Стресс у воспитателей детских садов

Консультация для воспитателей «Стресс и пути его преодоления»
консультация на тему

Каждый знает, что работа воспитателя не легкая и влечет за собой переутомление и стресс. Что же такое стресс? Сегодня мы в этом разберемся. Признаки стресса можно разделить на 3 категории.Управление стрессом, шаги по преодолению стресса и 4 пути по преодолению стресса. Все это можно узнать из этой статьи

Скачать:

Вложение Размер
stress.docx 24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Стресс и пути его преодоления»

Каждый знает, что не легкая работа воспитателя влечет за собой переутомление, «эмоциональное выгорание» и стресс. Что такое же такое стресс ? Существует следующее определение стресса: » Стресс — (от англ. перегрузка) реакция организма на раздражающие факторы и проявляющееся в виде органических, физиологических нервно-психических расстройств.»
Все мы разные и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.
Признаки стресса можно разделить на три категории: физическую, эмоциональную и поведенческую.
Физические признаки:

Бессонница
Головные боли
Запоры
Понос
Частое мочеиспускание
Усиление сердцебиения
Боли в животе
Тошнота или рвота
Потеря аппетита или постоянное чувство голода
Нарушение менструального цикла
Сыпь на теле
Кожный зуд

Импульсивное поведение
Пониженное настроение
Гнев
Нарушение памяти и концентрации внимания
Беспокойный сон (кошмары)
Необоснованная агрессивность
Раздражительность, частые слезы
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей
Импульсивное, непредсказуемое поведение

Кручение волос
Кусание ногтей
Потеря интереса к внешнему облику
Морщение лба
Скрежетание зубами
Пронзительный нервный смех
Усиленное курение
Чрезмерное потребление лекарств
Притоптывание ногой или постукивание пальцем

Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно и от него хочется избавиться.

Сам стресс изначально неправильно понимается людьми, считается, что это что-то вроде постоянного «нервяка», проблем, какое-то фоновое состояние раздражительности. А если нет понимания проблемы и ее причин, то, как тогда преодолеть стресс?

На самом же деле стресс – это состояние, которое возникает на сильный внешний раздражитель и отражается не только на эмоциональном, но и на физическом уровне в виде изменения состава крови и давления, гормонального фона и многого другого. Очень важно заметить, что тут ни слова не говорится о том, что раздражитель носит негативный характер. Мы привыкли понимать под стрессом только воздействие чего-то плохого, однако, это не так.

При снятии стресса необходимо решать не только проблемы связанные с негативной стороной, но и с позитивной. Длительно воздействие на организм, как положительных эмоций, так и отрицательных – это одинаково большой стресс для него. Особенно если эмоции довольно сильные, и если они существенно меняют ситуацию для человека. Нашему организму не важно, уходите ли вы в «плюс» или «минус», рыдаете ли вы от горя, или смеетесь так, что дыхание начинает перехватывать, на физиологическом уровне реакция на оба эти события будет одинаковой. Для нашего тела важно насколько изменились свойства крови, лимфы и других тканей, может ли он с этими изменениями жить и как вернуть их обратно. Организму важна только реальность, а не наши сказки вокруг переживаний.

Можно себе представить в каком сильном стрессе находятся люди, у которых постоянно скачет настроение. Сильно ошибаются те, кто считает, что своим смехом и безудержной радостью по поводу всего вокруг они компенсируют какой-либо негатив в их жизни, на физиологическом уровне они только усугубляют ситуацию.

В народе говорят «сейчас смеешься – значит, скоро плакать будешь» и это правда. Мы сами раскачиваем свое настроение, как качели, от плюса к минусу, от позитива к негативу. Нельзя находиться все время в позитивном и бодром настроении, рано или поздно «качели» полетят вниз. Так что каждый раз, когда мы веселимся или грустим, мы раскачиваем «качели» нашего настроения. Отсюда пошло выражение – «расшатанные нервы».

Уйдя своим сознанием в категории «хорошо — плохо», «весело — грустно», «добро — зло» и реагируя на все эмоционально с высоты этих категорий, мы уже не можем остановиться, мы оцениваем все вокруг. Эти категории, или полярности, присутствуют лишь у нас в голове, ведь у всех свои понятия «весело — грустно». Появление этих категорий во многом обусловлено воспитанием и нашим прошлым в целом. Многие из этих «полярностей» нам внушили, многие мы приняли на веру добровольно. Но природа их появления у нас в голове не так важна, важно то, что эти полярности управляют нашей жизнью и нашим поведением, обуславливая его.

1 . Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.

2. Обучение самовнушению (диалог с собой).

Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например – «Я могу справиться, если составлю план», «Не раздувай из мухи слона», «Я сделаю это постепенно», «Это не трудно», «Я могу поздравить себя, если добьюсь этого», «Если это не удастся, я попытаюсь вновь». · Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных мыслей требуют специальных навыков. Многие из них относятся к техникам самовнушения, освоенных до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления) наиболее трудно преодолимых стрессовых ситуаций.

При овладении этим методом можно «заставить» себя мысленно остановиться в момент визуализации и сменить «декорацию». Вместе с тем даже простой метод самовнушения и самоубеждения может помочь в избавлении от нежелательных, навязчивых мыслей («Сейчас я изменить ничего не могу», «Подумаю об этом завтра», «Это не так страшно» и пр.). · Самооценка – осмысление проблемы – выработка навыков управления стрессом (инокуляция стресса).

Это наиболее эффективная методика управления стрессорами, так как она позволяет осознанно формировать и отношение, и выбирать стиль поведения. Самооценка – ключ к определению проблем, обусловленных стрессом.

Многие из нас испытывают стресс, а генетика определяет, насколько хорошо мы можем с ним справиться. Сам стресс и попытка его преодолеть приводит к химическим изменениям в организме, которые могут протекать быстро, а могут длиться годами, в зависимости от пути, который тело выбрало для борьбы со стрессом.

Исследования показывают, что употребления большого количества воды, является одним из способов борьбы со стрессом. Это связано с тем, что гормоны, вырабатываемые надпочечниками имеют непосредственное отношение к работе почек.

Некоторые из очевидных шагов к контролю стресса в вашей жизни связаны с её упрощением. Слишком плотный ежедневный график — это верный путь для усложнения жизни. Постоянный стресс вреден для иммунной системы и в конечном итоге приводит к ранней смертности клеток.

Если человек взял на себя чрезмерное количество повседневных проблем, то она работает за рамками нормальных пределов. Это человек должен иметь способы быстрого снижения стресса. Для вас — это занятие в тренажерном зале менее 60 минут. Тренировки продолжительностью более часа способствуют увеличению уровня кортизола.

Отдых, секс, занятие спортом, сон или другая деятельность, которая помогает расслабиться и чувствовать себя хорошо, приводит к уменьшению количества кортизола.

Если ваше тело не имеет достаточного количества кортизола, то также могут возникать проблемы. Жертвы Холокоста, изнасилования или других посттравматических стрессовых синдромов, как правило, имеют очень низкий уровень кортизола.

Вы можете подумать, что с ними всё отлично, но всё в человеческом теле должно быть гармонично. Сбалансированный уровень кортизола и серотонина делает человека наиболее здоровым и позволяет дольше жить.

Вот лучшие (наиболее простые) шаги для преодоления стресса:

  1. Запланируйте в течение дня время для отдыха, спорта и другой деятельности, которая помогает расслабиться.
  2. Сделайте свою жизнь проще.
  3. Будьте духовными. Вера помогает уменьшить стресс.
  4. Ешьте здоровую пищу, чтобы не подвергать стрессу свое тело. Рестораны со свежими продуктами, пища не обработанная химикатами, красочные овощи и фрукты, всё это уменьшает стресс.
  5. Старайтесь сбалансировать вашу жизнь и время. Много работы — верный путь к болезням.
  6. Работайте с перерывами.
  7. Организуйте рабочее пространство. Бег по кругу приводит к низкой производительности труда. Для продуктивной работы нужно быть организованным.

4 пути преодоления психологического стресса

Здесь рекомендуется просто «забить». «Положить» на неприятную ситуацию и не делать с ней ничего. Это, пожалуй, самый частый совет, который Вы, возможно, не раз слышали от своих друзей и знакомых.

Плюсы: в некоторых случаях, это, действительно, весьма рациональный способ борьбы, который осуществить достаточно просто;

Минусы: главный недостаток способа в том, что далеко не всегда понятно на что «забивать» без последствий можно, а на что нет. Если же «забивать» на все подряд — это неизбежно вызовет проблемы, если не сразу, то спустя какое-то время. А если не «забивать» ни на что — метод просто не работает. Вторым минусом является то, что далеко не всем ясно КАК именно «забивать».

Здесь рекомендуется повысить собственную стрессоустойчивость до максимума, развить выносливость (или «толстокожесть»). Это позволит Вам выдержать больший стресс в течении большего времени.

Плюсы: это хороший совет, Жизнь постоянно ставит нас перед разными испытаниями, и иметь высокую стрессоустойчивость полезно.

Минусы: это общий совет. Он малоприменим к конкретному стрессу, или, когда ты «уже дошел до крайности». В любом случае, это, к сожалению, лишь временная полумера, которая дает отсрочку до неизбежного срыва. Еще одним существенным минусом является то, что сдерживаемый в себе стресс расшатывает нервную систему. При таком раскладе человек спокоен лишь внешне, а внутри очень напряжен — взвинчен или, напротив, глубоко несчастен.

Здесь рекомендуется уничтожать негативные эмоции приятными в соотношении 1:2. То есть, на единицу негатива тратится две единица позитива. Например, облили грязью из-под колес твой новый плащ — два раза сходи в кино на любимый фильм и побалуй себя вкусным мороженым.

Плюсы: это сравнительно быстро и действует успокаивающе.

Минусы: этот способ доступен не всегда. На практике же, чаще всего, им вовсе никто не пользуется . Так как в состоянии стресса человек настроен думать о плохом, нежели вспоминать или придумывать хорошее. Кроме того, во время стресса обычно вообще продуктивно не думается. Другим минусом здесь будет то, что, когда мы избавляемся от негативных эмоций через уничтожение их позитивом, мы уничтожаем также и позитив (в соотношении 1:1). Таким образом, мы просто их «сравниваем», то есть выходим в «НОЛЬ».

Этот путь принципиально отличен от первых трех. Здесь мы сосредотачиваемся не на том, чтобы рассеять свое внимание и игнорировать стресс-фактор (как в первом случае). И не на том, чтобы усилить свое сопротивление (второй путь) или уравновесить «зло добром» (третий). А на том, чтобы избавиться от самого стресс-фактора.

Метод состоит в том, чтобы быстро опознать, правильно идентифицировать и особым образом обработать стресс-факторы (источники стресса).

НЕТ стресс-фактора — НЕТ и стресса. Пожалуй, лучшее решение — если нет источника напряжения, ничего не надо в себе сдерживать, и ни от чего не надо избавляться .

Плюсы: 90% стресса можно устранить этим способом раз и навсегда, т.к. психологический стресс, как правило поступает в нашу жизнь из одних и тех же повторяющихся источников. Метод позволяет осознанно избегать всего того, что расстраивает, раздражает, напрягает и, так или иначе, мешает жить счастливо и радостно.

Минусы: пожалуй только один — Вы больше не сможете ссылаться на то, что все вокруг против Вас, и Вы ничего не можете с этим поделать. Впрочем, это тоже плюс. Ведь так Вы страхуете себя от депрессии в позиции жертвы.
Стресс — тоже часть жизни. И страх перед ним не имеет смысла, потому что стресс — одна из составных частей жизни, а иногда — ее движущая сила.
Поэтому, отбросив ненужные сомнения и тревоги, вооружившись знаниями и определенной долей юмора, вы мужественно пойдете со стрессом бороться.
И, как бы не сложилась ситуация, — это всегда ваша победа и ваш шанс. Удачи!

Источник

Консультация для воспитателей «Как повысить стрессоустойчивость педагога»
консультация на тему

Стресс — неизбежный спутник жизни человека. Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия.

Скачать:

Вложение Размер
kak_povysit_stressoustoychivost_pedagoga.docx 24.92 КБ
profilaktika_professionalnyh_stressov.pptx 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Как повысить стрессоустойчивость педагога

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что вызывает профессиональный стресс педагогов. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его.

Профессиональное выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагогический работник почти не ощущает симптомов, поэтому первыми изменения в его поведении замечают коллеги. Одной из важных характеристик личности, позволяющих противостоять профессиональному выгоранию, является стрессоустойчивость.

О том, является человек стрессоустойчивым или нет, часто судят по внешним проявлениям. Если он выплескивает свои негативные эмоции на людей — значит, подвержен стрессам. Держится достойно, не срывается — значит, стрессоустойчивый. Такая классификация глубоко ошибочна. Потому что само по себе умение не «выливать» профессиональный стресс педагогов на окружающих еще не говорит о том, что человек внутренне в этот момент не испытывает чувства угнетенности, подавленности. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что человек является и тактичным, и хорошим актером. Но при этом он все равно вредит своей психике: замыкая стресс на себе, он рискует подвергнуться разрушающим факторам изнутри. Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированными.

Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический), а также крепкий сон. В повседневной суете важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, участвуйте в походах… Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение.

Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.

Важно помнить, что стрессоустойчивость педагога — это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке. Чтобы педагогический работник не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, ему следует разобраться со своими проблемами — то есть начать с себя. Преодолеть профессиональный стресс педагогов помогут несколько простых упражнений:

Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя (хотя и можете быть в составе действующих лиц на экране или в зеркале). Если перед вами стоит неразрешимая проблема, и вы чувствуете, что не в состоянии адекватно на нее реагировать, выполняйте упражнение «Проблема» в течение 10–15 минут. Включите в «картинку» своих ближайших друзей и родственников. Постепенно расширьте экран, помещая в него соседей по площадке, подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, поселок или город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар — с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Еще больше увеличьте фокус зрения, посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система — одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубин бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь гигантской — вы в состоянии успешно ее решить и преодолеть профессиональный стресс педагогов.

Упражнение «В светлом луче»

Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вокруг вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области рта, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете уверенность в себе, спокойствие и свободу. Если вам кажется, что вас преследуют неудачи, и вы очень напряжены, упражнение «В светлом луче» поможет вам расслабиться. Выполнять его нужно в течение 3–5 минут.

Упражнение «Прощай, плохое настроение»

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры или краски. Расслабленной рукой рисуйте линии, фигуры и пятна на листе, отображая цветом ваше настроение. После того как весь лист будет изрисован, переверните его на другую сторону и напишите, не задумываясь, 8–10 слов, характеризующих ваше настроение. Переверните рисунок, всмотритесь в «портрет» вашего настроения, затем перечитайте его описание. После этого разорвите лист (и вместе с ним — ваше настроение) на мелкие кусочки, скомкайте и выбросьте в корзину. Больше у вас нет плохого настроения, а хорошее не заставит себя долго ждать.

Упражнение «Браслет от негативных мыслей»

Бывает, что вы ловите себя на пугающей мысли: «А вдруг… А что, если…». Гнетущие мысли — предвестники надвигающейся эмоциональной бури. От них нужно избавляться в целях профилактики стресса. «Но как? — спросите вы. — Они полностью мной завладевают, я не могу ни о чем другом думать». Выход есть: нужно вырабатывать позитивные рефлексы.

Если у вас профессиональный стресс педагогов, вы поссорились с коллегами, упражнение «Прощай, плохое настроение» поможет вам освободиться от неприятного осадка и успокоиться.

Соорудите себе браслет из резинки — подойдет мягкая резинка для волос или обычная бельевая. Наденьте браслет на запястье и, как только в вашей голове начнет пульсировать тревожная мысль, посильнее оттяните резинку и, отпуская, скажите: «Не бывать этому!» Неприятные ощущения, которые вы испытаете, со временем полностью избавят вас от негативных мыслей. Не снимайте браслет сразу, пусть он вам напоминает о вашей победе над собственными страхами.

Упражнение «Полый цилиндр»

Встаньте на пол, ноги поставьте на ширине плеч, руки вытяните вперед ладонями вверх. Поднимитесь на носки, прогибая спину и вытягивая руки вверх и назад. Вообразите внутри себя полый цилиндр и соберите в него все, что вас беспокоит: обидные замечания начальника, оскорбления в общественном транспорте, конфликты в семье, ссоры с друзьями — любую несправедливость в ваш адрес необходимо мысленно поместить в цилиндр, а затем выдохнуть через широко раскрытый рот. После этого, как правило, стресс сразу же ослабевает, вы расслабляетесь и испытываете ощущение комфорта.

  • Расходуйте свои энергетические резервы аккуратно. Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции.
  • На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
  • Уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра. В выходные забудьте о работе (ой, как сложно ☺ )
  • Соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали.
  • Регулярно меняйте обстановку.
  • Найдите себе увлечение (фитнес, танцы, языковые курсы и т. д.).

Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости

(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутра радость.

Если у Вас преобладают ответы:

«А» – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

«Б» – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

«В» – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

для ответов типа «А» – нормальная.
для ответов типа » Б» – неустойчивая.
для ответов типа «В» – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической стрессоустойчивости.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов ГБДОУ детский сад №1 Выборгского района Санкт –Петербурга Подготовила: Бондарева М.А п едагог-психолог 2017

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что вызывает профессиональный стресс педагогов. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Признаки стресса физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.); эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.); поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.) Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям. Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Существует теория пяти уровней защиты от стресса Первый уровень защиты – это центральная нервная система взрослого человека. Простой пример: начальник вам что-то резкое сказал, но вы в хорошем ресурсном состоянии. И вы думаете: наверное, не с той ноги встал, ну и бог с ним. То есть на уровне центральной нервной системы сработало осознание, сработал эмоциональный интеллект. Второй уровень – вегетативная нервная система. Если я истощена, на уровне центральной нервной системы защита не работает: мне что ни скажи, я в слезы! Но я могу прийти домой, погулять с собакой, пожаловаться мужу, поиграть с детьми, лечь поспать, утром просыпаюсь – все отлично! Что происходит во сне? Активируется вегетативная нервная система, включаются механизмы восстановления. Если я утром проснулась и у меня все хорошо, значит, вегетативная нервная система со стрессом справилась. И это не обязательно сон: медитация, йога, массаж – любое действие, когда мы уходим в состояние расслабления.

Но если утром я чувствую, что все по-прежнему плохо? Тогда, скорее всего, стресс перешел на третий уровень , на уровень иммунной системы. Например, человек начинает болеть. Вот он живет, живет, стиснув зубы, потом раз – и грипп. Или уехал в отпуск, и вдруг температура 38. Это значит, что стресс копится, но мы его не замечаем, а когда чуть-чуть расслабляемся, например, на отдыхе, иммунитет говорит: «Вот сейчас я начну бороться со стрессом!» Это тоже еще, в принципе, неплохо. А вот два следующих уровня тяжелые. На функциональном уровне нарушается работа систем организма, возникают хронические заболевания. Нейроученый Ричард Дэвидсон и его коллеги установили, что и астма, и некоторые воспалительные процессы – именно психосоматика . А затем стресс переходит на клеточный уровень . Есть версия, что рак тоже в какой-то мере стрессовая клеточная реакция.

Профессиональные стрессы Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия. В любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них: неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка; конфликт с начальником или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость ; слишком высокая или слишком низкая ответственность; скука и т.д.

Как снять профессиональные стрессы Ослабить преподавательский стресс можно, если: Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки. Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные. Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению. Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Способы борьбы со стрессом Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.). Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению. Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.). Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.). Лекарственные настои. Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных). Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием). Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

Советы психолога Расходуйте свои энергетические резервы аккуратно. Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. 2. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо. 3. Уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра. В выходные забудьте о работе 4. Соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали. 5. Регулярно меняйте обстановку. 6. Найдите себе увлечение (фитнес, танцы, языковые курсы и т. д.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг актуален для проведения в педагогических сообществах. Имеет целью повышения уровня стрессоустойчивости: развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях, развитие спос.

В данном материале к педсовету говорится об эмоциональном выгорании педагогов, их фазах и редукции профессиональных достижений.

Данный семинар я подготовила и провела для педагогов 07. 09. 2015г.

Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость» Цель консультации: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и .

Консулькация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость».

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.

Педагогическая профессия отличается высокой эмоциональной насыщенностью и сложностью межличностного общения. Чтобы избежать длительного пребывания в состоянии стресса, необходимо уметь снима.

Источник

Читайте также:  Мне хочется неожиданной радости
Оцените статью