- Основы безопасности жизнедеятельности Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10 — 11 классы
- Урок 36 § 36. Стресс и его воздействие на человека
- Выводы
- Вопросы
- Задания
- СТРЕСС И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА методическая разработка по обж на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 — 11 классы
Урок 36
§ 36. Стресс и его воздействие на человека
Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение. Эмоционально устойчивые люди с интересом воспринимают большинство изменений, связанных с возникновением и решением новых проблем, которые постоянно ставит перед ними жизнь. Они успешно справляются с переменами, следствием чего могут быть не только положительные, но и отрицательные эмоции (несчастные случаи, болезни и др.). Эта способность человека характеризует его психологическую уравновешенность. Необходимо отметить, что как внешние факторы (меняющаяся обстановка), так и человеческие способности реагировать на них могут постоянно меняться в зависимости от ситуации и силы внешних воздействий. Любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться к новым обстоятельствам, требуют определённого физического и психологического напряжения.
Психологическая уравновешенность человека зависит от возможностей его организма приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.
Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).
Действие стрессоров (воздействий) суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом, представляющим собой ответ на любой стрессор.
Различают три стадии общего адаптационного синдрома:
• стадия мобилизации защитных сил (реакция тревоги);
• стадия резистентности (приспособление к трудной ситуации);
• стадия истощения (при сильном и длительном стрессе).
В ответ на действие стрессора в организме возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Может наблюдаться увеличение частоты сердечных сокращений, повышение кровяного давления, замедление пищеварения, прилив крови к мышцам. В результате улучшается деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят в действие и организм пребывает в таком состоянии длительное время, возможны различные нарушения его функций (сердечно-сосудистой системы и др.).
На стадии резистентности стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.
Если уровень стресса слишком долго остаётся очень высоким, то наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Человек в состоянии истощения страдает от полного упадка физического и духовного здоровья.
Необходимо отметить, что физическая и психическая энергия человека неразрывно связаны. Следовательно, чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошёнными мы чувствуем себя психически. В то же время отмечено, что не столько события сами по себе определяют, подвержены мы стрессу или нет, сколько наши реакции на эти события. Одни люди прекращают сопротивление при первых признаках физиологического стресса. Другие продолжают сопротивление уже за пределами физиологического упадка сил, только с помощью силы духа.
Стресс не всегда причиняет вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и организм готовится к оптимальному режиму работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед соревнованием).
Сильный стресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что ведёт к увеличению риска получить инфекционные заболевания. Частые и продолжительные сильные стрессы могут привести к развитию язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Оптимальный уровень стресса для каждого человека индивидуален. В небольших дозах стресс психически благоприятен. Он добавляет интерес к жизни, заставляет человека тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным и ценным, обладающим определённым смыслом в жизни и конкретными целями, к которым следует стремиться. Когда же стресс переходит границы оптимального уровня, он истощает психическую энергию, нарушает деятельность человека и часто заставляет его чувствовать себя удручённым и бесполезным.
Каждый организм отвечает на стресс по-разному, но есть общие принципы борьбы с ним, направленные на обеспечение психологической уравновешенности, т. е. поддержание стресса на оптимальном уровне.
Психологическая уравновешенность — это способность человека управлять своими поступками и поведением в условиях воздействия различных по силе и характеру эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.
Общие рекомендации противодействия сильному стрессу:
• научиться формировать у себя уверенность в своих возможностях управлять своими поступками и поведением, учиться находить оптимальные решения в различных экстремальных ситуациях;
• быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий;
• научиться ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без лишнего перенапряжения;
• реально смотреть на свои возможности, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство — в принципе недостижимая вещь;
• научиться жить с собой в согласии, радоваться жизни, получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня;
• научиться радоваться своим успехам;
• приучить себя регулярно заниматься физической культурой и спортом. Физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику. Постоянная двигательная активность способствует психологической уравновешенности и уверенности в себе. Физические упражнения — один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса;
• соблюдать режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет важную роль в преодолении последствий сильного стресса;
• вырабатывать у себя привычку по формированию индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
Выводы
1. Борьба со стрессом начинается с выработки у себя психологической уравновешенности и убеждения в том, что вы, и только вы сами отвечаете за своё духовное, физическое и социальное благополучие.
2. Существуют общие принципы борьбы со стрессом, которых необходимо придерживаться, чтобы достичь психологической уравновешенности.
3. Физические упражнения и занятия спортом помогают противостоять последствиям сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.
Вопросы
1. Какие причины могут привести к возникновению стресса?
2. Почему оптимальный уровень стресса благоприятен для человека?
3. Какое значение имеет психологическая уравновешенность человека для минимизации последствий сильного стресса?
Задания
1. Проанализируйте и перечислите основные качества, которые вам необходимо сформировать для профилактики сильного стресса.
2. Запишите в «Дневнике безопасности» общие рекомендации, соблюдение которых будет способствовать вашей защищённости от последствий сильного стресса.
Источник
СТРЕСС И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
методическая разработка по обж на тему
Наверное вы все слышали слово «стресс», а некоторые из вас и испытывали его. Давайте разберемся, что такое стресс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stress_i_ego_vozdeystvie_na_cheloveka.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРЕСС И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Наверное, вы все слышали слово «стресс», а некоторые из вас и испытывали его. Давайте разберемся, что такое стресс.
Стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Концепцию стресса сформулировал канадский патолог Ганс Селье (1907–1982 гг.), который определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов.
Стрессовый фактор (или стрессор) – это любое воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.
Существует много потенциальных стрессоров: перемены в жизни, эмоциональные конфликт, страх, усталость, физическая травма, резкие изменения температуры наружного воздуха, шум, заболевание и др.
Действия этих стрессовых факторов суммируются и накапливаются. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса. Стресс влияет на организм человека: повышается кровяное давление, учащается пульс, замедляется или останавливается пищеварение, углубляется или ускоряется дыхание, увеличивается уровень сахара в крови.
Различают три стадии при стрессе: мобилизация, сопротивление и истощение.
1-я стадия – стадия мобилизации.
В ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочной защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья, так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.
2-я стадия – стадия сопротивления.
Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.
3-я стадия – стадия истощения.
Если уровень стресса слишком долго остается на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма противостоять стрессорам уменьшается. Симптомы сильного стресса: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли, чувство беспомощности, бессонница, потеря аппетита и др.
В стадии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.
Но стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффектно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы. При умеренном стрессе обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время.
У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний: сердечных, инфекционных. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки.
В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда стресс переходит границы этого уровня, он начинает истощать психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.
Разные люди отвечают на стресс по-разному.
Некоторые люди преуспевают в ситуациях, которые приводят других людей в состояние истощения.
Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. И все же есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.
Общие принципы борьбы со стрессом
Надо вырабатывать у себя убеждение, что только вы сами отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие. Будьте оптимистами. Запомните, что источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий. Как только вы себя поймали на мрачной мысли, переключитесь на что-то хорошее, это поможет видеть жизнь в более светлых тонах.
Регулярно занимайтесь физкультурой и спортом. Физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.
Приучайтесь ставить себе посильные задачи. Реально смотрите на жизнь, не ждите от себя слишком многого. Реально определяйте границы ваших возможностей, не берите на себя повышенные обязательства, научитесь твердо говорить «нет!», если данная задача вам не по силам.
Учитесь радоваться жизни, получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня. Старайтесь питаться правильно, соблюдайте гигиену питания. Соблюдайте режим дня, высыпайтесь.
Сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.
Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни, учитесь противостоять вредным привычкам.
Стресс влияет на здоровье человека, поэтому каждому человеку необходимо овладеть эффективными методами борьбы со стрессами, а учиться этому надо со школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти.
Задачи: «Обобщить знания уч-ся о водах Земли, закрепить знания и умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и други.
Обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидрос.
Урок -углубление в тему «Преобразующая сила музыки» был дан в рамках конкурса «Учитель года 2013».
Влияние стресса на организм человека и пути его продоления.
Урок изучения нового материала с презентацией.
Источник