянии стресса на персонал организации и его последствиях, должны задуматься, в первую очередь, руководители, специалисты HR-служб и организационные психологи. Так как предупредить — всегда легче, чем лечить, т. е. исправлять те последствия, которые привели к уже критической ситуации.
Источник
20 способов уменьшить офисный стресс
Офис считается одним из самых напряженных мест, с которыми доводится сталкиваться человеку. Персонал вынужден мириться с постоянными дедлайнами, строгими офисными правилами и внезапными капризами коллег. Вдобавок некоторые сотрудники сомневаются в себе и панически боятся неудач. Неудивительно, что стресс на работе считается основной причиной возникновения болезней сердечнососудистой системы и других серьезных заболеваний, к примеру, диабета 2 типа, что подтверждено исследованиями Британского Медицинского Журнала.
К счастью, руководитель компании имеет возможность снизить уровень напряжения в коллективе. Главный редактор Inc.com Николь Мари Ричардсон побеседовала с Элизабет Скотт, специалистом по валеологии и экспертом About.com. С ее помощью вы сможете создать свой собственный дзэн-офис без привлечения инструкторов по йоге.
Несколько слов о значимости интерьера
Темный офис, в котором царит вечный беспорядок, отнюдь не способствует поддержанию хорошего настроения. Аналогичное воздействие оказывает резкое верхнее освещение и однотипные, лишенные своеобразия кабинеты со строгой мебелью. По словам Скотт, голые стены хорошо отражают звуки, а шумовое загрязнение – значительный фактор стресса на рабочем месте. Изменяя освещение, температуру воздуха и уровень шума, вы сможете управлять настроением сотрудников. «Мои слова могут показаться невероятными, но советы специалиста по фэн-шуй могут доставить массу положительных эмоций», — говорит Скотт. Если вы все же считаете, что фэн-шуй – это чересчур, вы можете просто расставить в офисе живые растения, которые очистят воздух и сделают офис похожим на уютный дом.
Беспорядок в офисе — к примеру, горы коробок с бумагами или папками, подпирающие потолок — может также влиять на настроение и производительность труда. Возможно, для организации работы в офисе, вам потребуется приобрести дополнительные шкафы и убедить сотрудников поддерживать в порядке свои рабочие столы. Позаботьтесь о чистоте уборных и приятном запахе в помещениях – немного ароматерапии вам не повредит. «Исследования доказывают, что запах мяты стимулирует умственную деятельность»,- отмечает Скотт. – «Это превосходный естественный способ пробудить в сотрудниках желание работать».
Светлая идея
Многие сотрудники в страхе перед дедлайном могут невольно пропустить обед или даже отложить посещение уборной, чтобы выполнить все вовремя. Разумеется, это повышает производительность их труда, однако в действительности подобное поведение способствует скорейшему профессиональному выгоранию и ухудшению состояния здоровья сотрудников. Руководству компании следует прилагать максимум усилий для того, чтобы этого избежать. «Организуйте доставку обедов для сотрудников или обеспечьте их легкими закусками. Это поможет им справиться со стрессом», — говорит Скотт.
Вы также можете использовать перерывы с пользой и проводить семинары эффективному общению, тайм-менеджменту или управлению стрессом. «Подобные мероприятия пропагандируют здоровый образ жизни, а следовательно, улучшают самочувствие сотрудников», — утверждает Скотт. «Убедите персонал в пользе перерывов и пеших прогулок. Вы можете включить эту информацию в информационный бюллетень компании, поместив ее рядом с советами по управлению стрессом», — советует Скотт.
Улыбайтесь!
Исследования показывают, что неблагоприятная атмосфера в коллективе является одним из важнейших факторов эмоционального выгорания. Руководитель может думать, что его поступки не затрагивают персонал напрямую, однако в действительности сотрудники придают настроению босса огромное значение. Вы можете морально поддержать персонал, быть с ним более открытым, чаще улыбаться, разговаривать об отвлеченных вещах, смеяться над их шутками или шутить самому. «Эти простые действия помогут вам создать дружелюбную атмосферу и избежать конфликтов», — сообщает Скотт.
Однако не стоит брать пример с персонажа Стива Карелла из сериала «Офис». Избегайте шуток о поведении коллег, их привычках и манере говорить. «Такие реплики часто граничат с оскорблениями и могут создавать напряженные ситуации», — утверждает Кристофер Легроу, преподаватель психологии в Университете Маршалла (Хантингтон, Западная Вирджиния). В его исследовании указано, что около 70% шуток на рабочем месте касались возраста сотрудников, их сексуальной ориентации или веса. 40% опрашиваемых признались, что сами шутили над коллегами подобным образом. «Старайтесь обходиться незначительными, но забавными репликами», — советует Скотт.
Не пренебрегайте мелочами
«Руководителю не следует поощрять перфекционизм на рабочем месте», — говорит Скотт, ссылаясь на распространенное заблуждение о том, что совершенство может и должно быть достигнуто. Сотрудники должны знать, что им позволено совершать ошибки, каким бы противоречивым ни казалось это высказывание. Так, на About.com вы можете пройти простой тест для проверки уровня перфекционизма. «Когда персонал изо всех сил пытается соответствовать требованиям руководителя и держать заданный им темп, это приводит к быстрому эмоциональному выгоранию», — говорит Скотт. Раздавая задания, убедитесь, что вы изложили проблему максимально четко, а сотрудник понял свои задачи.
«Убедитесь, что рабочие ресурсы используются рационально», — советует Скотт. Она предлагает назначить менеджеров, которые будут проводить тесты на определение положительных и отрицательных качеств характера сотрудников. Полученные результаты могут быть использованы руководством для подбора сферы деятельности, в которой каждый отдельно взятый специалист принесет максимум пользы. К примеру, общительному и обаятельному человеку будет проще проявить себя в сфере торговли.
Слушайте и реагируйте
Скотт считает, что личные встречи больше подходят для решения проблем и обсуждения конфликтов, чем переписка по электронной почте. «Выделив время для разговора, вы покажете, что вам небезразличны вопросы, которые волнуют ваших сотрудников», — говорит Скотт. — «Важно, чтобы собеседник видел, что вы слушаете его и понимаете то, что он говорит. Убедитесь, что правильно поняли его слова, даже если вы не в силах принять решение незамедлительно. В некоторых случаях вы можете спросить сотрудника о его видении проблемы и предложить ему описать одно из возможных решений».
Руководителям крупных компаний будет сложно лично выслушать жалобы и проблемы каждого сотрудника. В таком случае Скотт предлагает делегировать свои полномочия управленцам более низкого ранга – к примеру, представителям отдела кадров. «В крайнем случае, вы всегда сможете поставить ящик для предложений. Это лучше, чем ничего», — утверждает Скотт.
Принципы эффективного тайм-менеджмента
Сотрудники, которые не умеют правильно распределять свое время, не только постоянно нервничают сами, но и заставляют нервничать своих коллег, нарушая сроки сдачи проектов. Скотт предлагает организационный метод с кодовым названием «Все вовремя», разработанный Дэвидом Алленом. «Использование этого метода может повысить производительность труда, но что более важно, снизить уровень напряженности в коллективе», — сообщает Скотт.
Не забывайте о мероприятиях, проводимых во время обеденного перерыва. Пригласите эксперта, который подскажет вам, как можно улучшить атмосферу в коллективе. «Универсальных решений не существует. У различных компаний могут быть различные потребности, и эксперт обязательно учтет их при составлении рекомендации», — утверждает Скотт. «Он определит, когда ваши сотрудники работают с максимальной производительностью, с учетом такого расписания вы сможете планировать решение важных и второстепенных задач». Скотт советует установить приложение Toodledo для iPhone или iPad, которое позволяет создавать простые списки дел, а также устанавливать приоритет задач и напоминаний. С помощью этого приложения вы сможете обмениваться данными с коллегами в ходе работы над общим проектом.
Минимизируйте издержки
Каждый, кому хоть раз приходилось работать с компьютером, знает, насколько раздражительными бывают сбои, которые уничтожают плоды кропотливой работы и сильно снижают продуктивность труда. Однако этого легко избежать, организовав своевременное обслуживание офисных компьютеров, включая установку необходимых программ и антивирусов, настройку системы восстановления и резервного копирования данных. В таком случае сотрудники не будут испытывать затруднения при работе с компьютерами. Представители техподдержки в любой организации — за исключением, быть может, самых маленьких технических стартапов — должны работать максимально быстро и эффективно.
Обеспечьте достойный отпуск
Просто предоставить персоналу время для отдыха недостаточно. Вам следует убедить их проводить свое свободное время с пользой. «Некоторые сотрудники думают, что они помогают компании, отказываясь от отпуска, но фактически они наносят ей вред», — утверждает Скотт. Исследования доказывают, что сотрудники, которые регулярно отдыхают, гораздо здоровее коллег, предпочитающих работать без устали. «Если кто-то уходит в отпуск и берет работу с собой, это не может считаться полноценным отдыхом», — говорит Скотт. Она считает недопустимым звонить отдыхающим по телефону или отправлять им электронные письма с поручениями. С развитием технологий становится все труднее заставить себя не думать о работе за пределами офиса, однако это жизненно необходимо для того, чтобы сохранять душевное равновесие.
Сотрудникам, которые во время отдыха не могут уехать из города, Скотт предлагает спланировать так называемый «домашний отпуск», то есть провести время с семьей или друзьями и как следует расслабиться, посетить культурные мероприятия или устроить пикник на свежем воздухе. Кроме того, вы можете организовать работу по гибкому графику, чтобы сотрудники могли приходить в офис в любое время, проводя в нем положенное количество часов. «Практика показывает, что людям нравится самостоятельно определять свое расписание», — говорит Скотт.
Проанализируйте результаты
Возможно, вы уже знаете, что публичное признание успехов и достижений способно существенно повысить мотивацию рабочего коллектива. Сотрудникам наверняка понравится слышать похвалы в свой адрес в присутствии коллег и делить с ними свой успех. По словам Скотт, отличным решением станет еженедельная или ежемесячная новостная рассылка, в которой содержатся самые свежие идеи и последние достижения сотрудников. «Информационный бюллетень – это лучший способ наладить общение и сплотить коллектив», — утверждает Скотт.
Веселитесь!
Не забывайте, что совместные развлечения могут сослужить вам хорошую службу. Корпоративные вечеринки, бесплатные обеды, спортивные состязания – все это поможет справиться с ежедневной рутиной, а мероприятия вроде заседаний книжного клуба способствуют созданию дружественной и непринужденной атмосферы. Вы можете также сообща поучаствовать в волонтерских программах, проводимых раз в квартал.
Скотт предлагает изредка вносить в рабочий план небольшие приятные сюрпризы для сотрудников – к примеру, бесплатные обеды или дополнительные выходные дни, чтобы сотрудники с нетерпением ждали назначенного времени. «Я предлагаю проводить такие мероприятия по понедельникам», — говорит она. – «Потому что в каждом понедельнике должна быть порция пятничного веселья».
Источник