- Факторы стресса у педагогов
- Как учителю лучше справляться со стрессом
- Виктория Соколова
- Как стресс влияет на педагогов и класс
- Как мы реагируем на стрессовые ситуации
- Как справиться с хроническим стрессом: практический инструментарий
- 1. Заручитесь поддержкой
- 2. Наведите порядок
- 3. Активизируйте свою нервную систему
- Занимайтесь дыхательными упражнениями. Они помогут замедлить ваше сердцебиение, сосредоточить мысли и снизить кровяное давление.
- Проветривайте помещение как можно чаще, поставьте себе напоминание, если забываете.
- Умывайтесь холодной водой.
- Хвалите себя. Каждое «молодец», сказанное себе мысленно за хорошо выполненную работу, способно поднять настроение.
Факторы стресса у педагогов
Автор: Солодкая Инна Борисовна
Факторы стресса у педагогов
Солодкая И.Б., педагог-психолог
МАОУ СОШ №4, г. Покачи
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна. Стресс неизбежный спутник жизни человека.
Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности и группы.
Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.
С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, имеющей те или иные деформации и деструкции, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста.
Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Работа учителя характеризуется постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками обусловливают стрессогенный характер деятельности учителя.
Труд учителя сопряжен с большими психоэмоциональными затратами. Урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» – одна из самых стрессогенных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход; поддержать дисциплину в классе; доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения; проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.
В практической работе и обыденной жизни учитель часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые уроки, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством. Сумасшедший ритм жизни учителя, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию учителя. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.
Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности учителя, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой- то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье учителей, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования.
Стрессы — типичное явление в жизнедеятельности учителя и поэтому стрессоустойчивость является профессионально-значимым качеством его личности.
В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.
Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилизации собственных психологических ресурсов. Многие исследователи (Л.М. Аболин, 1987; Г.Ф. Заремба, 1982; Л.М. Митина, 1992; С.В. Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, которые предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости учителя по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним стрессовым симптомам.
Профессия педагога общепризнанно является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности [Горелова 2002, Митина 1998, Климов 1996, Подымов 1998, Cooper 1996 и др.]. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем к представителям других профессий типа «человек — человек», предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни.
Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.
Учитель в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевременно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных категорий, требующее интенсивной рефлексии.
Труд учителя насыщен разного рода напряженными ситуациями, связанными с возможностью возникновения неадекватного эмоционального реагирования. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.
Поэтому психологами установлен факт высокой стрессогенности профессии учителя по сравнению с другими профессиями. Причины напряженности профессиональной деятельности педагогов обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
К объективным факторам относятся такие условия деятельности, как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи учителя возложено множество общественных нагрузок.
К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.
Исследователи А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова выделяют следующую классификацию напряженных ситуаций педагогической деятельности:
1) ситуация взаимодействия педагога с детьми (аддиктивное и делинкветное поведение со стороны учащихся, конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);
2) ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);
3) ситуации взаимодействия педагога с родителями детей
Стресс приводит также к синдрому хронической усталости как профессиональной деструкции в условиях «хронических стрессов нервной системы» (Э.В. Боллз). Хроническая усталость как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей. Человек страдает от физического и нервного истощения. Синдром сопровождается тошнотой, болями в мышцах, повышением температуры, перепадами в настроении, депрессивными явлениями и др. Дистресс косвенно провоцирует общую невротизацию личности учителя. К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья — различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств. Стресс, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессиональной деятельности, называют профессиональным.
Разболтанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих. Нужно отметить, что стрессам в школе подвержены любые учителя. Учителя, которые стараются вести урок как можно более спокойно и не вникать в конфликты, подвержены подобным срывам даже больше, так как постоянное накапливание раздражения и сдавливание его внутри себя приводит, рано или поздно, к эмоциональному взрыву.
Как разновидности профессионального стресса Н.В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.
Эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.
Коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.
Стресс усиливается, если учитель испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям родителей, коллег, руководства школы.
Профессия учителя в настоящее время феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются за груженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус школьных учителей также представляют собой факторы, спо собствующие выгоранию.
В специальных исследованиях выявлено, что стресс является одним из механизмов профессиональной дезадаптации учителя, причиной многочисленных профессиональных деформаций. Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального выгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности
Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении. Эмоциональное выгорание проявляется в следующих трех симптомокомплексах:
· эмоциональное истощение (значительное снижение эмоционального тонуса, нервнопсихическое изнеможение, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к работе, потеря представлений о ценности жизни и др.);
· деперсонализация (разрушение нормальных взаимоотношений с людьми, повышение негативизма, агрессии, бестактности и др.); редукция личных достижений (обесценивание достижений в профессии, снижение самооценки, самоуважения, чувство несостоятельности и др.)
В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического сгорания или выгорания работников.
Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном.
По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество труда
По данным Морозовой Н.А., Макаревской Ю.Э., Ожиговой Л.Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные. (Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С., 2005).
Также «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т.е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс (Форманюк Т.В., 1994) [13].
Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания, стресс и профессиональная дезадаптация личности. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
Источник
Как учителю лучше справляться со стрессом
Виктория Соколова
Профессия учителя давно считается одной из самых напряженных работ в мире. Это в очередной раз доказал анализ Национального фонда исследований в области образования. Особенно сильно учителя стали подвержены стрессу в период пандемии, когда образовательные стандарты и методики начали резко меняться. В этой статье даем рекомендации, которые помогут преподавателям понять и устранить физические реакции на стресс, и наладить отношения с классом.
Как стресс влияет на педагогов и класс
Исследователи из Университета штата Пенсильвания изучили последствия стресса учителей. Педагоги с низкой стрессоустойчивостью ставят под угрозу не только свое здоровье, но и негативно влияют на школьный коллектив:
- чаще берут отгулы за свой счёт, тем самым перекладывая задачи на коллег;
- чаще увольняются одним днём, создавая нагрузку оставшимся учителям;
- чаще спорят и ругаются с коллективом.
Чем выше стрессоустойчивость, тем лучше человек подготовлен к решению проблем и поиску выхода из неприятных ситуаций. А случае с преподавателями, личная сопротивляемость стрессу влияет еще и на результаты школьников.
Наблюдения показали, что когда учителя испытывают сильные негативные переживания, это часто приводит к падению успеваемости в классе и снижению уровня социальной адаптации учеников.
Как мы реагируем на стрессовые ситуации
Высокие требования к работе, нереалистичные ожидания или нехватка ресурсов — наиболее распространенные источники стресса у педагогов. Многие сами испытали эти проблемы в прошлом году с внезапным переходом на онлайн-обучение.
Когда ваша администрация пришла к вам с новыми требованиями, не оставив времени на подготовку, как вы отреагировали? А если при этом вам ещё и сказали, что доплачивать не станут? Высока вероятность, что ваше сердце стало биться быстрее, или вы заметили, что мышцы на вашей челюсти сжимаются, или, возможно, вы потеете.
Это естественная реакция тела на стресс. Он восходит к доисторическим временам наших предков, когда людям нужно было быстро реагировать на голодного хищника или надвигающуюся физическую угрозу.
Проблема в том, что мозг не различает реальную физическую опасность — такую, как саблезубый тигр, и воспринимаемые угрозы сегодняшнего дня — куча документации или классное руководство. Мозг реагирует на них одинаково, что приводит ко всем умственным и физическим нагрузкам, а соответственно к хронической усталости.
Устойчивость к стрессу заключается в развитии способности уклоняться от этой автоматической, подсознательной реакции. Речь идет о поддержании равновесия, о том, чтобы помочь телу вернуться в физическое состояние покоя. К сожалению, большинство общих советов по управлению стрессом, которые даются учителям, на самом деле не адаптированы к их конкретным задачам.
Как справиться с хроническим стрессом: практический инструментарий
Если вы боролись с физическими последствиями стресса, вы, вероятно, слышали все клишированные советы по оздоровлению. Поспите еще. Делайте зарядку. Ешьте здоровую пищу. Больше гуляйте. Но, как учителю, перегруженному работой, вписать зарядку в свой и без того напряженный день? Ответ — другой подход к стресс-менеджменту.
1. Заручитесь поддержкой
Социальная поддержка — это проверенная стратегия управления стрессом. Она включает в себя заботу со стороны семьи, друзей и коллег по работе.
Для учителей одним из важнейших источников поддержки является администрация школы. Начальство должно предоставить правильные инструменты, ресурсы, обучение и профессиональное развитие для педагогов, чтобы они могли хорошо выполнять свою работу и чувствовать максимальную уверенность в своих силах.
2. Наведите порядок
Многие учителя говорят, что испытывают стресс из-за хаоса в учебной программе.
Если навести в работе порядок, у мозга появится ощущение структуры, регулярности и предсказуемости. Это поможет сосредоточиться, успокоить физиологическую реакцию на стрессовые ситуации. Например, можно:
- Составить личную учебную доску, которая поможет упорядочить время занятий. Или пользоваться другими виртуальными помощниками, например создать чат-бот.
- Постоянно заниматься после работы чем-то приятным. Найдите то, что помогает вам расслабиться и превратите это в привычку. Принимайте ванну, смотрите по одной серии глупого ситкома, читайте книгу.
3. Активизируйте свою нервную систему
Ваша нервная система помогает противостоять той первоначальной реакции на саблезубого тигра, о которой писали выше. Если вы хотите иметь высокий уровень стрессоустойчивости, используйте эти техники:
Занимайтесь дыхательными упражнениями. Они помогут замедлить ваше сердцебиение, сосредоточить мысли и снизить кровяное давление.
Коротким рывком вдохните воздух, медленно выдохните с натиском. Повторите несколько раз.
Медленно вдыхайте воздух через нос, задержите дыхание на несколько секунд, выдыхайте ртом. В процессе можно визуализировать, как с каждым выдохом уходят негативные эмоции.
Вдыхайте и выдыхайте через нос по четыре секунды — завершая каждый вдох и выдох, задерживайте дыхание на четыре секунды. Повторите упражнение несколько раз.
Проветривайте помещение как можно чаще, поставьте себе напоминание, если забываете.
Умывайтесь холодной водой.
Хвалите себя. Каждое «молодец», сказанное себе мысленно за хорошо выполненную работу, способно поднять настроение.
Помните, что усиление устойчивости к стрессу начинается с маленьких изменений, которые имеют большое значение. Добавьте эти простые стратегии в свою жизнь, чтобы улучшить и свое самочувствие, и результаты учащихся.
Доктор Джон Коллик (John Collick), глава департамента Стратегии Образования Promethean
Есть одна японская техника, которая позволяет организовать быструю и эффективную взаимную поддержку в коллективе. Она называется «Чорей», что в переводе означает утренние собрание.
Ее суть в том, что все участники группы утром собираются вместе и рассказывают друг другу о том, что собираются делать в течении дня. Они также задают друг другу вопросы, обсуждают важные проблемы или ищут совета у коллег. Руководитель на этих собраниях рассказывает о новых стратегиях или инициативах, которые касаются всего коллектива.
Эту технику легко можно использовать и онлайн: достаточно любого мессенджера, например, Telegram или WhatsApp. Если учителя создают общий чат, они могут каждое утро проверять, какие у них планы на день. Чат можно использовать как форум, чтобы попросить совет, помощь или дополнительные ресурсы.
Коллеги могут отправлять свои комментарии, просматривать историю переписки, а также заходить и уходить из чата, когда им удобно. Такое взаимодействие требует очень мало времени, но помогает сплотить коллектив и дать каждому его члену ощущение поддержки сообщества.
Статья переведена с английского языка и дополнена редакцией Педсовета.
Источник