Стресс у школьников это

Что такое школьный стресс и как с ним бороться?

Три пика школьного стресса

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Профи для любой задачи

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.

Читайте также:  Чувство сдавливания горла от чего

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?

Источник

Стресс у школьников это

Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь школьников

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Данная работа посвящена вопросам возникновения стрессов у учащихся, их психологическому здоровью и профилактике стрессов.

В сегодняшнем мире возникновение стрессовых ситуаций неизбежно, с ними сталкиваешься на каждом шагу, что вызывает интерес к изучению проблемы. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход учащихся из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.

Тема моего проекта: «Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся».

Цель проекта: Выяснение причин возникновения стрессов у учащихся и влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.

Для этого мне предстояло решить следующие задачи:

— выяснить что такое «стресс»;

— научиться определять симптомы стресса;

— узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у учащихся.

— провести опрос среди учащихся 7 классов по выявлению стрессоустойчивости;

— дать рекомендации по профилактике стресса у учащихся.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы стресса в жизни учащихся

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. Stress- напряжение)— состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Концепция стресса была введена и разработана канадским врачом и биологом с мировым именем, директором института экспериментальной медицины и хирургии Гансом Селье в 1936 году. Он же обосновал свое учение о стрессе.

Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.

Читайте также:  Эмоционально недоступные люди это какие

Стресс можно разделить на два вида конструктивный и деструктивный.

Стресс или раздражители того или иного рода являются неотъемлемой составляющей любой человеческой активности. Сама жизнь есть производное от действия стрессов. Например, принимая пищу, раздражаем пищеварительную систему, но оставаясь без пищи, мы испытываем голод, а это ещё больший стресс. Напряжение подобного характера является примером «конструктивного» стресса. Такое воздействие стресса на наш организм позитивно.

Конструктивный стресс не влечёт за собой сердечных приступов, спазм мышц тела и язвы желудка.

Совершенно иного рода напряжение, «деструктивный» стресс, напротив, наносит вред. Вернее, вредоносной является наша эмоциональная реакция на внешние деструктивные раздражители, которыми щедро одаривает нас жизнь.

Употребляя слово «стресс», мы обозначаем именно пагубно влияющие на нас явления.

Стресс способен разрушать и убивать, хотя люди пытаются игнорировать эту возможность. Роковая роль стресса в развитии болезней доказана и не вызывает сомнений.

1.2. Причины стресса у учащихся

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало, стресс был исключительно проблемой взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей и подростков. Каждый третий ребенок испытывает стресс .

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.

В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.

1.3. Признаки проявления стресса у учащихся

Школьный (подростковый) возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.

Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.

Признаки стресса — физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:

— повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;

— резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;

-недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;

— злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;

— резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;

1.4. Влияние стресса на здоровье

Ученые, которые исследовали влияние стресса на организм, пришли к выводу, что стресс – это тихий убийца современного общества. Не зря существует поговорка: «Все болезни от нервов!». Так вот, именно длительный стресс способен запустить механизм различных заболеваний: сахарный диабет, ревматоидный артрит, который приводит к хроническому воспалению суставов, поражая и сердечную мышцу, рассеянный склероз и т.п. Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания (или даже вызывать их): от болей в пояснице и бессонницы до рака.

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, они постоянно подвержены разным заболеваниям.

Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом: заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит. Кроме того, дети, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

1.5 Средства борьбы со стрессом

Для того чтобы ребёнок был здоровым ему нужен здоровый сон, и чем меньше ребёнок, тем больше его потребность во сне. Исследования учёных показали, что деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву.

Новый этап в борьбе со стрессами и депрессией – спортивные игры: в них идёт борьба за победу и важен командный дух. Влившись в команду, ребёнок не только разовьёт силу мышц, но и закалит силу духа, приобретёт психологический иммунитет. Совместные исследования психологов и инструкторов по лечебной физкультуре показывают, что лучшее лекарство от меланхолии — это аэробика. Специалисты обнаружили 3 главных секрета её благоприятного воздействия на детскую психику: ритмичная современная музыка, разнообразие движений, быстрый ритм, не дающий отвлекаться на грустные мысли, присутствие сверстников.

Ещё очень важно, чтобы у учащихся было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.

А для родителей главное– это не прекращать постоянного общения с почти уже взрослыми детьми. Если подросток замкнётся, то это навсегда.

Читайте также:  Настроение располагает что означает

Родителям следует забыть обращение «ты должен», вместо этого хорошо бы в разных вариациях повторять «ты можешь!».

Снимет стресс и ароматерапия. Необходимо больше есть фруктов и овощей, они богаты минералами и витаминами, улучшающими и активизирующими мозговую деятельность. За день выпивать не менее 2-х литров жидкости (воды, сока, чая), т. к. каждая клетка тела, в том числе и мозг, нуждается в жидкости.

Глава 2. Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.

2.1. Описание экспериментального исследования

В целях выявления причин возникновения стрессов, их проявления и профилактики я провела исследовательскую работу:

1. Мониторинг психологического здоровья учащихся 7 класса

2. Анкетирование учащихся 7 классов по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;

3. Анкетирование взрослых (родителей учащихся) по причинам стресса и путях выхода из него;

4. Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся и у родителей.

Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводила в среднем звене лицея, 7-е классы. Опрошено 127 человек, возраст 12-14 лет. Дети в классах, в общении с окружающими в основном раскованы, в большинстве общительны, но среди них выделяются ребята с отклонениями от возрастных норм поведения.

Из опроса учащихся, 49 человек испытывают систематическое утомление, 13 двигательное возбуждение, 7 тревогу, 14 частую потерю аппетита, 16 резкую смену настроения, 9 испытывают систематические головные боли, 14 заболевания желудочно-кишечного тракта, 5 заболевание почек.

Хотя многие дети из классов считают, что в семье у них всё благополучно, их любят и уважают, при этом 5% человек не находят общего языка с родителями, не видят в них своих единомышленников.

В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.

Я задала своим одноклассникам следующие вопросы:

1. Сталкивался ли со стрессом?

2. Как ты себя чувствовал?

3. Что было после стресса?

4. Как ты справился со стрессом?

По результатам опроса я пришла к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – испытывают огорчение, испуг и страх.

Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения.

Чаще всего к разрешению сложных проблем и стрессов ребята обращаются к близким людям и родственникам, а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.

Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.

После этого было проведено анкетирование родителей учащихся. В опросе приняли участие 60 родителей учащихся. Взрослым были предложены следующие вопросы:

1. Сталкивались ли вы со стрессом?

2. Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?

3. Как влияла на вас стрессовая ситуация?

4. Где вы чаще всего получаете стресс?

5. Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?

6. Как можно избежать стрессов?

Выводы после опроса родителей получились также неутешительные: Все участники опроса сталкивались со стрессом, подвергались воздействию стрессовой ситуации и испытывали отклонения в состоянии здоровья. В результате данных, видно, что стрессовая ситуация влияет на настроение, самочувствие, неспособность сосредоточиться, при этом респонденты испытывают гнев, обиду и возмущение. Большинство родителей, по их мнению, снимают стресс сменой деятельности, прослушиванием любимой музыки, общением с близкими людьми, активным отдыхом и принятием успокоительных средств.

В своём исследовании я пришла к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу.

Наряду со взрослыми, дети подвержены стрессам, но до конца каждый из них не понимает или не знает всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье.

Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.

Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово.

Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!

В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделала выводы и дала некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.

1. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.

2. Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.

3. Попова Л.М. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу. — Спб.: ТОО «Лейла», 1996г.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2006г.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов — Питер, 2009г.

6. Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» — М., «Просвещение», 1991.

7. Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.

8. Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.

9. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.

10. Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.

Источник

Оцените статью