- Стресс у ребенка после больницы советы психолога
- Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков
- Общие симптомы ПТСР у детей и подростков
- Лечение ПТСР у детей и подростков
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Игровая терапия
- Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)
- Медикаментозное лечение
- Что делать, если у моего ребенка ПТСР?
Стресс у ребенка после больницы советы психолога
Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.
Стресс сопровождает человека всю его жизнь
Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.
Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.
Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.
Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.
Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?
– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.
– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.
– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.
– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).
– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.
У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.
Основные признаки стрессового состояния у детей
1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.
2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.
6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.
8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.
В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?
– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);
– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);
– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;
– если у ребенка появились сильные страхи;
– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.
3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.
Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.
4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.
Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.
5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.
Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.
6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.
Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.
7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.
В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна
Источник
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков
Травматический опыт может вызвать расстройство психики не только во взрослом возрасте. Психика детей и подростков еще более хрупка и ранима.
До 40% детей и подростков переживали как минимум одно травматическое событие в своей жизни. У части из них может развиться так называемое посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР.
Травматические события могут быть разными, но чаще всего это физическое или сексуальное насилие, несчастный случай, стихийное бедствие и т. п. Дети или подростки либо пережили это событие сами, либо стали свидетелями того, как это произошло с кем-то еще, например, с их близкими.
Развитие ПТСР у ребенка или подростка зависит от многих факторов — тяжести травмы, ее повторяемости и реакции на случившееся членов семьи. Дети или подростки при посттравматическом стрессовом расстройстве чувствуют себя не в состоянии уйти из-под влияния травмы. Они стараются избегать людей или ситуаций, которые напоминают им о пережитом. Они мучаются воспоминаниями о случившемся, или же страдают от ночных кошмаров, связанных с травмой, которые кажутся очень реалистичными. Эти постоянные напоминания приносят множество трудностей в повседневную жизнь ребенка.
Общие симптомы ПТСР у детей и подростков
- Избегание ситуаций, которые напоминают о травмирующем событии
- Навязчивые воспоминания о произошедшем, ночные кошмары
- В играх ребенок повторяет травмирующую ситуацию или каким-либо образом отсылает к ней
- Импульсивность или агрессия
- Беспокойство и нервозность
- Эмоциональное “онемение”
- Проблемы с успеваемости в школе из-за невозможности сосредоточиться
В зависимости от травмирующего события и восприимчивости ребенка/подростка, симптомы могут быть выражены или малозаметны. Наиболее заметный для родителей симптом – избегание того, что связано с травмирующей ситуацией.
“Мы с сыном стали участниками ужасной автомобильной аварии. Несколько машин прямо перед нами столкнулись, и наш авто догнал их. В тех машинах были жертвы, кто-то пытался вытащить застрявших людей, была неразбериха. Все это было большим потрясением для меня и для сына. Он почти перестал спать, мало ел, его начали мучить кошмары. Он перестал ездить на автомобиле, в школу приходилось везти его на маршрутке.“
Чем младше ребенок, тем сложнее распознать ПТСР. У детей ПТСР проявляется неспецифически: изменяется поведение, ребенок становится более возбужденным, беспокойным, чаще плачет. У подростков наблюдаются “взрослые” симптомы – воспоминания о травматическом событии, избегание стимулов, связанных с травмой. Диагноз ПТСР ставят, если симптоматика проявляется более месяца после травмы.
Лечение ПТСР у детей и подростков
Если у вашего ребенка проявляются симптомы посттравматического стрессового расстройства, скорее всего, они уменьшатся и исчезнут в течение нескольких месяцев. Однако через какое-то время возвращаются снова. ПТСР поддается лечению, поэтому важно обратиться к врачу на первых этапах проявления расстройства. Вот несколько распространенных путей лечения юных пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством:
Когнитивно-поведенческая терапия
КПТ является одной из наиболее распространенных форм «разговорной терапии», и терапевты могут использовать его для работы с детьми и подростками. Когнитивно-поведенческая терапия, сосредоточенная на травме, помогает ребенку замечать и исправлять иррациональные или нелогичные мысли о самой травме или о людях и ситуациях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая терапия также обычно включает в себя знакомство с информацией о методах расслабления и преодоления стресса. Когнитивно-поведенческая психотерапия хорошо работает с подростками и детьми старшего возраста. Метод рекомендован NICE (Великобритания) как эффективный при лечении СДВГ.
Игровая терапия
Этот вид терапии может особенно хорошо работать для детей младшего возраста, которые часто косвенно пытаются сообщить о своей реакции на травму и понять, что произошло. Терапевты используют арт-терапию и игры, чтобы помочь ребенку пережить травму и справиться с другими жизненными стрессами. Арт-терапия применяется в работе с детьми младшего возраста, когда методики когнитивно-поведенческой терапии слишком сложны для освоения ребенком.
Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)
Метод ДПДГ становится все более популярным в психиатрии. Терапевт направляет движения глаз пациента, в то время как ребенок в течение короткого времени вспоминает травмирующее событие. Несмотря на то, что механизм работы метода ДПДГ не изучен, эффективность десенсибилизации и переработки движением глаз доказана во многих исследованиях. NICE (Великобритания) также рекомендует данный метод для лечения посттравматического стрессового расстройства.
Медикаментозное лечение
Не существует специальных лекарств, которые «излечивают» ПТСР, но иногда антидепрессанты и препараты для снятия тревожности могут помочь облегчить некоторые симптомы ПТСР у детей, если они также посещают психотерапевта. Препарат подбирается в зависимости от состояния, возраста, сопутствующих заболеваний.
Что делать, если у моего ребенка ПТСР?
Наблюдая, как ребенок становится «заложником» пережитой травмы, вы можете почувствовать себя бессильными и не всегда понимать, какие шаги предпринять в первую очередь. Лучше всего начать с того, чтобы выслушать вашего ребенка и не игнорировать его проблемы и трудности. Объединитесь с членами семьи и психотерапевтом, которые поддержат вас и вашего ребенка. Вы можете обратиться к психологу в школе вашего ребенка, в больницу или в местный кризисный центр, где вам укажут, куда двигаться дальше.
Помните, что посттравматическое стрессовое расстройство поддается лечению, и ваш ребенок сможет жить прежней жизнью. Те шаги, которые вы предпримете сегодня, помогут вашему ребенку строить свое будущее без страха и оглядки на пережитые страдания.
Источник