- Стресс-код. Профилактика профессионального стресса. О. И. Суховеева (№4, 2013)
- Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):
- Психологи чаще всего выделяют следующие факторы профессионального стресса:
- Методы профилактики профессионального стресса:
- Правила поведения в условиях стресса:
- Как бороться с профессиональным стрессом: эффективные советы для предпринимателей
- Стадии и виды профессионального стресса
- Провокаторы стресса на рабочем месте
- Положительное и негативное влияние стрессовых ситуаций
- Признаки развития хронического «рабочего» стресса
- Эффективные методики борьбы со стрессом
- Физические упражнения
- Распределение задач
- Проведение четких граней между работой и отдыхом
- Фокус на положительном
- Контроль над ситуацией и эмоциями
- Устранение отвлекающих факторов
- Выбор правильного режима питания
- Исключение мнительности
- Расстановка приоритетов
- Разработка плана борьбы с испытываемым стрессом
- Выводы
Стресс-код. Профилактика профессионального стресса. О. И. Суховеева (№4, 2013)
преподаватель Приволжского института
повышения квалификации ФНС России,
кандидат психологических наук
Сегодня профессиональный стресс – это очень серьезное, прогрессирующее огромными темпами социальное явление. Реакция человека на стрессовую ситуацию проявляется не только в психологическом и эмоциональном напряжении, страдает здоровье и работоспособность, изменяется качество жизни в целом. Работник находится в состоянии постоянной усталости и потери энергии, появляются проблемы со здоровьем. «У меня не работа, а сплошной стресс», «Я нахожусь в постоянном стрессе», «Такие нервные нагрузки просто невыносимы» — подобные фразы достаточно часто мы можем услышать из уст работающего человека. Действительно, современная профессиональная среда включает в себя достаточно много стрессовых факторов, так называемых стрессоров.
Стресс определяется как состояние повышенной напряженности, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия среды.
Профессиональный стресс рассматривается как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.
Нужно очень четко понимать, что стресс — это не всегда плохо: он может быть и полезным для человека, являться стимулятором его активности и вредным, снижающим ресурсы и активность человека По определению Г.Селье такой стресс называет дистрессом.
Профессиональный стресс чаще всего относится именно к дистрессу. Если работодатель заинтересован в создании безопасных условий, высокой производительности труда, мотивации сотрудников на достижение успеха в трудовой деятельности, то ему никак не обойти тему профилактики профессионального стресса. Работа в наше время действительно является одним из самых больших источников стресса.
Психологи утверждают, что о степени профессиональной нагрузки свидетельствует особое явление, получившее название «профессионального выгорания». Работа большинства людей редко бывает спокойной, размеренной и лишенной волнений и тревог. Способность специалиста поддерживать высокий уровень работоспособности в условиях психологических нагрузок – это решающий фактор успеха.
При создании условий для достижения оптимальной производительности и активности в профессиональной деятельности необходимо использовать системные и комплексные знания различных направлений в науке. Одной из наиболее важных и необходимых для изучения, как руководителями, так и рядовыми сотрудниками научных областей является психология труда.
Психология труда изучает закономерности трудовой деятельности, развития и формирования человека в процессе и вследствие труда. Одна из задач психологии труда это и есть обеспечение условий для безопасного и эффективного труда, обеспечение работоспособности сотрудников.
Для того чтобы справиться со стрессом, нужно очень хорошо понимать его природу.
Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):
Информационный – это стресс, связанный с высокой степенью ответственности принятия решений в условиях неопределенности и нехватки необходимой информации, а также при частом и неожиданном изменении информационных параметров
Эмоциональный – это стресс, возникающий при реальной или предполагаемой опасности; переживаниях унижения, гнева, обиды; противоречиях в отношениях с коллегами или руководством
Коммуникативный — это стресс, связанный с реальными проблемами делового общения и проявляющийся в повышенной раздражительности; неумении защититься от коммуникативной агрессии; неспособности сформулировать необходимый отказ. Основные проявления коммуникативного профессионального стресса это чаще всего: раздражительность в деловом общении , привычка общаться на повышенных тонах; неудовлетворенность своей работой , коммуникативная агрессия: стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, словесная агрессия; открытый вызов на конфликт, придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы; спонтанные вспышки ярости; направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).
Психологи чаще всего выделяют следующие факторы профессионального стресса:
- рабочий день сотрудника связан с высокими временными перегрузками, ненормированный рабочий день;
- условия труда не соответствуют требованиям безопасности и физического комфорта ;
- сотрудник работает в ситуации дефицита времени, много разнообразных задач, а времени на их реализацию недостаточно, одно дело накладывается на другое, все дела срочные;
- сотрудник вынужден самостоятельно принимать решения.
- сотрудник недостаточно информирован о своих профессиональных обязанностях и полномочиях коллег и начальства;
- высокая ответственность за других людей и за материальные ценности;
- малая степень влияния на принятие решений в организации;
- сложные взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами;
- интриги, давление манипуляции со стороны коллег, руководителей, подчиненных
Методы профилактики профессионального стресса:
- Со стороны организации: создание эффективных условий труда и отдыха (безопасное рабочее место, оптимальный график труда и отдыха, создание условий для качественного отдыха, поддержания и восстановления здоровья, проведение корпоративных мероприятий, направленных на снятие напряжения и сплочение коллектива, создание условий для информационно- психологической безопасности сотрудника, четкое распределение обязанностей между работниками, соблюдение прав и социальных гарантий, отработанная система мотивации и стимулирования, поощрения и наказания и т.д.)
- Со стороны руководства: создание благоприятного социально-психологического климата, выбор оптимального стиля руководства (наиболее эффективным является ситуативный стиль управления, одним из неэффективных и наиболее стрессогенных является жесткий и авторитарный, попустительский, авральный , перестроенный (постоянные и бессистемные нововведения), необходимо использовать целесообразное делегирование полномочий.
- Со стороны сотрудника: управление своим отношением к происходящему, развитие установок, которые позволяют снизить стресс, помогают мягче реагировать на ситуации стресса, развитие позитивных жизненных установок (например: «Не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним», «Надо рассматривать проблемы по мере их возникновения»; готовность к внесению необходимых коррективов в собственные действия, использование юмора, как эффективного средства преодоления кризисных состояний, получение удовольствие от общения с людьми (близкими, коллегами, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми);оказание внимания, помощи и поддержки по отношению к другим людям, с которыми приходится выполнять общее дело; использование релаксации, медитации, аутогенной тренировки, отказ от вредных привычек; развитие умения переключаться на другие занятия (хобби ,общение с животными здоровый образ жизни и; занятия спортом; водные процедуры);соблюдение режима труда и отдыха.
Эффективные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса, которые может использовать практически каждый сотрудник, предлагает Н.В. Самоукина .
Правила поведения в условиях стресса:
- наблюдать за самим собой (имеется ввиду, необходимо отслеживать и осознавать изменение своих реакций и поведения в ситуации стресса);
- искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»);
- перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься и переключиться на другое занятие);
- задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).
Все вышеперечисленные рекомендации могут помочь сотруднику научиться контролировать уровень полученного при профессиональной коммуникации стресса, регулировать свое поведение, перестать «зацикливаться» на полученных отрицательных эмоциях, не принимать близко к сердцу ситуации, которые чаще всего связаны не с личной угрозой , а с общей психологической напряженностью коллектива при решении общей задачи.
Таким образом, задача работодателя — это создание оптимальных условий для работника, но важным ресурсом также является самостоятельная и осознанная профилактическая работа самих сотрудников, которую необходимо стимулировать при помощи различных организационных мероприятий.
Источник
Как бороться с профессиональным стрессом: эффективные советы для предпринимателей
Предпринимательскую деятельность сравнивают с американскими горками. Бизнесменам приходится преодолевать крутые виражи, испытывая поочередные резкие взлеты и падения. Неизменный спутник таких «аттракционов» — профессиональный стресс. Постоянные чувства тревоги, напряжения, неудовлетворенности снижают эффективность рабочего процесса, сказываются на здоровье. Избежать неприятных последствий помогут действенные методы борьбы со стрессом.
Стадии и виды профессионального стресса
Большая часть людей регулярно испытывает стресс на рабочем месте. В первую очередь под удар попадают лица с соответствующими склонностями. В силу индивидуально-психологических особенностей они очень восприимчивы, остро реагируют на критику, проблемы, конфликты. В безопасной зоне – сотрудники, обладающие стрессоустойчивостью, которых гораздо меньше.
Профессиональный стресс – феномен, проявляющийся в психофизиологических реакциях на сложные ситуации, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью. В переводе с английского термин обозначает напряжение, нажим. Данные явления – следствие длительного интенсивного влияния экстремальных, эмоционально-отрицательных факторов.
Различают несколько видов рабочего стресса:
- эмоциональный. Вытекает из всевозможных конфликтных ситуаций. Связан с личными переживаниями, чувствами обиды, гнева, вины, несправедливости, вызванными противоречиями в коллективе. Сопровождается разрушением ценностей, личностных убеждений относительно профессии, должности, неудовлетворенностью результатами деятельности;
- коммуникативный. Становится отражением проблем в деловых отношениях. Причиной служат трудности в общении с коллегами, неумение находить правильный подход, противостоять манипулированию, коммуникативной агрессии;
- информационный. Появляется вследствие высоких умственных нагрузок, строгих временных рамок для выполнения задач, информационной перегруженности или недостатка информации. Стрессовый синдром усиливается повышенной мерой ответственности.
Подобное состояние граничит между здоровьем и болезнью. Оно включает два компонента – стресс-фактор и стресс-реакцию. Первый подразумевает внешний источник воздействия, второй – неспецифический ответ. По сути стресс-фактор активирует негативные реакции. В ответ мобилизуются физиологические системы, помогающие организму приспособиться к новым условиям.
Согласно одной из концепций, стрессовое состояние развивается в трех стадиях:
- Тревога. Неблагоприятный фактор, воздействующий на организм, вызывает ощущение страха, тревоги. В результате стремительно возрастает психическое напряжение, достигая пика.
- Сопротивление. Начинается борьба. Запуская внутренние силы, организм пытается бороться с негативным воздействием. Происходит адаптация, приспосабливание к меняющейся действительности. Наступает привыкание, порождающее полное погружение в стресс.
- Истощение. При отсутствии необходимых мер состояние переходит в хроническое. Истощаются ресурсы организма, что выливается в проблемы со здоровьем, нередко приводит к серьезным заболеваниям.
Под влиянием стрессовых факторов происходят физические, эмоциональные изменения. Меняются мысли, поведение, самочувствие. Проблема зачастую тесно взаимосвязана с последующим профессиональным выгоранием, потерей мотивации.
Провокаторы стресса на рабочем месте
Стрессовый синдром – результат воздействия внешних стимулов (стрессоров). Рассмотрим основные стрессоры, распространенные в предпринимательстве:
- коммуникация. Сфера «человек-человек» считается наиболее стрессовой. Взаимодействие с коллективом, общение с клиентами и партнерами требует особых навыков, немалых усилий, правильного подхода. Напряжение растет из-за необходимости управления персоналом, «трудных» подчиненных, «проблемных» покупателей, критики со стороны сотрудников;
- завышенные требования. Нереальные ожидания, многозадачность, противоречивые задания, чрезмерно высокий перечень требований снижают эффективность труда, создавая стрессовые ситуации;
- неверная расстановка приоритетов. Пожертвование стратегически важными вопросами в пользу краткосрочных задач усложняет процесс достижения цели, вызывает дальнейшее неудовлетворение результатами;
- нехватка времени. Работа в условиях острых временных ограничений – не лучший способ выполнить задачу качественно. Многие компании проводят тренинги по тайм-менеджменту, обучающие сотрудников эффективно использовать рабочее время. Однако постоянная спешка и боязнь не успеть непременно развивает стрессовый синдром;
- высокая ответственность. Предпринимательство связано с высокими финансовыми рисками, что повышает напряжение;
- недостаточные доходы. Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли. Неудовлетворенность заработком ухудшает настроение, бьет по самооценке;
- некомфортные условия труда. Неудобное рабочее место, плохая оснащенность офисного помещения, долгое пребывание за компьютером также относятся к стресс-факторам;
- перенасыщенный рабочий график. Высокие нагрузки, критически быстрый рабочий темп сильно истощают внутренние ресурсы. Без должного отдыха организм быстро доходит до критической точки, подвергается стрессу;
- монотонность работы. Иногда к стрессовому состоянию приводит слишком рутинная деятельность. Страдают активные специалисты, не переносящие однообразность.
Положительное и негативное влияние стрессовых ситуаций
По поводу вреда стресса нередко разворачиваются споры. Некоторые утверждают: в напряженном состоянии сотрудники работают на порядок эффективнее. О положительном воздействии стресс-факторов можно говорить на первой стадии развития синдрома, когда есть вероятность, что организм встряхнется, приободрится, получит стимул к работе, мобилизует силы для преодоления трудностей.
Важна именно ситуативность этого влияния. Стресс – защитная реакция на напряжение. Он ограждает от нервного срыва, носит предупреждающий характер. Однако все полезно в меру. Постоянное пребывание в таком состоянии однозначно чревато негативными последствиями.
Последствия профессионального стресса проявляются в эмоциональной и физиологической сфере. Стресс-факторы приводят к изменениям в поведении, вызывая целый спектр отрицательных проявлений:
- размываются цели;
- теряются жизненные ориентиры;
- ухудшаются взаимоотношения с коллективом, семьей;
- не уходит ощущение раздражительности;
- становится заметной излишняя вспыльчивость;
- развивается апатия, депрессия.
Еще опаснее последствия, касающиеся здоровья:
- существенно увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний;
- сдают позиции защитные силы организма, снижается иммунитет;
- страдают кожа, волосы;
- возникают боли в спине;
- нарушается сон;
- происходят нежелательные изменения в центральной нервной системе;
- наблюдается резкая потеря или избыточный набор веса;
- нарушается работоспособность пищеварительной системы, развиваются язвы.
Приведенный список далеко не полный. Не зря существует мнение, что все проблемы в голове. В большинстве случаев природа болезней объясняется психосоматикой.
Признаки развития хронического «рабочего» стресса
Накапливаясь в организме, синдром отражается в различных негативных признаках. Предупредить проблему можно, распознав первые «тревожные звоночки»:
- работа становится в тягость, не вызывает удовольствия;
- теряется чувство юмора;
- возникают частые головные боли;
- в течение рабочего дня быстро появляется усталость;
- снижается способность сконцентрироваться, сосредоточиться, улетучиваются мысли;
- заметно ухудшается память;
- рассеивается внимание;
- в рабочем процессе часто допускаются ошибки.
Степень реагирования на внешние раздражители определяется чувствительностью к различным воздействиям, психофизиологической конституцией, особенностями эмоционально-волевой стороны. Чтобы защититься от стрессоров, нужно вырабатывать стрессоустойчивость. Для этого следует воспитывать в себе полезные качества, формировать самообладание, приучаться к дисциплинированности и организованности, стремиться преодолевать препятствия. Важна настойчивость, умение принимать решения, рационально осмысливать собственные поступки.
Эффективные методики борьбы со стрессом
Профилактика стресса позволяет свести к минимуму риск проявления неблагоприятных признаков. На первоначальной стадии, когда организм едва заметил угрозу, можно достаточно легко справиться с ситуацией и избежать опасности. Следует задействовать различные методики, устраняющие психологические и физиологические аспекты стресса. Лучше использовать их комплексно.
Физические упражнения
Включите в повседневный график посильные физические нагрузки – бег, единоборство, фитнес, езду на велосипеде, прогулки на свежем воздухе, йогу. При нехватке времени подойдет и обычная пятиминутная зарядка. Главное – поддерживать тело в тонусе, не давать ему погрязнуть в окружающих стресс-факторах.
Любые тренировки дают своеобразный заряд эндорфинов, приносят ощущение умиротворенности и спокойствия, отдаляя от источников стрессового состояния. Не сутультесь и не опускайте взгляд: смотрите на трудности прямо и уверенно, дыша полной грудью.
Распределение задач
Основная проблема предпринимателей – привычка брать на себя слишком много задач. Чрезмерная ответственность, огромный список дел приводят к снижению результативности труда, отрицательно сказываются на эмоциональном, физическом состоянии.
По возможности нанимайте помощников, перекладывая на них часть заданий:
- менеджера по работе с клиентами;
- бухгалтера;
- специалиста по контент-маркетингу.
При правильной постановке задач, привлечение дополнительного персонала позитивно влияет на общую динамику развития компании.
Проведение четких граней между работой и отдыхом
Изнуряясь, организм теряет продуктивность и не позволяет выполнять рабочие задачи на 100%. Необходимо четко разграничить время для работы, сна и отдыха. Предотвратить падение производительности помогают передышки на протяжении дня.
В недостатке здорового, полноценного сна кроется львиная доля проблем, провоцирующих стрессовый синдром. Чтобы спокойно засыпать, старайтесь не заниматься рабочими процессами допоздна. Полезно выполнять перед сном специальную дыхательную гимнастику, слушать расслабляющую музыку, медитировать, настраиваясь на положительный лад. Для нормального функционирования организма и сохранения работоспособности нужно спать минимум 8 часов. В крайнем случае – не менее 6. На ночь и в выходные отключайте телефон.
Фокус на положительном
Сосредотачиваясь на отрицательных факторах, мы смотрим на мир сквозь «черные» очки, не замечаем цветов. Острые замечания, критика, срыв переговоров, необоснованные претензии клиентов – не стоит реагировать на это слишком остро. Постоянное прокручивание нежелательных событий дня образует негативное мышление, затягивает в состояние стрессовой напряженности. В результате появляется привычка ожидать угрозы с каждого угла.
Боритесь с подобным явлением, вырабатывайте навык позитивного мышления. Мысли формируют реальность. В конце дня подводите итоги, думайте о хорошем. Психологи советуют вести дневник позитива, регулярно записывая на бумаге несколько положительных событий, произошедших сегодня. Данный подход помогает перевести фокус в обратную сторону, сформировать новый взгляд, стать счастливее и оградиться от всевозможных стрессоров.
Контроль над ситуацией и эмоциями
В предпринимательстве важна максимальная собранность, самодисциплина, организованность. Будьте ответственны за ситуацию, берите инициативу. Однако не перегибайте палку: излишнее самобичевание в случае ошибок вредит общему делу, углубляет стрессовый синдром.
Найдите золотую середину между позицией жертвы (перекладывание вины на других) и чувством гиперответственности. Периодические неудачи в бизнесе – нормальное явление. Некоторые неприятные ситуации происходят независимо от предпринимателя. Не принимайте все ошибки на собственный счет.
Контролируйте эмоции самовнушением, жизнеутверждающими фразами. Пробуйте реагировать на раздражители спокойно. В порыве выразить резко негативные эмоции, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов/выдохов. Заметив начинающийся приступ паники, выполните легкий акупунктурный массаж.
Устранение отвлекающих факторов
В течение дня деловым людям поступают бесконечные потоки электронных писем, sms, сообщений из мессенджеров, телефонных звонков. Зачастую это раздражает, отвлекает от работы. Составьте личный план и реагируйте на отвлекающие факторы в соответствии с определенными критериями. Например, отвечайте на письма в порядке важности посланий, занимайтесь сообщениями в конкретно отведенные часы. Отличный вариант – воспользоваться специальными приложениями для сортировки писем.
Выбор правильного режима питания
Неправильное питание создает серьезную дополнительную нагрузку на системы организма, увеличивает чувствительность к стресс-факторам. Диетологи рекомендуют отказаться от вредных «офисных» привычек в виде фаст-фуда, множества тонизирующих напитков (энергетики, кофе, чай). Желательно включать в рацион свежие овощи, фрукты, каши, белковые продукты. Планируйте меню на день заранее. Главное правило – сбалансированное дробное питание без огромных перерывов между приемами пищи.
Исключение мнительности
Оглядка на чужое мнение – причина постоянных расстройств по мелочам, невозможности сосредоточиться на работе. Вечные размышления о вероятной оценке со стороны неминуемо подвергают организм стрессу. Концентрируйтесь на рабочих задачах, не отвлекаясь на посторонние мысли. Это рецепт высоких результатов, становящихся предметом восхищения у окружающих.
Расстановка приоритетов
С целью продуктивного выполнения задач сортируйте их согласно матрице Эйзенхауэра:
- Стратегически важные, срочные дела, не терпящие отлагательств – неотложные переговоры с партнерами, технические сбои в системе сайта интернет-магазина, актуальные сегодня нововведения, неотложные проблемы с ключевыми клиентами.
- Важные, не срочные задачи – оценка результатов, планирование новых проектов, перспектив, налаживание отношений с покупателями.
- Срочные, не важные дела – телефонные звонки, совещания, ответы на письма, работа с документами, планерки с подчиненными.
- Несрочные, неважные задачи. Обычная рутинная работа, отвлекающие мелочи.
Разработка плана борьбы с испытываемым стрессом
Признав явное наличие стрессового синдрома, приступайте к незамедлительным действиям:
- выявите источник проблемы;
- определите характер негативных чувств – гнев, растерянность, раздражение, досада;
- проанализируйте плюсы/минусы ситуации;
- выберите эффективные методы преодоления проблемы, позволяющие снять напряжение;
- пропишите задачи в блокноте;
- регулярно контролируйте результаты.
Иногда бывает сложно справиться со сложившимися обстоятельствами самостоятельно. В таких случаях целесообразнее обратиться к психологу.
Выводы
Профессиональный стресс – серьезное препятствие на пути к достижению целей. Не позволяйте ему овладеть вами. Научитесь быстро успокаиваться, смотреть на ситуацию под новым углом. Достойное противостояние стресс-факторам позволит не поддаваться трудностям и достичь желаемых успехов в предпринимательской деятельности.
Источник