- Как снизить стресс у ребенка при адаптации к новой школе
- Переезд на новое место – стресс для всей семьи. Но дети всегда переживают эти перемены сложнее взрослых, так как они не могут управлять ситуацией и полностью зависят от решений родителей.
- Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться
- Советы родителям
- Смена жительства: помогаем ребенку адаптироваться
- Как пережить переезд в другой город подростку?
- Адаптация после переезда
- Когда следует обратиться к специалисту?
- Переезд – так ли это просто для ребенка
- «Там было все мое!»
- «Хочу, чтобы как раньше…»
- «Я здесь чужой!»
- Когда стоит обратиться к психологу
Как снизить стресс у ребенка при адаптации к новой школе
Переезд на новое место – стресс для всей семьи. Но дети всегда переживают эти перемены сложнее взрослых, так как они не могут управлять ситуацией и полностью зависят от решений родителей.
Наиболее сильному стрессу ребенок подвержен при переходе в новую школу: нужно привыкать к новому коллективу и отвоевывать свое место в классе, адаптироваться к требованиям новых учителей. И в это время ребенок больше нуждается в понимании и сочувствии самых близких людей, чем в конструктивных советах.
Как вы можете помочь своему ребенку при переходе в новую школу:
- Поговорите с ребенком открыто о причинах переезда семьи или смены школы, даже если вам кажется, что он не поймет их. Особенно важно обсудить это с подростком, так как без его участия в принятии важного решения он может подумать, что в семье с его интересами не считаются. Во время перемен чувство общего дела будет хорошей поддержкой и для детей, и для родителей.
- Не ставьте высоких целей: сейчас важно выполнить программу минимум, найти школу, в которой будет комфортно именно вашему ребенку. В начальных классах выбирайте в первую очередь подходящего учителя, даже если он будет работать в самой обычной государственной школе. Для этого придется встречаться с педагогами лично, узнавать о хороших учителях на новом месте у знакомых. Возможно, вам помогут учителя из предыдущей школы: нередко педагоги из разных школ обмениваются опытом.
- Скорее всего успехи в учебе на новом месте будут повышать самооценку ребенка, что очень важно для комфортной адаптации. Но в то же время учиться на высокий балл в новом классе получится не у всех. Поэтому важно понять самим и объяснить вашему ребенку, что его оценки сейчас – не главное, и он может учиться по мере сил. При этом говорите о том, что вы верите в него, что этот сложный период закончится, и он сможет показать все свои таланты. Обязательно будьте на связи с классным руководителем, чтобы узнавать о школьных проблемах сразу, и вовремя помогать ребенку.
- Внимательно отнеситесь к тому, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками. Сейчас вам приходится решать серьезные насущные вопросы, самим адаптироваться к новым условиям, но все же дети более уязвимы в отношениях с ровесниками и часто зависят от мнения коллектива. Если ребенок не сможет наладить отношения в классе, будьте готовы к тому, что в ближайшее время придется снова сменить школу.
- Посетите школьного психолога всей семьей, хотя бы однажды. Зная больше об ученике и его семье, психолог сможет помочь ему лучше адаптироваться к новой школе, а родителям – понять своего ребенка в это нелегкое для семьи время.
- Адаптация к новой школе пройдет намного проще, если ребенок будет защищен поддерживающим препаратом на основе аминокислоты глицин. Глицин усиливает защитное торможение в нервной системе, и предупреждает нервное истощение. Препарат разрешен с самого раннего возраста и может без вреда применяться длительно. Кроме седативного действия, Глицин также поможет лучше усваивать новый материал, так как он улучшает обменные процессы в нервных клетках и образование нейронных связей.
Источник
Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться
Переезд — непростое испытание для любого человека, и когда на него решаются семейные люди, то дети неизбежно следуют за родителями, покидая дом, к которому привыкли, расставаясь с друзьями и одноклассниками. Для них это— стрессовый период. Как же помочь юным переселенцам адаптироваться к новым условиям?
Для ребенка очень важна внешняя стабильность: многие родители замечают, как нужен детям ежедневный ритуал, как успокаивает их привычная обстановка. Новое место, даже более комфортное, невольно нарушает внутреннее равновесие, требует освоения и привыкания.
Детская реакция на изменения зависит от личностных особенностей. Как правило, интеллектуально и эмоционально развитые дети труднее переживают потерю стабильности. Тревоги, капризы и страхи могут стать реакцией на эти изменения.
В связи с этим необходимо максимально приблизить новое жилище к привычной ребенку обстановке, постепенно адаптируя ее к новым потребностям.
Советы родителям
1. Не отзывайтесь при ребенке плохо о новой школе и учителях. Не сравнивайте учебные заведения. Не говорите, что вас что-то настораживает или смущает — это поубавит в нем уверенности. Говорите с детьми о новых возможностях, связанных с переездом и новой школой.
2. Дайте понять, что обсудите любую проблему, возникшую в новой школе. Для того, чтобы ребенок делился своими переживаниями, необходимо создать атмосферу доверия в семье, свести к минимуму конфликты и ссоры. Обнимайте ребенка, устраивайте семейные пикники, радуйте его развлечениями или вкусностями «просто так». Положительные эмоции, поддержка родителей придадут уверенности в себе.
3. Придите в школу до начала занятий, познакомьтесь с учителем, выразите готовность участвовать в жизни класса, оказывать посильную помощь в организации мероприятий, экскурсий. Ненавязчиво расскажите об особенностях вашего ребенка, «подайте» его в выгодном свете. Доброжелательное отношение педагога – мощное подспорье в деле адаптации ребенка.
4. Не акцентируйте внимание на успеваемости первое время после переезда, не требуйте от ребенка прежних результатов в учебе. Расспрашивайте об одноклассниках, учителях, кто ему симпатичен и почему, а кого он недолюбливает. Что интересного, смешного, необычного произошло за день.
5. Помните мультфильм «Головоломка»? Позвольте ребенку погрустить, поплакать о покинутом доме и друзьях. Видеть его расстроенным тяжело, но проявлять отрицательные эмоции необходимо, чтобы справиться со стрессом.
6. Поговорите с родителями, у которых есть опыт перевода ребенка в другую школу, попросите поделиться лайфхаками. Не держите большую дистанцию с другими мамами и папами — это может негативно сказаться на ребенке.
7. Приложите все усилия, чтобы школьник «вписался» по внешнему виду: фирменные кроссовки или модная модель телефона повысят его рейтинг среди одноклассников.
Середина учебного года — самый неблагоприятный период для смены школы, так как ребенок часто вынужден адаптироваться не только к коллективу, но и к программе и требованиям. Этот период сложен независимо от возраста, особенно если ваш ребенок ощущал себя счастливым в прежней школе, был лидером и имел много друзей.
Источник
Смена жительства: помогаем ребенку адаптироваться
Переезд для ребёнка – это огромный стресс. В период переезда подростку приходится оставить все то, к чему он привык, весь его сформировавшийся мир, и отправиться в абсолютную неизвестность. Где гарантии, что ему там понравится, что он хорошо социализируется, найдет новых друзей. Эти вопросы появляются в голове у ребёнка. И чем больше ему нравилось текущее место и чем сильнее были дружеские связи со сверстниками – тем сильней будет проявляться стресс. А он в зависимости от возраста различен.
Грудным детям важно эмоциональное состояние родителей. Если в процессе переезда отношения взрослых будут легки и непринужденны, то и ребёнок почувствует, что все хорошо и легко справится с путешествием. Разумеется, с грудными детьми необходимо продумать возможные трудности, которые могут возникнуть при переезде. Нужно запастись памперсами, салфетками, дополнительной одеждой, а также грамотно собрать аптечку.
Для малышей постарше подготовка к переезду, как и само путешествие, пройдет легче, если все подготовительные этапы проводить в игровой форме. Тут тоже не обойтись без предварительной подготовки, хотя и не так сильно, как с более взрослыми детьми.
Самое сложное для подростка – это адаптация в другом городе. Ведь он теряет уже установившиеся доверительные и дружеские связи со сверстниками. На новом месте, возможно, будет сложно организовать привычные хобби, например, заново начать заниматься спортом или музыкой. Родителям важно не дать ребёнку замкнуться. Нужно помочь и поддержать его на этом жизненном этапе. Дружеские и доверительные отношения в семье – залог успешного переезда без стрессов.
Как пережить переезд в другой город подростку?
Для начала необходимо тщательно разузнать все самим о новом месте. Об инфраструктуре, условиях жизни, о садиках, школах, количестве других детей на районе, возможных кружках и секциях поблизости. Со сбором информации особых проблем возникнуть не должно, но после этого наступает очень важная часть.
Нужно позаботиться о подготовке ребенка к переезду и минимизировать стресс. Это значит, что заранее нужно разговаривать с ребенком о том, что скоро будут в жизни большие перемены. Если для активных детей, которые легко находят общий язык с окружающими, переезд может пройти нормально, то для более замкнутых детей дополнительная эмоциональность обстановки может вылиться в плохой сон, агрессию, ребенок начнет еще более закрываться. Расскажите заранее о всех преимуществах переезда, но не только для себя, а для самого ребёнка. Что он сможет там делать? Чем в выгодную сторону отличаются условия жизни? Заинтересуйте его, пусть он сам захочет увидеть своими глазами то, что будет на новом месте. Посоветуйтесь с подростком, что бы он хотел взять с собой при переезде. Дети тяжело воспринимают смену обстановки, и чем больше важных для него вещей вы возьмете с собой, будь то книжки или игрушки, тем будет лучше для адаптации ребёнка к новым условиям.
Адаптация после переезда
Чувства, которые испытывает ребёнок после переезда, очень различны. Существуют опасения, что у него не будет друзей, что ему не понравится то, что будет дальше. И сколько бы родители ни утешали ребёнка в том, что все будет хорошо, их слова не возымеют должного действия, если после переезда ребенок не убедится в том, что действительно все хорошо. Если он ехал на новое место с четким пониманием того, что новый друг появится сразу, как рассказывали родители, но вот уже прошло несколько недель, а друга так и нет, ребёнок разочаруется в своих силах и начнет замыкаться. Родителям следует проявить чуткость в такие моменты и поговорить с ним. Рассказать, что такое случается, и это абсолютно нормально. Важно поддержать его в этот сложный период и сделать все возможное, чтобы он вновь почувствовал в себе силы не становиться белой вороной.
Смена детского учреждения, которое посещал ребенок, неизбежно ведет к строительству новых социальных отношений, как внутри коллектива сверстников, так и с педагогами. Учителя или воспитатели тоже присматриваются к «новенькому», обучают его новым правилам. У ребёнка возникнет необходимость, помимо налаживания общения, еще и подстраиваться к новым, неожиданным для него законам. Это тоже сильный стресс.
Когда следует обратиться к специалисту?
Психолог – это не плохо. Это совсем не значит, что с вашим ребёнком что-то действительно не так. В процессе взросления каждый сталкивается с трудностями, но не каждый справляется с ними так, чтобы это не отразилось на личности ребенка. В те моменты, когда он или вы запутались, стоит спросить мнения у специалиста, чтобы разрешить эту ситуацию.
Сложности с переездом – не исключение. Зачастую у детей возникают такие трудности:
- Внезапное ухудшение успеваемости в школе или же увеличение жалоб на агрессивное поведение ребёнка в стенах образовательного учреждения.
- Увеличение конфликтов дома, крики, обиды, злость.
- Замыкание на технике, при которой ребёнок не уходит от компьютера, телевизора или гаджетов.
- Частые вспоминания о том, как было хорошо на старом месте. Отсутствие новых друзей за несколько месяцев.
- Резкие эмоциональные изменения, либо апатичность к происходящему вокруг. Будьте уверены, при таком изменении поведения дети могут не говорить о том, что их тревожит, но они продолжат внутренне накапливать негативные эмоции.
Помните, что любой переезд – большой стресс для ребёнка. От родителей потребуются большая забота и внимание. Только тогда удастся справиться с этим непростым периодом адаптации.
Источник
Переезд – так ли это просто для ребенка
Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие. И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями. Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.
Кто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?». Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями. При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.
«Там было все мое!»
Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.
На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.
Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.
Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.
Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.
«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» — заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.
«Хочу, чтобы как раньше…»
Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.
Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша. Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения. Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, — стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов.
Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.
Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание. Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»
Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации. Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом. Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.
Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости. На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников .
Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.
«Я здесь чужой!»
Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники. Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.
Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.
Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки. В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.
Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.
Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.
Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.
Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.
Когда стоит обратиться к психологу
Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:
1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.
2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.
3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.
4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.
5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.
6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.
Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник