- Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков
- Общие симптомы ПТСР у детей и подростков
- Лечение ПТСР у детей и подростков
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Игровая терапия
- Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)
- Медикаментозное лечение
- Что делать, если у моего ребенка ПТСР?
- Стресс после аварии: как помочь ребенку
- Что такое постравматическое стрессовое расстройство
- Стресс у ребенка после автомобильной аварии — как помочь
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у детей
- ПТСР у детей и подростков
- Посттравматическое стрессовое расстройство. Симптомы
- Посттравматическое стрессовое расстройство у детей. Диагностика и лечение
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков
Травматический опыт может вызвать расстройство психики не только во взрослом возрасте. Психика детей и подростков еще более хрупка и ранима.
До 40% детей и подростков переживали как минимум одно травматическое событие в своей жизни. У части из них может развиться так называемое посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР.
Травматические события могут быть разными, но чаще всего это физическое или сексуальное насилие, несчастный случай, стихийное бедствие и т. п. Дети или подростки либо пережили это событие сами, либо стали свидетелями того, как это произошло с кем-то еще, например, с их близкими.
Развитие ПТСР у ребенка или подростка зависит от многих факторов — тяжести травмы, ее повторяемости и реакции на случившееся членов семьи. Дети или подростки при посттравматическом стрессовом расстройстве чувствуют себя не в состоянии уйти из-под влияния травмы. Они стараются избегать людей или ситуаций, которые напоминают им о пережитом. Они мучаются воспоминаниями о случившемся, или же страдают от ночных кошмаров, связанных с травмой, которые кажутся очень реалистичными. Эти постоянные напоминания приносят множество трудностей в повседневную жизнь ребенка.
Общие симптомы ПТСР у детей и подростков
- Избегание ситуаций, которые напоминают о травмирующем событии
- Навязчивые воспоминания о произошедшем, ночные кошмары
- В играх ребенок повторяет травмирующую ситуацию или каким-либо образом отсылает к ней
- Импульсивность или агрессия
- Беспокойство и нервозность
- Эмоциональное “онемение”
- Проблемы с успеваемости в школе из-за невозможности сосредоточиться
В зависимости от травмирующего события и восприимчивости ребенка/подростка, симптомы могут быть выражены или малозаметны. Наиболее заметный для родителей симптом – избегание того, что связано с травмирующей ситуацией.
“Мы с сыном стали участниками ужасной автомобильной аварии. Несколько машин прямо перед нами столкнулись, и наш авто догнал их. В тех машинах были жертвы, кто-то пытался вытащить застрявших людей, была неразбериха. Все это было большим потрясением для меня и для сына. Он почти перестал спать, мало ел, его начали мучить кошмары. Он перестал ездить на автомобиле, в школу приходилось везти его на маршрутке.“
Чем младше ребенок, тем сложнее распознать ПТСР. У детей ПТСР проявляется неспецифически: изменяется поведение, ребенок становится более возбужденным, беспокойным, чаще плачет. У подростков наблюдаются “взрослые” симптомы – воспоминания о травматическом событии, избегание стимулов, связанных с травмой. Диагноз ПТСР ставят, если симптоматика проявляется более месяца после травмы.
Лечение ПТСР у детей и подростков
Если у вашего ребенка проявляются симптомы посттравматического стрессового расстройства, скорее всего, они уменьшатся и исчезнут в течение нескольких месяцев. Однако через какое-то время возвращаются снова. ПТСР поддается лечению, поэтому важно обратиться к врачу на первых этапах проявления расстройства. Вот несколько распространенных путей лечения юных пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством:
Когнитивно-поведенческая терапия
КПТ является одной из наиболее распространенных форм «разговорной терапии», и терапевты могут использовать его для работы с детьми и подростками. Когнитивно-поведенческая терапия, сосредоточенная на травме, помогает ребенку замечать и исправлять иррациональные или нелогичные мысли о самой травме или о людях и ситуациях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая терапия также обычно включает в себя знакомство с информацией о методах расслабления и преодоления стресса. Когнитивно-поведенческая психотерапия хорошо работает с подростками и детьми старшего возраста. Метод рекомендован NICE (Великобритания) как эффективный при лечении СДВГ.
Игровая терапия
Этот вид терапии может особенно хорошо работать для детей младшего возраста, которые часто косвенно пытаются сообщить о своей реакции на травму и понять, что произошло. Терапевты используют арт-терапию и игры, чтобы помочь ребенку пережить травму и справиться с другими жизненными стрессами. Арт-терапия применяется в работе с детьми младшего возраста, когда методики когнитивно-поведенческой терапии слишком сложны для освоения ребенком.
Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)
Метод ДПДГ становится все более популярным в психиатрии. Терапевт направляет движения глаз пациента, в то время как ребенок в течение короткого времени вспоминает травмирующее событие. Несмотря на то, что механизм работы метода ДПДГ не изучен, эффективность десенсибилизации и переработки движением глаз доказана во многих исследованиях. NICE (Великобритания) также рекомендует данный метод для лечения посттравматического стрессового расстройства.
Медикаментозное лечение
Не существует специальных лекарств, которые «излечивают» ПТСР, но иногда антидепрессанты и препараты для снятия тревожности могут помочь облегчить некоторые симптомы ПТСР у детей, если они также посещают психотерапевта. Препарат подбирается в зависимости от состояния, возраста, сопутствующих заболеваний.
Что делать, если у моего ребенка ПТСР?
Наблюдая, как ребенок становится «заложником» пережитой травмы, вы можете почувствовать себя бессильными и не всегда понимать, какие шаги предпринять в первую очередь. Лучше всего начать с того, чтобы выслушать вашего ребенка и не игнорировать его проблемы и трудности. Объединитесь с членами семьи и психотерапевтом, которые поддержат вас и вашего ребенка. Вы можете обратиться к психологу в школе вашего ребенка, в больницу или в местный кризисный центр, где вам укажут, куда двигаться дальше.
Помните, что посттравматическое стрессовое расстройство поддается лечению, и ваш ребенок сможет жить прежней жизнью. Те шаги, которые вы предпримете сегодня, помогут вашему ребенку строить свое будущее без страха и оглядки на пережитые страдания.
Источник
Стресс после аварии: как помочь ребенку
Кошмары, плач и постоянный страх. Ваш малыш восстанавливается после сильных переживаний — недавно вы попали в аварию. Как помочь своему ребенку?
Возможно ничего серьезного не случилось, но ребенка напугал сам факт удара, разбитого стекла и небольшого пореза у папы на руке. Однако, этого более чем достаточно, чтобы впечатлительный малыш надолго запомнил и постоянно воспроизводил случай в своей памяти.
Мы уже не говорим о серьезной аварии, когда дети попадают в больницу. Ясно одно — в обоих случаях ребенку необходима забота родственников и постоянная поддержка.
Что такое постравматическое стрессовое расстройство
Прежде чем приступить к лечению нежной детской души, давайте разберемся с данным понятием. Синдром возникает, когда мы подвергаемся непосредственному риску потери жизни или здоровья. Это может быть вызвано автомобильной аварией, пожаром, наводнением, похищением, изнасилованием.
После сильного шока появляются специфические симптомы — страх, раздражительность, избегание ситуаций связанных с травмирующим переживанием, повторное переживание стрессовой ситуации, нервозность, плач, трудности с засыпанием, ночные кошмары или бессонница.
Если вы заметили подобные симптомы у вашего ребенка, ему необходимо оказать посильную психологическую помощь.
Стресс у ребенка после автомобильной аварии — как помочь
Никто не имеет такого значительного влияния на ребенка, как его родители, но если общение с ними пока невозможно, успокоить его могут другие близкие к семье родственники или друзья, с которыми родители ребенка проводят много времени. Используйте все отвлекающие маневры — постоянное общение, объятия, игры, прогулки на детских площадках.
Старайтесь ограждать от новых впечатлений, гуляйте в уже знакомых ребенку местах. Позвольте юному пострадавшему выразить свои чувства, спокойно отвечайте на все вопросы. Забудьте предложения: «Не думай больше об этом».
Чем больше малыш рассказывает о случившемся, тем быстрее он избавится от эмоций и стресса. Уверьте ребенка, что его чувства и мысли нормальны. Если возвращение к ситуации постоянно, не препятствуйте этому.
Когда автомобильная авария привела только к разбитой машине и ничему больше, каждый раз говорите примерно следующее: «Я знаю ты испугался несчастного случая, нам тоже было страшно, но ничего серьезного не произошло». Таким образом, вы будете уважать чувства ребенка, в то же время следить за тем, чтобы эта ситуация ушла в прошлое. Не запрещайте плакать — слезы приносят облегчение.
После сильного стресса может появиться страх перед будущим. Ожидание повторения ситуации вполне нормальное явление. Сейчас необходимо объяснить, что несчастные случаи происходят очень редко и маловероятно, что это произойдет снова.
Когда отец возвращается с работы, говорите ребенку, что ничего плохого с ним по дороге не произошло. Кроме того, расскажите почему дорожные аварии редки. Покажите, что существуют предостерегающие меры безопасности — сотрудники ДПС на дорогах, правила дорожного движения, ремни безопасности.
Если ребенок говорит, что он боится, не заставляйте его садиться в машину. Восстановление должно быть медленным и нежным. Для ослабления страха можно поиграть с машинками, нарисовать дружелюбные улыбающиеся машины, смотреть счастливые фильмы на эту тему. Тогда вы сможете подойти ближе, посмотреть внутрь автомобиля через стекло на оставленные там игрушки.
Чтобы ребенок чувствовал себя в большей безопасности напомните о счастливых моментах проведенных в салоне транспортного средства, например, как вы вместе пели, играли, ездили всей семьей на море или аттракционы.
Придумайте вместе счастливый конец случившейся истории — «машина ехала очень быстро, но свернула на другую улицу, и мы спокойно продолжили свой путь».
Если, несмотря на ваши усилия симптомы беспокойства усиливаются, обязательно обратитесь к психологу. Благодаря правильно подобранным методикам специалист поможет ребенку справиться с симптомами стресса после автомобильной аварии.
Источник
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у детей
Само определение «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) появилось в обиходе примерно в 1980 году, когда психиатры и психологи, которые занимались проблемами психического и психологического здоровья американских ветеранов Вьетнамской войны, стали отмечать у тех схожие симптомы: перемену настроения, повышенную возбудимость, эмоциональное обеднение (утрата яркости чувств, равнодушие к окружающим), ощущение «опустошенности».
Более поздние исследования показали, что всё перечисленное в той или иной форме может проявляться у людей всех возрастов, переживших сильную стрессовую ситуацию.
ПТСР у детей и подростков
По своей сути посттравматическое стрессовое расстройство у детей– не что иное, как отсроченная реакция на травму, которая развивается по окончании действия причины этой травмы.
ПТСР подвержены дети и подростки, пережившие или ставшие свидетелями бедствия, катастрофы, насилия, а также перенесшие тяжелые заболевания, связанные с прохождением большого объема медицинских вмешательств.
Одними из самых распространенных и тяжелых психотравмирующих событий для детей в большинстве случаев являются эпизоды домашнего насилия.
Посттравматическое стрессовое расстройство. Симптомы
Важно знать, что ПТСР может проявляться у разных людей совершенно по-разному, даже в случае воздействия одного и того же травмирующего фактора.
Часто установление диагноза ПТСР у детей и подростков крайне затруднительно ввиду особенностей нервной системы и психики в целом. Близкое окружение ребенка должно насторожиться, заметив какие-либо симптомы из этих 3 групп:
1. Повторное переживание.
У малышей чаще всего можно наблюдать: беспокойный сон, ночные кошмары. Появляются многочисленные страхи. Изменяется характер игр, игры приобретают агрессивный или разрушительный характер. В рисунках, рассказах, творчестве дети вновь и вновь воспроизводят сюжет психотравмирующей ситуации.
Подростки могут открыто заявлять о панических атаках – преходящих, самопроизвольно возникающих состояниях с внезапно накрывающим чувством страха и тревоги. Паническая атака зачастую сопровождается сердцебиением, учащением дыхания, головокружением, снижением реакции на внешние раздражители и невозможностью контролировать наступление/прекращение этого состояния самостоятельно.
Возникают «флешбеки» – ощущения, что травмирующий опыт переживается вновь.
В отдельных случаях ситуация повторного переживания настолько сильна, что может сопровождаться возникновением так называемых психопродуктивных симптомов – иллюзий и галлюцинаций.
Избегание и страх событий, мест, предметов и явлений, напрямую связанных с травмой, или напоминающих о ней – так называемых «триггеров». Триггером может стать что угодно – слово, звук, запах, изображение, нахождение в определенном пространстве, прикосновение.
Такие проявления могут быть невероятно устойчивыми и сохраняться на протяжении длительного времени.
У малышей избегание способно выражаться в утрате прежних умений и навыков. Ребенок может перестать пользоваться туалетом, «позабыть» ранее знакомые слова, стать более замкнутым и плаксивым.
Школьники часто демонстрируют снижение успеваемости, потерю прежних интересов, нежелание общаться с другими людьми, неспособность вспомнить детали стрессовой ситуации. Подросток может внешне казаться бесчувственным и равнодушным.
3. Повышенная возбудимость.
Как правило, проявляется в расстройствах сна, нарастающем нервном напряжении, раздражительности, конфликтности, которая может вылиться в агрессивные и импульсивными поступки.
Часто к психическим симптомам присоединяются признаки соматических и неврологических расстройств. Может нарушаться работа сердца, желудочно-кишечного тракта, возникать головные боли, энурез (недержание мочи), тремор, тики; ухудшается память и внимания; нарастает утомляемость.
Как мы видим, ПТСР у детей и подростков может проявляться на всех уровнях: психическом, неврологическом, соматическом, потому требует не только комплексного подхода в терапии, но и длительной реабилитации, включающей в себя немедикаментозные и медикаментозные (лекарственные) методы воздействия. Важно отметить, что без своевременного вмешательства описанные нарушения имеют большой шанс стать хроническими, существенно нарушать социальную адаптацию, приводить к появлению вторичной депрессии, обсессивно – компульсивного расстройства (ОКР), фобий, а также грубых изменений поведения со склонностью к возникновению зависимостей и саморазрушающих действий, вплоть до суицида.
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей. Диагностика и лечение
Своевременно диагностировать ПТСР у детей может врач-психиатр, основываясь на жалобах, сведениях анамнеза (истории жизни ребенка), а также данных обследования психологом. В ряде случаев, при наличии выраженной соматической симптоматики назначаются дополнительные обследования у других специалистов (невролог, кардиолог, гастроэнтеролог и др.).
Основным методом лечения ПТСР является психотерапия. Наилучших результатов можно достичь при включении в психотерапевтическую работу не только самого ребенка, но и членов его семьи. Усилия психолога или психотерапевта направлены на стабилизацию психического состояния, восстановление социального функционирования, выработку навыков преодоления проблем поведения и эмоционального реагирования. Высокую эффективность доказали занятия в группах поддержки, где дети и подростки делятся своими эмоциональными переживаниями, анализируют собственный опыт и пути выхода из травмирующей ситуации.
С детьми младшего возраста психотерапевтическая работа строится на основе методик игровой терапии. Специалист использует игрушки, наглядные схемы и пособия.
Для более старших ребят общемировым золотым стандартом является когнитивно-поведенческая психотерапия.
- коррекция нежелательных эмоциональных и поведенческих реакций;
- помощь родителям, обучение их навыкам понимания и поддержки детей;
- создания эффективной связи «родитель – ребенок»;
- выявление и решение проблем взаимодействия между членами семьи.
Во многих случаях, помимо психотерапии, состояние ребенка требует назначения лекарственных препаратов. Для нормализации фона настроения используются антидепрессанты. В целях снижения тревоги, устранения бессонницы назначаются анксиолитики и снотворные средства. Ряд состояний нуждается в применении препаратов из групп нейролептиков и ноотропов. Важно понимать, что любые лекарственные назначения осуществляются под строгим врачебным контролем. Для этого необходимо проведение ряда лабораторно – инструментальных обследований, перечень которых определяет врач.
Эффективность терапии напрямую зависит от своевременности: чем раньше после возникновения психотравмы начато лечение, тем более благоприятным будет прогноз.
Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Источник