Стресс у ребенка 2 года после больницы

Стресс у детей

Считается, что стресс появляется у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» проблемами. Однако стресс может появиться даже у детей. Чрезмерные нагрузки, посттравматическое состояние, неблагоприятная обстановка в семье – все это ведет к детскому стрессу. От чего же у ребенка стресс?

Определить наличие стресса у ребенка можно по резким изменениям его поведения, ребенок становится «неузнаваем» и «неуправляем». Признаком стресса может быть частая и резкая смена настроений ребенка, какие-то психосоматические расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, тошнота, рвота и т.д.).

Стресс у ребенка в разном возрасте может быть вызван разными причинами и проявляться по-разному. Так, у грудных детей и у детей до двух лет стресс может быть вызван болезнью, разлукой с близкими, пусть даже кратковременной. Также дети очень остро реагируют на переживания родителей и могут «заразиться» их стрессом.

Симптомами стресса могут выступать: повышенная раздражительность, резкие изменения аппетита вплоть до отказа от пищи, нарушения сна.

Прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются.

В возрасте от 2 до 5 лет необходимость разлуки с близкими, например, при посещении детского сада, перемены в привычном укладе жизни, посещение врача или парикмахерской – эти факторы также могут вызвать стресс.

Проявляется стресс у детей этого возраста избыточными страхами, агрессией, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения, заиканием, повышенной «слезливостью». Также у ребенка может появиться т.н. поведенческая регрессия – возвращение к более ранним стадиям развития. Например, ребенок начинает просить соску или мочиться в постель, сосет палец.

Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Необходимо ограничивать время просмотра ребенком телевизора – важно, чтобы ребенок хотя бы пару часов в день проводил за тихими спокойными играми, за книгой.

С началом посещения ребенком школы начинаются новые нагрузки, к ребенку предъявляются новые требования. В этот период дети очень уязвимы для стресса. Высокие (иногда даже чересчур) ожидания родителей и огромное желание ребенка соответствовать этим ожиданиям, конфликты с одноклассниками или учителями – все это может привести к стрессу.

Распознать стресс в этом возрасте можно по необъяснимым болям и расстройствам без видимых причин, по нежеланию ребенка посещать школу или общаться с другими детьми. Нервные движения, низкая самооценка, нарушения аппетита и сна, отставание в учебе – это тоже могут быть признаки стресса.

Как выяснить причину стресса? Можно сходить с ребенком в кино или на прогулку – вдали от домашней (возможно, опостылевшей) обстановки ребенок может разговориться. С помощью ролевых игр, рисования можно «переиграть» стрессовую ситуацию. В игре или на рисунке ребенок может представить, как бы он повел себя в том или ином случае.

Ребенок подросткового и старшего школьного возраста – это уже практически сформировавшаяся взрослая личность. Неудивительно, что и переживания его приближаются к переживаниям взрослого человека: озабоченность своим будущим, взаимоотношениями с окружающими…

Признаки стресса у подростка также практически не отличаются от «взрослых». Подросток может чувствовать себя безмерно одиноким, неуверенным в себе, у него пропадает желание общаться с людьми. Он становится чрезмерно раздражительным, вспыльчивым, настроение резко меняется от приподнятого до глубокой депрессии, появляется необъяснимое беспокойство, навязчивые действия.

Как помочь подростку справиться со стрессом? Важно «разговорить» ребенка. Если он не хочет сам рассказать о своих проблемах, можно «зайти издалека», т.е. начать разговор на какие-то посторонние темы, осторожно переведя беседу в нужное русло. Можно «проиграть» с ребенком то, что произошло, но в Вашей «пьесе» будет счастливый конец.

Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя без вины виноватым. Родители должны дать ребенку возможность понять, что они его любят несмотря ни на что. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

Источник

Стресс у ребенка

Что такое стресс

Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.

Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.

Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.

Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.

В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.

Стадии стресса

Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.

1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).

2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).

3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).

Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.

Причины возникновения детского стресса

Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:

— Переезды и расставания с близкими людьми

— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)

— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей

— Буллинг (травля со стороны сверстников)

— Резкая смена режима или распорядка дня

— Начало и конец учебного года

— Экзамены и подготовка к ним

— Увлечение агрессивными компьютерными играми

— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)

Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.

Признаки стресса у детей

Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:

Читайте также:  Открытки с добрым утром хорошего дня отличного настроения здоровья

— Частая смена настроения

— Нарушение режима сна

— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)

— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт

— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости

— Кошмарные сны и фобии

— Стремление все контролировать

— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)

У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.

Последствия стресса у ребенка

Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.

Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.

Лечение стресса у детей

Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.

Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.

Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.

Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.

Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.

Профилактика стресса у ребенка

Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.

Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.

Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.

Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.

Источник

Стресс у ребенка 2 года после больницы

Больничные условия кардинально отличаются от тех, к которым привык ребёнок в обычной жизни. Это погружение в новую реальность, порой очень трудную как для самого ребёнка, так и для его семьи. Для того, чтобы помочь ребёнку лучше адаптироваться к новым условиям, важно понимать и знать, какие факторы являются для Вашего ребёнка травмирующими. С одной стороны, это факторы, связанные с лечением – боль и побочные эффекты, с другой стороны, это ситуация, в которой оказывается ребёнок. Именно они и являются источником психологических проблем. Изоляция, ограниченная активность, отрыв от друзей и одноклассников, всё это может приводить к нарушениям поведения, изменениям в отношениях со сверстниками.

Подготовка ребёнка к госпитализации и предстоящим медицинским манипуляциям поможет проработать возникающие страхи и волнения. Она позволит пройти адаптацию к ситуации менее болезненно, и последующие психологические реакции будут более предсказуемыми. В своих рекомендациях мы постарались описать, как помочь родителям и членам семьи приспособиться к ситуации, связанной с госпитализацией ребёнка, поддержать ребёнка, помочь ему лучше адаптироваться к новым временным условиям, обеспечить потребности ребёнка, не забывая при этом о своих желаниях.

Советы для родителей:

Ребёнок и неизвестность

Не скрывайте от ребёнка куда вы идёте. Когда ребёнок не знает куда его ведут, он воспринимает это пространство как угрожающее, как место, где ему будут причинять вред. Родитель не рассказал, потому что оберегает его и не хочет пугать заранее. От недостатка информации детская фантазия может рисовать ужасные картины. Если ребёнка ожидают процедуры, например, забор крови или прививка, скажите ему, предупредите, что может быть больно, но это совсем недолго.

Уверенность и спокойствие

У некоторых родителей есть установка, что больница — это место в котором происходят манипуляции, связанные с болью. Рекомендуется заменить на установку, которая будет озвучиваться ребёнку: больница — это помощь, выздоровление, облегчение. Позитивное отношение формирует доверие к врачам и медицинскому учреждению, в котором помогают.

Понять и принять причину страха

Прибегая к насильственным методам лечения, например, удерживая, шантажируя или угрожая, влить лекарство или заставить его принять, бесспорно удастся, и Ваш ребёнок примет лекарство. Но не более одного-двух раз. Такие методы относятся к насильственным, а насилие при лечении – худший из вариантов. Это приводит к усугублению страхов и отрицательных реакций на лечение и приём лекарств. Зачем это нужно? Стандартные ответы: «Так надо» или «Потому что», не подходят. Следует пояснить, зачем и каким способом избавляются от болезни, которая беспокоит Вашего ребёнка. Обладать медицинскими знаниями не обязательно, главная цель, которая преследуется, это стабильное эмоциональное состояние ребёнка, через его информирование. Ведь, как известно, больше в подобных ситуациях пугает неизвестность.

«Будь храбрым! Не бойся!»

Когда ребёнок делиться с родителями своими страхами и опасениями, не следует в такие моменты заставлять его быть «храбрым» или «хорошим мальчиком/девочкой». Ему важно понимать, что бояться — это не стыдно, а нормально. Знать о том, что Вы всегда его поддержите и сделаете всё необходимое, зависящее от Вас. За слёзы из-за страха или боли ребенок не будет осуждён и порицаем. Это поможет ребёнку справиться со страхами и тревогой. Если придерживаться данного правила, медицинские процедуры и осмотры будут менее травматичными для психики ребёнка, а каждый последующий раз будет проходить с меньшим скандалом.

Читайте также:  Тест маслач эмоциональное выгорание для медицинских работников

Сравнение

Есть дети, которые переносят с достоинством все тяготы медицинского лечения, и, сравнивая своего ребёнка с такими детьми, родитель не помогает в воспитании стойкости, а лишь увеличивают неуверенность в себе и нерешительность. Ребёнок стремится заслужить любовь и заботу своих родителей, и, как следствие, соответствовать их ожиданиям. Но, как быть, когда возможности психологические и физические самого ребёнка и ожидания родителей не совпадают!?

Не запугивайте ребёнка!

Запугивание — малоэффективный инструмент. Так можно только усугубить ситуацию. Действуя подобным способом, ребёнок не только не избавится от существующих страхов, но рискует приобрести новые. Будьте честны. Так ребёнку будет проще Вас понять.

«Сам виноват!»

Обвиняя Вы усилите страх и чувство вины. Важно обсудить с ребёнком ситуацию, которая привела к данным последствиям, насколько его неправильное поведение явилось причиной болезни. Обсуждение не проходит в рамках обвинительной речи и упрёков. Необходимо прийти к пониманию причинно-следственной связи между неправильным поведением и болезнью, в конце сделать выводы о том, что случилось и что необходимо делать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем.

Разговаривайте с ребёнком о происходящем

Каждый раз объясняйте, что происходит и что ещё предстоит пройти во время процедур или лечения. Обсуждая, объясняя и предоставляя ребёнку возможность высказаться, Вы, таким образом, снимаете напряжение и снижаете у него уровень тревоги. По возвращению домой, после госпитализации, обязательно поговорите с ребёнком о том, что он пережил, через что пришлось пройти. Похвалите за терпение. Примите все его страхи и жалобы, согласитесь с ним и порадуйтесь тому, что теперь он здоров, но не без помощи врачей.

Почему это важно?

На фоне проводимых и пережитых процедур, любой человек, не только ребёнок, испытывает неспособность сопротивляться и бороться, так появляется чувство беспомощности. Так же те условия, в которые попадает ребёнок далеки от домашних. В больнице он сталкивается с такими факторами как постоянный шум, ограничение в общении и движении, яркий свет, множество медицинских манипуляций, боль и нарушение сна. Пережитый стресс, может порождать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). После выписки у ребёнка возможны различные физические проявления, например, дрожь в теле, озноб, избегание воспоминаний, проблемы со сном, ночные кошмары, раздражительность и проблемы с концентрацией внимания. Если симптомы не ослабевают по истечении месяца, то можно сказать, что это ПТСР. Причина в том, что, находясь в лечебном учреждении, у ребенка нет возможности бежать, драться, то есть он не может реализовать свои естественные реакции на стресс, чаще всего они оказываются подавленными. Но после того, как ребёнок попадает в безопасную среду, ничего ему не угрожает, он расслабляется и может отреагировать на всё то, что хотелось, но так долго не получалось.

Обычно ребёнок, который испытывает ПТСР, может избрать одну из двух стратегий. Первая – ребёнок «бушует». Вторая – уход в замирание («заморозился»). В первом случае это хорошая реакция на переживание травматического опыта. Ребёнок психологически готов к проживанию своего негативного опыта. В любом случае родитель может помочь своему ребёнку прожить его вместе.

Вариант отреагирования через игру:

  • игра в больницу и в больничные процедуры, которые ребёнку пришлось пережить;
  • играйте между собой или включите в игры остальных членов семьи;
  • сделайте друг другу «уколы» или другие манипуляции, о которых он попросит;
  • не пугайтесь, если ребёнок во время игры начнёт проявлять агрессию или убегать от «доктора». Дайте ему возможность отреагировать сейчас так, как он не смог во время своего нахождения в медицинском учреждении.

Запомните, что важно при проявлении симптомов ПТСР обратиться за помощью к специалистам, не надейтесь только на свои силы или на то, что время лечит. Такой подход может привести к нежелательным психологическим последствиям. Тем более, что специалист предоставит Вам ряд рекомендаций, которые будут полезны как Вам, так и Вашему ребёнку в сложившейся ситуации.

Госпитализация

Если госпитализация ребёнка проходит вместе с Вами

  • Помните, вы не одна/один. Вы для ребёнка такая же опора, как и он для Вас.
  • Когда ребёнок убегает, прячется, кричит это не говорит о том, что Вы плохой или некомпетентный родитель. Такое поведение – это признак беспомощности и безысходности. Не срывайтесь на ребёнке. Ему страшно и многое непонятно в той ситуации, в которую он попал.
  • Чувство вины за то, что ребёнок может ночью плакать и не спать, не должно Вас беспокоить. Вспомните о том, что такое поведение ребенка — это следствие того, что ему плохо. Он так ведет себя не специально или назло.
  • Вы имеете право на слабость, усталость и страх. Близким людям можно рассказать о том, как Вы себя чувствуете. Не играйте в супергероя.
  • Найдите и подпишитесь на тематические чаты и группы родителей, которые поддерживают друг друга. Таких источников вполне достаточно на просторах интернета. Там находятся родители, которые либо находятся в такой же ситуации как Вы сегодня, либо уже её преодолели. Это дополнительные слова поддержки, дополнительная информация об условиях пребывания в том или ином лечебном учреждении или о записи к врачу-специалисту.
  • Ход течения заболевания для каждого ребенка индивидуален. Каждый переносит заболевания по-своему. Не сравнивайте, как с подобным диагнозом другой ребёнок идёт на поправку: быстрее или медленнее, чем Ваш. Цель нахождения в лечебном учреждении – выйти здоровыми. Следовательно, необходимо принять, если врачи не выписывают, значит так необходимо.

Помните, что каждый случай и диагноз индивидуален, двух одинаковых не бывает.

Экстренная госпитализация

Идеальный вариант, когда Вы можете постоянно присутствовать рядом с ребёнком, но это во многом зависит от состояния ребёнка, условий стационара и возраста. Как уменьшить психологические последствия, если Вы вынуждены оставить ребёнка в больнице одного. В случаях ряда заболеваний требуется экстренная госпитализация. Именно в таких ситуациях нет времени на психологическую подготовку ни для себя, ни для ребёнка.

Рекомендации специалистов:

  • Не паниковать. Ребёнок очень хорошо считывает все состояния своих родителей. Действуйте максимально слажено и четко. Когда Вы начинаете тревожиться, то ребёнок тревожится вместе с Вами. Он начинает воспринимать место, в которое его увозят, как нехорошее, и думать, что дела у него плохи.
  • Имейте подготовленный список вещей для больницы. Составьте его заранее и пусть он будет у Вас под рукой, чтобы в случае необходимости действовать организованно и быстро.
  • Все необходимые документы, в том числе медицинские, должны находиться в одном месте. Чтобы их поиски не занимали много времени, в котором Вы и без того ограничены.
  • Держите себя в руках. Не раскисайте. В больницу с ребёнком должен поехать один эмоционально устойчивый родитель либо оба. Это необходимо для того, чтобы правильно и эффективно оценивать информацию от врача.
  • По дороге в больницу держите ребёнка за руку или на руках. Сохраняйте эмоциональную стабильность, поддерживайте ребёнка. Помните, что ребёнок всё считывает с Вас.
Читайте также:  Как создать радость сердца

Плановая госпитализация

Дети с хроническими заболеваниями находятся в больнице на обследовании регулярно. Они адаптированы к больничному стационару и уже имеют понимание того, что их ожидает. Знают о больничных часах посещения детей и об общем режиме. Есть ряд обстоятельств, когда ребёнок разово госпитализируется по плану. Например, общее обследование для постановки подробного диагноза или ЛОР-операция. В таких случаях у родителей есть возможность подготовить ребёнка к предстоящей разлуке с семьёй и тому, что его ожидает.

Рекомендации специалистов:

  • Подготовка за 1-2 недели. Отвечайте на вопросы, которые волнуют и беспокоят ребёнка.
  • Расскажите о том, что ему предстоит в больнице. Донесите до него важность и необходимость нахождения в больнице ради его здоровья. О том, что после этого он будет лучше себя чувствовать (меньше болеть, не будет кашлять и т.п.).
  • Говорите правду. О том, что он будет некоторое время без Вас, если допускается посещение, то Вы обязательно придёте к нему. О том, что там есть другие дети, и он не будет один, что рядом будут врачи и медсёстры.
  • Соберите вещи вместе. Пусть ребёнок принимает активное участие в сборах. Согласуйте книги и игрушки, которые он возьмёт с собой.
  • Не угрожайте. Лечение — это не наказание за плохое поведение, а необходимость на пути к выздоровлению. Не запугивайте медицинским персоналом.
  • Про сон. Если Вашему ребёнку предстоит анестезия, объясните ему, что он заснёт и когда проснётся, то всё уже закончится. Ваши опасения о вреде наркоза (если такие имеются) – лишняя информация для ушей ребёнка. Так тревога и страх, только увеличатся.
  • После операции ребёнок часто не понимает, почему он чувствовал себя до – хорошо, а после — плохо. Необходимо предупредить и обговорить, что в первые дни, место, где будут делать операцию, может болеть, но потом станет лучше.

Про адаптацию

Здесь важно учитывать следующие факторы: был ли у ребёнка опыт госпитализации, возраст, тяжесть заболевания, индивидуальные и психологические черты личности. В первые дни ребёнок может быть настороженным, не общаться с другими детьми, проситься домой. Но уже через три-пять дней, начинает привыкать к больничному режиму. Родительское отношение очень важно. Ребёнок нуждается в посещениях, именно в первые дни он ощущает себя покинутым и одиноким. Но родительская чрезмерная опека и беспокойство ребёнку могут навредить. Главное, чтобы была поддержка, через которую он выработает свои стратегии и внутренние ресурсы, чтобы справиться с новыми обстоятельствами.

Про налаживание контактов

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок знал имена специалистов в своём отделении и не боялся при необходимости обращаться к ним за помощью. Не выясняйте при ребёнке тонкостей его диагноза и заболевания, оградите его от своих опасений. Непонятные слова могут его беспокоить и волновать.

Посещение

Чем младше ребёнок, тем больше слёз при посещении его родителями, так как он не отпускает их домой. Уточните у специалистов, как ведёт себя ребёнок в Ваше отсутствие. Если ребёнок ведёт себя также, как и в обычных ситуациях: общается с другими детьми, играет, занимается любимыми делами, включается в обычный режим, – значит, адаптация проходит нормально и нет повода для беспокойства. В противном случае Ваше присутствие там необходимо. Поговорите с заведующим отделения, чтобы узнать, как Вам могут помочь.

Посещение родственниками

Так бывает, что в один день к ребёнку приходит много людей, а в какой-то из дней нет никого. Согласуйте с родственниками порядок посещения. Если же состояние ребёнка тяжёлое, то желательно только присутствие самых близких людей. Объясните родным, как и чем они могут Вам помочь (приобретение лекарств, помощь по дому). Постарайтесь оградить ребёнка от эмоционально неустойчивых родственников. Вид плачущих бабушек и дедушек, могут только навредить эмоциональному состоянию ребёнка. Постарайтесь заранее обсудить с ними, что стоит делать, и чего не стоит; как себя вести, когда сложно контролировать свое поведение и эмоции.

О чём говорить

Хорошие новости сейчас для ребёнка важны, он хочет слышать то, что в его лечении наметилась положительная динамика, что его страдания не напрасны, и он идёт на поправку. Сосредоточьтесь на хороших новостях. Лучше отложить на потом то, что может его расстроить или потревожить. Рассказывать необходимо дозировано и простым языком, а не выдавать всё как есть в полном объёме, дополняя медицинскими терминами. Психика ребёнка может не выдержать такого объёма негативной информации.

Сфокусируйтесь на положительном опыте

Расспрашивайте о том, что положительного и интересного происходит в его «больничной жизни». С кем познакомился, с кем подружился, что научился делать, с чем справился самостоятельно, кто помогал и т.п.

Ты молодец!

Отмечайте в его рассказах положительные изменения и хвалите за них, ведь с этим он справляется самостоятельно и ему важно услышать слова поддержки.

Планы на будущее

Ребёнку важно понимать, что он здесь не навсегда, и что после выписки он вернётся к своей обычной жизни. Куда бы вы вместе хотели сходить, что увидеть, у кого погостить, что купить. Любые новости и приветы от друзей и родственников, будут для ребёнка хорошим мотиватором к выздоровлению, ведь так он узнает, что его помнят, скучают, ждут и любят.

Обстановка

Цвета, окружающие ребёнка, важны. В больничных палатах не хватает ярких красок. Если позволяют возможности и правила больницы, можно позаботиться о том, какое постельное бельё будет у ребёнка, например, привезти его из дома (это создаст обстановку, приближённую к домашней постели), любимые игрушки, семейные фотографии.

Занятия

Следите за тем, чтобы ребёнку было чем заняться в свободное время. Если занятие одним делом надоело или начинает надоедать, то найдите ему замену, привезите что-то новое. Поспособствуйте тому, чтобы ребенок научился чему-либо новому: лепка, бисероплетение, квиллинг и т.п. Главное, чтобы это занятие приносило положительные эмоции. Можете начать с ребёнком новое занятие вместе во время посещения, но занятие должно быть ему по силам, чтобы он мог продолжить его без вас, или найдите что-то, что поможет развиваться в стенах больницы. Конструкторы, набор для детского творчества, столик-подставка на кровать, плеер – в современных телефонах есть встроенный плеер, если такого у ребёнка нет, тогда обычный. Для многих детей с выраженной тревогой спокойная музыка – это то, что помогает расслабиться, особенно перед отходом ко сну.

В конце посещения

За 20-30 минут до Вашего ухода, предупредите ребёнка об этом. Не затягивайте прощание, избегайте эмоциональных сцен. Обязательно предупредите, когда и в котором часу Вы снова к нему придёте. Приходите чётко к обещанному часу. Игрушка-защитник или предмет, который будет ассоциироваться с родителем. Ваша личная вещь, это то, что будет придавать уверенность и возможность Вашего незримого присутствия. Оберегающий предмет, может «защищать и оберегать» сон и покой ребёнка во время Вашего отсутствия.

Главное, что должен понимать ребёнок из всей сложившейся ситуации, это то что пребывание в лечебном учреждении временное: как только врач разрешит — Вы вместе будете готовиться к выписке и возвращению домой.

Мы находимся:
г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3

Источник

Оцените статью