Стресс и его влияние на конфликтное взаимодействие.
Состояние стресса может возникнуть как следствие конфликтной ситуации, а может быть причиной или поводом для начала конфликта.
Стресс характеризуется психофизиологическими параметрами и проявляется индивидуально. У каждого человека существует свой порог стрессоустойчивости.
На основе природы стресса различают следующие виды стресса.
Классификация стресса по областям проявления может выглядеть так:
Психологический стресс связан с индивидуальными особенностями человека, его реакцией на ту или иную ситуацию. Работа защитных механизмов психики, эмоциональноволевая устойчивость индивида, умение снимать напряжение – характеристики, влияющие на степень устойчивости человека к психологическому стрессу. К данному стрессу относятся явления групповой или массовой психики: страхи, паника, фрустрация, гнев, агрессия и все проблемы, возникающие с их проявлением.
Психологический стресс проявляется беспокойством, депрессивным состоянием, повышенной раздражительностью, тревожностью, увеличением страхов.
Физиологический стресс наступает как усложнение или последствие психологического стресса, но у некоторых людей может предшествовать другим видам стресса.Физиологический стресс – нетипичная реакция физической (физиологической) природы человека на конфликтную ситуацию. Эта реакция проявляется изменением физического состояния человека: бессонница, хроническая усталость, обострение хронических заболеваний, головокружение, потеря аппетита и другие реакции организма.
Эмоциональный стресс – эмоциональная нестабильная реакция на конфликты, невозможность справиться с возрастающим при конфликтном взаимодействии эмоциональным напряжением. В этом случае индивид тратит большие эмоциональные ресурсы своей психики, поэтому наступает стресс.
Информационнопсихологический стресс возникает по причине информационных перегрузок. При любом межличностном взаимодействии мозг человека получает большое количество информации, которую должен переработать. Чрезмерные объемы работы, многочисленные контакты увеличивают объем информации, вызывая переутомление.
При конфликте имеет значение субъективное отношение человека к противоречию, так как оно может способствовать возникновению стресса.
Но не менее значимы объективные условия – техногенная, профессиональная среда, в которой находится человек. При конфликтной ситуации она также влияет на психику и организм человека, увеличивая подверженность стрессам.
Основные способы преодоления стресса.
В увеличении порога стрессоустойчивости человека выделяют следующие параметры.
1. Поддержание здорового образа жизни.
2. Восстановление здоровья после нагрузок.
3. Профилактика стресса.
Уделяя внимание своему здоровью, человек обеспечивает свою психику и организм дополнительными ресурсами, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.
Отведение необходимого времени для сна, прогулок на свежем воздухе, организация рационального питания, смена физических нагрузок– важные условия поддержания здорового образа жизни. Здоровый образ жизни позволяет человеку легче справляться с ежедневной работой, рационально реагировать на возникающие противоречия и конфликты.
Восстановление здоровья после нагрузок– также неотъемлемое условие преодоления стресса. Важно каждый раз восполнять затраченные ресурсы, так как накопление усталости ведет к раздражительности, ухудшению здоровья и усугубляет стрессовое состояние. Лучшие способы по восстановлению заключаются во временной смене окружающей социальной среды человека. На пример, поход в театр, музей, спортзал, прогулка у водоема или в парке. Любые яркие и необычные впечатления в это время разнообразят рутину и отвлекут от конфликта. Восполнени е м потраченных ресурсов может быть кратковременная смена активного ритма жизни на более пассивный – отдых дома, увеличение времени сна.
Профилактика стресса – одно из самых действенных и актуальных сейчас направлений преодоления конфликтного стресса. Существует множество способов профилактики, начиная отличного планирования режима дня и заканчивая занятием йогой.
Главным условием в профилактике стресса выступает стремление человека расширить границы своего мировоззрения. Временные границы могут расширяться путем анализа прошлых действий и прогноза будущих. Появление любого конфликта можно спрогнозировать, следовательно, его можно предупредить. Увеличение пространственных границ позволяет человеку становиться информационно подкованным, широта знаний дает возможность увидеть альтернативные варианты разрешения конфликта.
Основные фазы развития стресса.
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы.
Первая —реакция тревоги — это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.
Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма —стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия —истощение
По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.
Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой».
Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.
Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. В этой стадии работникам удается сделать много чего и вовремя.
Например: подготовка срочной работы до заданного срока, спор между сотрудниками по поводу методов выполнения работы.
Стадия дезаптации оказывается вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запретного торможения, что проявляется в снижении качества выполнения работы. В поведении специалиста оказывается неорганизованность, теряется чуткость передачи информации забывается часть информации, принимаются решения, в которых не учтены последствия. На этой стадии работник предполагается многих ошибок, качество выполнения поставленных задач резко снижается.
Стадия дезорганизациивозникает в случае продолжения стрессового нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения человека, его поведение становится неадекватной ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменений, может привести к серьезным внутренних заболеваний. Учет динамики развития внутреннего напряжения в управлении стрессами во многом облегчает поиск вариантов грамотного разрешения конфликта и способствуют более быстрому стабилизации внутреннего состояния и внешнего поведения участников ситуации.
Источник
Стресс – следствие и причина конфликтов
Конфликты и стресс – два явления, которые неразрывно связаны. С одной стороны, стресс практически всегда сопровождает любые конфликты, как социальные, так и внутриличностные. С другой – стресс может быть прямой или косвенной, главной или второстепенной причиной конфликтов.
Конфликт – наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности. Помимо конфликта социальные противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки или избегания. Конфликт – процедура и способ измерения соотношения сил борющихся сторон.
Для возникновения конфликтов необходимо наличие трех условий. Во-первых, должно быть противоречие, столкновение интересов, тенденций, сторон. Во-вторых, в социальных конфликтах необходимым компонентом является противодействие, борьба оппонентов в сферах общения, поведения или деятельности. И наконец, третьимнаиболее интересным для нас компонентом конфликта является переживание оппонентами негативных эмоций по отношению друг к другу. Эти негативные эмоции, вызванные социально-психологическими стресс-факторами, являются одной из разновидностей стресса.
Удивительно, но стресс той или иной силы практически всегда сопровождает не только межличностные, но и более масштабные социальные конфликты. К ним относятся конфликты между малыми, средними и большими социальными группами.
Когда мы ссоримся с членами семьи, начальником, подчиненным, сослуживцами, другими людьми, мы переживаем стресс. Он вызван тем, что мы не можем защитить свои интересы иначе как путем конфликта. Стресс может быть очень сильным. Более 30 тыс. людей в среднем ежегодно погибают в России в результате межличностных конфликтов. Убийство, как правило, связано с сильнейшим стрессом у жертвы и убийцы.
Конфликты между малыми и средними социальными группами также обычно связаны со стрессом. К таким видам конфликтов относятся межгрупповая борьба в коллективе, межгрупповые драки спортивных фанатов, терроризм, забастовки, различные акции протеста и др. Стресс в конфликтах такого масштаба может быть менее выражен по сравнению с межличностными конфликтами. Однако он почти всегда присутствует и часто может быть значительным. Таким образом, любые конфликты обычно вызывают стресс, часто очень сильный. Стресс также может приводить к конфликтам. Поэтому профилактика и конструктивное завершение конфликтов является важнейшим условием и направлением работы по предупреждению стресса. Значение профилактики конфликтов в решении проблемы управления стрессом переоценить невозможно. Чем меньше конфликтов, тем меньше стресса, и наоборот. Только в связи с этими соображениями автор решил посвятить проблемам профилактики конфликтов, их типичным причинам и конструктивному завершению самостоятельную главу.
Практически неизбежное последствие любого конфликта — стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.)
Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907 г.), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов
Пути преодоления стресса
метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:
-осознание конфликта, его естественной природы;
-регулирование конкретного предмета конфликта;
манифестирование конфликта, то есть организация конфликтных групп как условие для его возможного успешного урегулирования;
соглашение участников на определение «правила игры», в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему.
«Правила игры», типовые соглашения, конституции, уставы и т. п. Могут быть эффективны только в том случае, если оно не отдают предпочтения одному участнику в ущерб другому.
«Правила игры» касаются способов, которыми социальные субъекты намериваются решать свои противоречия. Р. Дарендорф предлагает ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем.
В тех случа ях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается стремление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, позволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством снятия нагрузки в этом случае служит некоторая относительная изоляция — физическая или социальная.
Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только приемлемое для его доминирующего эмоционального состояния. Не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, сорвется. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность управлять им, направлять его, разъяснять ему что-либо..
Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженным был день, тем большую физическую нагрузку желательно дать себе по его окончании. Если уменьшение нервных нагрузок не всегда зависит от нас (хотя во многом и это дело управляемое), то физические нагрузки регулируются нами всецело, поэтому полезно, как учил И. П. Павлов, «страсть вогнать в мышцы». Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: выколотить пыль из ковров, пойти домой пешком и т. д. Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи легче переносить внутреннее напряжение, если просто прохаживаться туда и обратно, чем сидеть в полной неподвижности. Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, явля- 6 Зак. 3662 ется рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения.
Приемы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
1. Необходимо переключиться на диаметрально противоположный вид деятельности по сравнению с тем, который вызвал стрессовую ситуацию.
2. Попытаться расслабиться, снять напряжение.
3. Заняться любимым видом спорта.
4. Отвлечься (кино, театр, чтение книги, встреча с друзьями, близкими).
5. Срочно уехать за город, в командировку, которая никак не связана с источником стрессовой ситуации.
6. Произвести мысленный анализ и переоценку ценностей.
Способы предупреждения и управления стрессом.
Управление стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.
Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.
В психологическим стрессе экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению.
Стресс атакует человека тремя путями:
1.Когда мы чувствуем, что теряем контроль;
2. Когда мы пытаемся контролировать не тот аспект собственной или чужой жизни;
3. Когда мы вынуждены действовать вопреки нашим предпочтениям, а не в соответствии с ними.
Советы, которые помогут справиться со стрессом и управлять своим эмоциональным состоянием, сводятся к следующему:
1. Знайте свои сильные стороны. Это означает, что следует держать в памяти преимущества ваших характеристик и поступить в соответствии с ними. Если вы решительный человек, но в стрессовой ситуации проявили нерешительность, то и вы, и окружающие будут разочарованы.
2. Стремитесь получить поощрения. Немного выигрывают в глазах окружающих те, кто пытается преодолеть свои слабые стороны, прислушавшись к своим антиподам и пытаясь проявить их положительные качества.
3. Уравновешивайте ваши предпочтения. Необходимо найти баланс между собственными психологическими установками и терпимым отношением к другим установкам. Так, экстраверт в конфликте должен искать золотую середину между экстраверсией и интраверсией.
4. Принимайте конфликт как неизбежность, конфликт – это факт жизни, и мы не властны, изменить реальность. Выделим несколько методов для снятия стресса.
Метод «осознай худший исход» состоит из трех этапов:
1. Спокойно проанализировать ситуацию и уяснить все возможные негативные последствия.
2. Представив себе самое худшее, что могло бы случиться, попытаться найти аргументы, которые позволили бы примериться с этим.
3. Осознав самый неблагоприятный исход и примирившись с ним, начать спокойно обдумывать решения. Заставив себя мысленно принять самое худшее, человек сбрасывает с себя груз панического беспокойства.
Метод релаксации основан на сознательном расслаблении мышц. При снижении мускульного напряжения снижается и эмоциональная напряженность.
Метод переоценки значимости конфликта состоит в использовании
а) слова «зато»: следует увидеть, как извлечь пользу из неудачи;
б) сравнения собственных неприятностей с чужим горем.
Метод разрядки напряженности путем передачи чувств заключается в общении с близким человеком. Использование этих методов способно помочь руководителю, столкнувшемуся со сложной ситуацией, и может быть рекомендовано для снижения социально-психологической напряженности в коллективе.
Для улучшения своего состояния человек, испытывает острый или хронический стресс, может воспользоваться комплексом мер:
1 Фармакологические средства восстановления: витамины, препараты пластического действия, препараты энергетического воздействия, адаптогены
2 Восстановление средствами физиотерапии: ультрафиолетовое облучение, аэронизация воздуха, действие теплом и холодом, водные процедуры
3 Массаж: классический массаж, точечный массаж, вибромассаж
4 Акупунктура и электроакупунктура
5 Психологическое консультирование и психотерапия
6 Аутогенная тренировка, релаксация (за Бенсоном, за Якобсеном), прогрессивная релаксация (за Джекобсоном), медитация
9 Арттерапия (терапия музыкой, пением, танцами)
10 Дыхательные упражнения
12 Переключение внимания, полноценный отдых, сон, секс,»шопинг-терапия\»
13 физических упражнения: динамические, статические, изометрические
15 Ведение дневника, общение с друзьями
16 психологических защита (отрицание, вытеснение, проекция)
17 Использование энергии микровибраций (циркулярный дущ, виброакустические аппараты)
Источник