Стресс политической системы это

Политический процесс в системной модели Д.Истона

Источник: Истон Д. Категории системного анализа политики. http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt27.htm

Правомерно начать изучение политической жизни как поведенческой системы, находящейся в определенной среде (environment), с которой эта система взаимодействует. Политические взаимодействия в обществе представляют собой систему поведения (понятие системы представляет исходную точку, двигаясь из которой можно получить множество выводов в дальнейшем анализе.) Политическую жизнь как систему не следует изучать как существующую в вакууме. Ее следует рассматривать в физическом, биологическом, социальном и психологическом окружениях (environments). Уточнение того, что представляют собой различные виды окружения, полезно и необходимо, поскольку политическая жизнь является открытой системой. Вследствие ее собственной природы как социальной системы, выделенной из других социальных систем, она подвержена их постоянному воздействию. Из этих систем исходит постоянный поток событий и акций, определяющих условия, в рамках которых элементы политической системы должны действовать.

Тот факт, что некоторые политические системы выживают, как бы на них ни воздействовало окружение, означает, что они должны обладать способностью реагировать на возмущающие воздействия (disturbences) и тем самым адаптироваться к изменяющимся условиям. Как только мы признаем, что политические системы могут быть адаптивными, а не просто пассивно воспринимающими воздействие среды, сразу появляются новые возможности теоретического анализа

Во внутренней организации политической системы ключевым свойством, характерным и для других социальных систем, является исключительно гибкая способность реакции на условия своего функционирования. Действительно, политические системы включают самые разнообразные механизмы, с помощью которых им удается справляться с возмущающими воздействиями среды. Посредством этих механизмов они могут регулировать свое поведение, трансформировать внутреннюю структуру и даже изменять фундаментальные цели. (это отличительная черта социальный систем вообще)

Рассматривает политическую систему не как стремящуюся к состоянию равновесия и стабильности. Равновесный подход создает впечатление, что элементы системы имеют только одну основную цель: путем преодоления внешних возмущающих воздействий осуществить возврат к исходной точке равновесия или двигаться к какой-либо новой точке равновесия. Обычно при этом имеют в виду стремление к стабильности, и, как если бы стабильность являлась наиболее желаемым состоянием. Также недостаточно внимания уделяется формулировке проблем, касающихся выбора конкретного пути возврата системы в исходную точку равновесия или достижения ею новой точки равновесия. А эти проблемы имеют существенное теоретическое значение.

Невозможно понять процессы, обеспечивающие способность того или иного типа политической жизни воспроизводить себя, если ее цели или форма реакции со стороны общества считаются наперед заданными. Система вполне может иметь иные цели, чем достижение той или иной точки равновесия.

Истону представляется более эффективным подход, в рамках которого признается, что отдельные элементы системы могут иногда осуществлять действия, способствующие разрушению предшествующего состояния равновесия, или даже поддерживать перманентное состояние неравновесия. Типичным случаем подобного рода является, например, тот, когда власть стремится сохранить свое положение, поддерживая внутреннюю нестабильность или преувеличивая внешнюю угрозу.

Далее, общим свойством всех систем является их способность амортизировать спектр внешних воздействий позитивного, конструктивного и инновативного плана, устранять или абсорбировать влияние любых возмущающих сил. Система отнюдь не обязательно реагирует на внешнее возмущение лишь путем колебания вблизи исходной точки равновесия или двигаясь к точке нового равновесия. Она может справляться с возмущающим воздействием, стремясь изменить свое окружение таким образом, чтобы взаимодействие между ней и этим окружением не приводило к росту напряжения; элементы подвергшейся внешнему воздействию системы могут даже настолько существенно трансформировать отношения между собой, модифицировать собственные цели и способы действий, что система сможет значительно лучше справляться с воздействием среды. С помощью этого и других способов система способна творчески и конструктивно отвечать на внешние возмущающие воздействия.

Для любых социальных систем, включая политические, адаптация представляет собой нечто большее, чем простое приспособление к меняющейся ситуации. Она включает множество разнообразных действий, ограниченное только человеческим мастерством, изобретательностью, ресурсами, с помощью которых происходит модификация, осуществляются фундаментальные изменения и контроль внешней среды, самой системы или того и другого вместе. В итоге система приобретает способность успешно парировать или амортизировать любые потенциально стрессовые для нее воздействия.

Читайте также:  Обострение депрессии при приеме антидепрессантов

Система — некоторое множество переменных независимо от степени их взаимосвязи. Политическая система — совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество, это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем. Окружение политической системы можно разделить на две части: интрасоциетальную и экстрасоциетальную. Первая состоит из трех систем (неполитических по выше данному определению), которые включают множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Системы, отличные от политической, выступают источником множества влияний, в совокупности определяющих условия действия политической системы. В мире, где постоянно формируются новые политические системы, мы можем найти немало примеров того, когда меняющиеся экономика, культура или социальная структура могут оказывать воздействие на политическую жизнь.

Другая часть окружения политической системы экстрасоциетальна, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества, суперсистемы, элементами которой можно считать конкретные общества. Межнациональная система культуры – пример экстрасоциетальной системы.

Оба эти класса систем – интра- и экстрасоциетальные, – которые мы рассматриваем как внешние по отношению к политической системе, образуют полное окружение политической системы. Они могут служить источником стрессов политической системы. Возмущающие воздействия – понятие, с помощью которого можно эффективно описывать влияния полного окружения на политическую систему и вызываемые ими изменения этой системы. Не все возмущающие воздействия создают напряжение в политической системе: некоторые благоприятствуют выживанию системы, другие являются нейтральными в смысле способности вызывать стресс. Но многие воздействия можно считать способными приводить политическую систему к стрессу.

Когда же можно считать, что стресс наступил? Ответ на этот вопрос требует введения двух отличительных свойств политических систем. Все политические системы как таковые, поскольку они обладают определенной живучестью, обязательно выполняют две следующие функции. Для этого они должны быть способны предлагать обществу ценности и вынуждать большинство его членов признавать их в качестве обязательных, по крайней мере почти всегда. Эти два свойства (Истон называет их существенные переменные) выделяют политические системы среди других типов социальных систем. Итак, стресс для системы наступает именно тогда, когда появляется опасность, что существенные переменные могут выйти за пределы своих критических значений. Это может быть связано с тем, что происходит в окружении системы – она может подвергнуться полному военному разгрому или суровый экономический кризис вызывает общую дезорганизацию политической системы и резкий рост нелояльности к ней. Предположим, что как следствие такой ситуации или власти окажутся не в состоянии принимать необходимые решения, или эти решения не будут выполняться. В этом случае внесение властью ценностей в общество окажется невозможным и, как следствие, общество взорвется из-за неспособности политической системы выполнять одну из своих важнейших функций, связанную с регулированием поведения его членов. Истон отмечает, что не всегда существенные выходят за границы допустимого диапазона изменений, они могут подвергаться стрессу, но оставаться в пределах критических точек. И до тех пор, пока политическая система способна удерживать свои существенные переменные в этих пределах, можно утверждать, что она обладает способностью к выживанию.

Как именно потенциально способные вызывать стресс условия в окружении политической системы соотносятся и взаимодействуют с ней? – вводит инпутальный подход.

Источник: конспект с семинара Шпагина

1. Input(вход) – внесение требований и поддержек

2. Политическая система – конверсия. «Что внутри нее – Истон его знает» © Шпагин

3. Output(выход) – административный процесс.

4. Freedbackloop(обратная связь) – изменение требований и поддержек

Истон пытался «вскрыть черный ящик», понять, что внутри политической системы. Выделяется 2 уровня политических явлений: 1) политические институты (партии, парламент, правительство, вся хурма); 2) политические ориентации (знания, позволяющие описывать полит.систему, а также отношение к ней, интерпретация, оценка системы).

Читайте также:  Для чего нам безответные чувства

Функции политической системы: 3 группы

1.Функции политического процесса (политической является лишь часть полит.системы)

1) артикуляция интересов (группы выражают интересы, предъявляют требования)

2) агрегирование интересов (функции артикуляции сводятся в целостные программы, блоки требований, которые не противоречат друг другу)

3) определение политического курса

4) реализация полит.курса (конкретные решения для его осуществления)

5) корректировка полит.курса, разрешение конфликтов

2. Функции реализации полит.курса (на выходе)

1) регулирование поведения граждан

2) извлечение ресурсов (к примеру, в виде налогов)

3) распределение ресурсов

3. Функции системы (для сохранения системы)

1) полит.социолизациия – обучение граждан формам, методам полит.поведения

2) полит.рекрутирование – привлечение людей к работе на государство, набор полит.персонала

Источник

Стресс политической системы это

Посвящаю политическим консультантам и политикам

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Стресс – всем понятное явление в жизни. Но в политической жизни – это совсем другое. Стресс в политике – это когда под тобой шатают кресло, а над головой стреляют из автоматов. Ни у одной живой души, без специальной подготовки, нервная система буквально не выдержит. Чтобы преодолеть проблема-мы и стойко переносить все невзгоды и выходки политических конкурентов, обязательно прочитайте эту книгу. В ней – квинтэссенция всех тех знаний, которые вам понадобятся в работе. Сохранив спокойствие и самообладание, вы сможете взойти на властный Олимп.

Дмитрий Раимов, политтехнолог

Руководитель единственной в Европе школы политтехнологов «PolitPR»

Политический PR – одна из самых стрессовых профессий среди коммуникативных специальностей. Стрессы вызваны перманентным напряжением, необходимостью быстро реагировать и держать ситуацию под контролем. По долгу службы политическим консультантам приходится общаться с политиками и кандидатами, вести напряженные переговоры со штабами оппонентов… Это – работа, постоянно требующая поиска новых решений, нестандартных ходов, мгновенной смены тактики. Поэтому эта профессия привлекает ярких личностей возможностью творческой самореализации.

Но, как и в любой другой работе, здесь есть и свои минусы. Если вы решили связать свою профессиональную деятельность с политическим PR, то прежде всего вы должны уяснить, что PR – это тяжелая, рутинная, очень стрессовая работа с ненормированным рабочим днем. Это – неблагодарная работа. Чаще всего вы, будучи самым близким к кандидату консультантом, остаетесь вне публичного внимания, которое достается вашему клиенту. А еще навлекаете на себя недовольство журналистов тем, что «скругляете углы» и тормозите скандальные материалы, или не даете «доступ к телу» вашего клиента.

Во время избирательных кампаний вы практически теряете свою семью и близких, 24 часа, а у некоторых экспертов это и 26 часов, в сутки вы отдаетесь кампании – понимая, что история пишется здесь и сейчас, и победитель получает все. К сожалению, он часто резко забывает о том, кто ему помог добиться этой победы, что приводит в стресс и негодование всю его команду.

Эту книгу я пишу для консультантов и политиков, для экспертов политического консалтинга, тех, кто готовит своих кандидатов, как мастер, готовящий своего ученика к поединку. К сожалению, политика и политические баталии лично мне напоминают подачу углового в штрафную площадку – когда правила написаны на бумаге, но в процессе игры они всегда нарушаются, а основной задачей является пересечение мячом линии ворот. Дается свисток, и игроки с небольшими (или большими) нарушениями правил начинают бороться за мяч, летящий прямо им на голову. В эти доли секунд решается, забьют ли они гол, либо ворота останутся «сухими». Все то же самое происходит на выборах. Свисток – и все начинают бежать, нередко нарушая правила, используя запрещенные приемы, заставляющие их оппонентов переживать стрессы. Но в политике иногда кандидат попросту не может пройти всю избирательную кампанию – по аналогии с футболом, провести на поле все 90 минут. Виной тому – стрессы, которые кандидат испытывает в процессе борьбы за пост. Многие опытные бизнесмены и общественные деятели, столкнувшись с хроническим стрессом, выпадают не только из политики, но и из реальной жизни. Все политики уверены, что после победы работать абсолютно несложно, и все тяжелое уже позади, но я еще не встречал ни одного политика, который после победы или поражения не сказал бы мне: «Это было самое тяжелое испытание», а я ему обычно отвечал: «Поверьте, все только начинается». Ведь подковерная игра и постоянно меняющиеся договоренности ломают даже опытных и бывалых.

Читайте также:  Эмоциональное развитие младших школьников пособие

О консультантах я вообще молчу: «норма» жизни – сигареты, коньяк, кофе и попытки уснуть ночью, в надежде, что после этих выборов точно уйдет в спокойный офис, либо станет советником. Но как только начинается очередная избирательная кампания и начинает звонить телефон, все сразу резко меняется. Каждый консультант после выборов дает себе обещание «больше не буду работать с таким сложным кандидатом» и обязательно его нарушает.

Поэтому политик по своему профессиональному предназначению должен иметь определенный набор черт характера, с помощью которых он мог бы бороться с таким «неизбежным злом», как стресс.

Одним словом, политика – занятие не для слабонервных.

Уверен, каждый из вас сможет найти ответы на свои вопросы.

Уверен, у вас возникнет вопрос, кто я такой. Отвечу сразу: меня зовут Владислав Вавилов и я помогу вам стать лучше, как ни пафосно это звучит:-).

Чем будет полезна эта книга?

Даже мастера своего дела, находящиеся в стрессовом состоянии, обычно становятся неэффективными. Однако далеко не все люди от природы обладают равными способностями овладевать собственным стрессом. Именно поэтому все более актуальным становится вопрос развития навыков стрессоустойчивости и предупреждения профессионального «выгорания».

А в политике этот вопрос еще более актуален, ведь эта сфера у многих ассоциируется со стрессом.

Чтобы помочь в решении этой проблемы, я написал книгу «Политический стресс-менеджмент», целью которой является, в первую очередь, помощь читателям в понимании того, каким образом неумение контролировать стресс отражается как на их общем самочувствии и способности быстро восстанавливать внутренние ресурсы, так и на достижении результата и возможности эффективно работать и быть результативным политиком. В материалах книги читатели ознакомятся с основными принципами управления стрессом, научатся контролировать собственный уровень работоспособности, а также получат инструменты, которые позволят участникам предупреждать возникновение стрессовых ситуаций.

Раздел 1. Все о стрессе

Как правило, большинство людей не относится к такому явлению, как стресс, серьезно, или не осознает его существование до тех пор, пока уровень стресса не начинает сказываться на их самочувствии и физическом состоянии. Кроме таких последствий стресса, как усталость, заболевания и раздражение, длительное игнорирование воздействия стрессовых факторов приводит к «сгоранию на работе» – полному эмоциональному, физическому и психическому истощению, сопровождающемуся значительным снижением мотивации сотрудника к выполнению любой деятельности. Такое состояние сказывается не только на результативности, но и создает значительный внутренний дискомфорт и сказывается на качестве отношений с окружающими.

На страницах книги я хочу проинформировать участников о природе такого явления, как стресс, подробно останавливаясь на факторах, его вызывающих. Кроме того, предложить ряд техник и инструментов, которые помогут читателям эффективно определять первые признаки наличия стресса и выработать свой собственный подход к регулированию стресса, быстро восстанавливать силы и повышать собственную работоспособность. Ведь в политике важна каждая секунда! Отдельное внимание уделяется вопросу поиска дополнительных внутренних ресурсов, которые помогают заблаговременно готовиться к неблагоприятным рабочим ситуациям и эффективно преодолевать повседневные трудности.

♦ Стресс, его физиологическая и психологическая природа

Источник

Оцените статью