Стресс первоклассника как помочь

Как снизить стресс у ребенка при адаптации к новой школе

Переезд на новое место – стресс для всей семьи. Но дети всегда переживают эти перемены сложнее взрослых, так как они не могут управлять ситуацией и полностью зависят от решений родителей.

Наиболее сильному стрессу ребенок подвержен при переходе в новую школу: нужно привыкать к новому коллективу и отвоевывать свое место в классе, адаптироваться к требованиям новых учителей. И в это время ребенок больше нуждается в понимании и сочувствии самых близких людей, чем в конструктивных советах.

Как вы можете помочь своему ребенку при переходе в новую школу:

  • Поговорите с ребенком открыто о причинах переезда семьи или смены школы, даже если вам кажется, что он не поймет их. Особенно важно обсудить это с подростком, так как без его участия в принятии важного решения он может подумать, что в семье с его интересами не считаются. Во время перемен чувство общего дела будет хорошей поддержкой и для детей, и для родителей.
  • Не ставьте высоких целей: сейчас важно выполнить программу минимум, найти школу, в которой будет комфортно именно вашему ребенку. В начальных классах выбирайте в первую очередь подходящего учителя, даже если он будет работать в самой обычной государственной школе. Для этого придется встречаться с педагогами лично, узнавать о хороших учителях на новом месте у знакомых. Возможно, вам помогут учителя из предыдущей школы: нередко педагоги из разных школ обмениваются опытом.
  • Скорее всего успехи в учебе на новом месте будут повышать самооценку ребенка, что очень важно для комфортной адаптации. Но в то же время учиться на высокий балл в новом классе получится не у всех. Поэтому важно понять самим и объяснить вашему ребенку, что его оценки сейчас – не главное, и он может учиться по мере сил. При этом говорите о том, что вы верите в него, что этот сложный период закончится, и он сможет показать все свои таланты. Обязательно будьте на связи с классным руководителем, чтобы узнавать о школьных проблемах сразу, и вовремя помогать ребенку.
  • Внимательно отнеситесь к тому, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками. Сейчас вам приходится решать серьезные насущные вопросы, самим адаптироваться к новым условиям, но все же дети более уязвимы в отношениях с ровесниками и часто зависят от мнения коллектива. Если ребенок не сможет наладить отношения в классе, будьте готовы к тому, что в ближайшее время придется снова сменить школу.
  • Посетите школьного психолога всей семьей, хотя бы однажды. Зная больше об ученике и его семье, психолог сможет помочь ему лучше адаптироваться к новой школе, а родителям – понять своего ребенка в это нелегкое для семьи время.
  • Адаптация к новой школе пройдет намного проще, если ребенок будет защищен поддерживающим препаратом на основе аминокислоты глицин. Глицин усиливает защитное торможение в нервной системе, и предупреждает нервное истощение. Препарат разрешен с самого раннего возраста и может без вреда применяться длительно. Кроме седативного действия, Глицин также поможет лучше усваивать новый материал, так как он улучшает обменные процессы в нервных клетках и образование нейронных связей.

Источник

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎ гипоопека » .
  • Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Читайте также:  Апатия после стресса что делать

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Источник

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

«Первый раз в первый класс» – тревожное социальное событие в жизни ребёнка. Как помочь ему справиться со стрессом?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи. Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём. А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли. Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными. Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

Читайте также:  Люблю шоппинг для настроения

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе. Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Типичные проблемы первоклассников

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется. Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки. Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних. Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя. При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии. Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков. На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так. Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается. На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность. А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Читайте также:  Это чувство ему незнакомо

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит. При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется. Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье. Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления. Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно. Отводите его в школу и встречайте его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Источник

Оцените статью