- Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
- Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Как помочь подростку?
- Тревожность у подростков
- Спасибо за обращение!
- Тревожное расстройство. Симптомы, виды, лечение|Центр Сухаревой
- Тревожное расстройствоу детей. Симптомы, причины возникновения
- Виды тревожных расстройств у детей и подростков
- Диагностика и лечение
Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.
Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
- выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
- избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
- навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
- озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.
- Телесных симптомов:
- вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
- усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.
Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.
Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
- Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
- Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
- Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».
Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
- В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
- Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
- Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.
Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
- Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
- Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.
Как помочь подростку?
- Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
- Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.
Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.
Источник
Тревожность у подростков
Подростковый возраст – период серьезной перестройки всего организма ребенка. Во время гормонального «взрыва» происходит переосмысление ценностей и социального статуса, взаимоотношений с собой и с миром. У подростков в разы сильнее эмоциональное переживание, что влияет на их настроение и может стать причиной возникновения депрессии, поэтому родителям стоит обратить особое внимание на ребенка.
Что должно насторожить:
- изменение привычек и режима дня-ночи, бессонница, позднее/раннее засыпание,
- сильная замкнутость и отгороженность,
- частая перемена настроения, часто сниженное настроение,
- изменение аппетита или вовсе отказ от еды,
- отказ ходить в школу, возникновение сложностей в обучении, снижение успеваемости, ухудшение памяти,
- изменения в поведении и поведенческих реакциях,
- резкое сокращение или отказ от общения с близкими и друзьями,
- панические атаки, внезапное чувство страха,
- учащенное сердцебиение, скачки артериального давления, спазмы,
- боль в различных частях тела,
- покраснение/побледнение кожи, излишняя потливость.
На эти “звоночки” не стоит закрывать глаза, игнорировать, а лучше как можно скорее обратиться за консультацией к специалисту –детскому врачу-психиатру или клиническому психологу, если вышеуказанные признаки носят устойчивый характер в течение длительного времени (около месяца) и влияют на качество жизни.
Взгляд в будущее
Дети с повышенной тревогой часто благополучны в социальной жизни и добиваются успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственно и старательно подходят к выполнению заданий, очень трудолюбивы, даже склонны к перфекционизму. При поддержке со стороны близких и специалистов, такие подростки адаптируются к реальности и испытывают меньше психологического дискомфорта.
Спасибо за обращение!
Ваш вопрос отправлен!
Мы обязательно свяжемся с вами в ближайшее время!
Источник
Тревожное расстройство. Симптомы, виды, лечение|Центр Сухаревой
Для начала разберем понятия: тревожное расстройство, тревога, тревожность.
Тревога – это эмоциональное состояние выраженного внутреннего беспокойство, которое связано с ощущением и прогнозированием опасности. Страх в сознании человека возникает как четкая угроза жизни, здоровью. Тревога же не несет в себе конкретного предмета для беспокойства. То есть под тревогой понимают дискомфортное чувство ожидания какого-либо неприятного события, которое может произойти, а может и нет.
Человек ощущает беспокойство, незащищенность, беспомощность, с трудом принимает даже простые решения. В теле появляются неопределенные, смутные ощущения, которые не всегда можно описать словами. Чаще всего они возникают в груди, нередко сопровождаются различными физическими нарушениями: учащенное сердцебиение, повышенная потливость, кожный зуд, нарушение сна.
Тревожность является психологической особенностью, которая проявляется склонностью человека к тревоге.
Тревожное расстройство – группа расстройств, характеризующаяся часто возникающей продолжительной тревогой, ощущениями напряжения, выраженного беспокойства, негативными предчувствиями.
Согласно статистике, проблемы с тревогой есть у каждого восьмого ребенка. Показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, боли в животе и головные боли).
Количество тревожных детей увеличивается с каждым годом, так же как и тревожных подростков.
Тревожное расстройствоу детей. Симптомы, причины возникновения
Тревога является естественной реакцией, усиливающей внимание и активизирующей защитные механизмы в ситуации угрозы. Если же тревога нарастает, сохраняется достаточно длительное время, процесс адаптации организма нарушается. В этом случае можно говорить о тревожном расстройстве. Причинами тревожного расстройства у детей могут стать:
- Наследственные факторы. Существует риск развития тревожных расстройств у детей, в случае, если ими страдают родители или другие близкие родственники. Если человек склонен к возникновению тревоги, не обязательно, что подобные состояния появятся у сына или у дочери.
- Физические заболевания. Иногда повышенная тревожность является прямым следствием проблем со здоровьем. Тревога может возникать при болезнях органов дыхания, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, сахарном диабете.
- Психотравмирующие события. Тревожное расстройство часто возникает у детей, которые стали свидетелями преступлений, подверглись физическому (психологическому) насилию, воспитываются в семьях с жесткими директивными методами или гиперопекой, частыми конфликтами внутри семьи, испытывают разлуку с близкими. Повышенную тревожность может провоцировать резкое ухудшение материальных возможностей семьи, катастрофы и природные катаклизмы.
В группе риска, в плане развития тревожных состояний, находятся ребята, имеющие поражения нервной системы вследствие гипоксии плода, недоношенности, другой патологии, перенесенной матерью во время беременности.
В норме проявления тревоги носят кратковременный характер и могут поддаваться контролю. Однако если проявления тревоги становятся значительными, продолжительными, нарушают физическое и психическое состояние ребенка, то можно говорить о тревожном расстройстве, которое требует помощи специалистов.
Основные симптомы тревожных расстройств у детей и подростков включают:
- Опасения (волнение, беспокойство на тему возможных неудач, затруднение в концентрации внимания на каком-либо виде деятельности);
- Физическое напряжение (дрожь в теле, головная боль, напряжение, невозможность расслабиться);
- Вегетативные проявления (повышенная потливость, учащенное сердцебиение и дыхание, головокружение, боль в животе, груди).
Причины возникновения тревоги могут быть разными. Они напрямую связаны с особенностями нервной системы и возрастом ребенка.
- 1 – 3 года. В этом возрасте малыши еще плохо говорят, поэтому тревогу можно «заподозрить» на основании изменения привычного поведения: суетливость или напряженность, появление беспокойного взгляда, плача или крика на фоне изменения окружающей обстановки. Частой причиной тревоги становится одиночество (например, когда ребенок теряет из вида маму), неожиданные или громкие звуки, боль (например, тревога перед медицинскими процедурами).
- 3 – 5 лет. Маленькие дети боятся остаться без родителей. Они стараются привлечь их внимание, постоянно быть рядом с ними. Это позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Возможно ухудшение уже сформированных навыков: ребенок может перестать разговаривать или «разучиться» делать то, что уже умеет, «вернуться» на более ранний уровень развития. Дети могут бояться темноты, различных животных, насекомых, сказочных героев.
- 5 – 7 лет. В данном возрастном периоде причиной беспокойства может стать страх смерти и событий, которые могут к ней привести. Зачастую тревогу провоцирует неблагоприятная обстановка внутри семье – конфликты между родителями и другими родственниками, неправильные подходы к воспитанию, недостаток внимания. Поведение ребенка может отражать семейные проблемы и эмоциональное состояние родителей.
Дети школьного возраста могут сформулировать жалобы самостоятельно: «страшно», «неспокойно», «не по себе». Формулировка бывает разной, но обычно затрагивают привычную среду ребенка (школа, семья). Иногда затрагивает будущее, в котором дети предчувствуют неудачи, катастрофы, проблемы и т.д.
- 7 – 12 лет. Тревожность в этом возрасте связана с отношениями в детском коллективе. Помимо семьи, все большее значение для ребенка начинают приобретать отношения со сверстниками. Тревожность становится основой для развития новых страхов. Дети боятся оказаться «лишними» в детском коллективе, стать «не таким, как все». Тревожность в школе может проявиться проблемами в учебе, конфликтами с одноклассниками и педагогами. Параллельно с этим, ухудшается общее самочувствие, появляется усталость, слабость, различные болезненные ощущения. При этом, новые тревоги наслаиваются на старые.
- 12–17 лет. Тревожность у подростков проявляется в изменении эмоционального фона и поведения. Подросток становится замкнутым, плаксивым или излишне самоуверенным, агрессивным. Причинами проблем могут являться конфликты с учителями, неприязненные отношения со стороны ровесников. Зачастую дети начинают отдаляться от родителей, пытаясь скрывать свои чувства. В дальнейшем, это может привести к появлению различных комплексов, депрессии и даже попыткам суицида. Любые резкие перемены в жизни подростка – переход в новую школу, ухудшение материального положения в семье могут повышать уровень тревоги.
Виды тревожных расстройств у детей и подростков
- Генерализованное тревожное расстройство – состояние, при котором тревога не связанна с конкретной ситуацией и объектом. Тревога может сопровождаться общим напряжением, дрожью в теле, учащенным сердцебиением, головокружением, потливостью. Находясь в таком состоянии, ребенок стремится найти поддержку у родителей и других близких людей. Проявляет избегающее поведение, опасаясь неожиданных событий, сложных ситуаций, боится допустить ошибку. Как бы «оберегая» себя, перепроверяет важные дела, составляет списки, подолгу обдумывает события. Часто ребенок сосредоточен на предмете своего беспокойства.
- Панические атаки – состояния, характеризующиеся спонтанным возникновением паники, не имеющей связи с конкретной причиной. Паническая атака сопровождается приступом сильного страха, который продолжается в течение нескольких минут. При приступе возникают субъективные симптомы: чувство нехватки воздуха, дискомфорт и боль в груди, дрожь, головокружение, потливость, иногда страх смерти. В течение длительного времени после окончания приступа сохраняется тревога по поводу развития повторных приступов.
- Социальные фобии сопровождаются страхом ситуаций, связанных с социальными контактами и поведением в обществе. Ребенку может казаться, что он сделает «что-то не так», чем вызовет насмешки, негатив со стороны окружающими. Дети боятся ситуаций, в которых они оказываются в центре внимания: сдача экзаменов, ответы на уроках перед классом, общение с учителями и старшими, новые знакомства. В ряде случаев страхи касаются только публичных выступлений. Иногда ребенок избегает более широкого круга ситуаций.
- Специфические фобии. Фобия – неконтролируемый страх или тревога перед конкретной ситуацией и объектом. Различают огромное количество различных фобий, ограниченных определенными действиями, ситуациям или объектами. Наиболее часто встречаются фобии, связанные с различными видами животных, объектами окружающей среды, медицинскими манипуляциями. Например, дети отказываются от прогулок, экскурсий на природу, боясь встречи с животными, насекомыми.
- Селективный мутизм – состояние, при котором ребенок не отвечает на вопросы и никак не дает понять (жестами, мимикой), что готов вступить во взаимодействие. Состояние возникает при поступлении ребенка в детский сад, при подготовке к школе. При этом, у малыша не нарушена способность понимать обращенную речь и разговаривать. Он осознанно отказывается от любого вида речевого общения в неприятных для себя ситуациях! Обратите внимание, что он действительно не в состоянии это делать. Впоследствии ребенок старается избегать ситуаций, провоцирующих селективный мутизм.
- Сепарационная тревога – расстройство, при котором дети переживают тревогу из-за расставания с родителями или другими людьми, к которым есть сильная привязанность. У ребенка снижается настроение, он становится замкнутым, пассивным. Не может находиться в одиночестве, просит, чтобы кто-то из родителей и близких постоянно был рядом. Как правило, сепарационная тревога проходит по мере взросления, когда ребенок начинает посещать школу. В некоторых случаях тревога сохраняется более продолжительное время – в начальной школе и позже. Дети начинают испытывать тревогу даже дома, отказываются ходить в школу, стремятся проводить время рядом с родителями.
Диагностика и лечение
Если вы заметили признаки и симптомы тревожных расстройств у ребенка, следует обратиться за квалифицированной помощью к детскому врачу-психиатру. Врач проведет полное обследование, при необходимости направит к психологу для проведения специальных диагностических тестов.
Лечение тревожных расстройств у детей основывается на комплексном подходе, которое включает в себя назначение медикаментозных препаратов и различных видов психотерапии.
Новиков Александр, детский врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ
Источник