Стресс социальных изменений это

Стресс и социальные изменения

• Так кого же волнует стресс?

• Группы, созданные для разрешения стрессовых ситуаций: армия и полиция

• Источники повседневных стрессов

• Травма:крайний случай стресса

• Посттравматическое стрессовое расстройство

• Как совладать со стрессом

• Неэффективные способы преодоления стресса

• Эффективные способы преодоления стресса

• Смягчающее действие группы на переживание стресса

• Группы, работающие на изменения

ПРИЛОЖЕНИЕ:Стресс на рабочем месте: диагностика и устранение выгорания

Роберт, 33 года, живет в Южной Калифорнии. В 1998 году его дом был стерт с лица земли оползнем, вызванным ливнями. Алекс, 35 лет, живет в Де-Мойне, штат Айова. Зимой 1997 года Таня, его жена, с которой они прожили 10 лет, умерла от рака яичника. Как вы думаете, кто из них бу­дет чувствовать себя лучше физически и психологически спустя год по­сле этих событий?

Стресс и социальные изменения

ВВЕДЕНИЕ

Мы подошли к концу нашего путешествия по раз­личным аспектам групповой динамики. Когда я по­казала своему издателю краткое содержание этой книги, он спросил меня, как эта глава укладывается в общую концепцию работы. Я ответила, что люди это не только главный источник стрессов в нашей жизни: нередко именно они приходят к нам на по­мощь, оказывают поддержку в преодолении обру­шившегося на нас стресса. Кроме того, есть группы, участники которых по роду своей деятельности по­стоянно находятся в жесточайших стрессовых усло­виях — это солдаты и офицеры действующей армии, полицейские, пожарные, бригады скорой помощи и т. д. Воздействие стресса на членов этих групп явля­ется значимым фактором группового успеха. В кон­це концов, для целого ряда групп происходящие из­менения это вовсе не побочный эффект группово­го развития. Функционирование таких групп нацелено на то, чтобы помочь их участникам реали­зовать желаемые изменения. Те, кто настолько инте­ресуется проблемами групповой динамики, что посе­щает лекции, требующие прочтения настоящей кни­ги, или те, кто просто взял ее почитать, больше, чем кто бы то ни было, подвергаются стрессам на рабо­чем месте и риску выгорания. Именно эти вопросы мы затронем в последней главе нашей книги.

Источник

Социальный стресс. Стратегии преодоления

Что такое стресс и каковы особенности социального стресса? Какими могут быть стратегии его преодоления? На эти вопросы отвечает в своей статье Е.О. Смолева – научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения ВолНЦ РАН. Работа над проектом ведется под научным руководством в.н.с., зам.зав. отделом к.э.н. М.В. Морева.

В современном обществе жизнь и деятельность человека непрерывно подвергаются воздействиям неблагоприятных факторов различной этиологии (социальных, экономических, экологических, информационных, профессиональных и др.), которые сопровождаются перенапряжением физических и психических функций, возникновением и развитием негативных эмоций. Перечисленные симптомы характеризуют состояние стресса. К его возникновению может привести как недостаток, так и избыток информации, нарушение режима дня, сокращение сна, недостаточная двигательная активность, постоянный шумовой фон, необходимость соответствовать темпу жизни большого города. Одним из самых значимых стрессоров является состояние неопределенности, отсутствие у индивида уверенности в будущем, порождаемое трансформациями социальной среды в сочетании с чередой финансово-экономических кризисов и усилением глобальных рисков, в т. ч. пандемий.

Неоднозначное понимание феномена стресса и расхождения во взглядах при классификации его видов приводят к несовпадению трактовок изучаемых явлений, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.

При анализе теоретико-методологических подходов к стрессу автор отталкивается от универсальной формулы:

Ситуация + Индивид = Реакция (поведение)

Проведенный анализ позволил выделить общие положения, раскрывающие дефиницию стресса:

  • экстремальный характер воздействия и большая значимость для человека задействованных сфер;
  • неспецифичность реакций;
  • адаптационная активность как механизм преодоления стресса.

Автор обосновывает выделение социального стресса в отдельную категорию социальным характером факторов стресса. Социальный стресс порождается общественными условиями: он возникает в периоды социальных трансформаций и проявляется в нарушении регуляции процессов социального функционирования личности. Социальный стресс связан с напряжениями социальных ролей, изменениями социального статуса и нарушениями социальной идентичности. При социальном стрессе воздействию среды могут подвергаться как индивиды, так и социальные группы.

По аналогии с общими концепциями стресса стадиями социального стресса являются:

1) когнитивная и эмоциональная оценка взаимодействия с социальной средой;

2) выработка стратегий индивидуального поведения, результатом которых являет социальная адаптация или дезадаптация;

3) если в качестве социальных агентов выступают группы, то возможна стадия группового воздействия, направленного на изменение социальной среды.

В возникновении и преодолении стресса большую роль играют социальные факторы. Социальные аспекты преодоления стресса проявляются через социальную интеграцию и социальную поддержку, которые позитивно влияют на благополучие человека, обеспечивая ему чувство безопасности. Люди, имеющие высокий уровень социальной поддержки, испытывают гораздо меньше проблем с психосоматическим здоровьем независимо от воздействия стрессоров, нежели те, кто сталкивается с трудностями в восприятии и принятии социальной поддержки.

Изучение стресса и процессов преодоления требует всестороннего подхода с применением комплекса методов для анализа взаимодействия компонентов системы «среда/ситуация – индивид – стресс – реакция на стресс/преодоление». При разработке методики измерения социального стресса автор предлагает группировать стрессоры с учетом уровней, на которых воспринимается социальный стресс (микро-, мезо- и макроуровень), и классификации хронических стрессоров Уитона. В качестве основных групп поведенческих реакций на стресс автор планирует рассматривать стратегии преодоления (эффективный копинг), стратегии избегания и обращение за социальной поддержкой.

Читайте также:  Если чувствуешь как бьется сердце это нормально

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в статье.

Источник

Социальные изменения и социальное здоровье. Проблема стресса социальных изменений и социокультурных трансформаций.

Социальные изменения – фундаментальный социальный процесс, обсусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе изменения лежат культурные трансформации духовной жизни общества.

В течение последнего времмени направление социальных изменений – вестернизация, т.е. усвоение обществами паттернов соц. поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные зменения – объективный процесс. Воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере изказить течение.

Существуют повреждающе эффекты вестернизации.

• Уменьшение численности населения в результате снижения сроднего возраста дожития (сметртности_, снижение рождаемости и роста межгосударственной миграции

• Рост общей нервно-психической заболеваемости, изменения её структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелыми течением и исходами.

• Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией

• Рост профессиональной заболеваемости

• Появление значительных по объему маргинализированнх социальных групп (беженцы, бездомные, безработные)

• Рост всех видов социальной девиации

• Экономическая депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию.

• Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности.

Факторы, действуюзие на здоровье населения в условиях социаокультурной трансформации обзества вызывают у больших масс населения состояние под названием «СТРЕСС СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ» В нем можно выделить 2 составляющие:

Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятив­ ного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсю­ да быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широ­ ких слоев населения. Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения. Это связано с тем, что со­ циальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тог­ да как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к со­ циальным изменениям, — «консервативный синдром», — и не только из-за угро­ зы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений вы­ ступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской куль­ туре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчер­ кивает Т. Парсонс. Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюм- пеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические ре­ формы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэко­ номических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономи­ ческого стресса населения. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться пе­ реносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неус­ пешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономическо­ го стресса. На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следу­ ющим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укреп­ ляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некото­ рые прежде низкостатусные группы меньшинств — религиозных и/или нацио­ нальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жиз­ ни в бедности.

Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятив­ ного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсю­ да быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широ­ ких слоев населения. Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения. Это связано с тем, что со­ циальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тог­ да как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к со­ циальным изменениям, — «консервативный синдром», — и не только из-за угро­ зы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений вы­ ступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской куль­ туре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчер­ кивает Т. Парсонс. Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюм- пеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические ре­ формы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэко­ номических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономи­ ческого стресса населения. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться пе­ реносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неус­ пешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономическо­ го стресса. На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следу­ ющим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укреп­ ляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некото­ рые прежде низкостатусные группы меньшинств — религиозных и/или нацио­ нальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жиз­ ни в бедности.

Читайте также:  Если долго сплю плохо себя чувствую

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Стресс социальных изменений это

Педагогические профессии традиционно считаются в наибольшей степени стрессогенными. Это вызвано преобладанием интеллектуальных нагрузок над физическими, высоким уровнем эмоционального напряжения из-за постоянного участия во множестве непрерывно меняющихся ситуаций, часто принимающих конфликтные формы, которые требуют значимых усилий в процессе саморегуляции и регуляции возникающих социальных стрессов.

В настоящее время в литературе все чаще используются понятия «социальный стресс», «психосоциальный стресс». В качестве главной особенности этого вида стресса большинство авторов отмечают особый характер вызывающих его стрессоров: их источником является общество, социальная среда. Однако, эта особенность свойственна очень многим стрессорам, и понятие социального стресса постепенно стало очень широким. В настоящей статье поставлена задача проанализировать накопленные в социальной психологии данные о различных видах социального стресса, их влиянии на социальную адаптацию человека и роли системы образования в педагогической коррекции этого влияния.

Как известно, создатель учения о стрессе Г. Селье понимал под ним неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование, вызывающее необходимость перестройки жизнедеятельности организма [6]. В дальнейшем были выделены физический стресс, связанный с воздействием стрессоров физической природы, и психический стресс, вызываемый различными психическими стрессорами – стимулами и ситуациями, воспринимаемыми как угрожающие, а также процессами, основанными на следах эмоциональных переживаний [12].

Уже в 70-х гг. ХХ века было отмечено влияние социальных условий, в которых живет индивид, на возникновение стрессовых реакций. Принадлежность к той или иной социальной группе, уровень и образ жизни, семейные отношения стали рассматриваться как источник стресса. Так, в работе S. Levine и N.A. Scotch источниками самых различных стрессоров считаются условия жизни, свойственные стране или району проживания, социальной группе, к которой принадлежит человек [13, с. 16–18]. Проживание в одних странах влечет за собой воздействие одних стрессоров, проживание в других странах – других. Это касается и различий в уровне образования, образе жизни (городском или сельском). Любые социальные условия содержат специфические стрессоры, задачу педагогической коррекции, хотя предоставляют и специфические виды ресурсов для адаптации.

Особенности жизни той или иной социальной, расовой или этнической группы также стали рассматриваться как источник специфического стресса. В работе B.S. Dohrenwend, B.P. Dohrenwend социальные стрессоры рассматриваются как объективные события, которые разрушают или угрожают разрушить обычную жизнь и деятельность индивида. Они различны у людей различных социальных, расовых, этнических групп. Основная причина различий в характере стрессоров – социальное неравенство. Так, специфическими источниками стресса для негров по сравнению с белыми в США в 70-е гг. ХХ в. выступали более низкий социальный и образовательный статус, более низкий уровень занятости, бедность, ограничения в расселении, нарушения безопасности. Медиаторами стресса, связанными с принадлежностью к тому или иному классу или расе являются такие переменные, как качество медицинского обслуживания, количество разводов, традиции семейной жизни, возможности усвоить уверенность в себе, сформировать высокую самооценку [10, с. 123–125].

Источником специфического стресса стала рассматриваться и семья. S.H. Croog в своей работе отмечал, что есть целая группа стрессоров, которые «появляются в семье и имеют именно в ней свои корни», например, разногласия супругов по поводу детей, по поводу финансов, по поводу совместного отдыха [9, с. 21]. Среди семейных стрессов автор выделяет «нормативные» стрессы, появляющиеся на основных стадиях развития семейной системы (рождение ребенка, конфликт ролей невестки и жены, занятость матери на работе) и ненормативные стрессы (рождение ребенка с отклонениями в развитии, потеря работы и статуса, серьезная болезнь). Дезинтеграция в семейной системе не только является самостоятельным источником стрессоров, но и может влиять на интеграцию всей системы социальной адаптации педагога.

В последние десятилетия усилилось внимание к стрессам, возникающим вследствие военных конфликтов и гражданских войн. В работе T.M. McIntyre, M. Ventura, посвященной психическим травмам у подростков в Анголе, было показано, что продолжительность пребывания в зоне военных действий и интенсивность «суровости» условий в данном очаге военного конфликта тесно связана с интенсивностью симптомов посттравматического стрессового расстройства. Вместе с тем, подтвердилась гипотеза о значении сопротивляемости личности по отношению к травмирующему воздействию. Несмотря на то, что ангольская молодежь относится к группе риска по возникновению психологических проблем, были выявлены протективные факторы, способствующие позитивному развитию личности даже в условиях военных действий, ее устойчивости к неблагоприятным воздействиям или быстрому и эффективному излечению. К их числу были отнесены степень значимости племенных ценностей, наличие полной семьи, позитивная Я-концепция. Значительную роль играет гендерный фактор: девушки в большей степени подвержены возникновению симптомов тревоги, чем юноши [14]. Военный конфликт часто ведет к возникновению вынужденной миграции населения. В условиях вынужденной миграции большинство параметров среды становятся стрессорами: смена места жительства, изменение социокультурных условий, снижение уровня жизни, трудности поиска работы и т.д. Вследствие этого возникает пролонгированная психическая травматизация. При обследовании мигрантов разной этнокультурной принадлежности соматоформные расстройства были выявлены – у 80–90 %, депрессивные расстройства – у 40–60 %, тревожные расстройства – у 30–40 % [5].

Читайте также:  Эмоциональное материнское выгорание это

Еще одна сфера жизни, являющаяся источником социальных стрессов, – экономическая. Бедность, неустойчивость материального положения и экономической независимости являются важнейшими источниками социального стресса. По данным А.Ф. Шафиркина и А.С. Штемберга, действие таких факторов, как низкий уровень доходов в семье, плохие жилищные условия, деформация семейных и трудовых отношений всегда влияет на психоэмоциональную устойчивость человека, а при их совокупном длительном действии скорость старения и снижения суммарного объема компенсаторных резервов увеличивается, определяя сокращение продолжительности жизни человека [7, с. 27].

Мы полагаем, что самостоятельным видом социального стресса можно считать стресс достижения, связанный в западной культуре с представлением о том, что человек должен добиться социального признания и успеха, продвинуться в обществе; тот, кто не сумел этого сделать, воспринимается другими и воспринимает сам себя в качестве неудачника. Один из ведущих исследователей социального стресса H. Kaplan отмечал, что данный вид стресса возникает тогда, когда индивид осознает наличие или предвидит возможность негативного развития событий, собственной или коллективной неуспешности, неспособности достигнуть желаемого социального статуса и дистанцироваться от нежелательного. Психосоциальный стресс является результатом негативного опыта, нескольких, следующих друг за другом, провалов и неудач. Он проявляется в таких явлениях, как самодискредитация (снижение самооценки, потеря веры в себя), когнитивные нарушения (снижение концентрации, потеря мысли) и тревога [11, с. 75–76].

На наш взгляд, есть еще один важный источник социального стресса – трудности самореализации, раскрытия своих способностей и возможностей в обществе. Стресс самореализации – стресс новейшей эпохи. В отличие от человека традиционного общества, которого готовили к выполнению определенных функций в своей социальной нише, современный человек стремится к творчеству, к достижениям, реализации своего потенциала. После работ К. Роджерса, А. Маслоу эта потребность считается одним из критериев зрелости личности. На ее формирование нацелена современная система образования. Между тем, несмотря на кажущееся разнообразие возможностей, состояние рынка труда таково, что многие люди не могут позволить себе работать в той сфере деятельности, с которой для них связаны самореализация и творчество. Особенно это касается научного и художественного творчества, работы в учреждениях культуры, образования, здравоохранения. Да и далеко не все родители обладают достаточными ресурсами для того, чтобы дать своим детям желаемый уровень общего и дополнительного образования, дать им возможность для развития своих способностей в художественном творчестве, науке, спорте.

Сказанное подчеркивает тезис, с которого мы начали обсуждение этой проблемы в самом начале статьи: социальный стресс считается сегодня исключительно актуальной проблемой в образовании (Зыбарева В.Н., Чухин С.Г., [4]); ещё не до конца изучено большинство составляющих социального стресса, сопровождающего профессиональную педагогическую деятельность (Захарчук Л.А., [3]); не выявлена система всех многообразных особенностей реакции современных педагогов на социальный стресс (Дунаевская Э.Б., Котова С.А., [2]); не созданы целостные антистрессовые программы (Баранова О.В., [1]).

Вместе с тем, педагогу приходится решать профессиональные задачи часто в поле интеграции всех обсуждаемых социальных стрессов – семейного, профессионального, организационного, экономического, информационного, экологического стресса, стресса самореализации и стресса достижений, стресса, связанного с общением в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с детьми, предполагающего значительные энергетические затраты, личностные особенности и эмоциональную устойчивость.

В своих работах мы ранее уже обсуждали систему критериев и показателей развития эмоциональной устойчивости педагогов, среди которых названы когнитивный (познавательный), мотивационно-целевой, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный компоненты.

Каждый из критериев конкретизируется рядом показателей, диагностика которых позволяет описать их проявления на нескольких уровнях, например, на высоком, среднем и низком. На низком уровне наблюдается стихийное развитие эмоциональной устойчивости, знания о развитии эмоциональной устойчивости и видах рациональных установок на восприятие событий не систематизированы, регуляция и коррекция уровня эмоционального напряжения вызывают затруднения, существуют затруднения в осуществлении самостоятельной практической деятельности, наблюдается стремление к копированию действий; теоретические представления об особенностях педагогической деятельности в сложном эмоциональном пространстве поверхностны. Низкий уровень развития эмоциональной устойчивости свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию этого важного качества.

Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с иными людьми, которые присутствуют под действием тех же социальных стрессов, они вполне могут стремительно перевоплотить своих коллег в категорию «выгорающих». Большая возможность того, что это произойдет, присутствует в образовательных организациях с высочайшим уровнем социальных стрессов.

Поэтому разрешение проблем преодоления и коррекции социальных стрессов является исключительно актуальной целью в процессе поиска личностью себя, её самореализации и адаптации.

Источник

Оцените статью