- Без страха и лишнего стресса. Психолог рассказала, как помочь адаптироваться ребенку в детском саду
- Адаптация ребенка к детскому саду без проблем
- Вы получили заветное место в детском саду для ребенка, и теперь можете выйти на работу или уделять больше времени себе. Но тут оказывается, что малыш совсем не рад новому образу жизни.
- Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Без страха и лишнего стресса. Психолог рассказала, как помочь адаптироваться ребенку в детском саду
Большинство родителей рано или поздно отдают своего ребенка в детский сад. Период адаптации к новым условиям у малышей часто вызывает стресс, который проявляется по-разному: могут учащаться случаи заболевания ОРВИ, появиться истерики, капризы и другое. Психолог из ЗАО Марина Варламова, работающая с детьми больше 10 лет, рассказала, как облегчить процесс адаптации и помочь малышу быстрее влиться в коллектив детского сада.
— Начнем с того, что готовится к детскому саду нужно задолго до того периода, когда определена дата первого похода, и сначала обратить внимание нужно родителям на самих себя, — отмечает детский психолог. — Часто получается так, что мамы и папы изначально имеют негативное отношение к детскому саду. Возможно, это свой плохой опыт, повышенная тревожность и не только. Негативный психологический заряд очень легко передается ребенку, а затем дети начинают с неприязнью относиться к детскому саду.
По словам психолога, нельзя ребенку показывать свои опасения и переживания,в том числе обсуждать их в его присутствии. Это касается и телефонных разговоров. Ребенок может не поймет весь ваш монолог в деталях, но на подсознании у него сформируется установка, что его ожидает что-то неприятное. Нужно сразу настроиться на то, что малыш легко вольется в коллектив, найдет новых друзей, и в целом детский сад пойдет ему на пользу. В идеале, позже нужно постараться построить доверительные отношения с воспитателями и родителями других детей из группы. Ваша открытость и положительный настрой обязательно передадутся малышу.
— Следующий шаг— нужно понять готов ли ребенок. Лучшим возрастом для того, чтобы отдать малыша в сад, считается 3-3,5 года. Как правило, к этому времени дети уже могут разговаривать, самостоятельно одеваются, ходят в туалет и другое. К тому же, это тот возраст, когда у малыша повышается любознательность. Ему интересно все новое, он стремится общаться с людьми, получать новый опыт. При этом зависимость от мамы ослабевает, ребенок уже может несколько часов провести под присмотром, например бабушки или дедушки, — отмечает Марина Варламова.
Далее обращаем внимание на психологические состояние ребенка. К знакомству с новыми людьми ребенок должен быть готов. Чтобы улучшить коммуникативные навыки вашего малыша, психолог советует чаще ходить в гости или на детские площадки. Знакомьте ребенка не только с детьми, но и взрослыми, ведь в детском саду ему придется общаться и с воспитателями.
— Ребенку необходимо рассказать и объяснить, почему ему нужно идти в сад. Аналогия с работой родителей — неплохая, только не стоит ей придавать особую серьезность. Наоборот, расскажите малышу, что его ждут новые друзья, игры, интересные занятия. Познакомьте ребенка с распорядком дня в саду — прогулки, завтраки, занятия, обеды и прочее, — отмечает детский психолог. Попробуйте этот распорядок соблюдать и дома Особое внимание уделите тому, что ваш малыш ест. Каши, блюда из овощей, рыба и другое должны быть и в домашнем меню.
Во время адаптации эмоциональная поддержка очень важна для ребенка. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность больше уделять времени малышу, чтобы он не чувствовал себя брошенным, подчеркивает психолог.
— Сократившие время, которое раньше вы проводили вместе, компенсируете качеством общения, — отмечает Варламова. — Чаще обнимайте ребенка, говорите ему, что тоже скучаете и понимаете его состояние. Хвалите и радуйтесь успехам своего малыша открыто. Он должен чувствовать, что мама и папа остались рядом, а в жизни просто появилось еще одно место для времяпрепровождения.
Часто большой стресс вызывает прощание в саду родителя и малыша. Один из советов психолога: уходя – уходите. Не травите себе душу, подслушивая под дверью. Как отметила Марина Варламова, часто дети быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
— Эффективно будет, если прощание превратить в игру, например, предложите ребенку помахать маме изо всех окошек.Ну, а если малыш никак не может расстаться с мамой в саду, то попробуйте поручить отвезти его папе, бабушке или кому-то другому, — предлагает психолог.
Не делайте перерывов в посещении — еще один совет психолога. Неделю дома, а неделю в саду — такой вариант бессмысленный. Все результаты адаптации, которые достиг малыш, могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала.
Привыкание ребенка в детском саду длится от двух недель до полугода. Время зависит от индивидуальных особенностей малыша. Показателями того, что ребенок адаптировался к саду, являются глубокий сон, хороший аппетит, активность.
Источник
Адаптация ребенка к детскому саду без проблем
Вы получили заветное место в детском саду для ребенка, и теперь можете выйти на работу или уделять больше времени себе. Но тут оказывается, что малыш совсем не рад новому образу жизни.
Он капризничает, кричит, падает на пол, отказывается одеваться, заходить в группу. А уходя из сада утром вы еще долго слышите его плач из открытого окна. Как облегчить адаптацию к детскому саду для ребенка и мамы?
Трудный возраст
Сложность адаптации в саду можно объяснить возрастными особенностями ребенка. Как правило, дети попадают в детский сад незадолго до своего трехлетия. В этом возрасте нередок кризис, который связан с осознанием себя как отдельной личности. Ребенок меняется эмоционально и физически, превращаясь из милого малыша в мальчика или девочку с характером. Ключевой потребностью для ребенка в этот период является отстаивание своих интересов. Это выливается в проявление упрямства, негативизма, протеста, своеволия практически по любому поводу. Чувство тревоги перед переменами ухудшает и без того сложное поведение, ведь ребенку еще очень сложно себя контролировать. Для уверенности в своем мире ему необходима определенность, даже однообразие. Со временем, когда детский сад станет частью его жизненного устройства, он будет только укреплять всю систему. Но сейчас, на этапе перемен, ежедневные походы в садик нарушают детский покой.
Опытные дошкольные педагоги знают, что легче всего к детскому саду адаптируются дети в возрасте около 2-х лет, или уже после 4-х. Но это не значит, что в три года адаптация обязательно будет сложной: как всегда, все индивидуально.
Что поможет пережить адаптацию к саду легче?
- Готовьте ребенка с вечера. Выберите вместе одежду, напомните, что нужно раньше встать, придумайте прическу, сюрприз для воспитательницы или подружки. Напомните по порядку, что будет в саду: когда завтрак, прогулка, какие занятия, какая будет воспитательница с утра, и что вы обязательно придете вечером. Это поможет трансформировать тревогу в предвкушение: ведь основные моменты уже известны, и осталось ждать, как все пройдет.
- Если позволяет время, то сама дорога до сада может быть развлечением. Пусть это будет поход с песней, или выход из лабиринта, поиски клада, который найдется в шкафчике раздевалки группы. Такое же приключение можно устроить на обратном пути вечером.
- Любимые вещи. Когда малыш находится в новой обстановке, то ему просто необходим кусочек своей территории. Частью его уютного детского мира может быть любимая игрушка, пижама с супергероем, «секретная» записка от мамы в карманчике и т.д.
- В выходные и при вынужденных пропусках соблюдайте дома такой же режим дня, как и в саду. Это облегчит адаптацию к детскому саду и психологически, и физиологически.
- Договоритесь с воспитателем о том, в какой именно момент ребенок должен заходить в группу. До этого условного сигнала пусть она остается в стороне. Нередко воспитатель встречает детей у входа, и у вас нет возможности спокойно попрощаться и успокоить ребенка. Для создания хорошего настроя достаточно нескольких минут, если они были проведены в доверительной обстановке.
- Спрашивайте у ребенка, что ему нравится и не нравится в группе, с кем он общается, чего боится, что ему говорит воспитатель в течение дня. Возможно, есть объективные причины, по которым он не хочет заходить в садик по утрам.
- Чтобы снизить напряжение и облегчить ребенку адаптацию к детскому саду, за месяц до поступления в садик и на весь период адаптации педиатры назначают аминокислоту глицин. Она повышает выносливость нервной системы ребенка естественным и безопасным способом: налаживая природные механизмы регуляции в нервной ткани. Препарат Глицин безопасен и предназначен для длительного применения в любом возрасте. Прием Глицина поможет и маме спокойнее относиться к процессу привыкания ребенка к новой жизни в саду. При этом препарат не вызывает сонливости.
Источник
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Источник