- Мелтдаун(срыв) при аутизме и как с ним справляться
- Как переживают мелтдаун?
- Почему случаются срывы у аутистов?
- Что делать, если у ребенка случился срыв?
- Как предотвратить приступы у детей аутистов?
- Срывы (meltdown) и отключения (shutdown) у людей с аутизмом
- Отключение
- Что вызывает срывы и отключения?
- Как я могу поддержать человека с аутизмом во время срыва?
- Как я могу поддержать человека с аутизмом во время отключения?
- После произошедшего
- Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра
- Детский аутизм. Как проявляется?
- Как общаться с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра? Рекомендации психолога
- Как распознать и развить «особые» особенности?
- Психотерапия детей с РАС
- Каково быть родителями ребенка с аутизмом
- СемьЯ
- Центр им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ: лечение аутизма в Москве
Мелтдаун(срыв) при аутизме и как с ним справляться
Обычному человеку не всегда удается справиться с нервным напряжением, и рано или поздно у него случается срыв. Что уж говорить о людях с особенностями. Поговорим о срыве у больных аутизмом. Мелтдаун что это такое и как с ним справиться?
Такие люди часто испытывают сенсорную перегрузку, в последствии которой и случаются срывы. Что может вызвать мелтдаун у детей с аутизмом? Любые ситуации, которые кажутся обычными, могут послужить точкой запуска. Например, места, где много громких звуков, большое скопление людей, яркие, резкие запахи и агрессивное люминесцентное освещение, а также многие другие факторы.
Нужно понимать, что такой срыв и обычная истерика ребенка аутиста – это не одно и то же. Истерику можно спровоцировать, а мелтдаун нет. Это абсолютно неконтролируемое состояние.
Как переживают мелтдаун?
Каждый больной аутизмом переживает это состояние по-своему, но есть похожие черты приступов. Говорят, что срыв чем-то похож на ядерный взрыв в мозге. Когда вся нервная система и мозг просто перегрелись и на такую переработку отвечают одномоментным выплеском энергии.
Сами же люди, страдающие аутизмом, описывают это состояние как движущийся неуправляемый поезд на полном ходу. Некоторым кажется, что их сознание в виде неконтролируемого гнева и агрессии как будто вырывается наружу, а какая-то их часть остается наблюдать за происходящим, но повлиять на процесс не может. Как бы ни описывали мелтдаун, ясно, что человек в этот момент не испытывает ничего кроме страха, ярости и гнева. Он не владеет своим телом, в его мозг дали огромный заряд энергии, а как его использовать не сказали.
Почему случаются срывы у аутистов?
Мелтдауны у детей с аутизмом — довольно частое явление. Их могут вызывать нервное перевозбуждение или переутомление, если ребенок долгое время испытывал стресс. Такие мелтдауны очень опасны для детей. Поэтому задача родителей найти способы прекратить это состояние, и минимизировать количество подобных случаев.
Что делать, если у ребенка случился срыв?
Помните, что в этот момент дитя испытывает смесь гнева и отчаяния, поэтому кричать на него бессмысленно, это может только усугубить общую ситуацию. Улыбнитесь, скажите все хорошо, дайте понять, что чадо в безопасности. Постарайтесь обнять его. Конечно, вначале дитя будет кричать и сопротивляться, но со временем он расслабится и успокоится.
Если вышеописанные действия не помогают и малыша трудно успокоить, обычно это связано с более старшим возрастом. Тогда необходимо проявить твердость. Просто скажите, что ему необходимо побыть одному и оставьте его в комнате. Точное время, которое необходимо для успокоения, никто не скажет. Может понадобиться от 3х минут до нескольких часов. Все зависит от тяжести срыва и возраста ребенка.
- Подготовьтесь к следующим срывам
К сожалению, такое состояние — не единичный случай. Поэтому необходимо быть готовым к последующим приступам. Спрячьте предметы, которыми можно нанести травму. Ребенок при срыве не владеет собой и может нанести вред себе и окружающим. Предупредите о возможном состоянии окружающих его людей, чтобы они не испытывали страх и не усугубили ситуацию. Всегда носите с собой рабочий телефон. Чтобы иметь связь с врачом или другими родственниками и знакомыми на случай, если вы не справитесь самостоятельно.
Как предотвратить приступы у детей аутистов?
Не давайте ребенку скучать и перевозбуждаться. Усталость, неудовлетворенность и перевозбуждение – это основные признаки подобных состояний. Оберегайте дитя от стрессовых ситуаций, не давайте ему находиться в местах с большим количеством людей и громких звуков. С детьми постарше постарайтесь поговорить. Объясните разницу между хорошим и плохим поведением, объясните, что дитя может попытаться справиться со срывом самостоятельно. Когда ребенок старается контролировать свое поведение, то обязательно хвалите его, вообще старайтесь меньше наказывать и делать акцент на позитивном воспитании.
Источник
Срывы (meltdown) и отключения (shutdown) у людей с аутизмом
Во время срыва человек может демонстрировать такие крайние формы поведения, как крик, самоповреждения, агрессивное поведение и повторяющееся поведение. Во время срывов есть риск травмирования самого человека или окружающих. Срывы могут быть крайне стрессовыми для человека с аутизмом, равно как и для оказывающих ему поддержку людей.
Отключение
Во время отключения человек может быть частично или полностью отрешён от окружающего мира. Он может больше не отвечать на обращённую к нему речь, уходить в свою комнату или ложиться на пол. Он также может быть больше не в состоянии уйти из окружающей обстановки вне зависимости от её природы (например, торговый центр или учебная аудитория). Отключения обычно выглядят спокойнее, чем срывы, и иногда могут остаться незамеченными. Однако, как и срывы, они являются реакцией человека на критическую точку.
Иногда срывы могут переходить в отключения. У человека может сначала чётко проявляться стресс, а затем он отстраняется до тех пор, пока уровень стресса не упадёт. В этих случаях важно помнить, что сама по себе отстранённость не является признаком того, что стресс ослаб, но она может быть необходимым этапом преодоления ситуации и восстановления сил у человека с аутизмом.
Что вызывает срывы и отключения?
Срывы и отключения обычно вызываются высокими уровнями стресса такой степени, с которой человек с аутизмом более не в состоянии совладать. Они обычно провоцируются произвольной ситуацией и могут быть результатом накопления стрессовых событий на протяжении длительных периодов времени (часов, дней и даже недель).
Все мы способны справиться с определённым уровнем стресса. Наши дни обычно состоят из сочетаний стрессовых факторов и возможностей расслабиться (см. график). Люди с аутизмом склонны начинать свой день с повышенных уровней стресса и тревоги, что даёт им меньше возможностей справиться с дополнительным стрессом. Поэтому они могут дойти до критической точки быстрее, чем другие люди.
Среди провоцирующих факторов могут быть:
- слишком много требований, предъявляемых к человеку с аутизмом, особенно если они не связаны друг с другом;
- внезапные изменения в планах или распорядке;
- сенсорная перегрузка;
- социальная перегрузка (чрезмерная вовлечённость в социальное взаимодействие, это может быть особенно актуальным в случае отключения).
Важно помнить, что «последней каплей» может оказаться не наиболее значимая проблема — повод может выглядеть «пустяком», если не понимать в полной мере тот уровень стресса и тревожности, который переживается человеком с аутизмом.
Также следует иметь в виду, что срывы и отключения на самом деле весьма сходны. Все они являются крайне выраженной реакцией на повседневные стимулы, все обычно бывают результатом накопления проблем на протяжении длительного периода времени, и все они выходят из-под контроля человека с аутизмом.
Как я могу поддержать человека с аутизмом во время срыва?
- Нужно знать человека, которому вы оказываете поддержку, т.к. каждый человек нуждается в своём собственном способе поддержки.
- Если нет риска самоповреждений или травмирования окружающих, можно ли оставить его одного?
- Сохраняйте спокойствие.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не просите человека успокоиться, вместо этого помогите ему понять, как успокоиться.
- Задумайтесь, можете ли вы использовать специальные интересы для того, чтобы помочь ему расслабиться.
Как я могу поддержать человека с аутизмом во время отключения?
- Нужно знать человека, которому вы оказываете поддержку, т.к. каждый человек нуждается в своём собственном способе поддержки.
- Дайте ему время побыть наедине с самим собой и восстановиться.
- Задумайтесь, можете ли вы использовать специальные интересы для того, чтобы помочь ему выйти из состояния отключения.
- Некоторым людям с аутизмом может нравиться определённый вид контакта во время отключения: например рука на плече или тихая и спокойная речь. Это всецело зависит от человека. Обсудите с аутичным человеком, когда он спокоен, какого именно вида поддержки ему бы хотелось.
После произошедшего
Потратьте некоторое время на обсуждение случившегося с аутичным человеком, если он в состоянии. Выясните, что вызывало такую реакцию (он может вспомнить, что стало «последней каплей» — это можно использовать как отправную точку для дальнейшего совместного анализа ситуации) и каких действий он хотел бы от вас, если это произойдёт в будущем. Если он вёл себя так, что мог пораниться сам или травмировать окружающих, попытайтесь помочь ему найти более безопасные способы выхода стресса. Например, дайте ему перчатку для кусания вместо кусания собственной руки.
Если коммуникативные способности человека, которому вы оказываете поддержку, ограничены, то удостоверьтесь, что вы дали ему все возможности для сообщения о своих нуждах (карточки, компьютерные приложения, язык жестов и т.п.).
Сделайте подробные записи о ситуации перед, во время и после случившегося и обсудите эти ситуации с людьми, которые хорошо знают этого человека. Всегда помните: человек с аутизмом является главным в каких-либо дискуссиях по поводу его здоровья и благополучия.
Источник
Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра
Эмоциональные нарушения занимают одно из центральных мест в клинической картине детского аутизма (расстройств аутистического спектра). Трудности регуляции эмоций приводят к нарушению поведения и проблемам социальной адаптации, что особенно становится заметно для родителей и окружающих в период социализации ребёнка – посещения детского садика, поступления в школу. Ребенок с РАС может на любой запрет или по незначительным поводам, или даже беспричинно устраивать истерики, которые трудно остановить, а успокаивается сам, на истощении.
Детский аутизм. Как проявляется?
Особенный ребенок требует подчинения родителей своим правилам (в быту, на улице), либо неукоснительно выполняет их сам. Устанавливает очередность совершения действий, обязательные действия (ритуалы), которые не так и важны. Нарушение же своих правил ребенок с аутизмом не переносит, кидается в плач, крик, требует во что бы то ни стало исполнить все, что он хочет.
Особенный ребенок с трудом переносит запреты, смену режима, изменение в планах (отмены или, наоборот, включения какого-то мероприятия). То есть все то, что не подконтрольно ребёнку – меняющиеся ритмы жизни, мало- или непредсказуемые реакции других людей – причиняет сильный страх, боль. Он просто эмоционально не готов гибко отреагировать на перемены и быстро под них подстроиться. Порой взрослые игнорируют подобные сигналы, особенно, если проблемы проявляются на фоне достаточных, а порой превосходных показателей формального интеллекта (великолепная память, внимание к деталям, умение читать –для детей от 3-4-х лет, знания в необычных для данного возраста областях – космос, планеты, техника, редкие виды животных и пр.) и хороших вербальных способностей.
Однако для ребенка именно эмоциональные нарушения становятся основным препятствием в дальнейшей социализации. В будущем могут повлечь куда более драматические последствия, такие как: социальная изоляция, буллинг, нарастание тревоги, страхов, формирование патологических черт личности, депрессия, суицидальные мысли.
Напротив, признание родителями особого психического статуса своего ребенка, обращение за помощью и поддержкой к специалистам позволит предотвратить большинство из перечисленного и наметить иной, более удачный и успешный путь развития.
Как общаться с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра? Рекомендации психолога
Прежде всего попытайтесь встать на место вашего малыша и честно, развернуто ответьте на вопросы:
- как он воспринимает себя и воспринимает ли вообще?
- как воспринимает вас и мир вокруг?
- что ему причиняет страдание, много ли таких вещей, событий, явлений?
- что его радует?
- что он может, знает, как много из того, что он может или знает он «скрывает», не показывает миру?
- что им движет?
Затем напишите ответы. Прочтите их. Похоже ли все это на вас? Скорее всего, вы скажете «нет», т.к. ваш малыш по-другому устроен. Вот это и будет отправной точкой в вашем взаимодействии с ним. Если говорить о «жёсткий» правилах, по которым живет ваш особенный малыш, примите их и параллельно с этим предлагайте ему свои. Мягко объясняйте на доступном ему уровне, почему вам они важны.
Учитесь договариваться с особенным ребенком: сейчас сделаем по-твоему, а завтра – по-моему. Пусть ваш ребёнок чувствует, что он важен, его мнение учитывают при принятии решений, включают его в общее обсуждение. Если же подобные «договорные» отношения не получаются, если малыш реагирует сильными истериками, протестами, скорее всего вам будет нужна помощь специалистов.
Как распознать и развить «особые» особенности?
Достаточно часто у детей с расстройством аутистического спектра имеются необычные интересы. Важно перевести их в практические, бытовые навыки, а в дальнейшем в профессию. Для начала просто попытайтесь использовать эти увлечения в повседневной жизни, для обучения, общения и привлечения ребенка к обычным бытовым делам.
Родители лучше всех знают, чем увлечен их ребенок. Достаточно часто такие дети завороженно играют с цифрами, порой знают их на английском и других языках, прекрасно запоминают номера телефонов, машин, пароли с первого раза.
Другой ребенок увлечен энциклопедиями или техникой. В этом случае покупайте ему доступные для его уровня книги, водите на выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.
Станьте ребенку верным другом в ЕГО увлечении, увлекайтесь вместе с ним! В конце концов, становитесь в этот момент тоже особенным – поверьте, это ребенок оценит больше всего!
Дальше используйте интерес вашего ребенка, чтобы приучить к навыкам опрятности, познакомиться и поиграть со сверстниками, пойти в новое место или непривычным маршрутом, съесть что-то полезное, позаниматься.
Психотерапия детей с РАС
Направлений психотерапии и коррекции детей с РАС огромное количество. Главное для родителей не увлечься неэффективными, а порой откровенно антинаучными приемами, в том числе с использованием оккультных, эзотерических техник, либо ничем не обоснованных теорий.
Перечень возможных техник, методов, методик и подходов в лечении детейс аутизмом крайне велик. Более того, он разнится от страны к стране. Вокруг подходов, методов работы с детьми с аутизмом много горячих споров, рьяных последователей одной из моделей и преследователей других, поэтому подбирать конкретные модели и методы психокоррекции для вашего особого ребенка лучше заручившись поддержкой детского врача-психиатра, предварительно обследовав ребенка.
Традиционно одним из первых методов работы с такими детьми стала модель детского психоанализа и развившаяся из него психоаналитическая терапия детей с РАС. В детском психоанализе и психоаналитически-ориентированной психотерапии основной упор делается на работу с тяжелыми эмоциями ребёнка (страхом, агрессией, аутоагрессивными импульсами), с нарушением сферы влечений (поеданием несъедобного, отсутствием чувства опасности), с потерей интереса к реальному миру – изменённые интересы (ребенок предпочитает неигровые предметы, равнодушен к обычным игрушкам, говорит, фантазирует и играет только с динозаврами, или изучает необычные явления: электричество, свет, вентиляторы, заворожен любыми механизмами на фоне равнодушия к обычным детским шалостям).
Также признанным во всем мире и достаточно успешнымна практике является прикладной анализ поведения (ABA-терапия). АВА-терапия, как и когнитивно-поведенческая психотерапия, направлена в большей степени на коррекцию поведенческих реакций (чаще нежелательных).
Важное место в работе с детьми с РАС играет нейропсихологическая коррекция, комплекс методик которой нацелен на преодоление отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, что часто наблюдается у детей с аутизмом. Стоит упомянуть известную американскую Денверскую модель (для детей 3-5 лет) и Денверскую модель раннего вмешательства (12-30 месяцев) для детей с аутизмом, которые направлены на развитие коммуникации, речи, игровых и социальных навыков. Данный подход включает ежедневные занятия и игровую терапию, которые проходят в естественной среде ребенка (дом, детский садик) и предполагает также активное вовлечение родителей в процесс. Существует множество других направлений коррекционной работы, тренингов, таких как, сенсорная интеграция, арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, тренинг социальных навыков, ипотерапия, дельфинотерапия, каждый из который следует подбирать со специалистом, ведущим лечение вашего особенного ребенка (врачом-психиатром), и желательно под его контролем.
Развитие исключительно интеллектуальных функций у ребенка или же попытка справиться с его особенностями преимущественно за счет формирования отдельных навыков, в том числе социально-бытовых, к сожалению, не разрешает проблем эмоциональной регуляции, а только, в лучшем случае, маскирует ее на время. Так, при использовании исключительно одного вида коррекции, например, формирования навыков, есть риск, что социальные навыки (взаимодействие, общение и пр.) будут копироваться и механически воспроизводиться ребенком исключительно в строго заданных условиях, при смене которых, ребенок тут же потеряет наработанную способность. Только путем включения личностного компонента – личного отношения ребенка к той или иной ситуации, развития у него этого ощущения (ощущения себя как центра, источника своей психической активности) – можно создать условия для формирования гибкого, не шаблонного, творческого взаимодействия ребёнка в социальной среде.
Если вас беспокоит, относится ли та или иная методика работы с детьми с расстройством аутистического спектра к признанной в профессиональной среде, лучше обратитесь к практикующему специалисту – детскому психиатру, медицинскому психологу. Вам всегда подскажут и расскажут о наиболее подходящих для вашего ребёнка занятиях.
Каково быть родителями ребенка с аутизмом
Для начала очень важно для родителей ребенка, которому ставят диагноз аутизм, принять тот факт, что ребенок отличается от других: в поведении, способностях и возможностях, интересах, доступности активного включения в социальную жизнь. В понимании родителей это, как правило, влечет потерю психического здоровья ребенка, а для кого-то и потерю «здорового ребенка», а вместе с этим и планов на будущее, успешную, счастливую жизнь.
Запускается процесс горевания, в том числе как реакция на несбывшиеся мечты, надежды, амбиции. Нередко родители чувствуют разочарование. Иногда это чувство может быть очень разрушительным. В некоторых случаях реакция горевания становится патологической, иными словами, разрушает жизнь родителей. Родители (или один из них) не могут говорить о болезни ребенка, о его особом поведении, трудностях в обретении навыков опрятности, речи, или частых истериках, или об отсутствии друзей и интереса к другим детям. Более того, они могут также продолжать относиться к ребенку с РАС, как к обычному, предъявляя непомерные, завышенные требования, которые он выполнить просто не в состоянии.
Для того, чтобы вовремя отследить процесс патологического горевания, обратите внимание на следующие признаки:
- затянувшаяся депрессия с чувством вины (например, перед ребенком) и потерей самопринятия, самоуважения;
- саморазрушительные действия, такие как: курение (если раньше не курили), алкоголь, наркотики, переедание или отказ от еды, постоянное попадание в неприятные истории, мелкие частые самоповреждения (например, порезы);
- страх сойти с ума или панические атаки;
- состояние длится более полугода – года.
В случае, если Вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, самое время обратиться к специалисту (психотерапевту, психологу).
СемьЯ
Договоритесь с членами своей семьи завести хорошую традицию или даже правило – разговаривать друг с другом, высказать свои сомнения, страхи, обиды, злость. Обратите особое внимание, что все подобные разговоры должны вестись не импульсивно, в виде обвинений или угроз, а в спокойной обстановке, когда каждый из участников располагает достаточным временем. Избегайте повышенного тона, старайтесь высказываться спокойно, последовательно, не перебивайте друг друга, давайте возможность выговориться всем. Это задача не из простых и возможно не сразу все получится, поэтому для начала лучше обратиться за помощью к семейному психологу. Именно семейный психолог подскажет вам возможные пути построения диалога, научит высказать свою боль, обиду, не задев чувств близкого вам человека. Более того, семейный психолог поможет увидеть «слепые зоны» в семейной системе, обрести равновесие и гармонию в отношениях. В свою очередь, гармоничные, уравновешенные отношения в семье, взаимопонимание между родителями, позволяют в некоторых случаях выправить нежелательное поведение у детей.
Центр им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ: лечение аутизма в Москве
Своевременное обращение к специалистам за квалифицированной помощью ребенку с расстройством аутистического спектра значительно повышает шансы на его социализацию. А это, в свою очередь, залог благополучия всех членов семьи.
В Центре им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ вы найдете сразу весь комплекс возможных занятий и видов лечения аутизма у детей. Практикующие специалисты – психиатры, неврологи, эпилептологи, клинические и семейные психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты, психоаналитики, арт-терапевты, АВА-тераписты, танцевально-двигательные и телесно-ориентированные терапевты, инструкторы АФК, массажисты.
При обращении в Центр им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ родители с ребенком попадают сначала на прием к детскому врачу-психиатру, который после внимательного осмотра и сбора подробного анамнеза назначает необходимые виды обследований. Дополнительно, на каждом обследовании специалисты ответят на ваши вопросы, дадут подробные рекомендации. По итогам врач-психиатр определяет комплекс процедур и коррекционной работы, их продолжительность и интенсивность.
Центральное место в реабилитации и развитии ребенка с диагнозом аутизм занимает фармакотерапия, по-другому говоря, препараты, которые назначаются врачом-психиатром только по предварительной договоренности с родителями. Как правило, работа по реабилитации ребенка с РАС состоит из многих аспектов и этапов, а также верно подобранных направлений психокоррекции (дефектологическая, логопедическая работа, нейрокоррекция, АВА-терапия, воздействие на развитие эмоционального компонента, формирование социально-бытовых навыков, арт-терапевтическая работа).
Ключевым звеном, запускающим реабилитацию ребенка с расстройством аутистического спектра, изменения стереотипов его поведения и реагирования, а также восстановление здоровых отношений внутри семьи, является семейная психотерапия.
Подобного рода сложный и многогранный лечебно-реабилитационный комплекс воздействий на ребенка с РАС предоставляет старейшее медицинское учреждение России, специалисты которого имеют колоссальный опыт работы с особенными детьми – Центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ.
Источник