- Стресс среди медицинских работников
- 5.2.3. Стресс медицинских работников
- Читайте также
- 18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение
- 18.5. Ятрогении как результат неправильного общения и взаимодействия медицинских работников с людьми
- 8.8. Психологические аспекты помогающей деятельности медицинских работников
- Деятельность психолога в различных медицинских учреждениях
- Использование медицинских средств
- Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением
- Наличие «незаменимых работников»
- Унижение достоинства работников
- Недоверие работников к руководителям
- 3. Рассмотрение проблемы половой жизни молодежи с медицинских, а не с этических позиций
- 1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций
- 47. ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
- Просчеты медицинских университетов
- Упорство на примере учебы на подготовительных медицинских курсах
- Глава 2 Секреты медицинских учреждений
- Управление стрессом в профессиональной деятельности медицинского персонала
Стресс среди медицинских работников
Кажущееся психологическое благополучие медицинских работников и их адаптация к работе в условиях пандемии COVID-19 могут быть обманчивы.
Широкомасштабное исследование, проведённое сотрудниками НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева при поддержке РОП (проф. Незнанов Г.Н., проф. Морозов П.В.) охватило все федеральные округа России и привлекло 1800 респондентов практически всех медицинских специальностей.
Выявлено, что врачи, младший и средний медперсонал по-разному адаптируются к экстремальным условиям пандемии. Наиболее негативным фактором, ассоциированным с нарастанием дистресса, является непосредственный контакт с инфицированными коронавирусом больными. Кроме того, молодые специалисты, а также имеющие меньший медицинский стаж специалисты оказались психологически самыми уязвимыми. Врачи, подверженные тревожному дистрессу, склонны пренебрегать мерами индивидуальной защиты. Это в особенности опасно, поскольку профессиональный долг медицинских работников ограничивает их в использовании самых эффективных способов предотвращения заражения: самоизоляции и физического дистанцирования от больных.
Важно отметить, что для части медицинских работников экстраординарные условия работы стали фактором, провоцирующим срыв психологической адаптации в виде нарастания стигматизации и дискриминации инфицированных пациентов. Такой тип реакции на стресс был наиболее характерен для медицинских сестёр.
Полные результаты исследования опубликованы в статье тематического выпуска журнала Indian Journal of Psychiatry. Авторами предложены стратегии профилактики профессионального выгорания и меры по минимизации рисков для психологического и физического благополучия медицинских работников в период пандемии.
Ранее авторы также представили первые данные о структуре психологических реакций у русскоязычной выборки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 на первой неделе рекомендуемой самоизоляции в России, а также первые данные по поведенческим реакциям населения.
Источник
5.2.3. Стресс медицинских работников
5.2.3. Стресс медицинских работников
Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии.
Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжким грузом ложится на их плечи.
Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций – страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал.
В-третьих – это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма.
В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы. Однако следует отметить, что четвертая причина стрессов (зарплата) не является определяющей, о чем свидетельствуют данные по западным медикам.
Например, в 1992 году в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у лиц коммуникативных профессий, в частности врачей, были связаны со стрессом. Среди обследованных медиков 1/3 принимала медикаментозные средства для снятия эмоционального напряжения, а степень употребления ими алкоголя с этой целью превышала средний в популяции уровень. Обследование 620 врачей общей практики в Великобритании в 1995 году выявило у 41% из них высокий уровень тревоги и у 26% врачей – клинически выраженную депрессию, нередко даже более значительную, чем у их пациентов. Это неожиданное открытие оказалось важным стимулом не только к тому, что для врачей в Великобритании стали проводить регулярные семинарыпо диагностикеи преодолению профессионального стресса, но и к тому, что в Британской медицинской ассоциации в середине 90-х годов открыли круглосуточную службу психологической поддержки для медработников.
Исследования показывают, что явление стресса сопутствует повседневной, рутинной профессиональной деятельности, часто требующей от врачей достаточно интенсивного, не обязательно конфликтного, но эмоционально напряженного общения с пациентами, причем у врачей общей практики частота и интенсивность этого синдрома оказалась даже большей, чем у хирургов или травматологов.[37]
Симптомы «стресса медработников» не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в широком диапазоне – от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т. д. до невротических и даже психосоматических расстройств у самих врачей. При этом большое значение играют тип ВНД и черты личности; например, у меланхолика больше шансов впадать в уныние и беспокойство по поводу работы, а у холерика выше вероятность возникновения агрессивного стиля общения с пациентами.
Как отмечает специалист в области профессиональных стрессов В. А. Винокур, профессиональный стресс – это прежде всего следствие снижения профессиональной мотивации, а «профессиональное выгорание» и сохранение увлеченности работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии. Целым рядом исследований показано, что постепенно развивающаяся профессиональная деформация у медицинских работников достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени «выгорания» нарастает тенденция к негативному, нередко даже скрыто-агрессивному, отношению к пациентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления, от чего, естественно, страдают обе стороны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение
18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны
18.5. Ятрогении как результат неправильного общения и взаимодействия медицинских работников с людьми
18.5. Ятрогении как результат неправильного общения и взаимодействия медицинских работников с людьми Ятропатогения, сокращенно ятрогения (от греч. iatros — врач, gennao — делать), — это такой способ обследования, лечения и проведения профилактических мероприятий, в результате
8.8. Психологические аспекты помогающей деятельности медицинских работников
8.8. Психологические аспекты помогающей деятельности медицинских работников От того, как сложатся отношения между медицинским работником и больным, во многом зависит эффективность лечения. Предпосылками возникновения положительных отношений и доверия между
Деятельность психолога в различных медицинских учреждениях
Деятельность психолога в различных медицинских учреждениях Психологическое консультирование в стационаре или поликлинике является одним из важных видов деятельности психолога и играет немаловажную роль в лечебном процессе. Психическое состояние женщины,
Использование медицинских средств
Использование медицинских средств Пользуясь данным методом, не следует забывать и о медицине. Когда я больна, я хочу иметь в своем распоряжении всю доступную информацию о том, что происходит с моим организмом. Иногда бывает полезнее обратиться к врачу, нежели пытаться
Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением
Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением Не делайте из травм культа! Возвращаться к ним в мыслях и проклинать – это путь к неврозу и самоистязанию.Даже катастрофы можно превратить в интересные события.Когда висишь на волоске, радуйся совершенно
Наличие «незаменимых работников»
Наличие «незаменимых работников» В организации имеется ряд отделов и служб, тесно взаимосвязанных между собой. В одном из отделов работает специалист, от работы которого зависит производственная деятельность смежного отдела. Он высококлассный специалист, стаж работы
Унижение достоинства работников
Унижение достоинства работников В конце второй смены в праздничный день начальник смены отпустил на два часа раньше часть людей, выполнивших сменное задание. Гардеробщица не пустила людей в гардероб, но, получив записку от начальника смены, смилостивилась. Однако на
Недоверие работников к руководителям
Недоверие работников к руководителям Из-за отсутствия в фонде зарплаты необходимых средств на предприятии было принято решение в счет аванса выдать каждому работнику предприятия – от директора до рабочего – одну и ту же (одинаковую для всех) сумму, минимально
3. Рассмотрение проблемы половой жизни молодежи с медицинских, а не с этических позиций
3. Рассмотрение проблемы половой жизни молодежи с медицинских, а не с этических позиций Следует иметь ясное представление о том, с какой позиции рассматривается вопрос. В данном случае мы снова сталкиваемся с тремя точками зрения: этической, сексуально-экономической и
1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций
1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)
47. ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
47. ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления следователю и суду необходимо выявить наличие следующих обстоятельств: 1) неправильность или несвоевременность оказания
Просчеты медицинских университетов
Просчеты медицинских университетов Некоторые психологи утверждают, что врачи, как и самые обычные люди, становятся жертвами тех же самых когнитивных иллюзий. Если бы это было верно, то знание показателей естественных частот оказывалось бы бесполезным. Но они
Упорство на примере учебы на подготовительных медицинских курсах
Упорство на примере учебы на подготовительных медицинских курсах Все желающие поступить в медицинский вуз обязаны изучить в колледже ряд естественных наук, включая химию и биологию. Студенты подготовительных курсов ожидают этого в лучшем случае с беспокойством, а в
Глава 2 Секреты медицинских учреждений
Глава 2 Секреты медицинских учреждений Как вести себя в женской консультации, чтобы беременность была благополучной Итак, вы уже не просто планируете ребенка – вы беременны. Поздравляю!Радостная и взволнованная, вы приходите в женскую консультацию и… тут начинаются
Источник
Управление стрессом в профессиональной деятельности медицинского персонала
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», 2015, сентябрь-октябрь, с. 36-38 И.М. Спивак, с. н. с., Е.Г. Бирюкова, к. м. н., заведующая отделом, ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», отдел организации сестринского дела в педиатрии
Ключевые слова: врач, медицинская сестра, профессиональная деятельность, стресс, управление стрессом.
Key words: doctor, nurse, professional activity, stress, stress management.
Работа медицинского персонала сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. В ходе своей профессиональной деятельности врачи, медицинские сестры научаются избегать конфликтов, при этом часто запрещают себе чувствовать. Запрет на чувства приводит к потере контроля над эмоциями, усиливает эмоциональную напряженность, становится стереотипным способом реагирования и поддерживает стресс. Вопрос управления стрессом в ходе профессиональной деятельности становится для специалистов актуальным [1,5, 7].
Рассмотрим варианты снижения эмоционального напряжения, которые применяют для регуляции психологического состояния.
Ситуативное отреагирование. Разрядка эмоций происходит непосредственно в ситуации, которая их вызвала.
Возможные варианты (вне профессиональной роли) — хлопнуть дверью, стукнуть кулаком по столу, неформально выразиться и др. Главное при использовании указанных вариантов — сохранность здоровья и имущества, как своего, так и других лиц. Игнорирование этого ограничения может повлечь административную и уголовную ответственность. Как было отмечено, эти варианты недопустимы в ситуации профессионального общения с пациентом.
Существует и другой способ, «Я-высказывание», который помогает бесконфликтно заявлять о своих интересах и чувствах и отстаивать собственные границы. Например, медсестра в случае агрессивного поведения со стороны пациента всегда вправе спокойно и с достоинством сказать: «Когда вы разговариваете со мной на повышенных тонах, я сержусь, мне обидно, я не хочу разговаривать с вами в таком тоне». Схема «Я-высказывания» сводится к обозначению того, какое поведение пациента вас эмоционально задело, какие ваши чувства оно вызвало и какие ваши ответные действия оно провоцирует.
Замещение. Разрядка эмоции осуществляется спустя некоторое время с момента ее возникновения и направляется на объект, менее опасный, чем тот, который вызвал эту эмоцию.
Освобождение от эмоционального напряжения, которое возникло, например, после общения с конфликтным пациентом, происходит путем перемещения эмоций на коллегу, который обычно ниже по статусу, супругу(а), ребенка, домашнее животное.
Часто данный вариант отреагирования эмоций специалист использует непроизвольно. Однако ему важно понимать, что другие люди не должны быть заложниками его негативного психологического состояния.
Сублимация. Как психический процесс, это преобразование и переключение энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Другими словами, снизить напряженность эмоционального состояния можно в ходе рисования, музицирования, стихосложения, игры.
Большими терапевтическими возможностями обладают техники рисования [3, 6]. Свою эмоцию (обиду, раздражение, злость и др.) можно визуализировать с помощью цветных карандашей на листе бумаги, затем в ходе рисования выразить связанное с ней напряжение [6].
Важная роль в регуляции эмоций отводится различным видам игровой деятельности. Это и спортивные, и настольные игры. Игры обычно проходят эмоционально, при этом участники терпимы к эмоциональным проявлениям партнеров и соперников. Исключение составляют азартные игры из-за большой эмоциональной включенности игрока в процесс и риска потери контроля над эмоциями и ситуацией в целом.
Ведение дневника является вариантом писательского творчества. Как способ отреагирования эмоций дневник используется в психотерапевтических целях [2], и поэтому данную технику мы выделяем отдельно. При трудностях выражения накопившихся чувств в устной речи ведение дневника является хорошим средством их разрядки посредством письменной речи. Дневник — деликатный способ снять социальные ограничения на форму и содержание высказывания.
Физическая активность благодаря работе тела позволяет освободиться от эмоционального и мышечного напряжения. Реализовать физическую активность можно через труд и спорт.
Ситуативно напряжение в руках снимается «боксированием» в воздух, ударами в подушку или «барабаня» кулаками по сиденью дивана. Напряжение в кистях разряжается сжатием или скручиванием подушки. «Сдавленность» в горле уходит, если покричать в уединенном месте (в лесу, личном автомобиле и др.).
Визуализация. Разрядить эмоциогенную ситуацию позволяет работа со своим активным воображением [4]. Человек в воображении реализует тот сценарий, который исходил из его чувств во время события, но был под избыточным сознательным контролем, и ситуация завершилась по другому сценарию.
Нередко снижению эмоционального напряжения способствуют просмотр зрелищ, компьютерные игры. Просмотр зрелищ включает такие способы проведения досуга, как посещение спортивного матча, кинотеатра, концерта, просмотр спортивных состязаний, шоу-программ, сериалов и пр. по телевизору.
Часто увлечение компьютерными играми указывает на то, что человек либо отдает предпочтение этому способу регуляции своего эмоционального состояния, либо владеет только им. В последнем случае важно предложить ему альтернативные способы управления психологическим состоянием.
Разрядка эмоций в ситуации общения, в отличие от ситуативного отреагирования, отсрочена во времени. Этот способ реализуется через проговаривание своих чувств в связи с человеком и ситуацией доверенному лицу. Им может быть коллега, друг, родители, психолог. Общение при этом возможно как очное, так и дистанционное (телефон, скайп).
Ворчание, как форма снижения эмоциональной напряженности, не требует конкретного доверенного лица, но эффективнее при наличии «слушателя». К этому способу нередко прибегают люди при физическом недомогании и лица пожилого возраста.
Бывает, для того чтобы снять эмоциональное напряжение, специалист прибегает к алкогольным напиткам. Алкоголь, воздействуя на сознание, снижает самоконтроль над эмоциональным поведением и раскрепощает человека. С другой стороны, он провоцирует выход из бессознательного подавленных чувств и эмоций. Часто подавленными оказываются агрессивные переживания. Нередко люди в состоянии опьянения становятся слезливыми. Алкогольные напитки, независимо от крепости, упрощают регуляцию эмоций, делают ее менее произвольной. Разумное питие позволяет снизить эмоциональное напряжение. Однако простота применения данного способа таит в себе угрозу алкогольной зависимости!
Характеристика традиционных вариантов отреагирования эмоций позволяет специалисту оценить эффективность их использования в своей профессиональной деятельности и расширить собственный поведенческий арсенал.
Заметим, что описанием данных вариантов снижения уровня стресса тема управления психологическим состоянием не исчерпывается.
В заключение важно сделать следующие выводы:
- Специалисту для контроля психологического состояния необходимо осознавать чувства, возникающие у него в эмоциогенной ситуации.
- Эффективным способом снижения эмоционального напряжения при профессиональном общении является «Я-высказывание».
- Схема «Я-высказывания» сводится к вербальному обозначению того, какое поведение пациента эмоционально задело, какие чувства вызвало и какие ответные действия со стороны специалиста провоцирует.
- Специалист самостоятельно выбирает способы управления стрессом, исходя из эффективности их применения в профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Бирюкова Е.Г., Спивак И.М. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему поведению. Сборник статей. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, 68 с.
2. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (сано- генное) мышление / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 1. М.: Слайдинг, 2006, 96 с.
3. Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Медитативная графика. Психотерапия для себя. М.,1996. 156 с.
4. Патент 2424828, Российская Федерация, МПК A61M21/00. Способ И.М. Спивака аутокреативной терапии / Спивак И.М., опубл. 27.07.2011.
5. Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Использование эфирных масел в сеансах комплексной коррекции эмоционального напряжения специалистов медицинского профиля // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2014, № 24 (195), выпуск 28/1, с. 40-41.
6. Спивак И.М., Лазуренко С.Б. Графическая визуализация в диагностике и коррекции эмоционального напряжения у детей // Российский педиатрический журнал, 2013, № 3, с. 30-35.
7. Бирюкова Е.Г., Варфоломеева Е.Ю. Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий // Педиатрическая фармакология, 2012, т. 9, № 4, с. 103-105.
Источник