Стресс у начинающего педагога

Факторы стресса у педагогов

Автор: Солодкая Инна Борисовна

Факторы стресса у педагогов

Солодкая И.Б., педагог-психолог

МАОУ СОШ №4, г. Покачи

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна. Стресс неизбежный спутник жизни человека.

Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности и группы.

Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.

С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, имеющей те или иные деформации и деструкции, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста.

Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Работа учителя характеризуется постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками обусловливают стрессогенный характер деятельности учителя.

Труд учителя сопряжен с большими психоэмоциональными затратами. Урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» – одна из самых стрессогенных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход; поддержать дисциплину в классе; доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения; проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.

В практической работе и обыденной жизни учитель часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые уроки, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством. Сумасшедший ритм жизни учителя, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию учителя. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности учителя, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой- то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье учителей, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования.

Стрессы — типичное явление в жизнедеятельности учителя и поэтому стрессоустойчивость является профессионально-значимым качеством его личности.

В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.

Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилизации собственных психологических ресурсов. Многие исследователи (Л.М. Аболин, 1987; Г.Ф. Заремба, 1982; Л.М. Митина, 1992; С.В. Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, которые предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости учителя по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним стрессовым симптомам.

Профессия педагога общепризнанно является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности [Горелова 2002, Митина 1998, Климов 1996, Подымов 1998, Cooper 1996 и др.]. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем к представителям других профессий типа «человек — человек», предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни.

Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Учитель в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевременно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных категорий, требующее интенсивной рефлексии.

Труд учителя насыщен разного рода напряженными ситуациями, связанными с возможностью возникновения неадекватного эмоционального реагирования. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.

Поэтому психологами установлен факт высокой стрессогенности профессии учителя по сравнению с другими профессиями. Причины напряженности профессиональной деятельности педагогов обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
К объективным факторам относятся такие условия деятельности, как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи учителя возложено множество общественных нагрузок.

К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.

Исследователи А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова выделяют следующую классификацию напряженных ситуаций педагогической деятельности:

1) ситуация взаимодействия педагога с детьми (аддиктивное и делинкветное поведение со стороны учащихся, конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);

2) ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);

3) ситуации взаимодействия педагога с родителями детей

Стресс приводит также к синдрому хронической усталости как профессиональной деструкции в условиях «хронических стрессов нервной системы» (Э.В. Боллз). Хроническая усталость как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей. Человек страдает от физического и нервного истощения. Синдром сопровождается тошнотой, болями в мышцах, повышением температуры, перепадами в настроении, депрессивными явлениями и др. Дистресс косвенно провоцирует общую невротизацию личности учителя. К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья — различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств. Стресс, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессиональной деятельности, называют профессиональным.

Читайте также:  Осознанность своих эмоций это

Разболтанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих. Нужно отметить, что стрессам в школе подвержены любые учителя. Учителя, которые стараются вести урок как можно более спокойно и не вникать в конфликты, подвержены подобным срывам даже больше, так как постоянное накапливание раздражения и сдавливание его внутри себя приводит, рано или поздно, к эмоциональному взрыву.

Как разновидности профессионального стресса Н.В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.

Эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.

Коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.

Стресс усиливается, если учитель испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям родителей, коллег, руководства школы.

Профессия учителя в настоящее время феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются за груженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус школьных учителей также представляют собой факторы, спо собствующие выгоранию.

В специальных исследованиях выявлено, что стресс является одним из механизмов профессиональной дезадаптации учителя, причиной многочисленных профессиональных деформаций. Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального выгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).

Синдром эмоционального выгорания рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности

Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении. Эмоциональное выгорание проявляется в следующих трех симптомокомплексах:

· эмоциональное истощение (значительное снижение эмоционального тонуса, нервнопсихическое изнеможение, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к работе, потеря представлений о ценности жизни и др.);

· деперсонализация (разрушение нормальных взаимоотношений с людьми, повышение негативизма, агрессии, бестактности и др.); редукция личных достижений (обесценивание достижений в профессии, снижение самооценки, самоуважения, чувство несостоятельности и др.)

В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического сгорания или выгорания работников.

Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном.

По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество труда

По данным Морозовой Н.А., Макаревской Ю.Э., Ожиговой Л.Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные. (Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С., 2005).

Также «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т.е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс (Форманюк Т.В., 1994) [13].

Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания, стресс и профессиональная дезадаптация личности. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Источник

Работа со стрессом у педагогов. Практические рекомендации

Ольга Геркова
Работа со стрессом у педагогов. Практические рекомендации

«Работа со стрессом у педагогов». Практические рекомендации.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами,провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Итак, «синдром эмоционального выгорания» – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях, связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Что же делать? Существуют практические рекомендации, позволяющие снизить уровень стресса. Мы- это наши мысли.Еще философ Марк Аврелий говорил: «Для счастливой жизни нужно очень мало. Все зависит от вас, от того, как вы думаете». Нервы и переживания забирают большую часть нашей энергии и жизненного ресурса. Особенно сильно нервирует мысль «Что обо мне подумают?» Мы не закат над карибским морем, чтобы всем нравиться. Пока вы переживаете, нервничаете, панически боитесь критики- у вас не будет достаточно сил идти вперед. Это то, что забирает большую часть вашей энергии.

Читайте также:  Как справиться с депрессией самостоятельно без лекарств мужчине

Стресс всегда есть в нашей жизни, но кто-то справляется спокойно даже с серьезными ситуациями, а кого-то незначительные жизненные события надолго выбивают из колеи. От чего это зависит? Одним из ключевых факторов является способность организма к самовосстановлению. Как себе помочь?

Рекомендации по борьбе со стрессом.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции,а не вытеснять их и не блокировать:

— резко встать и пройтись несколько кругов быстрым шагом;

— сделать 20-30 приседаний;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять его, порвать и выбросить.

2. Физическая активность. Очень важно. Пешие прогулки, велосипед, плавание, йога- что угодно, но 3 часа физической активности в неделю- 3 дня по 1 часу, или ежедневно по полчаса- это залог стабильного эмоционального состояния. Левая лобная доля отвечает за движение и положительные эмоции. Именно поэтому движение стимулирует активность левой лобной доли.

3. Музыка и пение. Пение оказывает благоприятное воздействие на поврежденные клетки головного мозга и повышает уровень гормонов радости- эндорфинов. Помогает снять стресс, очищает дыхательную систему. Имейте ввиду, что речь идет об акте пения, а не о том, как хорошо вы поете, поэтому петь можно всем, даже если звуки, которые вы издаете, далеки от понятия «вокала», это просто полезно для здоровья. Если вы стесняетесь или комплексуете, или боитесь, что это ужасно и некрасиво и «петь я не умею»— пойте наедине с собой. В ванной, в машине. Если у вас маленький ребенок- пойте с ним детские песенки, ему колыбельные. Мелодичный мамин голос- самый успокаивающий звук.

Музыка. Ученые исследовали активность мозга людей при помощи магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг, т. е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. Так же возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но только прослушивание музыки Моцарта активизировало практически всю кору головного мозга! Если ваша цель- повысить свою производительность и концентрацию во время работы- включайте тихую спокойную классическую музыку фоном (без слов, это может быть Моцарт, Бетховен, Чайковский. Если вам нужно поднять настроение и взбодриться- то громкая, ваша любимая музыка, можно даже в наушниках. Музыка должна вам очень нравиться, «до мурашек». Прослушивание любимой музыки- это мощнейший выброс дофамина. Дофамин- это гормон, отвечающий за психоэмоциональное состояние человека. Он поддерживает функционирование сердца и мозга, помогает контролировать вес и отвечает за работоспособность. Недостаток дофамина в организме приводит к депрессивному состоянию и лишнему весу. Важно- чтобы не перегрузить дофаминовые рецепторы- не слушаем любимую музыку дольше 20-30 минут.

4. Занимаемся расхламлением пространства. Неважно, что это- шкаф, рабочий стол, или галерея в телефоне. Это дает чувство успокоения и снимает тревогу.

5. Водные процедуры- ванная или душ. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

6. Чашка ароматного чая. Травяной чай- с мятой или мелиссой в этом случае будет более полезен!

7. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 7-8 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна. В выходной позвольте себе подольше поспать. Это важно.

Иногда не справиться без лекарств. Если чувствуете- что не справляетесь- легкий растительный препарат для нервной системы- валериана и пустырник на ночь, афобазол курсом 2-3 месяца, глицин по 2 таблетки 3 раза в день. Очень важны витамины группы Б. Это витамины для нервов. У 80% россиян обнаруживаются те или иные дефицитные состояния, когда организм истощен и работает на пределе ресурса. Магний и группа Б почти у всех женщин, особенно если их работа связана с повышенными нервными перегрузками. Магне Б6 форте или Магнелис Б6 форте. Курсом.

Если у вас имеются нарушения сна, уберите из спальни раздражающие факторы. Уберите соц. сети перед сном, лучше почитать бумажную книгу, лучше если она будет веселая. Старайтесь ложиться спать до 23.00, идеально в 22.00. Гормон сна мелатонин вырабатывается активнее всего с 22.00 до 1 ночи. Именно этот гормон дает нам возможность отдыхать и восстанавливаться во сне. Для его нормальной выработки в спальне не должно быть источников света, должна быть полная темнота. Если это невозможно- используйте маску для сна. Важно- каждую ночь перед сном прощайте всех и ложитесь спать с чистым сердцем.

8. Юмор! Иногда, чтобы справиться со своими негативными мыслями и эмоциями, нужно отвлечься, т. е. научиться воспринимать ситуацию менее серьезно. Юмор стимулирует свойство нейропластичности мозга и оказывается замечательным лекарством от тревог. Если вам грустно, юмор способен быстро переключить вас. Когда человек зациклился на негативе, когда он находится в состоянии депрессии, первым делом у него появляется желание бездействия, желание «выждать хорошей погоды у моря», впасть в «кому» до скорейшей перемены ситуации. И это ошибочно, идя по такому пути, вы рискуете выпасть из жизни на длительный период.В такой ситуации надо задействовать поведенческую активацию: нужно действовать так. как будто вы находитесь в хорошем настроении, это может показаться невозможным! но! Попробуйте на 5 минут натянуть на себя улыбку) Когда вы улыбаетесь- вы фактически активируете части своего мозга, связанные с положительными эмоциями. Существуют нейронные пути, которые связывают мышцы лица с важными зонами вашего мозг. Движение, которое появляется на лице- влияет на сигналы, которые вы посылаете в мозг. Когда вы заставляете себя улыбаться или хмуриться- вы отправляете сообщения в мозг. Простая улыбка может активизировать вашу левую лобную долю, которая обрабатывает положительные эмоции, а негативно проявленная эмоция может активизировать правую лобную долю, которая обрабатывает негативные эмоции. Поэтому, чтобы зажечь улыбку на своем лице и активизировать нужные зоны головного мозга- спасаемся юмором, смотрим смешные ролики, читаем анекдоты, смешные картинки и маразмы. 5 минут смеха — значительно снизят эмоциональное напряжение. Так же, если вы общаетесь с близким для вас позитивным жизнерадостным человеком или смотрите фильм с таким героем- то в вашем мозге возникают такие же хорошие эмоции. Настроение заразно! Вот поэтому у грустных вечно недовольных педагогов- и дети печальные, тревожные и пассивные, а если воспитатель- улыбающийся и позитивный и дети радостные, спокойные и довольные. И наоборот- мы можем зарядиться позитивом у детей, посмеяться и повеселиться вместе с ними.

Читайте также:  Чувство будто ты во всем мире лишний

От души посмеяться и вволю выспаться- вот два лучших лекарства от любого недуга.

9. Делайте себе небольшие подарки (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане, купите себе помаду и новое платье). Вы это заслужили! Нужно себя баловать.

10. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве. Хотя бы 15 минут в день. Это необходимо. Не нужно сразу утыкаться в телефон и лезть в одноклассники. Это еще больше истощает наши ресурсы. Лучше прогуляться, помедитировать, подышать, почувствовать себя, послушать музыку…

11. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом. Хобби отлично снимают нервное напряжение.

12. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием». Это на пределе нервной нагрузки! А на регулярной основе- человеку необходимо 3 часа в неделю «плевания в потолок» для восстановления. Можно разделить это время на каждый день. А можно отложить на выходные.

13. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. Не откладывайте это на «когда-нибудь потом, когда дела закончатся». Дела не заканчиваются никогда, а вот жизнь за ними теряется.

14. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

15. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

А теперь пара расслабляющих техник.

1. Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть.

2. Брюшной тип дыхания. Учимся дышать животом в моменты тревоги. Чтобы облегчить понимание, как дышать животом- положите одну руку на грудную клетку, а вторую на живот. Сделайте глубокий вдо через нос, надувая живот. Рука, лежащая на груди, должна остаться неподвижной. Сделайте медленный выдох носом, подтягивая живот к позвоночнику. Концентрируемся на дыхании и дышим медленно. Достаточно 5-10 минут, чтобы успокоить нервную систему и очистить сознание.

3. Упражнение в моменты страха и тревоги. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь и потянитесь руками к пальцам ног. Почувствуйте, как растягиваются мышцы и кровь спускается вниз. Медленно выпрямитесь, поднимите руки вверх в форме буквы V. Сделайте глубокий вдох «животом». Стоя прямо с понятыми руками, задержите дыхание на 10 секунд, а затем медленно опустите руки. Сделайте глубокий выдох, постарайтесь выдохнуть больше, чем можете. Повторите 10-15 раз.

4. Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг.Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.

Мы получаем от жизни то, во что верим. Ты веришь, что жизнь прекрасна- и она прекрасна. Ты веришь, что она ужасна,- она ужасна. Веришь, что выхода нет, — и не найдешь выхода. Веришь, что выход есть- обязательно его увидишь. Ты веришь в успех- ты его создашь. Наша вера создает нашу реальность. Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями- человек управляет своим счастьем.

А воспринимать свою жизнь, как нечто, совершенно не поддающееся вашему контролю- это есть невроз. И часто без препаратов не справиться!

Еще раз повторюсь- если вы хотите контролировать свою жизнь- контролируйте свои мысли! Находите способы направлять свои действия на что-то позитивное. Переключайтесь с негативных мыслей и переживаний. Так вы будете осознавать свое поведение и формировать его в дальнейшем. Чем дольше вы находитесь в состоянии негатива, тем больше ваш мозг привлекает состояние негативизма и депрессию. Мозг в принципе пластичен и вы можете сами формировать желаемое поведение. Когда вам плохо- вспомните тех, кому намного хуже вас. У вас есть 2 руки, 2 ноги, голова, все части тела, мозги соображают, если крыша над головой, еда, есть работа, любимая, да! Близкие живы и здоровы! и это самое важное.

Информационные практические занятия для педагогов ДОУ Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить.

Консультации и рекомендации для педагогов ДОУ «Средства от эмоциональной усталости» Рекомендации для воспитателей «Средства от эмоциональной усталости» Вы очень сильно устаете, а здоровье хорошее? Это эмоциональная усталость,.

Консультация для педагогов «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук» Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Использованиепотенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества.

Методические рекомендации для воспитателей «Работа детей на огороде» Методические рекомендации для воспитателей «ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ЦВЕТНИКЕ, ЯГОДНИКЕ, ОГОРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ОБРАБОТКА.

Рекомендации для педагогов «Тревожность в дошкольном возрасте» ВВЕДЕНИЕ Детская тревожность — устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью каждого ребёнка и проявляющееся в его склонности.

Практические рекомендации для родителей «Все маленькие дети художники!» Ребенок и творчество. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения.

Практические рекомендации «Как научить ребёнка быть хорошим другом?» Детей нужно учить дружить? Да, именно так, умение детей взаимодействовать не является врожденным инстинктом поведения, умение дружить –.

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с синдромом дауна 1) Всегда помните – что у такого ребенка есть свои надежды, мечты, права и достоинства, несмотря на его состояние, он – личность. 2) Каждый.

Рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с сотрудниками ДОО Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные.

Источник

Оцените статью