Стресс у сотрудников организации

Стресс и поведение сотрудников в организации.

Стресс — это напряжение от чрезмерных требований, ограничений или возможностей. Конструктивный стресс оказывает положительное воздейтсвие и на установки, и на производительность. Диструктивный стресс оказывает отрицательное воздействие и на установки и на производительность.

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс — обычное и часто повторяющееся явле­ние (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение го­лода и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и организации.

Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широко­му диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется труд­ной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния. Когда стресс стано­вится чрезмерным, начинаются его внешние проявления, которые негативно сказыва­ются на показателях труда и здоровья, угрожают способности работников адекватно воспринимать внешние условия. Сотрудники, подвергающиеся воздействию стресса, нервничают, ощущают постоянное беспокойство. Данные симп­томы могут вызываться и другими причинами, но именно они являются выражением испытываемых в процессе труда стрессов.

Причины стресса. Условия, которые, как правило, вызывают стресс, называются стрессорами. Стрессоры – это факторы, вызывающие стресс. И хотя серьезный стресс может произойти и по одной-единственной причине, как правило, индивид подвергается воздействию нескольких стрессоров.

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

1. Организационные факторы:

• перегрузка работника во время рабочего дня — приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

• слишком малая нагрузка работника во время рабо­чего дня — способствует появлению беспокойства относительно своего профессионализма;

• ролевой конфликт — возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

• неопределенность ролей при нечетком формулиро­вании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

2. Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

• положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);

• негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т.д.). Отрицательные последствия стресса:

• физиологическая реакция организма (язва желуд­ка, головная боль, заболевания сердечной и дыха­тельной систем и т.п.);

• психологическая реакция (раздражительность, бес­сонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

Стресс может возникнуть у работников любых профессий и специальностей, а его характер во многом определяется индивидуальными реакциями на стрессоры. Частично это различие заложено в опыте каждого работника, его мировоззрении и его внутренних факторах. Однако существует ряд внешних, относящихся процессу труда условий, которые наиболее часто обусловливают возникновение грессов.

Рабочие перегрузки и жесткие временные рамки оказывают давление на работ-иков и ведут к стрессам. Очень часто эти воздействия исходят от руководства, низкое качество менеджмента также может быть причиной стресса (автократическое руководство, атмосфера незащищенности на рабочем месте, неадекватные должност­ям обязанностям полномочия).

Одна из самых распространенных причин стрессов — ролевые конфликты и нео-пределенность, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданиях коллег и менеджеров. Расплывчатые должностные инструкции означают отсутствие у работника формальной модели ожидаемых действий.

Типичные причины стрессов в процессе труда

♦ Давление факторов времени

♦ Низкое качество управления

♦ Атмосфера незащищенности на рабочем месте

♦ Несоответствие полномочий и обязанностей

♦ Ролевые конфликты и неопределенность

♦ Различие между системой ценностей компании и работника

♦ Изменения любого типа (прежде всего радикальные и нестандартные)

Еще одна причина стресса — различия систем ценностей сотрудника и компа­нии. Существенные расхождения нередко приводят к нервно-психическому стрессу (работнику необходимо достичь баланса ценностных систем).

Общая причина многих стрессов — организационные изменения любого типа, по­скольку все они требуют умения адаптироваться к новым условиям. Особенно сильный стресс вызывают радикальные или необычные перемены, такие как временная приоста­новка производства или перевод на другую работу, что ведет к повышению уровня тре­вожности работников относительно финансового положения. Очевидно, что в процес­се труда работники подвергаются воздействиям многочисленных мощных стрессоров.

В зависимости от уровня и «знака» стресс оказывает как положительное, так и отрица­тельное влияние на показатели выполнения рабочих заданий. Отсутствие стрессов означает, что работникам ставятся весьма простые задачи, и в данном случае показатели их выполнения находятся, как правило, на низком уровне. По мере увели­чения уровня стресса возрастают и показатели производительности, так как стресс помогает человеку привлекать дополнительные ресурсы, необходимые для удовлетво­рения предъявляемых процессом труда требований. Конструктивный стресс — здоро­вый стимул, побуждающий работников реагировать на содержащийся в задаче вызов.

Читайте также:  Эмоциональные стадии горевания сестринская помощь

Если уровень стресса становится слишком высоким, он превращается в деструк­тивную силу. Показатели работы начинают снижаться после достижения неко­торой точки, поскольку излишний стресс препятствует выполнению рабочих заданий. Работник утрачивает контроль над стрессом, теряет способность принимать решения, неадекватно ведет себя. Если стресс нарастает и достигает точки сры­ва, показатели работы стремятся к нулю, сотрудник чувствует себя слишком плохо, отказывается выходить на сопряженную со стрессом работу, увольняется.

Как организации, так и отдельные индивиды весьма озабочены проблемами стрессов и их последствий. Попытки управления стрессом предполагают выбор одного из воз­можных решений — предотвращение и контроль над уровнем стрессов, уклонение от стрессов и их преодоление. Профилактика стресса подразумевает сведение к минимуму вероятности возниконовения стресса. Управление стрессом подразумевает активный подход к борьбе со стрессом, влияющим на поведение. Благополучие подразумевает сохранение физического и психического здоровья для того, чтобы было легче справиться со стессом, если он возникает.

Такие организационные мероприятия, как улучшение коммуникативных навыков менеджеров, участие сотрудников в управлении, обога­щение процесса труда и внедрение программ ОР, направлены на снижение или ис­ключение факторов напряжения. Возможности уклонения от стресса отдельных работников включают в себя перевод в рамках организации, переход на другое место работы, досрочный выход на пенсию или тренинг, позволяющий противостоять фак­торам напряжения. Преодоление стрессов предполагает совместные усилия работни­ков и руководителей и может включать социальную поддержку, возможность релак­сации, биологическую обратную связь и личные оздоровительные программы.

Некоторые сотрудники испытывают стресс из-за того, что они находятся как бы вне окружающего их мира, ощущают недостаток межличностных отношений. Люди с амбициями и сильной потребностью в независи­мости нередко с трудом устанавливают близкие отношения с друзьями и коллегами, жертвуя социальными потребностями ради достижения успеха. Дефицит социальных контактов обусловливает высокую степень тревожности, озлобленность и одиноче­ство.

Лекарство от этой «болезни» — социальная поддержка в организации и за ее пределами, т. е. система поддерживающих видов деятельности, взаимодействий и от­ношений, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей работников. Вы­деляют четыре типа поддержки: инструментальную (поддержка задачи), информаци­онную, оценочную и эмоциональную.

Методы преодоления стрессов:

· разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;

· научиться говорить «нет»;

· не соглашаться на противоречивые требования ру­ководителя.

Методы, способствующие преодолению стрессово­го состояния работников:

· оценка способностей, потребностей и склоннос­тей для принятия решения о характере и объемах работы;

· при наличии аргументированного обоснования поз­вольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;

· полномочия, ответственность и ожидаемый резуль­тат должны быть четко описаны. Необходимо ис­пользовать обратную связь для того, чтобы убе­диться в адекватном восприятии задания сотруд­ником;

· использование ситуационного подхода к лидер­ству;

· обеспечение надлежащего вознаграждения за эф­фективную работу;

· развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.

Источник

Стресс в профессиональной деятельности

Современный человек большую часть своего времени проводит на работе. Некоторые не могут забыть о работе, даже находясь дома. Часто из-за работы люди находятся в напряжённом состоянии и переживают профессиональный стресс. Причины развития нервного напряжения у работников разных сфер деятельности свои, а признаки и последствия у всех одинаковые. Стресс на работе и дома снижает интерес человека к жизни, истощает его творческие и интеллектуальные способности. Психологическое напряжение приводит ко многим заболеваниям. Избежать этого помогут специальные упражнения, тренинги, методы снятия стресса.

Профессиональный стресс сопровождает представителей разных пофессий

Виды рабочего стресса

В процессе трудовой деятельности присутствуют раздражающие факторы. Они могут вызывать кратковременные нервные нагрузки. Если их негативное воздействие затягивается, профессиональный стресс становится хроническим. Различают такие виды профессионального стресса:

  1. Физический. Причины его возникновения – некомфортные условия труда, холод, жара, повышенный уровень шума.
  2. Информационный. Возникает из-за умственных перегрузок, повышенных требований. Очень часто им страдают люди, которые совмещают две должности или стремительно поднимаются по карьерной лестнице.
  3. Эмоциональный. Связан с неумением человека адаптироваться к предложенным условиям, расставлять приоритеты, выполнять поставленные задачи. Монотонный рабочий график или резкие смены деятельности являются причинами эмоционального стресса.
  4. Коммуникативный. Профессиональный стресс вызван неумением работника общаться с коллегами, начальством, отстаивать свои интересы (или, наоборот, промолчать), заводить полезные рабочие знакомства.

Причины стресса на работе могут быть разные, поэтому деление на конкретные виды рабочего напряжения условно. Наиболее подвержены рабочему напряжению люди с низкой самооценкой, повышенной тревожностью. Отсутствие мотивации и чётко поставленных целей также снижает стрессоустойчивость.

Виды профессионального стресса

Признаки стресса на работе

Постоянный стресс на работе может проявляться по-разному. Признаки стресса на работе индивидуальны для каждого человека, зависят от особенностей организма, типа нервной системы. Можно выделить основные признаки:

  • забывчивость;
  • невнимательность в работе;
  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • беспричинная тоска;
  • потеря чувства юмора;
  • отсутствие радости от результатов труда, похвалы и т. п.;
  • головные боли;
  • боли в спине, желудке;
  • потеря аппетита.
Читайте также:  Эмоциональное состояние собеседника мы узнаем тест

Очень часто на фоне психологического напряжения возникает чувство тревоги, беспомощности.

Избавиться от неприятных симптомов можно, если полностью справиться с напряжением на работе.

Успокоиться в стрессовой ситуации можно без таблеток и алкоголя. Эти методы кратковременны и вызывают зависимость

Стадии развития профессионального стресса

Стресс – это нормальная приспособительная реакция организма, которая регулируется нервной и эндокринной системами. В зависимости от длительности действия раздражающего фактора, выделяют такие фазы развития профессионального стресса:

  1. Тревога. Первая реакция на раздражитель, в крови повышается уровень адреналина, организм мобилизует силы для борьбы или спасения.
  2. Сопротивление. Наступает в том случае, если стрессор очень сильный, а его действие затяжное. Результатом адаптации организма к новым обстоятельствам является снижение активности физиологических процессов. Все происходящие на этой стадии изменения обратимы.
  3. Истощение. Непрерывное действие стрессового фактора приводит к тому, что у организма не остаётся сил на борьбу, защитные механизмы сломлены.

На первых двух стадиях стресс можно побороть самостоятельно. На стадии истощения побороть стресс без посторонней помощи уже очень сложно. Обязательно нужно устранять действие раздражающего фактора или менять своё отношение к нему.

Динамика развития и последствия профессионального стресса

Последствия профессионального стресса

Негативные последствия профессионального стресса связаны со стабильно повышенной концентрацией в крови глюкокортикоидов. Они оказывают влияние на сердечно-сосудистую, нервную, половую и иммунную систему человека.

Последствия затяжного рабочего стресса:

  1. Нарушения сердечного ритма, повышение артериального давления.
  2. Гастрит, язвенная болезнь желудка и кишечника.
  3. Болезни почек.
  4. Дерматиты.
  5. Набор массы тела или её резкое снижение.
  6. Депрессия.
  7. Алкоголизм.
  8. Фрустрация (стресс и фрустрация имеют много общего. Она проявляется тревогой, отчаянием, гневом, агрессией).

Стресс и работоспособность руководителя

Стресс в деятельности руководителя возникает очень часто, избежать его трудно. Особенно страдают молодые специалисты, которые только вступили в должность руководителя. Можно выделить такие организационные факторы стресса:

  1. Необходимость постоянного контроля работы сотрудников.
  2. Ответственность за результаты работы всех сотрудников.
  3. Материальная ответственность.
  4. Низкая мотивация подчинённых.
  5. Несоответствие между потраченными силами и полученным результатом.
  6. Завышенные требования высшего руководства.
  7. Большое количество бумажной работы.
  8. Межличностные конфликты с деловыми партнёрами, сотрудниками.
  9. Осуждение подчинёнными работы, поступков, личных качеств руководителя.

При постоянном нервном напряжении работоспособность руководителя снижается. Он не может нормально организовать трудовой процесс, часто срывается на подчинённых. Это ухудшает общую атмосферу в организации.

Стресс руководителя негативно сказывается на работе всего предприятия

Влияние стрессов на работу персонала

Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности являются одним из важных предметов изучения современной психологии. Разрабатываются новые подходы для решения проблемы. Почему возникает рабочий стресс у персонала организации:

  1. Непонимание работником его места в коллективе и цели деятельности.
  2. Выполнение одним сотрудником разных обязанностей.
  3. Достижение пика карьеры, отсутствие дальнейших перспектив роста.
  4. Длительное отсутствие отпуска.
  5. Недооцененность работы руководителем.

Перечисленные факторы становятся причиной низкой мотивации сотрудников, что, в свою очередь, вызывает стресс в деятельности руководителя. Формируется порочный круг – подчинённые и начальник раздражают друг друга. Чем быстрее разрешить напряжённую ситуацию, тем быстрее улучшится работа предприятия.

Методы снятия стресса

Как преодолеть стресс? На предприятиях и в офисах уже вошло в традицию устраивать корпоративные вечеринки. Это отличный способ расслабиться, узнать лучше своих коллег, наладить с ними отношения. Однако праздники бывают редко, а в рабочее время стресс в деятельности руководителя и рядовых сотрудников возникает каждый день. Поэтому есть ряд методов, которые позволяют снять напряжение в любой рабочий день:

  • Перед выходом из дома на работу необходимо сделать несколько дыхательных упражнений, за завтраком выпить травяной чай с мятой, мелиссой или ромашкой.
  • Успокоить нервы на работе помогает дыхательная гимнастика. Как только появляется психологический дискомфорт, можно делать упражнения с замедлением выдоха. Для этого нужно сделать глубокий вдох, посчитать про себя до двух, затем медленно выдохнуть, считая уже до четырёх. Привыкнув к такому упражнению, можно при дыхании вести счёт 3:6 или 4:8. Упражнение расслабляет мышцы, нормализует работу сердца.
  • Смена видов деятельности избавляет от умственного перенапряжения. Можно через каждые два часа найти пять минут, чтобы отвлечься на рисование или прослушивание музыки. В обеденный перерыв лучше покидать пределы рабочего помещения. Тогда исчезнет стресс и работоспособность повысится.
  • Очень важно поддерживать дружественные отношения с коллегами, общаться с ними на темы, отдалённые от работы. А общение с людьми, которые вызывают неприязнь, лучше свести к минимуму, стараясь соблюдать правила вежливости.
  • После работы снимать стресс можно прогуливаясь в парке. Нужно полностью освободить голову от мыслей о работе и проблемах, можно наблюдать за людьми, за природой, птицами, делать фото. Дома можно принять контрастный душ.

Короткий перерыв на музыку избавит от стресса

Стрессы в отдельных профессиях

Самые нервные и эмоционально затратные профессии – это те профессии, которые предполагают работу с людьми, они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Рассмотрим напряжения в некоторых профессиях такого типа.

Читайте также:  Механизмы радости рэй брэдбери смысл

Учитель и воспитатель

Работа с детьми связана с ежедневным нервным напряжением, которое снижает трудоспособность учителя.

Основные стрессовые факторы в работе педагога:

  • Монотонное повторение одного и того же материала.
  • Необходимость следования чёткой программе, которая не всегда удовлетворяет учителя.
  • Дополнительная нагрузка в виде проверки тетрадей, ведения журналов.
  • Ощущение недооцененности труда со стороны государства.
  • Претензии родителей учеников.
  • Поведение учеников, их конфликты между собой.
  • Отсутствие свободного времени.

Воспитатели и учителя начальной школы испытывают напряжение в основном из-за повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.

Учителям средней школы приходится вести уроки с разными возрастными группами, дети в которых имеют разный социальный статус.

Необходимость перестраиваться с одного класса на другой, переходить от более сложного материала к более лёгкому и наоборот, создаёт дополнительную нагрузку. Постоянный рабочий стресс снижает уровень эмпатии.

Для снятия эмоционального напряжения у педагогов был специально разработан комплекс простых физических упражнений. Делать их можно в любое время. Вот простые упражнения для снятия стресса:

  1. Напрячь пальцы ног на 5 секунд, расслабить.
  2. Напрячь икроножную мышцу левой ноги, расслабить, затем правой ноги.
  3. Напрячь коленки, расслабить.
  4. Напрячь бедра и ягодицы, расслабить.
  5. Напрячь мышцы живота, расслабить. Надуть живот, втянуть.
  6. Слегка поднять плечи, расправить их назад, расслабить.
  7. Наклонить голову вправо-влево, посмотреть вперёд.
  8. Сделать глубокий вдох, медленно выдохнуть.

Стресс и работоспособность – несовместимые понятия. Поэтому психологи дают рекомендации учителю: никогда не кричать на учеников. Это вредит не только детям, но и педагогу, его силы быстро исчерпываются.

Если ситуация выходит из-под контроля, лучше просто выйти на 2–3 минуты из класса и успокоиться.

Для учителя очень важно умение абстрагироваться. Оно поможет сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Не получится всегда держать класс под контролем, помогать, решать проблемы каждого ученика. Главная задача – доступно изложить материал по программе, оказать помощь тому, кто её просит.

В работе учителя важно умение абстрагироваться

Юрист

Кроме знания законов юристу, нужно иметь высокую стрессоустойчивость. Только так можно сохранить психическое и физическое здоровье на долгие годы, предотвратить рабочий стресс.

Психологическое напряжение в деятельности юристов возникает из-за:

  • высокой конкуренции;
  • требования клиентов;
  • перемены в законах и подзаконных актах;
  • необходимости идти вразрез со своими морально-этическими принципами.

У прокуроров и судей серьёзную нагрузку на психику оказывает власть. Многие переживают деформацию личности, начинают злоупотреблять служебным положением. Необходимость постоянно иметь дело с худшими проявлениями людей со временем может привести к немотивированному причинению вреда окружающим. Многие юристы утверждают, что победить профессиональный стресс им помогают спортивные тренировки, занятия творчеством в свободное время. Сснизить нагрузку можно и с помощью планирования рабочего дня.

Сотрудник ОВД

Служба в органах внутренних дел всегда сопровождается повышенными нервными нагрузками. Нормально справляться с обязанностями могут только граждане с высоким уровнем правосознания, психологической устойчивостью и физической работоспособностью. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД:

  • Повышенная ответственность за результаты действий и их последствия.
  • Конфликт между долгом, обязанностью и моральными качествами.
  • Агрессивная реакция граждан на действия со стороны сотрудников ОВД.
  • Негативное моральное воздействие преступников.
  • Постоянная готовность к экстремальной ситуации.
  • Необходимость одновременно прогнозировать несколько вариантов развития событий.

После длительной работы с преступным миром могут возникать навязчивые мысли, параноидальные состояния, появляется гипертрофированное чувство права на насилие.

Чтобы сохранить здоровый рассудок сотрудников, необходимо предоставлять им время на адаптацию после выполнения каждого задания. В отделе обязательно должен работать психолог.

Периодически нужно повышать квалификацию сотрудников, их общий моральный и культурный уровень. Это основные способы борьбы со стрессом в ОВД.

Работник МЧС

Работа в МЧС все время сопряжена с риском для собственной жизни и ответственностью за жизнь и здоровье других людей. Основные факторы нервного напряжения:

  • ожидание экстремальной ситуации;
  • боязнь ошибки.

Существуют механизмы накопления профессионального стресса: хронический и травматический. Хронический связан с напряжённым характером повседневной деятельности. Травматический рабочий стресс у работников МЧС стресс возникает тогда, когда они переживают ситуацию, выходящую за рамки их обычного опыта.

Ликвидация стихийных бедствий, пожаров, спасение людей от смерти – специализация работников МЧС, но каждая новая ситуация отличается от предыдущей, трудно что-либо спрогнозировать. Именно это вызывает профессиональный стресс.

Профилактикой деформации личности и эмоционального выгорания в МЧС занимаются целые научные институты. Они разрабатывают и внедряют новые современные подходы к анализу профессионального стресса. С сотрудниками проводятся тренинги по самоконтролю, обучению навыкам экстренной релаксации.

Заключение

Рабочий стресс – серьёзная проблема современности. Избежать его нельзя, но можно научиться контролировать. Работа – это способ заработать деньги. Если в работе получается реализовать свои амбиции, проявить способности, моральные качества, творчество, то это отлично. Кроме работы у человека должны быть другие занятия, увлечения, общение с семьёй и друзьями. Тогда будет гораздо легче пережить стресс на работе.

Источник

Оцените статью