Стресс у ребенка после операции

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края Краевая детская клиническая больница

Общий уход за ребенком после операции

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УХОДУ ЗА РЕБЁНКОМ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА СЕРДЦЕ

После операции дети выписываются из стационара домой. Дальнейшая реабилитация послеоперационных пациентов проходит при непосредственном участии родителей и ближайших родственников под наблюдением врача соответствующей специальности и врача-педиатра.

ОБЩИЙ УХОД ЗА РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ

При жалобах ребенка старшего возраста на боль в области послеоперационной раны – необходимо дать назначенные врачом болеутоляющие средства. Не следует давать ребенку обезболивающее профилактически при отсутствии болей.

Примерно через 7-10 дней после снятия швов детей можно купать. Новорожденных и детей младшего возраста можно купать в ванночке. Купать необходимо в комфортных условиях (вода около 38 градусов, воздух около 24 градусов), без мочалки, а в воду лучше добавить отвар ромашки или череды.

Детям старшего возраста в течение первого месяца после операции ванную принимать нельзя, нужно мыться под душем, лучше сидя.

После купания необходимо осмотреть послеоперационный рубец. Если в области рубца появилось покраснение, припухлость, боль или какие-нибудь выделения, то срочно следует проинформировать Вашего хирурга или лечащего врача.

После осмотра, если все в норме, рубец нужно смазать водным раствором йода (бетадином или кутасептом), который можно приобрести в аптеке. Обрабатывать рану нужно 2-3 раза в день до полного заживления.

После операции необходимо ограничить непосредственное общение ребенка с окружающими, чтобы избежать контакта с инфекцией.

Ежедневно измеряйте детям температуру тела. Если температура оказалась выше 37,5 – немедленно свяжитесь с Вашим лечащим врачом.

Для профилактики инфекционного эндокардита при появлении первых признаков острых инфекционных заболеваний у ребенка (ангина, бронхит, пневмония, цистит и др) необходимо срочно обратиться к врачу для подбора эффективной антибактериальной терапии.

Посещения детской поликлиники по месту проживания должны проводиться регулярно для выявления и своевременного лечения хронической инфекции у детей при тонзиллите, кариесе (даже молочных зубов), аденоидите и др.

Если Вашему ребенку назначен антикоагулянт, обязательно сообщите об этом врачу перед любой хирургической процедурой, включая стоматологическую, или любым медицинским исследованием, т.к. этот препарат влияет на свертываемость крови и длительность кровотечения.

ПИТАНИЕ

Постепенно расширяйте рацион ребенка старшего возраста до привычного дооперационного. Питание должно быть сбалансированным по количеству и составу пищи. Отсутствие лишнего веса у вашего ребенка значительно облегчит работу сердца. Старайтесь не перекармливать ребенка, лучше перевести его на дробное питание.

Новорожденным и детям младшего возраста необходимо давать привычную смесь или грудное молоко, постепенно выйти на объём кормления соответствующий его возрасту, после чего можно постепенно вводить новые продукты питания.

После операции на сердце ребенка следует перевести на диетическое питание, не давайте детям соленые и обильно приправленные пряностями блюда, чтобы ребенок после еды не испытывал жажду.

Постарайтесь предотвращать запоры, чтобы избегать лишней нагрузки на сердце и не повышать внутрибрюшное давление. Старшим детям давайте овощи и фрукты (как сырые, так и печёные), кисломолочные продукты, чернослив, замените обычный хлеб на хлеб с отрубями. Маленьким детям при склонности к запорам не вводите в рацион каши и супы с рисом. Если Вы кормите грудью – соблюдайте строгую диету.

Постарайтесь взвешивать ребенка хотя бы 2 раза в неделю. Необходимо следить за прибавкой веса у новорожденного или за колебаниями веса при приеме мочегонных препаратов. Если вес ребенка быстро увеличился на 0,5-1 кг или уменьшился в течение нескольких дней – обратитесь к врачу для коррекции питания или дозировки мочегонных препаратов.

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Активность Вашего ребенка после операции обычно соответствует его самочувствию. При усталости или плохом самочувствии дети, как правило, сами выбирают спокойные и малоподвижные игры. Не предлагайте старшим детям, например, игру в футбол или катание на роликах, т.к. в состоянии азарта ребенок не сразу признается в плохом самочувствии.

Читайте также:  Чувствую ответственность за мир

Через несколько дней после операции на сердце новорожденных и маленьких детей можно выкладывать на живот. Спать ребенок может в любой, удобной для него, позе.

Ходьба для старших детей – самый оптимальный вид физической нагрузки после операции на сердце. Прогулки с ребенком совершайте по ровной поверхности, при хорошей погоде, и не сразу после еды.

Первое время детям старшего возраста может быть трудно подниматься с кровати. Вставать надо постепенно, в несколько приёмов: повернутся на бок, спустить ноги с кровати, сесть, подождать несколько минут и встать.

После операции на сердце грудина в среднем срастается через 6 недель после операции.

В этот период дети старшего возраста должны избегать движений, создающих нагрузку на грудную клетку:

  • не поднимать тяжестей более 2.5 кг (мусорное ведро, сумки с покупками, полные портфели и т.д.);
  • не открывать и не закрывать раздвижные окна и двери,
  • не пользоваться приборами, требующими физического усилия (например, пылесосом);
  • не кататься на велосипеде, не отжиматься;
  • плавание запрещено в течение 3 месяцев.

Ребенок может выполнять легкую домашнюю работу (накрывать на стол, мыть посуду и т. п.).

Маленьких детей не поднимайте за обе руки, не тяните за одну руку во время прогулки, особенно если ребенок устал. Берите на руки, подхватывая под ягодицы и придерживая за спину.

Несколько раз в день проветривайте детскую комнату, ежедневно делайте влажную уборку.

Источник

Стресс у ребенка после операции

Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.

Стресс сопровождает человека всю его жизнь

Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.

Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.

Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.

Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.

Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.

– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.

Читайте также:  Опьянение с депрессией это

– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.

– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).

– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.

Основные признаки стрессового состояния у детей

1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.

2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.

6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.

8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.

Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.

В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?

– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);

– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);

– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;

– если у ребенка появились сильные страхи;

– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.

Читайте также:  Бухта радости пирогово как добраться от речного вокзала

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.

2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.

3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.

Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.

Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.

4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.

Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.

5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.

Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.

6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.

Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.

Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.

7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.

В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.

Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна

Источник

Оцените статью