Стресс презентация по патологии

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА М Г М С У Кафедра патофизиологии лечебного факультета Лектор: Малышев Игорь Юрьевич. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемДарима Дашиева

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА М Г М С У Кафедра патофизиологии лечебного факультета Лектор: Малышев Игорь Юрьевич.» — Транскрипт:

1 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА М Г М С У Кафедра патофизиологии лечебного факультета Лектор: Малышев Игорь Юрьевич

2 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ Основные понятия концепции стресса, Почему стресс стал более опасным, чем раньше, Что такое стресс-реакция, стресс система и стресс-лимитирующие системы, Почему стресс-реакция из звена гомеостаза трансформируется в звено патогенеза болезней Как можно бороться со стрессом

3 Стресс — это состояние организма при нарушенном гомеостазе. Фактор который вызвал нарушение гомеостаза, называют стрессором. Стресс реакция – это нейроэндокринная реакция организма на нарушение гомеостаза. СТРЕССОР нарушение гомеостаза стресс реакция организма стресс как состояние организма при нарушенном гомеостазе ВОПРОС Что обозначает термин стресс? ОТВЕТ ВРАЧА ИЛИ БИОЛОГА Стресс – это неспецифическая реакция организма, в ответ на действие разных факторов.

4 САМОЕ ЗАПУТАННОЕ ПОНЯТИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА – НЕСПЕЦИФИЧНОСТЬ СТРЕССОРНОГО ОТВЕТА. Под неспецифичностью – понимается, то что разные стрессоры вызывают у разных людей одни и те же неспецифические нейрогуморальные и морфологические изменения Под нейрогуморальным — понимается выброс в кровь стресс гормонов кортизола и катехоламинов Под морфологическими — понимается триада Селье: увеличение надпочечников, инволюция тимуса и образование язв в желудке

5 одинаковая реакция организма на экстракты и токсические вещества – есть неспецифическая реакция на повреждение как таковое Неспецифические проявления болезни у человека (недомогание, потеря аппетита и интереса к жизни, снижение веса) являются клиническим проявлением неспецифического стресса Стадия тревоги уменьшение размеров тимуса, селезенки, лимфатических узлов, печени, жировой ткани и образование язв желудка Стадия резистентности увеличивается кора надпочечников, устраняются признаки стадии тревоги и повышается устойчивость организма к повреждающему фактору Стадия истощения Организм теряет приобретенную резистентность и может погибнуть Три стадии реакции организма на повреждение ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

6 Почему стресс стал более опасным, чем раньше? увеличивалась ЧСС и повышалось давление повышалась концентрация глюкозы в крови происходило перераспределение крови от кишечника и желудка к мышцам более быстро свертывалась кровь для того чтобы увеличить приток крови к мозгу, для улучшения принятия решений для обеспечения энергией работающих мышц для обеспечения силы в борьбе или скорости при убегании для предотвращения большой потери крови из ран «fight or flight» реакция помогает справляться со стрессорами физической нагрузки Физические стрессоры Древняя форма стресс ответа Гипертензия Инсульт Инфаркт миокарда Диабет Язва желудка Психо-эмоциональные стрессоры Потенциально вреда и даже может быть смертельна

7 Поведенческое проявление стресса возбуждение и беспокойство, тревога и страх, повышенная двигательная активность и толерантность к боли бессонница, потеря аппетита, снижение либидо, депрессия и панические расстройства. Адекватная реакция Неадекватная реакция

Читайте также:  Как накопить эмоциональную энергию

8 Для врача важны две вещи: 1)поведенческая реакция отражает нейроэндокринные изменения в организме в ответ на стресс и 2)поведенческая реакция отражает либо адекватную стресс-реакцию, направленную на преодоление действия стрессора – борьба или убегание – или неадекватную стресс-реакцию, которая может привести к заболеванию.

9 Врач должен хорошо представлять: механизмы гомеостаза что такое стресс-реакция, стресс система и стресс-лимитирующие системы

10 Исключительное важное понятие концепции стресса — гомеостаз Гомеостаз обеспечивается механизмом отрицательной обратной связи. Этот механизм состоит из сенсора, регулятора и эффектора.

11 В МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ГОМЕОСТАЗА ВОВЛЕЧЕНА НЕЙРО-ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА регуляторный механизм, который выделяет гормон инсулин (эффектор) Удаление избытка глюкозы Увеличение глюкозы в крови стресс гормоны (регуляторы) катехоламины и кортизол стрессор Сенсор глюкозы в бета клетках Нормальный уровень глюкозы

12 ВАЖНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Стресс реакция организма это нейроэндокринное звено механизма обратной связи гомеостаза. Задача стресс реакции — устранить нарушения гомеостаза.

13 СТРЕСС РЕАКЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СТРЕСС СИСТЕМА ГИПОТАЛАМУС Физические и эмоциональные стрессоры Главный результат активации стресс системы – это выброс стресс гормонов Центральный отдел Две периферические ветви Гипофиз Кора надпочечников ACTH Кортизол Катехоламины гипоталамо-гипофизарно- адреналовая ось симпатоадреналовая система CRH- нейрон NE- нейрон AV- нейрон CRHNE + — Саморегуляция Внешняя регуляция СЛС ГАМА- и опиоид-эргичес. системы и субстанция Р — подавляют выброс катехоламинов из нервных терминалей и надпочечников На уровне периферических органов — простагландины, анти- оксиданты, NO и аденозин Мозговой слой надпочечников 12

14 Характеристика главных стресс гормонов Таблица Гормоны вовлеченные в стресс ответ Гормоны Источник Физиологические эффекты регулируют выделение инсулина и глюкагона, увеличивая гликогенолиз, усиливают глюконеогенез, липолиз, протеолиз и снижают захват глюкозы в тканях, увеличивают ЧСС, силу сердечных сокращений, сокращение сосудов и расслабление мускулатуры бронхов. Стимулирует выброс АКТГ из гипофиза и активность НА-эргических нейронов в мозге. Усиливает действие адреналина и глюкагона, ингибирует высвобождение и действие репродуктивных гормонов и тиреоид- стимулирующего гормона, снижает активность иммунных клеток и продукцию медиаторов воспаления. Вызывает вазоконстрикцию и стимулирует высвобождение АКТГ. Катехоламины: адреналин и норадреналин КТРГ Кортизол Вазопрессин локус ceruleus, симпатическая нервная система, мозговой слой надпочечников гипоталамус кора надпочечников гипоталамус

15 ВАЖНЫЙ ВЫВОД Интенсивность стресс реакции определяется балансом активностей стресс системы и стресс-лимитирующих систем

16 ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПАТОФИЗИОЛОГИИ СТРЕССА Каким образом, стресс реакция из звена гомеостаза трансформируется в звено патогенеза разных болезней. Ключевыми факторами такой трансформации являются: — чрезмерные концентрации стресс гормонов и — взаимоотношение стресс гормонов с основными системами организма.

17 Взаимоотношение стресс гормонов и иммунной системы — важный аспект защитных и повреждающих эффектов стресс реакции Гипофиз ACTH Кортизол CRH- нейрон TNFα, IL-1, IL-6 Подавление воспалительных эффектов иммунной системы Антивоспалительный эффект стресс реакции снижение иммунитета и развитие опухоли Адекватная стресс реакция Увеличение концентрации КТРГ и вазопрессина на периферии Иммунные клетки, которые участвуют в воспалении Инициация провоспалительного эффекта Провоспалительный эффект стресс реакции Стресс реакция избыточна AV- нейрон

18 Взаимоотношение стресс гормонов и механизмов роста и репродукции — второй важный аспект в понимании защитных и повреждающих эффектов стресс реакции Гипофиз ACTH Кортизол CRH- нейрон AV- нейрон При адекватной стресс реакции стимулирует ген гормона роста подавление секреции гормона роста при продолжительном стрессе, увеличивают уровень соматостатина ГТРГ нейрон Гонадо- тропин у больных с гиперактивностью стресс системы нарушается менструальный цикл и репродуктивные функции

Читайте также:  Вкуснейшего утра с прекрасным настроением

19 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ СТРЕСС ОТВЕТА Действие кортизола опосредуется через два типа рецепторов: высокоаффинные М и низкоаффинные G рецепторы. G рецепторы вовлечены в стресс ответ.

20 Важный момент в понимании молекулярных основ сопряжения стрессорных и иммунных реакций

21 Таблица Терапевтические возможности предупреждения стресса 1. Фармакологические вещества. Использование антагонистов рецепторов КРГ снижало депрессию и беспокойство. Эти лекарства представители новой генерации антидепрессантов. 2. Метаболиты и активаторы СЛС. Использование ГАМК как метаболита СЛС ограничивало стрессорные повреждения. 3. Адаптации организма к факторам среды. Можно достичь увеличения активности СЛС и предупредить развитие стрессорных нарушений. 4. Методы биологической обратной связи. Это набор компьютерных программ с помощью которых человека обучают контролировать свои поведенческие и вегето-сосудистые реакции. Эти методы направлены на тренировку СЛС. 5. Методы мышечной релаксации. Направлены на снижение активности симпатической системы. Релаксация может достигаться с помощью массажа, аутогенной тренировкой и др. 6. Стресс менеджмент. Основные цели: 1) уменьшить опасные условия окружающей среды, 2) приспосабливаться к негативным событиям 3)поддерживать позитивное представление о себе самом 4) поддерживать эмоциональное равновесие 5) сохранять социальные взаимоотношения.

Источник

Презентация «Стресс и его причины»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Стресс и его причины. Выполнил слушатель группы М02 программы профпереподготовки «Менеджмент в образовании» Шишканова Снежана Егоровна

Содержание 2 Понятие стресса. Виды стрессов. Причины и источники стрессов. Факторы, вызывающие стресс. Модель стрессовой реакции. Симптомы стресса. Пути управления стрессами

Понятие стресса Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. «Стресс – это тотальная защитная реакция индивидуальности человека на относительно длительное действие сильных раздражителей внешнего мира.» (С. Тидор) 3

Факторы, вызывающие стресс, получили название стрессоров. С., согласно классическим представлениям Г. Селье, — неспецифическая реакция организма.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др.

Виды стресса Дефицит времени и высокая ответственность вкупе с боязнью совершить ошибку. Неясные перспективы профессионального роста и карьеры, кризисы ее завершения. Социальная значимость, престиж профессии и стремление к ее соответствию внутренним запросам личности. Напряженный психологический климат в организации, рабочей группе. Изменение характера информационных нагрузок как следствие внедрения в компании IT- технологий. Деперсонализация профессиональных контактов. Проблема распределения времени.

Психологический стресс Эмоциональный стресс Физиологический стресс Информационный стресс Управленческий стресс Виды стресса

Причины и источники стресса

Факторы, вызывающие стресс

3. Факторы стресса, связанные с организацией

3. Факторы стресса, связанные с организацией

Влияние факторов на развитие стресса

Модель стрессовой реакции

Последствия стресса Физиологические проявления Психологические проявления Язва, болезнь сердца, астма, и др. Раздражительность, потеря аппетита, депрессия…

Симптомы стресса 1. Проблемы здоровья. 2. Проблемы со сном. 3. Нервозность и напряжение. 4. Хроническое переживание. 5. Неспособность к отдыху. 6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение. 7. Чувство неспособности справиться с чем-либо. 8. Эмоциональная неустойчивость. 9. Впечатлительность и легкая ранимость.

Читайте также:  Радость тишины это предложение

Симптомы стресса Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины — вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем. При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми

Особенности длительного стресса Неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам, раздражение, озлобленность, обидчивость. Уклонение от обязанностей, перекладывание их на других, доказательство своей непричастности к ошибкам и срывам в работе. Чувство отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег, зацикленность на своих проблемах и переживаниях.

Пути управления стрессами: Своевременно оценивать способности, потребности и склонности работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы; Разрешить работникам отказываться от выполнения задания, если у них есть на то достаточные основания; Четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности, используя двухстороннюю коммуникацию; Использовать стиль управления, который наиболее соответствует ситуации; Обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу; Выступать в роли наставника к подчиненным…

Литература: Бородин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Москва, 1989 Иванов С.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. — 1-е изд.. — М.: Дрофа, 2008. — 246 с. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: ТОО «Остожье», 2004. — 123 с. Попова Л. М., Соколов И. В. Стресс жизни. Сборник. – Санкт-Петербург: ТОО Лейла, 1994 г.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДБ-304281

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью