Стресс при уходе за больным

Как избежать эмоционального выгорания при уходе за лежачим больным

Многие семьи сталкиваются с проблемой ухода за тяжелобольным родственником. И не всегда речь идет о пожилых людях с возрастными заболеваниями. Например, родители детей-инвалидов с первых дней жизни своих малышей погружаются в психологический ад. Эта категория людей входит в число самых уязвимых.

Можно ли избежать эмоционального выгорания — следствия накопленной физической и психологической усталости? Как сохранить душевные силы, которые позволят оказать близким необходимую помощь?

Во-первых, надо с самого начала объективно оценить ситуацию. Не тешьте себя избыточными иллюзиями. Мнение, что ваша гиперответственность и самоотверженная забота помогут близкому человеку вернуться к активной жизни, скорее всего, ошибочно. Просто примите новую реальность и научитесь в ней жить.

Дом престарелых как альтернатива домашнему уходу

Как правило, самостоятельный уход за парализованным, страдающим деменцией человеком требует от родственников изменения уклада жизни. Вероятно, опекуну придется завершить карьеру и расстаться с любимой работой. Будем честными: не все готовы взять на себя такую ответственность. И тогда на помощь семье приходит система домов престарелых и инвалидов.

Однако для того чтобы получить место в таком заведении придется пройти настоящий квест по сбору документов. В обязательном порядке их надо предоставить не менее 17-ти. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные (если речь идет о беженце, гражданине другого государства, человеке, лишенном дееспособности или о бывшем заключенном).

На ожидание постановки в очередь на место в пансионате отводится 30 дней. Однако это не означает, что по истечении этого срока место будет сразу предоставлено. Новые постояльцы заселяются по мере освобождения коек. В Нижегородской области 43 государственных дома престарелых, и они не пустуют. На ожидание очереди могут уйти месяцы. Поэтому без организации домашнего ухода на этот период все равно не обойтись.

Ухода за тяжелобольным на дому

Помимо ежедневного ухода за больным вам придется решить еще много вопросов.

  • Организовать комфортный для вас и родственника распорядок дня.
  • По мере необходимости решать медицинские проблемы: консультироваться с лечащим врачом, приглашать его на дом.
  • Следить за своевременным приемом лекарств.
  • Создать благожелательную эмоциональную и социальную атмосферу.
  • Соблюдать необходимую диету.
  • Делать массаж и проводить другие физиотерапевтические процедуры.

Важно позаботиться о техническом оснащении, которое упростит уход за тяжелобольным. Облегчат бытовые вопросы специальная медицинская кровать, противопролежневый матрас, подъемник, санитарное кресло, удобное кресло-коляска с ортопедической противопролежневой подушкой и даже нескользящая посуда, приспособленная под физические возможности человека с утраченными функциями.

Эмоциональное состояние

Родственнику, опекающему больного, надо следить за своим психологическим настроем. Если вы все чаще испытываете негативные эмоции, раздражение или апатию — есть повод обратить внимание на свое состояние. Физическая и психическая усталость имеет накопительный эффект: негативные эмоции со временем могут усугубляться.

Это те самые «звоночки», сигнализирующие о необходимости заняться собой. Нормализуйте сон, следите за аппетитом, откорректируйте диету. Найдите время для организации своего досуга, ухода за собой, занятий спортом и медитациями, прогулок, встреч с друзьями. Часто опекун тяжелобольного родственника добровольно обрекает себя на социальную изоляцию, а вот этого ни в коем случае допускать нельзя.

Не отказывайтесь от помощи

Вы вовсе не обязаны стать заложником сложившейся ситуации. Не старайтесь всю ношу заботы о больном человеке возложить на себя. Не стесняйтесь обратиться к родным за помощью и делегировать им часть функций. Если по какой-то причине они помочь не могут (заняты на работе, далеко живут и т. д.) не забывайте о существовании профессиональных патронажных служб.

Читайте также:  Всем радость организация праздников

Вовсе не обязательно нанимать сиделку на круглосуточную работу с проживанием (хотя в тяжелых случаях такая услуга предоставляется). Но даже несколько часов патронажной помощи предоставит вам время для отдыха и приведения в порядок своей нервной системы, что позволит предотвратить разрушительное эмоциональное выгорание.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила являются официальным документом и определяют порядок обработки и защиты информации о физических лицах, пользующихся услугами интернет-сайта del-com.ru (далее — Сайт). 1.2. Целью настоящих Правил является обеспечение надлежащей защиты информации о пользователях, в том числе их персональных данных, от несанкционированного доступа и разглашения. 1.3. Отношения, связанные со сбором, хранением, распространением и защитой информации о пользователях Сайта, регулируются настоящими Правилами и действующим законодательством Российской Федерации. 1.4. Действующая редакция Правил, являющихся публичным документом, доступна любому пользователю сети Интернет при переходе по ссылке http://милосердие-нн.рф. Администрация Сайта вправе вносить изменения в настоящие Правила. При внесении изменений в Правила Администрация Сайта уведомляет об этом пользователей путем размещения новой редакции Правил на Сайте по постоянному адресу не позднее, чем за 10 дней до вступления в силу соответствующих изменений. Предыдущие редакции Правил хранятся в архиве документации Администрации Сайта. 1.5. Используя Сайт, включая оформление заказов или оставления каких-либо заявок, Пользователь выражает свое согласие с условиями настоящей Политики конфиденциальности. Действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, Пользователь дает согласие сайту на обработку своих персональных данных как без использования средств автоматизации, так и с их использованием. 1.6. В случае несогласия Пользователя с условиями настоящей Политики Конфиденциальности использование Сайта должно быть немедленно прекращено.

2. УСЛОВИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ САЙТОМ
2.1. Оказывая услуги по использованию Сайта, Администрация Сайта, действуя разумно и добросовестно, считает, что Пользователь: обладает всеми необходимыми правами, позволяющими ему осуществлять использовать настоящий Сайт; указывает достоверную информацию о себе в объемах, необходимых для пользования Сайтом; ознакомлен с настоящей Политикой конфиденциальности и выражает свое согласие с ней и принимает на себя указанные в ней права и обязанности. 2.2. Администрация Сайта не проверяет достоверность получаемой (собираемой) информации о пользователях, за исключением случаев, когда такая проверка необходима в целях исполнения Администрацией Сайта обязательств перед пользователем.

3. ЦЕЛИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Обработка информации о Пользователях осуществляется с целью предоставления Пользователю информации о продукции Сайта, а также в целях выполнения обязательств Администрации Сайта перед Пользователями в отношении использования Сайта, включая проведение рекламных и новостных рассылок.

4. СОСТАВ ИНФОРМАЦИИ О ПОЛЬЗОВАТЕЛЯХ
4.1. Персональные данные Пользователей Персональные данные Пользователей не являются общедоступными, и включают в себя: 4.1.1. предоставляемые Пользователями и минимально необходимые для использования Сайта: имя, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, адрес доставки заказываемой продукции. 4.2. Иная информация о Пользователях, обрабатываемая Администрацией Сайта: Администрация Сайта обрабатывает также иную информацию о Пользователях, которая включает в себя: 4.2.1. стандартные данные, автоматически получаемые http-сервером при доступе к Сайту и последующих действиях Пользователя (IР-адрес хоста, вид операционной системы пользователя, страницы Сайта, посещаемые пользователем). 4.2.2. информация, автоматически получаемая при доступе к Сайту с использованием закладок (cookies). 4.3. Особые персональные данные Пользователей. 4.3.1. Особые персональные данные Пользователей включают в себя необходимые сведения для совершения он-лайн платежей на Сайте с помощью банковских карт.

Читайте также:  Все для детского сада стенды настроений

5. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ О ПОЛЬЗОВАТЕЛЯХ
5.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе принципов: а) законности целей и способов обработки персональных данных; б) добросовестности; в) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Администрации Сайта; г) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных; д) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных, содержащих персональные данные. 5.1.1. Использование персональных данных с целью проведения рекламной и информационной рассылок происходит до момента отписки Пользователя от них через ссылку в получаемых письмах. 5.1.2. Хранение и использование персональных данных Персональные данные пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием, как автоматизированных систем, так и лично официальным Сотрудником сайта. 5.1.3. Персональные данные Пользователей не передаются каким-либо третьим лицам, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящими Правилами. При указании Пользователя или при наличии согласия Пользователя возможна передача персональных данных Пользователя третьим лицам-контрагентам Администрации Сайта с условием принятия такими контрагентами обязательств по обеспечению конфиденциальности полученной информации. Предоставление персональных данных Пользователей по запросу государственных органов (органов местного самоуправления) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством. 5.1.4. Сайт не осуществляет сбор хранение и обработку Особых персональных данных, указанных в П. 4.3. настоящей Политики конфиденциальности. Такие Особые персональные данные вводятся пользователем непосредственно на сайте электронного платежного шлюза ChronoPay и передаются ему в зашифрованном виде. Деятельность ChronoPay соответствует требованиям закона «О персональных данных». Все действия с персональными данными плательщиков производятся исключительно на территории Российской Федерации. В соответствии с требованиями международных платежных систем, данные Вашей карты после завершения платежа не сохраняются ни в системе Сайта, ни на авторизованном сервере ChronoPay.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
6.1. Пользователи вправе: 6.1.1. На основании запроса получать от Администрации Сайта информацию, касающуюся обработки его персональных данных. 6.1.2. Отозвать согласие на обработку и хранение персональных данных путем направления письменного заявления через форму обратной связи. 6.2. Сайт является официальным ресурсом и главной функцией Сайта является предоставление достоверной информации о продукции компании del-com.ru. Данные предоставленные Пользователями не видны другим Пользователям.

7. МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ О ПОЛЬЗОВАТЕЛЯХ
7.1. Администрация Сайта принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных Пользователя от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

8. ОБРАЩЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
8.1. Пользователи вправе направлять Администрации Сайта свои запросы, в том числе запросы относительно использования их персональных данных в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8.2. Администрация Сайта обязуется рассмотреть и направить ответ на поступивший запрос пользователя в течение 10 дней с момента поступления обращения. 8.3. Вся корреспонденция, полученная Администрацией Сайта от Пользователей, относится к информации ограниченного доступа и не разглашается без письменного согласия Пользователя. Персональные данные и иная информация о Пользователе, направившем запрос, не могут быть без специального согласия Пользователя использованы иначе, как для ответа по теме полученного запроса или в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Источник

Как ухаживать за тяжелобольным и не впасть в отчаяние?

  1. Проблемы персонала (человека, берущего на себя функцию ухода за тяжелобольным).

а) Эмоциональное выгорание, чувство отчаяния, возникающее в случае, когда тяжелобольной не поправляется или вообще умирает (а ведь таким больным тоже нужна помощь).

Читайте также:  Идиомы английского языка настроение

Ухаживающий должен говорить себе: я забочусь о близком человеке без расчета на ответную реакцию с его стороны, а просто потому, что это близкий человек, что моя забота помогает облегчить больному его тяжелое положение.

б) Смешанные эмоции: любовь к близкому и негативное отношение к ситуации, в которой он косвенно виновен тем, что заболел.

Осознать двойственность своих чувств. Ухаживающий должен сказать себе, что он любит близкого, за которым ухаживает и ненавидит болезнь (ситуацию). Это разные объекты приложения чувств.

в) Отсутствие взаимопонимания. Ухаживающий не знает, как правильно реагировать на изменившееся поведение тяжелобольного (возможно, он стал неразговорчивым, капризным или эмоционально холодным).

Понимать, что тяжелобольной испытывает тяжелый стресс. Именно это, а не желание досадить, причина изменения его поведения. Необходимо разговаривать, рассказывать о своих чувствах и переживаниях и, соответственно, понять чувства другого.

Если психологические проблемы, связанные с уходом за тяжелобольным, не разрешаются на уровне межличностного взаимодействия, необходимо обратиться к специалисту – психологу или психотерапевту.

2. Проблемы пациента. Они отличатся большим разнообразием и могут включать:

— страх смерти, боли, страданий;

— страх одиночества, изоляции;

— страх перед будущим, переживания за близких, детей;

— снижение чувства собственного достоинства;

— чувство вины перед близкими;

— ощущение потери смысла жизни — крушение прежних планов, надежд;

— непризнание факта болезни или ее тяжести и, как следствие – возможный отказ от лечения;

— искажение работы защитных психологических механизмов. Есть проблема, должен быть виновник, я не могу быть виноват, потому что я хороший. Как следствие — негативные эмоции, направленные на близких или посторонних людей.

Вследствие психологических проблем и у персонала, и у пациента возникает депрессивное или тревожно-депрессивное состояние. К сожалению, при тяжелом хроническом недуге риск развития депрессии крайне высок. Тяжелая депрессия может сопровождаться мыслями о суициде. В некоторых случаях могут развиваться и другие психопатологические симптомы.

Общие рекомендации для ухаживающего персонала:

— скрывать от больного негативные эмоции, испытываемые в его адрес, помнить, что ему все равно хуже, чем вам;

— убедить больного, что он важен, нужен, никогда не станет обузой. Например, ухаживающий родственник может спросить больного, как бы он сам отнесся к своему родному человеку, если бы пришлось за ней ухаживать?

— стараться сохранять оптимизм при общении с больным, отмечать даже незначительные симптомы, свидетельствующие об улучшении его состояния;

— по возможности не оставлять тяжелобольного одного;

— избегать бесед о будущем в негативном ключе, не акцентироваться на болезни;

— по возможности вовлекать больного в доступную для него полезную деятельность;

— внимательно наблюдать за психологическим состоянием больного, отслеживая явно психопатологические моменты -мысли о суициде, галлюцинации, фобии, бредовые идеи. В этих случаях необходима консультация врача психотерапевта или психиатра;

— целесообразно общение больного с другими пациентами аналогичного профиля, например, по интернету. Необходимо однако следить, чтобы разговоры не касались негативных перспектив, приближающейся смерти, безысходности и т.п. Оптимально, если модератором общения выступает врач-психотерапевт.

Необходимо понимать; если психологическое состояние больного отличается выраженной нестабильностью или включает явные психопатологические симптомы, это повод для обращения к специалисту – врачу психологу или психотерапевту, который сможет оценить состояние больного, при необходимости провести специфическую психотерапию или назначить медикаменты.

Максим Попов, врач-невролог отделения для больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

Материал предоставлен в рамках «Школы по уходу за тяжелобольными пациентами». Занятия проводятся на базе отделения для больных ОНМК.

Источник

Оцените статью